Отчет по самообразованию "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ШКОЛА № 920"
Отчет по самообразованию в старшей группе
за 2021 - 2022 учебный год
по теме: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
(старшая группа)
Выполнила: Сафиуллина Лидия Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Москва, 2022.
Цель работы – использование художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста.
Задачи:
воспитательные:
- воспитывать интерес к художественной литературе, к чтению;
- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
образовательные:
- формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их особенностях, учить определять жанр произведения (стихотворение, сказка, рассказ и т.д.);
развивающие:
- развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию;
- развивать способность к сопереживанию героям;
- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева) и «Программу воспитания и обучения в детском саду» (ред. Васильевой М.А).
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни: сначала, когда ребёнок в утробе матери, она читает ему стихи и сказки. Потом родители читают своим детям, а когда ребенок знакомится с буквами, он начинает самостоятельно читать стихи, сказки и рассказы. Важно уже с детства воспитать в детях любовь к художественной литературе и любовь к чтению. Еще В.А. Сухомлинский говорил, что «чтение-это окошко, через которое дети познают мир и самих себя». Ведь благодаря литературе и его героям и персонажам, ребенок учится различать, что такое хорошо и что такое плохо.
Если дети школьного возраста уже умеют читать сами, то дошкольники еще не обладают такими навыками. Поэтому главная задача воспитателя научить детей слушать литературные произведения, а также заинтересовать их. Воспитатель должен уметь выразительно прочитать или образно рассказать. Только тогда ребенок сможет правильно понять идею произведения.
Также важно, чтобы речь воспитателя была: грамматически правильно построенной, связной, доступной для понимания, интонационно выразительной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка и т.д. Так как знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развития речевого творчества.
Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду (Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников):
- чтение и рассказывание художественной литературы; заучивание стихотворений на занятиях;
- использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.
На занятиях мы каждый день читаем художественные произведения, проводим беседы, знакомимся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой – с произведениями А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, А. Линдгрен и многих других.
Особое внимание в работе с детьми старшей группы я уделяю заучиванию стихотворений. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Дошкольники, с радостью, рассказывают стихотворения на мероприятиях в честь праздников: 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т.д.). Таким образом, развивается не только речь детей, но и их ораторские способности.
Также для развития связной речи дошкольников очень эффективными являются пересказы художественных произведений. В старшей группе, например, можно использовать народные сказки, небольшие рассказы Л. Н. Толстого и т.д.
Читая детям, художественные произведения на занятиях по развитию речи, мы используем разнообразные методы и приемы, но более эффективным является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность способствует развитию психических процессов и различных качеств личности дошкольника - самостоятельности, инициативности, эмоционального мира и воображения. В старшей группе для театрализации можно использовать сказки «Лиса и кувшин», «Хаврошечка».
При инсценировки художественных произведений я стараюсь опираться на разнообразие театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).
Так как театрализованная деятельность помогает не только в развитии ощущений, эмоций, фантазии, воображения, памяти, внимания, воли и т.д., она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Ребенок расширяет свой словарный запас, совершенствует артикуляционный аппарат, усваивает богатство родного языка.
Также дети очень любят отгадывать загадки, читать и учить пословицы. Отгадывая загадки - у ребенка развивается логическое мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.
Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией. Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, с иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрации к литературным произведениям разных художников дают представление о вариативности образов, расширяют круг представлений, в какой-то мере стимулируют собственное творчество детей. Так в старшей группе дети с удовольствием рисуют иллюстрации к рассказу В. Драгунского «Друг детства», к сказкам П. Бажова «Серебряное копытце» и В. Катаева «Цветик-семицветик».
Одно из самых любимых мест дошкольников в группе - книжный уголок. Книжный уголок - это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Цель уголка книги: воспитание любви, уважения и интереса к книге, стремления к общению с ней, умения слышать и понимать художественный текст, воспитание будущих книголюбов. В этом уголке ребенок имеет возможность сам, без помощи взрослых, выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Благодаря этому он может сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе, способствует не только развитию речи, памяти, воображения, творческих способностей, моральных и нравственных качеств детей, но и развитию гармоничной, всесторонне развитой личности.
Список использованной литературы
-
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2007.
-
Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.
-
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
-
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. . - 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
-
Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев : Радянська школа,1974. – 288с.
-
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сафиуллина Лидия Николаевна
→ Публикатор 24.05.2022 0 2166 138 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.