Мастер-класс "Цветные счётные палочки Кюизенера"



 

Мастер-класс «Цветные счётные палочки Кюизенера»

- Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме «Цветные счётные палочки Кюизенера»

Цель мастер - класса:
Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера.

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления.

Мастер-класс :

Каждая палочка соответствует определённому числу от 1 до 10

Палочки отличаются ещё одной интересной особенностью: различные цвета можно объединить в «семейства». Так, к семейству красного (его оттенки — это сам красный, розовый, малиновый, бордовый и др.) относятся числа, которые кратны двум, — 2, 4, 8. К семейству синих относятся числа, делящиеся на 3 — это 3, 6, 9. Оттенки жёлтого делятся на 5.

В состав классического варианта набора входит 241 элемент. Однако в работе с детьми дошкольного возраста часто используют упрощённый вариант, представленный 144 деталями: 36 белых палочек плюс по 12 элементов прочих цветов.

 

Счётные палочки Кюизенера могут быть представлены и в плоском варианте. Воспитатель или родители могут изготовить набор своими руками из плотного картона. При этом элементы можно вырезать более крупными (начиная от палочки 2х2 см и заканчивая 2х20 см). Однако детали нельзя помечать цифрами: дошкольники должны сами соотносить размер брусочка и число. Развивающий набор можно изготовить самостоятельно из плотного картона.

 

 

 

 

Моделирование сказок

Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки (часто это делается совместно с использованием логических блоков Дьенеша). Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей.

Анализируя русскую народную сказку «Теремок», После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка»), репка («Репка»), овощи из огорода («Пых») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров.


 

На 1 этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой, т. е. выкладываются по образцу простейших изображений: стул, домик, цветочек и др.; выкладывание квадратов, прямоугольников, упражнение «продолжи ряд», «Дорожки: длинная и короткая», Игровое упражнение «Лесенка широкая и узкая», «Разноцветные флаги». Игра – конструктор «Собачки», «Дом и мебель для Матрешки»

На 2 этапе палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. С помощью цветных палочек можно выкладывать картинки по цифрам, закрепляя умение детей соотносить число с цветом, можно складывать и вычитать. А также познакомить с симметрией.

А теперь переходим к практической части нашего мастер-класса. Предлагаю Вам отправиться в сказку. А вот в какую сказку попадем, вы узнаете из загадки.

«Возле леса на опушке

Трое их живут в избушке.

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?» (Три медведя)

- Правильно, мы отправимся в сказку «Три медведя». Присаживайтесь по удобнее , и мы начнем создавать сказку…. а помогут нам в этом наши волшебные цветные палочки.

В руки палочки возьмем,

Сказку складывать начнем:

Мы сначала дом построим,

Дом для сказочных героев.

Три медведя в доме жили.

Дружно жили, не тужили.

- Возьмите 4 палочки равных числу 10 и составьте их так, чтобы получился квадрат. Что есть у нашего квадрата? (4 угла и 4 стороны)

- Что мы построили у дома этим квадратом? (мы построили стены)

- Для окошка возьмите палочки одного цвета, которые будут короче 6, но длиннее 4. Какого цвета нам надо взять палочки? Сколько палочек нам надо взять, чтобы построить окошко?

- Чего не хватает нашему дому? Для того чтобы построить крышу возьмите палочку, которая находится между бордовой и оранжевой палочкой. Какого цвета нам надо взять палочки. Сколько палочек нам нужно взять, чтобы построить крышу. Нам понадобится 3 палочки синего цвета.

- На какую геометрическую фигуру похожа наша крыша? Чем отличается треугольник от квадрата?

- Чтобы попасть в дом, надо пристроить к дому лестницу. Возьмите по одной палочке: черную, фиолетовую, желтую, красную и розовую. Лестницу будем строить с левой стороны от дома так, чтобы ступеньки (палочки) лежали горизонтально.

- начинаем строить снизу вверх, от самой длинной до самой короткой ступеньки.

- какого цвета ступенька внизу?

- какого цвета ступенька вверху?

- какого цвета ступеньки в середине?

- какого цвета ступенька самая длинная?

- какого цвета ступенька самая короткая?

- Давайте посчитаем ступеньки по порядку. Начинаем считать снизу вверх.

- А теперь спустимся обратно с лестницы, считаем ступеньки в обратном порядке.

- Молодцы, наш дом построен. Слушаем сказку дальше.

В лес ушли они гулять,

Ягод - на обед собрать

Маша по лесу гуляла.

От подруг своих отстала,

По лесной тропинке шла -

Пока домик не нашла.

Заглянула Маша в дом,

Стулья видит в доме том -

Маленький, большой и средний,

В середине - стол обеденный.

- Посмотрите, что же наделала Маша. Она поломала все стулья. Вам надо их починить.

- Из какого цвета стол, стулья?

Читаем сказку дальше.

А потом пошла искать,

Где же можно ей поспать.

Открывает дверь большую,

Входит в комнату другую.

Три кровати перед ней,

И одна другой длинней.

Маша выбрала кровать,

Легла в маленькую спать.

У медведей поломались все кровати.

- Давайте поможем им все кровати отремонтировать.

- У кого будет самая большая кровать? (У папы, Михаила Ивановича)

- Посмотрите, какого цвета она? (оранжевого)

- А самая маленькая кровать чья? (у Мишутки)

- Она какого цвета (фиолетовая).

- Тогда у Настасьи Петровны кровать какого размера (среднего, и цвет у нее (бордовый) 

(Дети выкладывают кровати из палочек за столами)

- Теперь надо заправить кроватки, а заправлять будем так:

- Сверху в одну линию положим  «одеяло», которое сшито из «лоскутков» - палочек.

- Из каких «лоскутков» сшито «одеяло» на большой кроватке?

- на средней кроватке?

- на маленькой кроватке? (Ответы детей)

- Ну, вот «одеяло» мы постелили, что же ещё не хватает? (Подушки)

- А подушкой будет белая палочка, её надо положить с левой стороны на каждую кровать.

- И с этим заданием мы справились. Медведи очень обрадуются, что мы им помогли.

Вот и закончилось наше сказочное путешествие.

Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.

Играйте, обучайте и развивайте детей.

Спасибо за внимание


 


 


Полный текст материала Мастер-класс "Цветные счётные палочки Кюизенера" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тицкая Ирина Анатольевна  Публикатор
11.01.2023 0 1039 43

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК