Мастер-класс "Цветные счётные палочки Кюизенера"
Мастер-класс «Цветные счётные палочки Кюизенера»
- Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме «Цветные счётные палочки Кюизенера»
Цель мастер - класса:
Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления.
Мастер-класс :
Каждая палочка соответствует определённому числу от 1 до 10
Палочки отличаются ещё одной интересной особенностью: различные цвета можно объединить в «семейства». Так, к семейству красного (его оттенки — это сам красный, розовый, малиновый, бордовый и др.) относятся числа, которые кратны двум, — 2, 4, 8. К семейству синих относятся числа, делящиеся на 3 — это 3, 6, 9. Оттенки жёлтого делятся на 5.
В состав классического варианта набора входит 241 элемент. Однако в работе с детьми дошкольного возраста часто используют упрощённый вариант, представленный 144 деталями: 36 белых палочек плюс по 12 элементов прочих цветов.
Счётные палочки Кюизенера могут быть представлены и в плоском варианте. Воспитатель или родители могут изготовить набор своими руками из плотного картона. При этом элементы можно вырезать более крупными (начиная от палочки 2х2 см и заканчивая 2х20 см). Однако детали нельзя помечать цифрами: дошкольники должны сами соотносить размер брусочка и число. Развивающий набор можно изготовить самостоятельно из плотного картона.
Моделирование сказок
Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки (часто это делается совместно с использованием логических блоков Дьенеша). Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей.
Анализируя русскую народную сказку «Теремок», После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка»), репка («Репка»), овощи из огорода («Пых») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров.
На 1 этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой, т. е. выкладываются по образцу простейших изображений: стул, домик, цветочек и др.; выкладывание квадратов, прямоугольников, упражнение «продолжи ряд», «Дорожки: длинная и короткая», Игровое упражнение «Лесенка широкая и узкая», «Разноцветные флаги». Игра – конструктор «Собачки», «Дом и мебель для Матрешки»
На 2 этапе палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. С помощью цветных палочек можно выкладывать картинки по цифрам, закрепляя умение детей соотносить число с цветом, можно складывать и вычитать. А также познакомить с симметрией.
А теперь переходим к практической части нашего мастер-класса. Предлагаю Вам отправиться в сказку. А вот в какую сказку попадем, вы узнаете из загадки.
«Возле леса на опушке
Трое их живут в избушке.
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?» (Три медведя)
- Правильно, мы отправимся в сказку «Три медведя». Присаживайтесь по удобнее , и мы начнем создавать сказку…. а помогут нам в этом наши волшебные цветные палочки.
В руки палочки возьмем,
Сказку складывать начнем:
Мы сначала дом построим,
Дом для сказочных героев.
Три медведя в доме жили.
Дружно жили, не тужили.
- Возьмите 4 палочки равных числу 10 и составьте их так, чтобы получился квадрат. Что есть у нашего квадрата? (4 угла и 4 стороны)
- Что мы построили у дома этим квадратом? (мы построили стены)
- Для окошка возьмите палочки одного цвета, которые будут короче 6, но длиннее 4. Какого цвета нам надо взять палочки? Сколько палочек нам надо взять, чтобы построить окошко?
- Чего не хватает нашему дому? Для того чтобы построить крышу возьмите палочку, которая находится между бордовой и оранжевой палочкой. Какого цвета нам надо взять палочки. Сколько палочек нам нужно взять, чтобы построить крышу. Нам понадобится 3 палочки синего цвета.
- На какую геометрическую фигуру похожа наша крыша? Чем отличается треугольник от квадрата?
- Чтобы попасть в дом, надо пристроить к дому лестницу. Возьмите по одной палочке: черную, фиолетовую, желтую, красную и розовую. Лестницу будем строить с левой стороны от дома так, чтобы ступеньки (палочки) лежали горизонтально.
- начинаем строить снизу вверх, от самой длинной до самой короткой ступеньки.
- какого цвета ступенька внизу?
- какого цвета ступенька вверху?
- какого цвета ступеньки в середине?
- какого цвета ступенька самая длинная?
- какого цвета ступенька самая короткая?
- Давайте посчитаем ступеньки по порядку. Начинаем считать снизу вверх.
- А теперь спустимся обратно с лестницы, считаем ступеньки в обратном порядке.
- Молодцы, наш дом построен. Слушаем сказку дальше.
В лес ушли они гулять,
Ягод - на обед собрать
Маша по лесу гуляла.
От подруг своих отстала,
По лесной тропинке шла -
Пока домик не нашла.
Заглянула Маша в дом,
Стулья видит в доме том -
Маленький, большой и средний,
В середине - стол обеденный.
- Посмотрите, что же наделала Маша. Она поломала все стулья. Вам надо их починить.
- Из какого цвета стол, стулья?
Читаем сказку дальше.
А потом пошла искать,
Где же можно ей поспать.
Открывает дверь большую,
Входит в комнату другую.
Три кровати перед ней,
И одна другой длинней.
Маша выбрала кровать,
Легла в маленькую спать.
У медведей поломались все кровати.
- Давайте поможем им все кровати отремонтировать.
- У кого будет самая большая кровать? (У папы, Михаила Ивановича)
- Посмотрите, какого цвета она? (оранжевого)
- А самая маленькая кровать чья? (у Мишутки)
- Она какого цвета (фиолетовая).
- Тогда у Настасьи Петровны кровать какого размера (среднего, и цвет у нее (бордовый)
(Дети выкладывают кровати из палочек за столами)
- Теперь надо заправить кроватки, а заправлять будем так:
- Сверху в одну линию положим «одеяло», которое сшито из «лоскутков» - палочек.
- Из каких «лоскутков» сшито «одеяло» на большой кроватке?
- на средней кроватке?
- на маленькой кроватке? (Ответы детей)
- Ну, вот «одеяло» мы постелили, что же ещё не хватает? (Подушки)
- А подушкой будет белая палочка, её надо положить с левой стороны на каждую кровать.
- И с этим заданием мы справились. Медведи очень обрадуются, что мы им помогли.
Вот и закончилось наше сказочное путешествие.
Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Играйте, обучайте и развивайте детей.
Спасибо за внимание
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тицкая Ирина Анатольевна
→ Публикатор 11.01.2023 0 1039 43 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы