Консультация для педагогов ДОУ "Учим детей задавать вопросы"


Консультация для педагогов

«Учим детей задавать вопросы».


Зачем нужны вопросы?

«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», — приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков. Он также указывает на несколько функций вопросов:

С помощью вопроса можно получить новую информацию.

Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.

Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.

Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию. Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.

С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.

Чтобы развить у детей любознательность и поддержать интерес к окружающему миру, научите их задавать познавательные вопросы.

Какие вопросы относятся к познавательным?

Ребенок не всегда задает вопросы с целью получить познавательную информацию. Часто вопросы дошкольника выполняют функцию установления контакта. Например, «А можно с вами?», «Как тебя зовут?», «А что вы делаете?». Эти вопросы демонстрируют желание ребенка взаимодействовать, контактировать, общаться. Такие вопросы называют контактоустанавливающими.

Если ребенок задает вопрос и действительно хочет получить новую информацию об окружающем мире, его событиях и явлениях, то такие вопросы являются познавательными. При этом оба вида вопросов важны для развития и социализации ребенка.

Познавательные вопросы демонстрируют любопытство, любознательность ребенка. Любознательность – центральный, мотивационный компонент готовности дошкольника к обучению в школе. Если ребенку не интересно узнавать новое, не хочется учиться, то в школе он не сможет быть успешным. Предпосылки для развития детской любознательности возникают в среднем и старшем дошкольном возрасте, в этот период ребенок начинает задавать много вопросов. Чтобы развить любознательность тем самым обеспечить ребенку успешную учебу в школе, воспитатель должен терпеливо отвечать на детские вопросы, радоваться им и поощрять познавательные интересы ребенка.

Дети достаточно интенсивно начинают задавать вопросы (чаще всего вопрос «Что это?») уже в 3-4-летнем возрасте. Однако если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными. Чаще всего используются вопросы, начинающиеся со слов «что?..», «как?.." и «почему?», при этом ребенок может предпочитать один-два из этих разновидностей вопросов и не применять «цепочки вопросов», когда из одного вопроса следует другой.

Как построить обучающую беседу с детьми?


  • Предложите детям рассмотреть серию картинок.

  • Задайте вопросы по картинкам, выслушайте ответы детей.

  • Вызовите желающего или выберите кого-то из воспитанников и попросите рассказать историю по картинкам.

  • Предложите детям сходную серию картинок для самостоятельной тренировки. Разделите детей на две группы, первой группе дайте задание задавать вопросы, а второй – отвечать на них.

  • Вызовите желающего или выберите кого-то из воспитанников и попросите рассказать историю по этой новой серии картинок.


Как организовать работу с детьми?


Общепринятой концепции, как формировать вопросительные высказывания ребенка в период дошкольного детства, в настоящий момент нет. Однако исследователи подчеркивают, что для решения задач познавательного развития необходимо формировать у дошкольников мотивацию к формулированию вопросов, освоению различных форм вопросительных высказываний. Предлагаем методические рекомендации, которые помогут организовать эту работу с детьми пошагово.


Сначала обеспечьте мотивацию детей к формулированию (постановке) вопросов. Ребенку важно знать, что умение задать вопрос – это социально ценное действие. Мотивировать детей можно на развивающих занятиях.


















«Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума» (по имени американского психолога и педагога Бенджамина Блума)

Шесть лепестков — шесть типов вопросов


Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.

Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли? Что бы ты сделал, если бы прилетел на Марс?

Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?

Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики. Как посадить семена цветов? Как работает пылесос?

Воспитанники понимают значение всех типов вопросов. В старшем дошкольном возрасте дети могут привести свои примеры по каждому типу вопросов. Воспитанники любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании.

В технологии критического мышления есть очень много стратегий, позволяющих вести обучающую деятельность более интересно и эффективно.




Полный текст материала Консультация для педагогов ДОУ "Учим детей задавать вопросы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кудряшова Татьяна Геннадьевна  sevene
06.06.2024 0 92 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК