Статья «Продуктивная деятельность дошкольников как средство интеллектуального и эстетического развития»


Савельева Елена Вадимовна

воспитатель высшей

квалификационной категории

МДОУ «Центр развития ребенка-

детский сад № 100» г. Пермь

Статья «Продуктивная деятельность дошкольников как средство интеллектуального и эстетического развития»


Дошкольное детство – это важнейший период в жизни человека, в котором формируются психические процессы, свойства и качества личности, имеющие непреходящее значение.

Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Для ребёнка характерна колоссальная жажда познания активных действий.

Виды детской активности, объединяемые понятием «продуктивная деятельность» имеют общий развивающий радикал для интеллектуального и эстетического развития.

Развивающие функции продуктивной деятельности связаны с широким спектром способностей, умений и навыков, которые можно разделить на общие и специфические (относящиеся к определённым материалам и инструментам) /Короткова Н./

Рассматривая общеразвивающие функции продуктивной деятельности, необходимо, прежде всего, отметить её участие в эмоционально – личностном становлении ребёнка – в развитии «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.

Моделирующий характер продуктивной деятельности обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности соотносить целое – части, систематизировать свойства и отношения объектов предметного мира.

Продуктивная деятельность в силу её «созидательного характера, как ни одна из других форм активности ребёнка, создаёт условия для развития целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно для развития способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели) в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества. В этом смысле продуктивная деятельность закладывает основы трудолюбия у ребёнка.

Кроме того, продуктивная деятельность связана с развитием способности к планомерной «шаг за шагом», организации деятельности и её целевой регуляции и использованием различного рода опосредующих звеньев между целью (замыслом) и результатом (продуктом) – образов и графических моделей (схем, чертежей, выкроек, пооперационных планов, эскизов), а так же словесных описаний условий, которым должен соответствовать продукт. Развитие знаково-символического опосредования деятельности – важный показатель перехода ребёнка на боле высокий уровень психической организации.

Широкие возможности открывает продуктивная деятельность и для развития творческой активности. Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы, «ставя» перед ребёнком вопрос «Что из этого можно сделать?» стимулируют порождение замысла и его воплощение.

К спектру общеразвивающих функций, следует отнести и развитие ручной моторики, которому способствует продуктивная деятельность любого рода.

Продуктивная деятельность так же создаёт условия для развития специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материала (навыки рисования, лепки, конструирования, шитья и т.д.) и техникой использования общеупотребительских инструментов (карандаша, кисти, ножниц, иглы и пр.) /Короткова и др./

Продуктивная деятельность посредством моделирующей функции приводит ребёнка к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объёмном изображении.

Мы разделяем мнение Д.Б.Эльконина о том, что ребёнок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном объекте те стороны, которые могут быть не только отражены в том или ином её виде, но и раскрывают сущности, смысл нового предмета познания.

Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребёнка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия деятельности, возникают обобщённые способы изображения объектов окружающего мира.

Предпосылками продуктивной деятельности так же игры и труда выступают потребности малыша:

  • в самостоятельности и активности;

  • в поддержании взрослого;

  • в освоении предметных действий;

  • в управлении движениями руки и глаза.

Виды продуктивной деятельности, восприятие произведений искусства, первые их оценки, попытки исполнять и импровизировать – возникают уже в дошкольном детстве. И дело воспитателей создать все условия для их целесообразной интеграции и приобщения ребёнка к разным видам художественной практики.

Занятия продуктивными видами деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми, и важно помочь детям осуществить такое общение.

Исследования зарубежных авторов Б.Дефферсон (США), Э.Мейман (Германия), К.Риччи (Италия), Л.Тэдд и др. показывают, что все процессы: восприятия, становление представлений, изобразительные движения руки, производимые под контролем зрения связаны между собой. Исключение одного из звеньев нарушает целостность продуктивной деятельности, тормозит её развитие.

Продуктивные виды деятельности на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Рисуя, ребёнок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т.д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребёнок – «шофёр», он везёт блоки на строительство, затем он «грузчик», выгружает эти блоки, наконец, «рабочий – строитель», строящий дом.

Интерес к продуктивным видам деятельности первоначально возникает именно, как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат продуктивной деятельности (например, рисунок), и она постепенно освобождается от влияния игры.

Продуктивные виды деятельности способствуют развитию личности ребёнка и влияют на развитие способностей ребёнка, к выполнению трудовых и учебных заданий. В этих видах деятельности складывается направленность на получение результата, одобряемого взрослыми и сверстниками. Этим результатом может служить рисунок, приведённое в порядок помещение, конструкция, вскопанная грядка, решение арифметической задачи и т. д.

Необходимость добиться хорошего результата приучает ребёнка планировать свои действия, управлять ими, и таким образом, ведёт к развитию воли, умению управлять своим поведением, элементам проектной деятельности. Кроме того, результат деятельности является основанием сравнения успехов, достигаемых разными детьми. Если первоначально такое сравнение проводят взрослые, привлекая к нему детскую группу, то в последствии его начинает выполнять и сам ребёнок, овладевая при этом навыками самооценки, осознания своих собственных качеств и достижений.

Под влиянием продуктивной деятельности у детей формируются новые мотивы поведения. При выполнении продуктивных заданий дети учатся руководствоваться той пользой, которую они приносят другим людям (семье, своей группе и даже обществу в целом)

Выполнение учебных заданий способствует развитию у детей познавательных мотивов – любознательности, желание узнать новое, а так же интересов к познанию отдельных областей действительности, с которыми дети знакомятся в процессе обучения.

Мотивы, возникающие в продуктивной деятельности, создают условия для развития общих и специальных способностей у ребёнка. Направленность на результат деятельности развивает трудоспособность – один из компонентов любой способности. Трудоспособность в большей мере обеспечивает успех продуктивной деятельности, что поощряется общественным признанием. Удовлетворение притязания на признание побуждает ребёнка к новым достижениям.

В процессе овладения разными видами продуктивной деятельности происходит ознакомление с сенсорными эталонами (цветом, формой, величиной, положением в пространстве). Даже если ребёнка специально не обучают выделять разнообразные свойства предметов, соответствующие общепринятым эталонам, то сам материал, с которым дошкольник действует при рисовании, конструировании, выкладывании аппликации, содержит необходимые образы. Так, рисуя, ребёнок пользуется красками, цвета которых подобраны в соответствии с цветами солнечного спектра; конструируя из кубиков, он пользуется треугольными, прямоугольными, квадратными элементами разной величины; в материалах для аппликации так же представлены разноцветные фигуры и т.д.

Задача воспроизвести в рисунке, конструкции, аппликации той или иной предмет, заставляет ребёнка много раз его обследовать, «открывать» цвет, форму, свойства.

Усложнение продуктивных видов деятельности ведёт к тому, что ребёнок постепенно усваивает всё новые эталоны формы и цвета и примерно к четырём – пяти годам овладевает сравнительно полным их набором.

В дошкольном возрасте в связи с овладением продуктивными видами деятельности у детей складываются сложные действия восприятия, с помощью которых ребёнок познаёт специфику обследуемого предмета и отражает её в модели. Созданные им рисунки, конструкции, аппликации представляют собой более или менее точные модели предметов. У детей формируется моделирующие действия восприятия. Последовательно осматривая, ощупывая предмет, ребёнок расчленяет его на части и признаки, соответствующие усвоенным эталонам, прослеживает их связь. Складывающийся в результате образ предмета представляет собой свёрнутую внутреннюю модель его целостной формы и индивидуальных особенностей.

Обучение действиям восприятия, так же ознакомление с сенсорными эталонами обогащает интеллектуальные возможности дошкольника, опосредует освоение новых видов продуктивной деятельности.

Большое значение продуктивная деятельность имеет в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладение умением их определять.

В процессе продуктивной деятельности ребёнок начинает овладевать построением наглядных, пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей. В деятельности взрослых людей наглядные пространственные модели выступают в виде различного рода чертежей, схем, карт, графиков, объёмных моделей, передающих взаимосвязь частей тех или иных объектов. В детской продуктивной деятельности такими моделями служат создаваемые конструкции аппликации, рисунки. Строя из кубиков, ребёнок не только моделирует формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определённым образом располагая изображения людей и предметы на листе бумаги. Исследователи давно обратили внимание на то, что рисунок в большинстве случаев представляет собой схему, в которой передаётся главным образом связь основных частей изображаемого предмета и отсутствуют индивидуальные черты.

Таким образом, продуктивные виды деятельности имеют неоценимое значение для всесторонней подготовки детей к школе. Занятие по продуктивной деятельности является важнейшим средством умственного развития детей. Чтобы ребёнок мог самостоятельно использовать умения, приобретённые на занятиях изодеятельности при изображении одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен обобщать, оперировать понятиями.

По мнению М.В.Грибановой и др., в дошкольном возрасте, кроме наглядно – действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, виды развиваются разные мышления. Это рационально – логическое мышление, которое обеспечивает освоение знаний, понимание природных и общественных законов и эмоционально – образное, где освоение мира приводит ребёнка к определению субъективных, эмоционально – ценностных критериев жизнедеятельности, которые выражаются в поступках, желаниях и стремлениях каждого отдельного ребёнка (с их неповторимо – ценностной индивидуальной особенностью). Так ребёнок на основе умственных операций может представить результат своей работы, последовательность, алгоритм и только затем начать действовать!

Успешное овладение приёмами изображения и создания выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов и явлений. Поэтому перед началом изображения дети вынуждены решать умственные задачи на основе сформировавшихся у них представлений, знаний и понятий, а затем ищут способы реализации своих решений.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, опосредующих становление оценочного отношения к окружающей действительности, требующее включение наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

Окружающая жизнь даёт детям богатые впечатления, которые потом отражаются в продуктах изобразительной деятельности.

Богатый материал для этических и эстетических переживаний даёт природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, удивительная красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и т.д.)

Продуктивная деятельность помогает обогатить знания, представления о труде людей, их быте. Например, знакомясь с городом, ребята рисуют, конструируют, моделируют улицу, дома, мосты, машины, людей.

В процессе коллективной или подгрупповой организации продуктивной деятельности воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В коллективных работах у детей воспитывается умение дружно, согласованно работать.

Продуктивная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.

Для закрепления моральных чувств, углубления эстетических переживаний необходимо в процессе занятия создать определённый эмоциональный настрой; педагог должен знать приёмы, побуждающие активизировать внимание, актуализировать интересы детей к рисованию, лепке и т.п. Одним из факторов активизации деятельности ребёнка является глубокое эмоциональное «переживание – деятельность» книжки, игрушки. Эмоциональное переживание вызывает у ребёнка потребность «рассказать» окружающим о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами. Он ещё раз переживает эмоциональный подъём и огромное удовольствие от процесса изображения эмоционально – окрашенного знания, образа предмета.

Все виды продуктивной деятельности при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребёнка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого и жизнерадостного настроения.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребёнка, мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе продуктивной деятельности, так же развивают руку и глаз ребёнка и могут быть использованы в разных видах труда.

Таким образом, как показало изучение многочисленных исследований продуктивная деятельность дошкольников, является:

  • средством интеллектуального и эстетического развития;

  • способствует развитию личности ребёнка;

  • активному познанию им окружающего мира;

  • воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в продукте (рисунке, лепке, аппликации).




  1. Детская психология /под редакцией Мухиной М,1985.

  2. Грибанова М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста. Диссертация канд. пед. наук Екатеринбург, 1999.

  3. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества М,1985.

  4. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М, 1983.

  5. Короткова Н. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста /Дошкольное воспитание 2001, № 11.

  6. Лазарь Т.Р. Развитие познавательной активности и творчества у детей на занятиях по рисованию /Дошкольное воспитание 1984 № 10

  7. Мелик – Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно – творческого развития школьников. /Вопросы психологии. 1989, № 1.




Полный текст материала Статья «Продуктивная деятельность дошкольников как средство интеллектуального и эстетического развития» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савельева Елена Вадимовна  lena-saveleva-74
10.12.2011 1 9136 767

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК