Дидактические и речевые игры по художественно-эстетическому воспитанию для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Дидактические и речевые игры по
художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»
для детей среднего и старшего возраста
Паламарчук Зоя Александровна
Воспитатель ИЗО
МБДОУ № 29 «Сказка»
Мурманская область
г.Ковдор
В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета и явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят его восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, не овладев связной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности.
Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.
Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выполнения специальных упражнений, знакомства с художественной литературой, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературного и музыкального произведений.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. У дошкольников это игра. Игра - это средство познания ребенком действительности, это продолжение жизни, она несет радость и удовольствие, через игру ребенок становится совершеннее. Игра как «прообраз» жизни способна обучать, развивать, воспитывать, социализировать, радовать.
Одним из первых квалифицировал игру как педагогическое явление Ф.Фребель – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Он вычленял дидактические игры, с помощью которых можно обучать маленького ребенка, давать ему представления о форме, величине, цвете предметов, помогать овладевать культурой движения и развивать речь.
Можно выделить следующие виды дидактических игр по эстетическому воспитанию:
К играм-путешествиям можно отнести: «Расскажи о Москве», «Город-музей – Санкт-Петербург», «Вернисаж», «В мастерской художника или скульптора», «Творческие профессии», «Что кому нужно?» и т.д.
С их помощью дети формируют и уточняют представления о достопримечательностях в разных городах, о профессиях людей искусства, об их инструментах и работе, о видах искусства, о жанрах живописи, а также о поведении в общественных местах.
К играм-предположениям можно отнести игры-упражнения по смешиванию красок: «Разноцветная вода», «Волшебные краски», «Цветные примеры», а также игры, часто использующиеся в программе ТРИЗ на использование различных материалов (Например: «Чтобы было, если бы не было красок?»).
К играм-поручениям можно отнести игры способствующие развитию наблюдательности, сенсорики: «Найди такой же», «Подбери чашки блюдцам», «Тепло-холодно», «Определи цвет радуги», «Цветик-семицветик», «Цветные и бесцветные», «Веселые и грустные», «Тихие и громкие цвета» и др. В декоративно-прикладном искусстве: «Подбери силуэту узор», «Найди одинаковые узоры», «Волшебные кубики» с элементами росписей и т.д.
Игры-поручения помогают детям определять цвета спектра и оттенки, контрастные, холодные и теплые цвета, упражнять в сравнении предметов, цветов, росписей, учат различать признаки, развивают наблюдательность. Дети учатся выделять, группировать и классифицировать.
К играм-беседам можно отнести: «Расскажи о красоте», «Назови цвета осени, зимы, весны, лета», «Определи настроение по палитре художника» и т.д.
В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Игры-загадки (используются для закрепления знаний детей. Развивают наблюдательность, внимание, сообразительность, быстроту реакции, а также речь детей): «На что похоже?», «Я расскажу, а вы угадайте», «Что лишнее», «Когда это бывает?».
Предметные игры помогают уточнять, конкретизировать, обобщать представления детей о народных игрушках и росписях, о свойствах тех или иных объектов природы. В младших группах проводят игры на различение по внешнему виду, в средней – предметы на ощупь («Чудесный мешочек»), в старших – сравнение природы в разное время года, в подготовительной к школе группе проводятся игры, требующие умения выявить некоторые признаки растений и животных, описать их, сделать обобщение (особенно на занятиях по лепке).
Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В них уточняются, обобщаются и классифицируются знания детей о цветах и оттенках, о росписях и народных игрушках, о признаках времен года, их взаимосвязи.
Подвижные игры связаны в основном с подражанием повадкам животных, движениями человека, в некоторых отражаются явления природы: «Деревья в разное время года» - такие игры-превращения помогают закрепить интерес к природе. Подвижные игры также могут быть в виде физминуток.
Можно предложить использовать различные дидактические речевые игры с использованием словарного материала.
"Подбери словечко"
Цель:
расширение словарного запаса, развитие
умения согласовывать прилагательное
с существительным.
"Похожие слова" Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель
- друг - враг;
"Групповая олимпиада" Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков. В эту игру интереснее играть всей группой, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у детей к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы: " какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак или кто назовет больше всех.
"Назови ласково" Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы
сегодня будем играть в ласковые слова.
Послушай, как красиво звучит:
Ведро
синее, а ведерко … (синенькое).
«Найди по цвету" (лото) Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для
этой игры нам понадобятся картинки с
изображением предметов разного
цвета.
"Выбери правильное слово" Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из
предложенных слов, обозначающих
признаки предмета, предлагаем ребёнку
выбрать одно, наиболее подходящее по
смыслу. Подумай и скажи, какое слово
подходит больше других? «Найди точное слово» Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия. — Узнай,
о каком предмете я говорю: «Круглое,
сладкое, румяное — что это?» Предметы
могут отличаться друг от друга не
только по вкусу, но и по величине,
цвету, форме. Старшие
дошкольники могут различать слова,
отражающие характер движения (бежать
— мчаться; пришел — приплелся) или
значение прилагательных оценочного
характера (умный — рассудительный;
старый — дряхлый; робкий —
трусливый).
«Составь описание» Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия. — Опиши
ягоду или фрукт, который ты больше
всего любишь, а мы отгадаем. («Он
круглый, красный, сочный, вкусный —
это мой любимый... помидор»; «Он
темно-бордового цвета, а внутри у него
много-много разных зернышек, сладких
и спелых, это мой любимый фрукт...
гранат».) «Что вы видите вокруг?»Цель: уточнить представления детей о названии предметов. Кто больше найдет предметов на картине.
«Как сказать по-другому?»Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях. — Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).
«Кто что умеет делать»Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия людей творческих профессий. Ребенку показывают картинки с изображением художника, скульптора, модельера, архитектора, писателя, музыканта, артиста и т.д., а он говорит, что они умеют делать. Например, художник – рисует, музыкант – играет, скульптор – лепит, высекает, писатель, поэт – сочиняет, пишет, артист – выступает, танцует, играет и т.д.
«Скажи какой» («Чудесный мешочек»)Цель: учить выделять и называть признаки предмета. Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).
«Скажи точнее» Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах. - Подберите слова и составьте предложения. - Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный…) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной…) Ветерок слушал и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый…) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой померяться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, трава пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал…) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал? (Дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки.) Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.) - Придумайте сказку о ветре, ветерке и ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что они могут делать? (Дружить, меряться силой, спорить, разговаривать.) Рассказы можно придумать также о море, огне, с использованием прилагательных, характеризующие цвета и оттенки.
«Что кому нужно?» Цель: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям творческих профессий. Ведущий показывает картинку с изображением человека творческой профессии (скульптор, художник, писатель или поэт, дизайнер, модельер, архитектор, музыкант, артист и др.) Дети называют, что кому нужно для работы. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
Используемые материалы: Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. Под редакцией О.С.Ушаковой Москва 2002г. Т.А. Копцева Новые подходы к художественно-эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении. Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2011г. Т.С.Комарова Школа эстетического воспитания. |
Словарный материал
тема |
существительные |
прилагательные |
наречия |
глаголы |
искусство |
Творчество, красота, творение, изображение, живопись, музыка, театр, балет, кино, литература, скульптура, архитектура, музей, экспонат, коллекция, произведение, экскурсовод, творец, выставка, жанр, памятник.
|
Древний, старый, исторический, творческий, прекрасный, красивый, величественный, великолепный, знаменитый, волшебный, художественный, запоминающийся. |
|
Видеть, созерцать, рассматривать, воспринимать, чувствовать, хранить, беречь, изучать, приглашать, посещать. |
тема |
существительные |
прилагательные |
наречия |
глаголы |
Творческие люди |
Творец, мастер, художник, поэт, скульптор, композитор, музыкант, писатель, архитектор, модельер, дизайнер, артист, балет, театр, музей, филармония, экскурсовод, произведение, искусство, картина, живопись, скульптура, архитектура, выставка, экспонат, экспозиция.
|
Творческий, искусный, нужный, полезный, интересный, старый, модный, красивый, необходимый, исторический. |
Прекрасно, ярко, волшебно, величественно, интересно, прекрасно. |
Художник – рисует, скульптор – ваяет, композитор – сочиняет, поэт, писатель – пишет, музыкант – играет…. Строит, творит, читает, рассказывает, проводит… |
тема |
существительные |
прилагательные |
наречия |
глаголы |
Пейзаж
Натюрморт
Портрет
Скульптура
Архитектура
Жанровая живопись
Народное творчество |
Художник-пейзажист, маринист, жанр, образ, колорит, море, природа, лес, время года, поле, деревня, село, город.
Натюрморт, овощи и фрукты, цветы, грибы, вещи, предметы, инструменты, посуда, ваза, букет, утварь, ткань, кувшин.
Художник-портретист, персонаж, образ, дама, дети, семья, старик, военный, царь, поза, движение, жест, глаза, волосы, нос, рот, губы, улыбка, усмешка, рука, ладонь, шляпа, характер, настроение…
Скульптор, скульптура, постамент, монумент, памятник, облик, статуя, миниатюра, силуэт, барельеф, символ, сфинкс, глина, камень, мрамор, пластилин, песок, снег, лед, металл…
Архитектура, архитектор, дворец, замок, здание, жилище, панорама, изба, площадь, крепость, мост, набережная, достопримечательность, колонна, решетка, лестница, этаж, фасад, балкон, витраж, фонтан, ограда, мозаика…
сцена жизни, праздник, явление, событие, традиция, гуляния, угощение, ситуация, игры, соревнования, настроение, мимика, жест, позы, движение, характер, семья, народ, работа, спорт…
мастер, искусник, игрушка, роспись, промысел, традиция, ремесло, узор, орнамент, элемент узора, умелец, праздник, свистунья, ярмарка, базар, свистулька, матрешка, символ, Родина, Россия, утварь, мебель, посуда… |
Природный, городской, сельский, деревенский, морской, осенний, зимний, летний, весенний, веселый, печальный, грустный.
Осенний, весенний, летний, бытовой, сочный, яркий, аппетитный, съедобный, красный, алый, лесной, полевой, нежный, душистый, зрелый, ароматный, садовый, сахарный, сладкий, горький, шершавый, блестящий, домашний, старинный, темный, светлый…
Мужской, женский, детский, семейный, костюмированный, исторический, парадный, темноволосый, русый, синеглазый, кареглазый, сероглазый, рыжеволосый, грустный, веселый, гордый, злой, уставший, задумчивый…
Каменный, гранитный, мраморный, медный, гипсовый, деревянный, чугунный, металлический, песочный, снежный, ледяной, глиняный, изящный, гладкий, шершавый, хрупкий…
Жилой, общественный, старый, сказочный, величественный, роскошный, знаменитый, исторический, царский, богатый, деревянный, каменный, мраморный, высокий, симметричный, резной, ажурный, гармоничный…
Деревенский, сельский, бытовой, жизненный, нарядный, веселый, яркий…
Деревенская, дымковская, филимоновская, семеновская, загорская, каргопольская, хохломская, городецкая, гжельская, богородская, мезенская, саамская, жостовская, полхов-майдановская, палехская, музыкальная, яркая, нарядная, нужная, резная, веселая, полезная, деревянная, глиняная, железная, фарфоровая… Орнамент – растительный, геометрический, животный. Русская, народная… |
|
Изобразить, написать, нарисовать, отобразить.
Распуститься, лежать, стоять, висеть, прислониться, свисать…
Грустить, улыбаться, задуматься, нахмуриться, согнуться, присесть, наклониться.
Отливать, ваять, высекать, лепить, возводить, ставить, вырубить…
Строить, возводить, украшать…
Рассматривать, наблюдать, обыграть, замечать…
Работать, создавать, творить, расписывать, лепить, играть, пользоваться, украшать, продавать, дарить, беречь, хранить…
|
тема |
существительные |
прилагательные |
наречия |
глаголы |
осень |
Осень, туча, дождь, ливень, погода, листопад, грязь, земля, сырость, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, туман, припасы. Деревья: береза, осина, рябина, ель, сосна, ольха, дуб, клен, липа, тополь; корни, ветки, почки, хвоя, иголки, ягоды, грибы, кусты, корзинка, грибник…. |
Холодный, мокрый, прохладный, косой, хмурый, осенний, пасмурный, унылый, дождливый, лиственный, хвойный, дремучий, осиновый, березовый, кленовый, золотой, желтый, красный, оранжевый, черный, багряный, бордовый, рыжий, бронзовый, обнаженный, голый, ветреный, грибной, съедобный, червивый, перелетные, зимующие….
|
Мокро, сыро, солнечно, ненастно, пасмурно, хмуро… |
Желтеть, краснеть, алеть, опадать, лить, дуть, вянуть, наступать, собирать, гулять, сушить, солить, мариновать, заготавливать, резать, чистить, засыпать… |
тема |
существительные |
прилагательные |
наречия |
глаголы |
зима |
Зима, декабрь, январь, февраль, мороз, снег, лед, холод, ветер, пороша, наст, снежинка, снегопад, льдинка, метель, вьюга, иней, поземка, изморозь, кормушка, снеговик, крепость, лыжи, коньки, санки, горка, лопата, хоккей, ворота, каток, елка, праздник (Новый год, Рождество, калядки, святки), игры, хоровод, танцы, Дед Мороз, следы, Снегурочка, шуба, пальто, варежки, валенки, шапка, шарф, рукавицы…
|
Зимний, стылый, ледовый, белый, белоснежный, легкий, пушистый, холодный, морозный, искристый, колючий, жесткий, хрустальный, пуховой, зимующие, скользкий, лыжный, быстрый, острый…. |
Холодно, зябко, весело, ветрено, морозно… |
Идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, летать, чирикать, каркать, кормиться, клевать, ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, украшать, наряжать, праздновать, утопать, кружиться, улетать… |
тема |
существительные |
прилагательные |
наречия |
глаголы |
весна |
Весна, март, апрель, май, оттепель, капель, трель, лужи, первоцвет, ландыш, подснежник, мать-и-мачеха, ручей, ледоход, кораблик, листья, почки, верба, сирень, черемуха, пчелы, шмели, мед, трава, сосульки, проталины, сугробы, гнезда, птицы…
|
Теплый, лучистый, звонкий, серебристый, быстрый, яркий, прохладный, свежий, громкий, нежный, маленький, ранняя, пушистый, голубой, синий, грязный, серый, мокрый, прозрачный, перелетные… |
Тепло, светло, свежо… |
Таять, вить, пускать, набухать, распуститься, жужжать, прилетать, капать, ломаться, плыть, прорастать… |
тема |
существительные |
прилагательные |
наречия |
глаголы |
лето |
Лето, июнь, июль, август, жара, зелень, листья, цветы, роща, бор, чаща, ельник, поляна, луг, пляж, река, море, озеро, ручей, болото, солнце, дождик, гроза, молния, прогулка, пикник, отдых, отпуск, дача, деревня, юг, каникулы, путешествие…
|
Летний, теплый, жаркий, легкий, солнечный, красное, яркое, зеленое, разноцветный, дремучий, густой… |
Жарко, знойно… |
Загорать, купаться, гулять, прятаться, собирать, зреть, расти, распускаться, расцветать… |
тема |
|
прилагательные |
|
|
цвет |
|
Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, салатовый, сиреневый, бордовый, коричневый, лиловый, алый, розовый, коралловый, серый, бурый, шоколадный, карий, рыжий, морковный, апельсиновый, лимонный, солнечный, маковый, огненный, багряный, травяной, оливковый, баклажанный, сливовый, чернильный, фиалковый, мышиный, белоснежный, дымчатый, бирюзовый, охристый, песочный, бежевый, рябой, пятнистый, лазоревый, небесный, незабудковый, васильковый, морской волны, изумрудный, рубиновый, пастельный, яркий, бледный, прозрачный, насыщенный, контрастный, хроматический, ахроматический, разноцветный, одноцветный…
|
|
Краснеть, желтеть, зеленеть, белеть, чернеть, рыжеть, алеть, бледнеть… |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паламарчук Зоя Александровна
→ PZoy@ 30.01.2013 1 7331 932 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.