Рабочая программа "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у детей"


Государственное казенное учреждение здравоохранения города Москвы

«Детский санаторий №42

Департамента здравоохранения г. Москвы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

«Нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей у детей 4 – 7 лет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Пушишина Т. Б.

1-ая квалификационная категория

 


 


 


 


 


 


 

Москва, 2014 г.

Содержание программы:

 

  1. Пояснительная записка

  2. Цель и задачи программы

  3. Методическое обеспечение

  4. Ожидаемые результаты реализации программы

  5. Возрастные особенности детей

    1. Возрастные особенности детей 4 – 5 лет

    2. Возрастные особенности детей 5 – 6 лет

    3. Возрастные особенности детей 6 – 7 лет

  6. Тематический план программных мероприятий

  7. Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка

 

Актуальность опыта этой работы заключается в том, чтобы подобрать методически положительный эмоциональный фон для улучшения качества реабилитации ослабленных и часто болеющих детей, находящихся на лечении в круглосуточном, круглогодичном санатории. Созданный цикл занятий разработан для того, чтобы усовершенствовать методы работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми 5-7 лет для улучшения их психо-эмоционального состояния и поделиться своими разработками с другими педагогами. Мне нравится работать с детьми в этом направлении художественного творчества. . Я наблюдаю как они расслабляются и получают много позитива. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности фантазировать помогают ребенку из реального мира попасть в мир придуманный. И увидеть его может лишь только он. .Мы, взрослые, должны лишь только помочь ему в этом.

Изобразительная деятельность – это деятельность, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в комплексной программе, от рождения до школы под редакцией Вераксы, Васильевой, Комаровой. Авторы программы предлагают, через раздел художественно – эстетического развития,(образовательная область -художественное творчество) знакомить детей с традиционными способами рисования, развивая таким образом творческие способности ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются неузнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На занятиях по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях необходимо давать возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Актуальность проблемы формирования творческих способностей у детей методами нетрадиционного рисования для снятия эмоционального напряжения и коррекции психики обусловила необходимость создания настоящей программы и ее внедрение в практику работы ГКУЗ «Детского санатория №42» ДЗМ.

Навыки и практические умения, полученные на занятиях, закрепляются в индивидуальной работе с детьми в вечернее время и в выходные дни..

Организация занятий:

  • Средняя группа – 2-3 занятия в неделю по 15 минут

  • Старшая группа – 2-4 занятия в неделю по 25 минут

  • Подготовительная группа – 2-4 занятия в неделю по 30 минут

Срок реализации программы: программа рассчитана на один год обучения

 

 

  1. Цель и задачи программы

1.Найти оптимальные формы работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по развитию художественного творчества в рисовании с использованием нетрадиционных техник.

2.Оптимизировать формы образовательной работы с часто болеющими и ослабленными детьми в условиях санатория, направленных на создание общего положительного эмоционального фона и развитие изобразительных навыков и умений, и формирование художественно- творческих способностей в рисовании.

3.Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы нетрадиционного рисования.

Условия достижения цели -обучение технике и заинтересованность детей.

Задачи программы:

  1. Изучить существующий опыт работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник.

2. Отобрать интересные формы и методы работы, техники рисования.

3. Разработать цикл(конспекты) занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

4.Проведение занятий по разработанным технологиям.

5.Провести диагностику по изучению результативности проводимой работы и подведение итогов по художественно-эстетическому развитию и творчеству.

6.Вызвать у детей интерес к различным изобразительным материалам нетрадиционной техники рисования, познакомить с разными приемами рисования;

7.Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;

8.Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.

9.Обогатить процесс образовательной работы в круглосуточных лечебно-оздоровительных учреждениях интересными методами обучения.

 

 

  1. Методическое обеспечение:

Нетрадиционные техники: Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Тычок жесткой полусухой кистью. Оттиск поролоном .Оттиск пробкой. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Оттиск печатками из ластика. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Печать по трафарету. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой .Кяксография с ниточкой. Набрызг. Отпечатки листьев..Монотипия пейзажная. Пластилинография.

 

Нетрадиционные техники рисования

 

Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 

Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Скатывание бумаги Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

 

Оттиск поролоном Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

 

Оттиск пенопластом Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

 

Оттиск смятой бумагой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

 

Восковые мелки + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

 

Свеча + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

 

Монотипия предметная Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

 

Черно-белый граттаж (грунтованный лист) Средства выразительности: линия, штрих, контраст. Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

 

Кляксография с трубочкой Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

 

Набрызг Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

 

Отпечатки листьев Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

 

 

Тиснение Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

 

Цветной граттаж Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

 

Монотипия пейзажная Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым

Пластилинография. Средства выразительности: пластилиновые мазки, фактура, цвет. Материалы: картон с контурным рисунком, набор пластилина, салфетки для рук, стеки, бросовый и природный материал. Способ получения изображения: от куска пластилина отщипывается небольшой кусочек, прикладывается к картону с нанесенным изображением и размазывается. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков или мазков, и при визуальном восприятии может выглядеть как мозаика.

Материал:

– акварельные краски, гуашь; тушь

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

– пластилин

 

  1. Ожидаемые результаты реализации программы:

Реализация данной программы:

  • Способствует развитию творческих способностей, снятию эмоционального напряжения;

  • Даст возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

  • Сформирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

  • Способствует развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;

  • Даст возможность для организации тематических выставок детских работ в санатории

  • Оценка результативности программы проводится по разработанной мною диагностике.

 

  1. Возрастные особенности детей

5.1 Возрастные особенности детей 3 – 4 лет

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

5.2 Возрастные особенности детей 4 - 5 лет.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится

предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется

наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется

техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как

оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку назаданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной

сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при

выполнении каких-либо действий несложное условие, В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и реальных взаимодействий, с развитием изобразительной деятельности, конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

 

5.3 Возрастные особенности детей 5 – 6 лет

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного

рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает

эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть

сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

1) от природного материала к художественному образу (в э ом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (в э ом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оценки, но и промежуточные цветовые оценки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно- логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут

правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

 

5.4 Возрастные особенности детей 6-7 лет

 

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.,

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют конструктивные основные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности  детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе

  1. Тематический план программных мероприятий

Средняя группа

1

«Разноцветные зонты»

(печать по трафарету, рисование пальчиками)

сентябрь

Познакомить с техникой «печать по трафарету» зонта и дождя, используя технику «рисование пальчиком».Прививать навык работы в коллективе.

2

«Пушистые воздушные облака»

(оттиск смятой бумагой)

октябрь

Знакомство с техникой рисования смятой бумагой. Развивать воображение, умение работать аккуратно.

3

«Осенние листья»

(печатание листьями)

ноябрь

Познакомить с техникой «печатания листьями». Учить смешивать краски прямо на листьях, располагать изображение по всей поверхности листа.

4

«Лесная поляна»

(восковые мелки + акварель, набрызг,)

Коллективная работа

декабрь

Закрепить технику рисования восковыми мелками, продолжать обучать технике «набрызг» ,учить выполнять работу на одном листе ,развивать творческие способности.

5

«Звездное небо»

(свеча + акварель)

январь

Познакомить с техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок с помощью свечи, покрывать его акварельной краской.

6

«Подводные обитатели»

(рисунки из ладошки)

февраль

Учить обводить свою ладонь и дорисовывать из нее рыбку, осьминожку. Остальные детали изображать с помощью кисти. Развивать воображение и творческие способности.

7

«Цветик-семицветик»

(пластилинография)

Коллективная работа

март

.Продолжать обучать детей работать в технике «пластилинография, развивать творческие способности, умение работать аккуратно.

8

«Подснежники »

(печать по трафарету)

апрель

Познакомить с техникой «печать по трафарету», развивать воображение, воспитывать аккуратность.

9

«Вишня в цвету»

(оттиск пенопластом)

май

Продолжать обучать технике «оттиск пенопластом», учить располагать цветы по всему дереву. Воспитывать аккуратность.

Старшая группа

1

«Наш богатый урожай»

 

сентябрь

Предложить детям изобразить овощи с помощью знакомых им нетрадиционных техник, развивать творческие способности и воображение.

2

«Сказочные рыбки» (пластилинография , природный материал)

 

 

 

 

 

сентябрь

Продолжать обучать технике «пластилинография», наносить рисунок с помощью стеки, выкладывать тело рыбки мелкими камушками, скорлупой от фисташек.,семечками от арбуза. Добиваться выразительного образа. Развивать чувство композиции

 

 

3

«Красавицы-березы»

(восковые мелки, акварель)

октябрь

Познакомить с техникой «рисование по мокрому листу» ,развивать фантазию, воображения, аккуратность.

4

«На лесной поляне»

(печатание листьями)

Коллективная работа

октябрь

Закрепить технику печатания листьями ,создать «волшебный ковер» . Развивать , чувство композиции ,цвета..

5

«Филин»

(тычок жесткой полусухой кистью)

ноябрь

Продолжать обучать технике «тычок жесткой полусухой кистью» Воспитывать эстетическое восприятие животных через их изображение, Упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета. Развивать творческие способности.

6

«День рождение»

(пуантализм)

ноябрь

Познакомить с техникой «пуантализм». Учить заполнять нарисованные формы. Воспитывать аккуратность, желание помочь другим.

7

«Зимний лес»

(использование метода тычка, печать по трафарету)

декабрь

Учить рисовать зимний лес, используя метод тычка, упражнять в печати по трафарету. Развивать познавательный интерес, развивать творческие способности.

8

«Елочка нарядная»

(оттиск поролоном, рисование пальчиками)

 

декабрь

Упражнять в рисовании кусочками поролона, в рисовании пальчиками. Учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности .Развивать цветовосприятие.

9

«Мои любимые краски»

(набрызг,оттиск пенопластом ,оттиск смятой бумагой)

январь

Учить комбинировать художественные техники, развивать цветовое восприятие разных тонов,самостоятельно их подбирать и использовать.

10

«Снегири на ветке»

(метод тычка)

февраль

Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка (ватными палочками)

11

«Снегурочка»

(пластилинография)

февраль

Закреплять умение использовать технику изображения-пластилинографию. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ.

12

«Узор на тарелочке. Городецкая роспись»

(оттиск печатками

март

Познакомить с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить составлять узор на тарелочке ,развивать художественный вкус .

13

«Открытка для мамы»

(воздушные фломастеры)

март

Продолжать учить рисовать воздушными фломастерами, развивать воображение, воспитывать правильное дыхание.

14

«Грачи прилетели»

(печатки из ластика, рисование поролоном)

апрель

Познакомить с техникой рисования поролоном, упражнять в комбинировании различных техник, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое восприятие природы через изображение птиц.

15

«Весенний хоровод» (знакомая форма- новый образ)

Коллективная работа

апрель

Формировать эстетическое отношение к природе, развивать чувство композиции, ритма, воображения, творчества.

16

«Лягушки на пруду»

(рисование методом тычка)

май

Продолжать учить рисовать в технике тычка, расширять знания о земноводных. Воспитывать бережное отношение к природе.

17

«Мать-и-мачеха»

(восковые мелки+акварель)

май

Закреплять умение изображать много цветов на поляне, продумывать расположение на листе. Развивать воображение и творчество.

Подготовительная группа

1

«Астры в вазе»

(пластилинография )

сентябрь

Предложить детям самостоятельно выбрать способ изображения цветов. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.

2

«Заготовки на зиму»

(печать по трафарету, оттиск поролоном, пластилинография)

октябрь

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, овощей и ягод, определять форму, величину, цвет и размер, расположение на листах разной формы. Учить использовать сразу несколько художественно- графических техник.

3

«Дерево осеннее»

(кляксография с трубочкой, рисование пальчиками)

октябрь

Совершенствовать умения детей в различных техниках. . Развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое восприятие природы.

4

«Лес точно терем расписной, лиловый,золотой багряный…..»

Коллективная работа

ноябрь

Совершенствовать практические навыки работы в технике «отпечатки листьев». Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

5

«Девочки и мальчики»

(волшебные веревочки)

ноябрь

Познакомить с новой техникой «волшебные веревочки». Развивать воображение, эстетический вкус.

6

«Дымковская лошадка»

(оттиск печатками, метод тычка)

декабрь

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигуру используя несколько техник. Развивать умение передавать колорит узора.

7

«Новогодняя сказка»

(цветной граттаж)

декабрь

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой « граттаж». Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих, цвет.

8

«Ночное звездное небо»

(печать по трафарету, набрызг, рисование свечой)

январь

Учить создавать ночное звездное небо, путем комбинирования различных техник. Развивать чувство композиции и колорита. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

9

«Шишки на ветке»

(рисование методом тычка)

февраль

Совершенствовать технику рисования тычком, учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками. Расширять знания о хвойных деревьях, о природе.

10

«23 февраля- День защитника отечества

(пластилинография, рисование поролоном)

февраль

Совершенствовать умения и навыки работать в технике «пластилинографии» и «рисование поролоном», учить создавать разные образы, составлять сюжет по заданной теме,

11

«Полхов – майдановская матрешка»

(печать по трафарету, оттиск печатками)

март

Продолжать закреплять знания детей о полхов-майдановской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

12

«8 марта- женский день»

(печать по трафарету, кляксография с ниточкой, рисование пальчиками, обрывание и скатывание бумаги)

март

Совершенствовать умения и навыки при создании картины используя уже знакомые художественно – графические техники. Развивать творческую активность, самостоятельность, эстетические чувства.

13

«Путешествие в космос»

(обрывание и скатывание бумаги)

апрель

Учить создавать образ звездного неба, планет, космических ракет с помощью техники обрывания бумаги. Формировать эстетическое отношение к космосу. Упражнять в комбинировании двух различных техник..

14

«Яблоня в цвету»

(оттиск смятой бумагой, обрывание салфеток)

апрель

Продолжать учить рисовать ствол, крону, цветы с помощью смятой бумаги. Для повышения выразительности и объема изображения и рельефности рисунка, учить использовать салфетки .Развивать творческие способности, воображение.

15

«Вот и лето к нам пришло»

Коллективная работа

май

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

 

Вывод: Полученные результаты работы рекомендую использовать педагогам в круглосуточных учреждениях пребывания детей и родителям. Проведенная работа с использованием нетрадиционных техник рисования способствовала значительному улучшению эмоционального состояния детей и укреплению их здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Литература:

1. Гаврина С.М. и др.Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль., «Сфера», 1997.

2. Казакова Р.Г, .Сайганова Т.И. ,Седова Е.М. и др .Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники ,планирование ,конспекты занятий. – М., «Сфера», 2005.

3. Григорьева Г.Г.., Развитие дошкольника в изобразительной деятельности .-М., 2000

4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. .

5. Комарова Т.Г.Детское художественное творчество. М, 2005.

6. Комарова Т.Г. Как научить ребенка рисовать.. – М., 1998.

7. Костерин Н.П.Учебное рисование – М:, 2003..

8. Котляр В.В. Изобразительная деятельность дошкольников.– М., 2005.

9. Соломенникова О.А. . Радость творчества. – М, 2001.

10. ШвайкоГ.С.. Занятия по изобразительная деятельности в детском саду – М., 2006.

11. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М.,, 2004

12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М, 1998.

14. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста – М., 2005..

15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: . – М:, 2001..

16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. , 2006.

17. Давыдова Г.И. Пластилинография - М. - 2005.

 

 


Полный текст материала Рабочая программа "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у детей" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пушишина Татьяна Борисовна  Публикатор
22.12.2022 0 114 12

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0