Конспект занятия "Путешествие по странам и континентам" для детей подготовительной группы (с ОНР) детского сада
ГОУ д/с № 1913.
Конспект открытого занятия
«Путешествие по странам и континентам»
(для детей подготовительной группы с ОНР)
Составила и провела:
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Семина Т.Н.
Москва 2011 год.
Компетентность детей подготовительного возраста.
Знания: времена года, их последовательность, беседы о родном крае, беседа и просмотр видеоматериалов об особенностях приспособления животных к окружающей среде, актуализация словаря, составление рассказов, загадок-описаний.
Ценность: воспитание любви к животному миру нашей планеты.
Смысл: чувствовать сопричастность к живой природе планеты Земля.
Развивающая среда: ноутбук, телевизор, глобус, макет Северного полюса, муляжи северных животных, атрибуты для детей с изображениями животных, энциклопедические словари.
Методические приёмы:
беседа;
ведение диалога между детьми;
вопросно-ответная форма проведения занятия (логопед - дети);
просмотр видеоматериалов.
Логика занятия:
Работа с глобусом.
Составление маршрута.
Составление предложений по схемам.
Составление рассказа по схеме.
Загадки о животных Севера.
Чтение названий животных Австралии и рассказы о них.
Среда обитания животных Африки.
Диалог животных разных континентов.
Речевые задачи:
активизировать словарь детей;
учить составлять предложения и объединять их в рассказ;
упражнять в составлении загадок-описаний;
развивать монологическую и диалогическую речь детей;
закреплять навыки чтения.
Познавательные задачи:
развитие познавательного интереса, фантазии, творчества;
развитие воображения детей;
закрепление знаний детей о климатических условиях обитания животных разных стран.
Воспитательные задачи:
развитие коммуникативных навыков детей.
Учитель-логопед: |
Ребята, как называется планета, на которой мы живём? |
Дети: |
Земля. |
Учитель-логопед: |
Посмотрите, что это такое? (показывает глобус) |
Дети: |
Это глобус. |
Учитель-логопед: |
Как по-другому назвать глобус?
|
Дети: |
Это модель нашей планеты. |
Учитель-логопед: |
Какие цвета мы на ней видим? |
Дети: |
Мы видим синий, жёлтый, зелёный цвета. |
Учитель-логопед: |
Что обозначает каждый цвет? |
Дети: |
Жёлтый цвет – это суша, континенты. Синий – это моря, океаны. Зелёным цветом обозначают леса. |
Учитель-логопед: |
А кто ещё, кроме людей, живёт на нашей планете? |
Дети: |
Животные, птицы, насекомые, рыбы. |
Учитель-логопед: |
Правильно. Вот сегодня мы поговорим о животных, населяющих нашу планету. Для этого нам нужно побывать в разных странах и на разных континентах. На каком виде транспорта мы сможем быстро добраться туда, куда нам нужно? |
Дети: |
На самолёте. |
Учитель-логопед: |
Чтобы сесть в самолёт, нужно иметь билет. Подойдите и возьмите билеты |
Дети берут заготовленные билеты, которые состоят из двух частей; собрав их, дети смогут прочитать названия континентов. Дети составляют слова и читают. |
|
Дети: |
Россия, Австралия, Африка, Север. |
Учитель-логопед: |
Давайте составим маршрутный лист (на экране показаны изображения континентов). Как мы построим наше путешествие?
|
Дети (одновременно указывая путь стрелками): |
Сначала мы полетим в наши леса. Потом мы побываем на Севере. После Севера мы приземлимся в Австралии. Закончим путешествие в Африке.
|
Учитель-логопед: |
Итак, мы в наших лесах.
|
|
Видеоматериал о природе средней полосы. |
Каких животных мы можем в них увидеть? |
|
Дети: |
Мы можем увидеть волков, медведей, лис, зайцев, ежей, белок, барсуков, соболей, бобров. |
|
Учитель-логопед: |
Расскажите о некоторых из обитателей наших лесов, а схемы предложений вам помогут. |
Учитель-логопед:
|
А сейчас составьте рассказ по схеме:
|
Учитель-логопед: |
Кто из животных нас встретит на Севере? |
Дети: |
Нас встретят белые медведи, моржи, тюлени, морские котики, песцы. |
Учитель-логопед: |
Внимание! Наш самолёт идёт на посадку. Температура за бортом – минус тридцать градусов, сильный ветер, пурга. Что мы должны сделать? |
Дети: |
Мы должны одеться (имитируют движения одевания одежды, обуви, головных уборов). |
Дети становятся вокруг стола с макетом Северного полюса и муляжами северных животных. |
|
Учитель-логопед: |
Где мы приземлились? |
Дети: |
Н а Севере. |
Учитель-логопед: |
Посмотрите внимательно на макет и загадайте загадки о животных Севера. |
Дети: |
- Это животное самое крупное на Севере. Окрас белый, мех густой, мягкий и тёплый. Эти животные всегда живут при низкой температуре, поэтому не меняют свой мех. Даже подошвы ног у них покрыты густой шерстью. Они перемещаются по побережью или во льдах в поисках пищи. Это млекопитающее животное. Кто это?
|
|
- Это животное обитает на побережье океана. В открытое море они не выходят. Их можно встретить плавающими у берега или отдыхающими на льдине или суше. У них толстый подкожный слой жира, который спасает их от холода. У них есть ласты, они питаются рыбой. А детёныши одеты в пышный белый мех. Кто это?
|
|
Это огромные морские звери, у них есть ласты. Их греет подкожный жир. Своими мощными клыками они добывают себе пищу со дна моря. На суше неуклюжие, они отлично плавают и ныряют. Кто это?
|
|
Их называют полярными лисами. Летом их мех серо-бурый, а зимой – белый, поэтому их трудно заметить на снегу. Они роют норы, питаются грызунами. Кто это?
|
Учитель-логопед: |
Спасибо! Дальше в путь. Нас ждут новые приключения. Самолёт идёт на посадку. Странно…Куда это мы попали? (на листке зеркальное написание названия АВСТРАЛИЯ). Сможете прочитать? |
Дети: |
Нет. |
|
Учитель-логопед: |
Чтобы прочитать название, нам понадобится волшебное зеркало. |
|
Учитель-логопед подносит зеркало к надписи, дети читают его изображение в зеркале. |
||
Учитель-логопед: |
Итак, куда мы попали? |
|
Дети: |
М ы попали в Австралию. |
|
Учитель-логопед: |
Что характерно почти для всех животных Австралии? |
|
Дети: |
Они сумчатые. |
|
Учитель-логопед: |
Нас встречают животные Австралии. Кто где из них находится? |
|
На телеэкране появляются пары слов с пропущенными предлогами. Дети читают словосочетания, вставляя нужный предлог: |
||
|
Кенгуру ____ деревом, Собака Динго _____ камня; Страус Эму _______ куста; |
Утконос ______ воде; Попугай ______ ветке; Коала _______ дереве. |
Учитель-логопед: |
Какое животное самое распространённое в Австралии? |
|
Дети: |
Это кенгуру. |
|
Учитель-логопед: |
Что вы можете рассказать про него? |
|
Дети: |
Кенгуру обитают в степях, держатся большими стадами. При беге отталкиваются только задними ногами. Огромный толстый хвост служит балансиром при прыжках, а при сидении – опорой. У кенгуру рождаются маленькие детёныши, которые сами заползают в сумку и находятся там почти восемь месяцев. |
Учитель-логопед: |
Молодцы! Давайте сверим маршрут. Где мы ещё не были? |
Дети: |
В Африке. |
Учитель-логопед: |
Летим туда! Вот и Африка. Африканские животные обрадовались и вышли нас встречать, но на радостях забыли дорогу домой. Помогите животным найти свой дом, свою среду обитания и расскажите, почему ему там хорошо. |
На доске картинки с изображением сред обитания.
|
|
Дети: |
- Обезьяны живут в джунглях. Там много пищи. Они любят качаться на лианах и спасаются от врагов на вершинах деревьев.
- Слон самое крупное сухопутное животное планеты. Живёт он в саванне. У него есть хобот, которым он срывает ветки, листву с деревьев.
- Бегемоты живут в воде. Они высовывают на поверхность только уши, глаза и ноздри. С большим удовольствием они ныряют и ходят по дну водоёма. Бегемотов называют водными лошадями, так как они очень свободно чувствуют себя в воде. - верблюд живёт в пустыне. Его ещё называют «кораблём пустыни». В горбах у него запас жира, что позволяет ему долгое время в пустыне оставаться без пищи. |
Учитель-логопед: |
Вот мы и побывали в разных странах и на разных континентах, встретились с разными животными. А теперь пофантазируем – что случится, если встретятся животные с разных континентов. Давайте представим, что они умеют говорить. |
Дети (надевают шапочки бегемота и тюленя): |
Ты кто? Я тюлень. А ты? А я бегемот. Ты где живёшь? Я живу на Севере, люблю лежать на льдине и плавать в холодной воде. А я, бегемот, люблю поплескаться в тёплой водичке, а выхожу на сушу ночью и ем сочную траву. А что такое трава? Трава – это сладкое, вкусное, сочное, зелёное. Приезжай ко мне, тюлень, я тебя угощу. |
Шапочка жирафа и запись вьюги. |
Очутился жираф на Севере. Ой, как холодно! Кругом одни льды и снега. Нет моих любимых деревьев с листочками. Нет моего жаркого солнышка. Нет, мне здесь очень холодно! Скорее домой! |
Учитель-логопед: |
Вот и закончилось наше путешествие. Одинаковые ли животные в этих странах и на этих континентов? |
Дети: |
Нет, потому что везде разный климат, разные условия обитания, поэтому и животные разные. |
Всем спасибо!
Использованная литература:
Детский атлас мира «Обитатели Земли». Издательство Лабиринт (Россия), 2008 г.
«Полная энциклопедия животных», Цехановская А.Ф., Стрелков Д.Г.
Издательство Росмэн, 2010 г
«Животные мира» Энциклопедия. Том Джексон. Издательство Эксмо, 2006 г.
«Жизнь животных» А.Э. Брэм. Издательство Терра, 1992 г.
Источники материалов:
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Africa_%28orthographic_projection%29.svg?uselang=ru
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Arctic_%28orthographic_projection%29.svg?uselang=ru
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:AUS_orthographic.svg?uselang=ru
http://banana.by/uploads/posts/2010-04/1272542313_vetton_ru_1068.jpg
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семина Татьяна Николаевна
→ Логомама 26.09.2011 4 18523 1718 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.