Конспект занятия "Путешествие по странам и континентам" для детей подготовительной группы (с ОНР) детского сада


ГОУ д/с № 1913.











Конспект открытого занятия

«Путешествие по странам и континентам»

(для детей подготовительной группы с ОНР)




Составила и провела:

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Семина Т.Н.











Москва 2011 год.

Компетентность детей подготовительного возраста.


Знания: времена года, их последовательность, беседы о родном крае, беседа и просмотр видеоматериалов об особенностях приспособления животных к окружающей среде, актуализация словаря, составление рассказов, загадок-описаний.

Ценность: воспитание любви к животному миру нашей планеты.

Смысл: чувствовать сопричастность к живой природе планеты Земля.

Развивающая среда: ноутбук, телевизор, глобус, макет Северного полюса, муляжи северных животных, атрибуты для детей с изображениями животных, энциклопедические словари.

Методические приёмы:

  • беседа;

  • ведение диалога между детьми;

  • вопросно-ответная форма проведения занятия (логопед - дети);

  • просмотр видеоматериалов.

Логика занятия:

  1. Работа с глобусом.

  2. Составление маршрута.

  3. Составление предложений по схемам.

  4. Составление рассказа по схеме.

  5. Загадки о животных Севера.

  6. Чтение названий животных Австралии и рассказы о них.

  7. Среда обитания животных Африки.

  8. Диалог животных разных континентов.

Речевые задачи:

  • активизировать словарь детей;

  • учить составлять предложения и объединять их в рассказ;

  • упражнять в составлении загадок-описаний;

  • развивать монологическую и диалогическую речь детей;

  • закреплять навыки чтения.

Познавательные задачи:

  • развитие познавательного интереса, фантазии, творчества;

  • развитие воображения детей;

  • закрепление знаний детей о климатических условиях обитания животных разных стран.

Воспитательные задачи:

  • развитие коммуникативных навыков детей.





Учитель-логопед:

Ребята, как называется планета, на которой мы живём?

Дети:

Земля.

Учитель-логопед:

Посмотрите, что это такое? (показывает глобус)

Дети:

Это глобус.

Учитель-логопед:

Как по-другому назвать глобус?

Дети:

Это модель нашей планеты.

Учитель-логопед:

Какие цвета мы на ней видим?

Дети:

Мы видим синий, жёлтый, зелёный цвета.

Учитель-логопед:

Что обозначает каждый цвет?

Дети:

Жёлтый цвет – это суша, континенты.

Синий – это моря, океаны.

Зелёным цветом обозначают леса.

Учитель-логопед:

А кто ещё, кроме людей, живёт на нашей планете?

Дети:

Животные, птицы, насекомые, рыбы.



Учитель-логопед:

Правильно. Вот сегодня мы поговорим о животных, населяющих нашу планету. Для этого нам нужно побывать в разных странах и на разных континентах. На каком виде транспорта мы сможем быстро добраться туда, куда нам нужно?

Дети:

На самолёте.

Учитель-логопед:

Чтобы сесть в самолёт, нужно иметь билет. Подойдите и возьмите билеты

Дети берут заготовленные билеты, которые состоят из двух частей; собрав их, дети смогут прочитать названия континентов. Дети составляют слова и читают.

Дети:

Россия, Австралия, Африка, Север.

Учитель-логопед:

Давайте составим маршрутный лист (на экране показаны изображения континентов).

Как мы построим наше путешествие?


Дети (одновременно указывая путь стрелками):

Сначала мы полетим в наши леса.

Потом мы побываем на Севере.

После Севера мы приземлимся в Австралии.

Закончим путешествие в Африке.






Учитель-логопед:

Итак, мы в наших лесах.



Видеоматериал о природе средней полосы.

Каких животных мы можем в них увидеть?

Дети:

Мы можем увидеть волков, медведей, лис, зайцев, ежей, белок, барсуков, соболей, бобров.

Учитель-логопед:

Расскажите о некоторых из обитателей наших лесов, а схемы предложений вам помогут.




Учитель-логопед:


А сейчас составьте рассказ по схеме:





















Учитель-логопед:

Кто из животных нас встретит на Севере?

Дети:

Нас встретят белые медведи, моржи, тюлени, морские котики, песцы.

Учитель-логопед:

Внимание! Наш самолёт идёт на посадку. Температура за бортом – минус тридцать градусов, сильный ветер, пурга. Что мы должны сделать?

Дети:

Мы должны одеться (имитируют движения одевания одежды, обуви, головных уборов).

Дети становятся вокруг стола с макетом Северного полюса и муляжами северных животных.

Учитель-логопед:

Где мы приземлились?

Дети:

Н а Севере.




Учитель-логопед:

Посмотрите внимательно на макет и загадайте загадки о животных Севера.





Дети:

- Это животное самое крупное на Севере. Окрас белый, мех густой, мягкий и тёплый. Эти животные всегда живут при низкой температуре, поэтому не меняют свой мех. Даже подошвы ног у них покрыты густой шерстью. Они перемещаются по побережью или во льдах в поисках пищи. Это млекопитающее животное. Кто это?



- Это животное обитает на побережье океана. В открытое море они не выходят. Их можно встретить плавающими у берега или отдыхающими на льдине или суше. У них толстый подкожный слой жира, который спасает их от холода. У них есть ласты, они питаются рыбой. А детёныши одеты в пышный белый мех. Кто это?



Это огромные морские звери, у них есть ласты. Их греет подкожный жир. Своими мощными клыками они добывают себе пищу со дна моря. На суше неуклюжие, они отлично плавают и ныряют. Кто это?



Их называют полярными лисами. Летом их мех серо-бурый, а зимой – белый, поэтому их трудно заметить на снегу. Они роют норы, питаются грызунами. Кто это?




Учитель-логопед:

Спасибо! Дальше в путь. Нас ждут новые приключения.

Самолёт идёт на посадку. Странно…Куда это мы попали? (на листке зеркальное написание названия АВСТРАЛИЯ). Сможете прочитать?



Дети:

Нет.

Учитель-логопед:

Чтобы прочитать название, нам понадобится волшебное зеркало.

Учитель-логопед подносит зеркало к надписи, дети читают его изображение в зеркале.

Учитель-логопед:

Итак, куда мы попали?

Дети:

М ы попали в Австралию.

Учитель-логопед:

Что характерно почти для всех животных Австралии?

Дети:

Они сумчатые.

Учитель-логопед:

Нас встречают животные Австралии. Кто где из них находится?

На телеэкране появляются пары слов с пропущенными предлогами.

Дети читают словосочетания, вставляя нужный предлог:


Кенгуру ____ деревом,

Собака Динго _____ камня;

Страус Эму _______ куста;

Утконос ______ воде;

Попугай ______ ветке;

Коала _______ дереве.

Учитель-логопед:

Какое животное самое распространённое в Австралии?

Дети:

Это кенгуру.

Учитель-логопед:

Что вы можете рассказать про него?

Дети:

Кенгуру обитают в степях, держатся большими стадами. При беге отталкиваются только задними ногами. Огромный толстый хвост служит балансиром при прыжках, а при сидении – опорой. У кенгуру рождаются маленькие детёныши, которые сами заползают в сумку и находятся там почти восемь месяцев.



Учитель-логопед:

Молодцы! Давайте сверим маршрут. Где мы ещё не были?

Дети:

В Африке.

Учитель-логопед:

Летим туда! Вот и Африка. Африканские животные обрадовались и вышли нас встречать, но на радостях забыли дорогу домой. Помогите животным найти свой дом, свою среду обитания и расскажите, почему ему там хорошо.

На доске картинки с изображением сред обитания.





Дети:

- Обезьяны живут в джунглях. Там много пищи. Они любят качаться на лианах и спасаются от врагов на вершинах деревьев.


- Слон самое крупное сухопутное животное планеты. Живёт он в саванне. У него есть хобот, которым он срывает ветки, листву с деревьев.


- Бегемоты живут в воде. Они высовывают на поверхность только уши, глаза и ноздри. С большим удовольствием они ныряют и ходят по дну водоёма. Бегемотов называют водными лошадями, так как они очень свободно чувствуют себя в воде.

- верблюд живёт в пустыне. Его ещё называют «кораблём пустыни». В горбах у него запас жира, что позволяет ему долгое время в пустыне оставаться без пищи.

Учитель-логопед:

Вот мы и побывали в разных странах и на разных континентах, встретились с разными животными.

А теперь пофантазируем – что случится, если встретятся животные с разных континентов.

Давайте представим, что они умеют говорить.

Дети (надевают шапочки бегемота и тюленя):

Ты кто?

Я тюлень. А ты?

А я бегемот. Ты где живёшь?

Я живу на Севере, люблю лежать на льдине и плавать в холодной воде.

А я, бегемот, люблю поплескаться в тёплой водичке, а выхожу на сушу ночью и ем сочную траву.

А что такое трава?

Трава – это сладкое, вкусное, сочное, зелёное. Приезжай ко мне, тюлень, я тебя угощу.

Шапочка жирафа и запись вьюги.

Очутился жираф на Севере. Ой, как холодно! Кругом одни льды и снега. Нет моих любимых деревьев с листочками. Нет моего жаркого солнышка. Нет, мне здесь очень холодно! Скорее домой!

Учитель-логопед:

Вот и закончилось наше путешествие. Одинаковые ли животные в этих странах и на этих континентов?

Дети:

Нет, потому что везде разный климат, разные условия обитания, поэтому и животные разные.


Всем спасибо!

Использованная литература:


  1. Детский атлас мира «Обитатели Земли». Издательство Лабиринт (Россия), 2008 г.

  2. «Полная энциклопедия животных», Цехановская А.Ф., Стрелков Д.Г.

Издательство Росмэн, 2010 г

  1. «Животные мира» Энциклопедия. Том Джексон. Издательство Эксмо, 2006 г.

  2. «Жизнь животных» А.Э. Брэм. Издательство Терра, 1992 г.


Источники материалов:



Полный текст материала Конспект занятия "Путешествие по странам и континентам" для детей подготовительной группы (с ОНР) детского сада смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семина Татьяна Николаевна  Логомама
26.09.2011 4 17303 1715

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 4
avatar
4 ojanovna • 21:19, 08.12.2011
Такой обширный материал на одном занятии. Дети с ОНР справляются?
Очень понравился дидактический материал. В духе времени.
[Материал]
avatar
3 Сабелла • 21:32, 18.10.2011
Спасибо за интересное занятие. Обязательно использую его в своей работе.
[Материал]
avatar
2 Nike_Pashkov • 00:34, 30.09.2011
Свидетельство №278/2011
[Материал]
avatar
Татьяна Николаевна, спасибо за публикацию. Где найти красочный видеоряд?
[Материал]