Занятие "В поисках короны Царицы Осени..." для детей старшей группы с ОНР
ГОУ
детский сад компенсирующего вида№1913
Занятие познавательного цикла
«В поисках короны царицы Осени»
для детей старшей группы
Подготовила и провела:
воспитатель
старшей группы №7
Моисеева Ирина Николаевна
Ноябрь, 2010 г.
Цель. Систематизировать знания детей об осени, осенних изменениях в природе.
Задачи.
Речевые. Развивать навыки связной речи, активизировать словарь (листопадник, полузимник, рябинник, летопроводец, златоцвет; слова-признаки). Развивать умение на основе выполненных действий составлять сказку. Уметь отражать в речи согласование существительных и числительных.
Познавательные. Закреплять умение соотносить цифру с количеством и пользоваться речью-доказательством.
Закреплять представление детей о плодах и листьях деревьев, знать с какого дерева плод.
Воспитательные. Воспитывать любовь к природе, эстетический вкус; выдержку. Продолжать приобщать детей к русской народной культуре.
Подготовительная работа
Наблюдения: за сезонными изменениями в природе, за ветром, листьями;
за растительным миром: наблюдения за осенними цветами;
сбор природного материала (каштанов, листьев, желудей), засушивание.
Подбор прилагательных (к названиям цветов, плодов, деревьев, месяцев), глаголов (к существительным: листья, дождь, птицы, плоды)
Дидактические игры: «К названному дереву беги», «Узнай дерево по плодам (листьям)», «Четвертый лишний», лото «Деревья».
Знакомство с народным календарем, с народными названиями осенних месяцев, объяснение названий (полузимник, листопадник, златоцвет, летопроводец, грудень).
Активизация «осеннего» словаря: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть; о цвете листвы, словообразование
Знакомство и разучивание пословиц, объяснение смысла.
Работа в книжном уголке
Рассматривание иллюстраций об осени, открыток.
Чтение З. Федоровская. Осень. И. Бунин. Листопад. Н. Сладков. Почему ноябрь пегий. И. Соколов-Микитов. Листопадничек. С Маршак. Откуда стол пришел. Л. Толстой. Дуб и орешник.
Заучивание пословиц. От осени к лету поворота нету. Весна и осень — на дню погод восемь.
Знакомство с картинами русских художников И.С. Остроухов «Золотая осень», И.Левитан «Золотая осень»
В уголке природы работа с календарем, рассматривание засушенных листьев, беседа «На даче осенью»
Работа с родителями
Подбор, объяснение народных примет.
Выставка детско-родительских работ из природного материала «Осенний калейдоскоп»
Составление коротких рассказов о поделках
Экскурсия на почту
«Маршрут выходного дня»
Целевые прогулки по осенним улицам, в Кузьминский лесопарк
Лепка в сочетании с природным материалом «Кто живет в осеннем лесу».
Аппликация из осенних листочков «Ежик»
Коллективная аппликация «Перед расставаньем»
Ход занятия.
Дети входят в группу. Стоят возле воспитателя. Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года»
Входит грустная Осень.
Дети и воспитатель. Что случилось?
Осень. Ветер-озорник унес мою корону.
Воспитатель. Ребята, ветер осенью какой?
Дети. Сильный, холодный, резкий, порывистый, влажный, озорной.
Воспитатель. Давайте поможем Осени и найдем ее корону. А чтобы ты, Осень, не грустила, ребята подарят тебе добрые слова. Осень какая?
Дети. Добрая, щедрая, прекрасная, дождливая, урожайная, ранняя, поздняя, золотая, теплая, холодная, разноцветная и т. д.
Осень. Спасибо, ребята. Но мне пора уходить, доделать осенние дела и пора уступить место Зиме. А вы, если найдете мою корону, пришлите мне ее посылкой в осеннее царство.
Дети. До свидания, Осень. Приходи к нам в следующем году.
Дети садятся на банкетки.
Воспитатель. Где можно найти корону осенью? А помните ли вы, что у осени есть три сына. Как их зовут?
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель. Давайте обратимся к месяцам. Спросим их, может быть, они видели корону. Первый месяц – сентябрь. Как же нам его позвать? Вспомните, как сентябрь называют в народе?
Дети. Рябинник, летопроводец.
Воспитатель. Что говорит народ про сентябрь?
Дети. Холоден сентябрь, да сыт. В сентябре синица просит осень в гости. В сентябре одна ягода, да и та - горькая рябина. Гром в сентябре предвещает теплую осень. Много желудей в сентябре на дубу — к лютой зиме.
На мольберте открывается картинка — мальчик-сентябрь.
Воспитатель. Какой красивый наряд у Сентября. Чем украшен костюм? Почему?
Дети. Разноцветными осенними листьями, хлебными колосками. Потому что в сентябре созревает урожай, начинается листопад.
Воспитатель. Скажи, пожалуйста, Сентябрь, не видел ли ты короны Осени?
Сентябрь (говорит на ушко воспитателю). Выполните задание, тогда скажу где искать корону. Помогите собрать урожай фруктов. Возле каждого дерева положите цифру, которая соответствует количеству плодов на дереве.
Дети садятся за столы. Выполняют задание.
Дети. У меня 5 груш и 4 яблока. А у меня 6 слив и 5 яблок.
Выполнив и проверив задание, воспитатель и дети подходят к мольберту.
Сентябрь . С заданием вы справились, подарю вам гроздья рябины для короны, отправляйтесь к октябрю.
Воспитатель. Ребята, давайте позовем Октябрь и вспомним, как его называют в народе. Почему?
Дети. Златоцвет, листопадник. Октябрь-пора золотой осени.
На мольберте появляется картинка мальчик-Октябрь.
Воспитатель. Какой нарядный Октябрь.
Дети. Мальчик-Октябрь держит полное лукошко грибов. Это пора грибов и грибных дождей.
Воспитатель. Скажи, пожалуйста, Октябрь, не видел ли ты короны Осени?
Октябрь. Выполните задание, тогда скажу где искать корону.
«Узнай дерево по плодам и листьям». Дети садятся за столы. Выполняют задание, объясняют, почему соединили дерево именно с этим плодом или листом.
Октябрь. Вы очень хорошо справились с заданием. Я дарю вам листья для короны. Отправляйтесь к Ноябрю.
Воспитатель. Чтобы позвать ноябрь, надо вспомнить, как про него говорят в народе.
Дети. Грудень, полузимник. Ноябрь-сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.
Воспитатель. Почему?
Дети. Потому что в ноябре зима с осенью борются.
Воспитатель. Чтобы не замерзнуть, надо согреться.
Динамическая пауза. Березы косы расплели,
Руками клены хлопали, Ветра холодные пришли,
И тополи затопали, поникли ивы у пруда,
Осины задрожали, дубы, огромные всегда, как будто меньше стали.
Все присмирело, съежилось, поникло, пожелтело.
Лишь елочка пригожая к зиме похорошела.
Аудиозапись. Шум ветра, дождя, резкий порыв ветра.
Воспитатель. Ой, ребята, что это? Пока мы грелись, ветер прикатил корону Осени, но какая она некрасивая. Ветер-озорник все листочки оборвал. Давайте ее украсим.
Дети берут подарки осенних месяцев. Подходят по одному, проговаривают и украшают корону
Дети. Я дарю кленовый листочек ….
Воспитатель. Какая красивая корона получилась! Давайте отправим ее Осени. Как?
Дети. Посылкой.
Воспитатель. И напишем письмо. Письмо бывает написанное на бумаге, а бывает звуковое письмо. Помогут нам в этом картинки-подсказки и микрофон.
«Жила-была Осень. Были у нее друзья Ветерок, Тучка, Дождик. Однажды Ветерок-озорник разыгрался и унес корону Осени. Она расстроилась, а мы решили ей помочь. Мы отправились искать корону у осенних месяцев. В сентябре, октябре, ноябре. Каждый из них сделал подарок, чтобы украсить корону. Не грусти, Осень, посылаем тебе новую красивую корону. Ждем тебя через год в гости».
Воспитатель вместе с детьми кладет корону в посылочную коробку.
Воспитатель. Какой адрес напишем?
Дети. В осенний лес. Царице Осени.
Воспитатель. Теперь надо отнести посылку на почту.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Моисеева Ирина Николаевна
→ Иринник 31.10.2011 1 2919 424 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.