Проект "Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР"
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский
сад комбинированного вида № 64
«Пингвинёнок» Интеллектуально
– познавательный проект Тема:
«Формирование
произвольного внимания у детей старшего
дошкольного возраста группы компенсирующей
направленности для детей с задержкой
психического развития». Проект
подготовила: Учитель-дефектолог
первой
квалификационной
категории Наталья
Владимировна Кулешова
Содержание
Паспорт проекта |
3 |
Пояснительная записка |
6 |
Особенности развития внимания у дошкольников с задержкой психического развития
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера как средствоформирования произвольного внимания у детей с задержкой психического развития |
12
14
|
Содержание проекта |
16 |
Механизм реализации проекта |
19 |
Перспективы дальнейшего развития |
25 |
Условия реализации проекта |
25 |
Литература |
28 |
Приложение |
|
Паспорт проекта
Тема проекта
|
«Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования универсального дидактического материала» |
Основание для разработки проекта |
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. №3266 – 1 (с изменением от 02.02.2011г.); Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89); Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Концепция дошкольного воспитания; Приоритетный национальный проект «Образование»; Закон ХМАО - Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»; Программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2007-2011 годы»; Федеральная программа «Дети России»; Устав, образовательная программа и программа развития МБДОУ; программа развития педагога. |
Автор проекта |
Кулешова Наталья Владимировна, учитель-дефектолог первой квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 64 «Пингвиненок» |
Организация исполнитель |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвиненок», (далее – МБДОУ ДСКВ № 64), группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития |
Адрес организации исполнителя, телефон/факс |
Улица Чапаева, дом 85а, город Нижневартовск Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Россия. Телефон/факс – (3466) 46-88-11 |
География |
МБДОУ ДСКВ № 64 |
Целевые группы |
12 детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) |
Тип проекта |
Интеллектуально - познавательный
|
Сроки реализации |
2 года |
Цель |
формирование у детей группы компенсирующей направленности с ЗПР произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения (логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера) во всех видах непосредственно-образовательной деятельности.
|
Задачи |
Развивать произвольное внимание дошкольников в различных видах деятельности, используя логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Разработать систему педагогической деятельности с детьми, родителями, педагогами, направленную на развитие произвольного внимания и познавательной активности. Развивать умение свободно общаться с взрослыми и со сверстниками по поводу игр, обращаться с вопросами и предложениями, в том числе и по поводу игр, упражнений, придуманных и составленных самими детьми. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество. Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных играх с данным материалом, в поиске решения задач разных видов, стремлению развития игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.
|
Краткое содержание проекта |
В проекте раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы по формированию произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения (логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) |
Ожидаемые результаты |
Созданы оптимальные условия в организации образовательного процесса для развития произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения (логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) Высокий уровень внимания увеличился на 35%: повысился уровень концентрации внимания на 26%, продуктивности и устойчивости на 21%, объем внимания на 43%. снизился уровень гиперактивности, импульсивности до 11%, повысился уровень концентрации внимания до 12%, 65% детей овладели приёмами психомышечной релаксации. Родители активно принимают участие в мероприятиях группы, заинтересованы домашней игротекой, повышен уровень компетентности в данном вопросе. Совместно с родителями изготовлены игровые пособия для игр с блоками и палочками. |
Пояснительная записка.
В настоящее время с учетом введения федеральных государственных требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ и введению ФГОС в общеобразовательные учреждения, требования к выпускнику дошкольного учреждения несколько изменились.
В характеристике выпускника ДОУ, значительное место уделяется оценке способности познавать новую информацию, концентрировать внимание, удерживать инструкцию и сохранять высокий уровень активности при выполнении регламентированных заданий.
Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.
Одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности является достаточно развитое внимание. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Развитие свойств внимания благоприятно повлияет на качественные характеристики памяти. Внимание играет важную роль в познании ребенком окружающей действительности, во всей его практической деятельности и играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что внимание – это единственная дверь, через которую внешние воздействия проходят в наше сознание. От того, какое у человека внимание, во многом зависят его успехи в учёбе и труде. Эти высказывания не потеряли значения и в настоящее время, когда проблема внимания вновь оказалась в фокусе интенсивного изучения специалистов.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, определяющими успешность всего обучения. Как правило, у хорошо успевающих школьников имеются более высокие показатели развития свойств внимания: повышенная степень сосредоточенности и концентрации, переключения и распределения, увеличенный объем, устойчивая работоспособность.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у детей, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Кроме того, увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР и с синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.
Поэтому вопрос об обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении дошкольников в общеобразовательные учреждения в настоящее время стоит очень остро.
При задержке психического развития недостаточный уровень внимания - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности.
В литературе подчёркивается важность использования игрового материала для развития внимания у детей с ЗПР.
Так как для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, то именно в ней психика ребенка проявляется, формируется и развивается наиболее ярко и интенсивно. В игре все внешние чувства упражняются, а, следовательно, игра действует на детей развивающее.
В связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, стали популярны развивающие игры, когда игра стала рассматриваться в качестве одного из важнейших средств обучения, развития и воспитания ребенка.
Решение проблемы коррекции внимания детей нуждается в новых подходах, где красной нитью проходит идея о развивающем обучение.
Одним из основных средств достижения цели в реализации педагогической технологии считаю использование универсального дидактического материала (логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера)
В связи с этим, вопросы формирования произвольного внимания посредством универсального дидактического материала (логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) определяют актуальность разработанного проекта.
Цель проекта: формирование у детей группы компенсирующей направленности с ЗПР произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения (логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера) во всех видах непосредственно-образовательной деятельности.
Объект проекта: развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет проекта: педагогическая технология (система работы) направленная на развитие произвольного внимания и его свойств, у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, посредством использования элементов развивающего обучения.
Задачи проекта:
Разработать систему работы с детьми, родителями, педагогами, направленную на развитие логического мышления и познавательной активности.
Развивать умение свободно общаться с взрослыми и со сверстниками
по поводу игр, обращаться с вопросами и предложениями, в том числе и по поводу игр, упражнений, придуманных и составленных самими детьми.
Развивать самостоятельность, инициативу, творчество.
Способствовать проявлению исследовательской активности детей в
самостоятельных математических играх, в поиске решения задач разных видов, стремлению развития игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.
Реализация проекта предполагает соблюдение следующих условий:
учет возрастных, психофизиологических возможностей каждого
ребенка;
индивидуальный подход;
объединение усилий и координация деятельности детского сада с
семьей;
динамичность результата.
В ходе реализации проекта используются следующие формы работы:
С детьми:
Специально-организованная деятельность с использованием универсального дидактического материала;
индивидуальная работа;
досуги и развлечения;
участие в городских конкурсах, мероприятиях;
открытые занятия, выступления перед родителями и педагогами.
Оказание платной дополнительной образовательной услуги по коррекции внимания и поведенческих расстройств у детей 5-7 лет.
С родителями:
анкетирование;
беседы с родителями о развитии свойств внимания ребенка;
консультации, выступления на родительских собраниях;
участие родителей в праздниках, развлечениях, досугов;
совместное изготовление игровых пособий для игр с блоками и палочками
С педагогами:
выступления на педагогических советах ДОУ, ГМО учителей-дефектологов, консультации для педагогов;
мастер-класс для педагогов детского сада;
совместное планирование самостоятельной игровой деятельности.
Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации интеллектуальной деятельности всех участников образовательного процесса.
Средства обучения.
Среди средств немаловажную роль играют:
технические средства обучение: мультимедиа, использование
видеоматериалов;
наглядно-дидактический материал, демонстрационный материал;
раздаточный материал;
комплекты наглядного дидактического материала;
оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
методические пособия для дефектолога детского сада, в которых
раскрывается сущность работы по формированию внимания у детей в каждой возрастной группе;
развивающая среда с подбором дидактических игр и упражнений;
учебно-познавательные книги для работы с детьми в условиях
семьи.
Решение задач деятельности обозначенной в проекте осуществляется через специально-организованную деятельность, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, на которых используются элементы развивающего обучения в игровой форме, в ходе которых осуществляется систематическое целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование произвольного внимания каждого ребенка.
Теоретико-методологические основы проекта составили научные положения: о роли деятельности в психическом развитии ребенка, разработанное в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, классическая система сенсорного воспитания (М.Монтессори, Ф.Фребель); моделирование, как средство знаковой деятельности (Л.А.Венгер, Г.А.Глотова, Н.Г.Салмина).
В проекте отобраны наиболее эффективные для этой категории детей коррекционные технологии, разработанные с опорой на методические рекомендации к программе «Подготовка детей с ЗПР к обучению в школе», под ред. С.Г.Шевченко и «Детство» В.И.Логиновой и др., с учетом использования следующих педагогических материалов:
«Воспитание сенсорной культуры» Л.А.Венгер.
«Диагностика и коррекция внимания» А.А. Осиповой, Л.И.Малашинской.
«Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А.Михайловой.
Практическая значимость проекта: система работы по формированию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, посредством использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, которая включает в себя работу с родителями (консультации, родительские собрания, выставки, досуги); с воспитателями (консультации, открытые просмотры мероприятий, круглый стол); с детьми (комплекс непосредственно образовательной деятельности, игры, викторины, праздники)
Инновационная направленность педагогического опыта заключается в следующем:
использование технологий развивающего обучения (логических
блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) в игровой форме в непосредственно-образовательной деятельности: области «Познание» и «Коммуникация»;
формирование у детей свойств внимания через активное
сотрудничество всех участников образовательного процесса;
применение новых форм взаимодействия с семьёй по формированию
произвольного внимания, включающих вопросы использования универсального дидактического материала не только в детском саду, но и дома.
Новизна заключается в комплексном подходе к организации деятельности всех заинтересованных сторон в ходе реализации проекта: педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, имеющими ЗПР, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы формирования внимания дошкольников; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей деятельности, а не только во время специально организованных форм работы.
Особенности развития внимания у дошкольников
с задержкой психического развития
Внимание - важнейший психический процесс, тесно связанный с общей направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Произвольное внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Внимание существенно отличается от всех психических процессов. Его своеобразие заключается в том, что оно не самостоятельный вид психической деятельности, а организация других психических процессов, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства осознаются отчетливее других, отходящих на второй план.
Формирование произвольности внимания происходит под руководством взрослых и имеет огромное значение для дальнейшего обучения в школе. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
При задержке психического развития недостаточный уровень внимания - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности.
В психолого-педагогических исследованиях Л. И. Переслени, Г. И. Жаренкова, В. А. Пермякова, С. А. Домишкевич и др. отмечаются следующие особенности внимания детей с ЗПР:
1. Неустойчивость (колебания) внимания.
2. Сниженная концентрация.
3. Снижение объема внимания.
4. Сниженное распределение внимания.
Основной целью моей работы является обеспечение равных стартовых возможностей выпускников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР при поступлении в общеобразовательную школу.
Вопросы развития внимания дошкольников меня интересовали в течение нескольких лет. Данную проблему я рассматривала в различных аспектах. Особый интерес у меня вызывали дети с СДВГ. Это привело к созданию проекта «Лесенка-чудесенка», в котором рассматривались проблемы формирования произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля посредством системного подхода к коррекции психического развития ребенка 5-7 старшего дошкольного возраста с СДВГ.
Проект внедрялся в течение двух лет (2008-2010г.) и показал положительную динамику, я убедилась в правильности выдвинутого мною предположения. Это привело меня к продолжению работы над проблемой развития внимания у детей дошкольного возраста и к созданию педагогической технологии по развитию произвольного внимания у детей с ЗПР «Игралочка-занималочка».
В данной технологии игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера способствуют развитию у ребенка с ЗПР умения принимать постепенно усложняющие инструкции, удерживать их на протяжении всего занятия. Дошкольники с помощью обучающих игр овладевают навыками самоконтроля, произвольной концентрации внимания, не говоря уже о важнейших знаниях, необходимых для успешной подготовки к школе.
Прежде чем перейти к описанию механизма деятельности по реализации педагогической технологии «Игралочка-занималочка», хотелось остановиться на данном универсальном материале.
«Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, как средство формирования произвольного внимания у детей с задержкой психического развития»
Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Они позволяют моделировать множество с заданными свойствами, например, создавать множество красных блоков, квадратных блоков и др. Далее детям раскрывают более сложные операции над множеством. Играя с блоками, ребенок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. В то же время развивается концентрация внимания на объекте.
Палочки Кюизенера (цветные числа) – это набор цветных палочек сечением 1см. и длинной 1,2,3-10см. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Место дидактической игры в структуре специально-организованной деятельности определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью закрепления.
Коррекционно-развивающая игра с данным универсальным дидактическим материалом имеет две цели. Одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует сам ребенок.
Детям с ЗПР трудно сосредоточиваться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. Использование технологий направленных на развитие и формирование определенного спектра знаний и умений, в игровом содержании позволяет поддерживать внимание старших дошкольников на достаточно высоком уровне. В этом и заключается универсальность использования данного дидактического материала.
Логические упражнения с данным материалом используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или при выполнении конкретной программной задачи обучения с целью развития умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.
Таким образом, освоение игр с данным материалом формирует у детей с ЗПР устойчивость внимания, повышает работоспособность, целенаправленность деятельности, оказывает положительное влияние на мыслительную деятельность, что соответственно в последующем отражается на учебе детей в школе и в последующей жизни.
Содержание проекта
Направление интеллектуально - познавательного проекта по формированию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ЗПР реализуются посредством взаимодействия педагога, детей и родителей.
Этапы реализации проекта |
Задачи |
Формы реализации |
Подготовительный этап (май 2010 г.) |
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме; Изучить социальный заказ родителей; Подобрать диагностический инструментарий, разработать мониторинг; Разработать систему работы с детьми, родителями, педагогами, направленную на развитие произвольного внимания посредством универсального дидактического материала; Подготовить педагогическую копилку для работы с родителями и детьми; Провести первое родительское собрание по теме: «Значение игр с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для интеллектуального развития детей»; Обеспечить условия для реализации проекта. |
Отбор психолого-педагогической, методической литературы; Комплексно – тематическое планирование по работе с детьми; Перспективный план по работе с родителями; Диагностический инструментарий; Консультации; Беседы; анкетирование родителей; Родительское собрание. |
Диагностический этап (сентябрь – октябрь 2010г.) |
Выявить уровень развития свойств внимания у детей с ЗПР посредством диагностического обследования; Роль семьи в интеллектуальном развитии детей. |
Мониторинг образовательной области «Познание» по разделу «Развитие элементарных математических представлений» Г. М. Капустиной (Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста) Анкетирование родителей «Играет ли Ваш ребенок дома». |
Основной этап (октябрь 2010 – апрель - 2012г.) |
Организовать и провести мероприятия, согласно перспективному плану работы с родителями и детьми; Провести беседы, консультации с родителями; Организовать и координировать участие родителей в развлечениях, досугах, в совместном изготовлении выставок детских работ; Ознакомить родителей с приемами руководства играми с универсальным дидактическим материалом; Знакомство родителей с системой работы по интеллектуальному развитию детей. |
Мероприятия: «День открытых дверей» просмотр математического занятия; Совместное изготовление пособий для игр с логическими блоками и палочками (родителей с детьми); Выставки детских работ; досуги: «Математический КВН» (родители и дети); Занятия по формированию математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера; Оснащение педагогического процесса образовательных областей «Познание и «Коммуникация» компьютерными играми по развитию внимания Изготовить и внедрить рабочую тетрадь «Игралочка - занималочка». |
Итоговый этап (апрель – май 2012г.) |
Выявить уровни развития произвольного внимания у детей с ЗПР посредством диагностического обследования, после проведения различных форм и методов работы;
|
Мониторинг уровня развития произвольного внимания
|
Механизм реализации проекта.
I этап – подготовительный (май – сентябрь 2010)
На первом этапе работы я изучила психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме.
Анализ литературы показал, что проблема развития внимания всегда была, а так же остается одной из актуальных проблем современного общества и требует внимания педагогов всех элементов образовательной системы. В литературе подчёркивается важность использования игрового материала для развития внимания у детей с ЗПР.
Использование в работе с детьми технологий логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера не только в специально-организованной деятельности в ДОУ, но и в семейном воспитании способствует совершенствованию развития свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, помогает более эффективно развивать произвольное внимание.
Далее мною было проведено анкетирование родителей, с целью выявления у них запросов по формированию внимания у детей как в ДОУ, так и дома.
Проанализировав анкеты родителей, выявила, что родительская общественность так же заинтересована в решении данной проблемы.
Далее я систематизировала диагностический инструментарий - мониторинг по выявлению уровня развития свойств внимания детей. Осуществила подбор практического материала для работы с родителями и детьми: уголок занимательной математики, консультации, беседы, сценарии (развлечения, досуги, КВН). Провела первое родительское собрание по теме «Роль универсального дидактического материала для интеллектуального развития детей», на котором раскрыла значение использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии внимания. Родители активно включились в работу, и большинство из них заинтересовались тем, чтобы у детей повысился уровень развития психических процессов, интеллектуального развития в целом.
II этап – диагностический (сентябрь – октябрь 2010)
Целью данного этапа было выявление стартового уровня развития свойств внимания у детей, включая следующие вопросы:
Умение сосредотачиваться
Устойчивость внимания
Объём внимания
Переключаемость с одного объекта на другой
В целях диагностирования были применены следующие методики, рекомендуемые А.А. Осиповой:
1. «Кто спрятался в лесу?».
Цель: выявление объема и степени концентрации внимания.
2. «Сравни картинки» (5-6 различий).
Цель: определение объема и концентрации внимания.
3. «Найди и вычеркни».
Цель: определение уровня продуктивности, устойчивости, концентрации переключения и распределения внимания.
4. Домик (по Н.И.Гудкиной)
Цель: определение уровня развития произвольного внимания, выявление умения ориентироваться в своей работе на образец, копировать его
Результаты диагностики мне были необходимы для того, чтобы ранжировать дошкольников по уровню развития свойств внимания. Выявила, что у детей группы лучше всего была развита переключаемость внимания, но и она находилась лишь на среднем уровне развития (с уклоном в сторону низких показателей), а хуже всего был развит объём и устойчивость (наибольшее значение низких показателей).
Это обстоятельство очень затрудняло процесс обучения.
При проведении диагностических заданий были получены следующие результаты:
средний уровень составил – 60%;
низкий уровень – 40%;
высокий уровень - не выявлен.
Качественный анализ позволил сделать следующие выводы:
1.Высокий уровень не выявлен.
2. Средний уровень показали 7 детей, что составило 60%. В ходе поиска изображений животных дети находят животных, но часто отвлекаются, затрачивая на задание лишнее время. При сравнивании картинок находят самостоятельно 2-3 отличия, затем требуется стимулирующая помощь взрослого. В ходе поиска фигур допускают ошибки, но частично исправляют их самостоятельно.
3. Низкий уровень показали 5 детей, что составляет 40%. Называют случайные фигуры из вариантов ответов; допускают ошибки и не все из них исправляют, правила вычеркивания фигур не выделяют, но проявляют интерес к деятельности. При копировании элементов домика допускают ошибки и самостоятельно их не исправляют.
Данные диагностического обследования помогли сориентироваться в том, как дети относятся к предлагаемым заданиям, интересны ли они, какой уровень умственной активности проявляют при этом, каковы их умения.
III этап – основной (октябрь 2010 – апрель 2012)
По результатам диагностической работы я разработала систему работы с детьми, родителями, педагогами, направленную на развитие произвольного внимания у детей. Работа по преодолению трудностей в обучении шла по двум направлениям: тренировка каждого свойства внимания в отдельности и их комбинирование на различных занятиях.
Создавая интеллектуально – познавательный проект, я опиралась на следующие положения:
Использование технологий развивающего обучения (логических блоков
Дьенеша и палочек Кюизенера) в игровой форме в непосредственно-образовательной деятельности: области «Познание» и «Коммуникация».
Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности
с учётом результатов диагностики.
Осуществление интегрированного подхода в решении разного рода задач.
Использование разнообразных форм организации работы с детьми:
занятия – подгрупповые, индивидуальные, работа в микрогруппах.
Началу работы в данном направлении предшествовал отбор наиболее эффективных игр и упражнений, включая развивающие технологии логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
При реализации коррекционной работы направленной на развитие произвольного внимания детей во всех видах образовательной деятельности, я опиралась на следующие принципы:
Единства диагностики и коррекции.
Принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостной, своеобразной, динамично развивающейся личности.
Принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка.
Принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка и ситуации.
Принцип активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной работе.
В ходе образовательной работы в ДОУ мной были использованы
методы и приёмы: словесные, игровые, наглядные и практические (использование художественной литературы, игры, игры с универсальным дидактическим материалом, моделирование, преобразование, кодирование, декодирование).
В течение реализации проекта я включала использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера как непосредственно в специально – организованную деятельность, так и самостоятельную деятельность детей; совместно с родителями и педагогами проводила познавательные викторины, развлечения, КВН, тематические конкурсы, направленные на развитие произвольного внимания детей.
Работа с родителями
Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к универсальному дидактическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.
Прежде всего, я направила внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей, в том числе интеллектуальном. С этой целью я познакомила родителей с разными видами игр и упражнений с данным материалом, их назначением и развивающим влиянием, методикой руководства детской деятельностью, подчеркивая своеобразие развития свойств внимания детей, их индивидуальность, развивающее влияние игр, необходимость организации этой работы в условиях семьи.
Работа с родителями строилась поэтапно:
1 этап – изучение социального заказа родителей; ознакомление с проблемой развития внимания детей в дошкольном возрасте.
2 этап – обогащение реального опыта родителей в активном сотрудничестве с педагогом.
3 этап – ознакомление с приемами руководства играми с универсальным дидактическим материалом, методикой их проведения.
4 этап – организация предметно – развивающей среды.
5 этап – активизирующее сотрудничество учителя-дефектолога и родителей.
Итогом работы был выпуск рабочей тетради «Игралочка – занималочка», где родители и дети показали результативность проведённой работы, проявили творческую инициативу.
Система работы дефектолога с родителями по такой форме организации досуга детей, как игры с универсальным дидактическим материалом, способствует педагогическим контактам с семьей, формированию у родителей педагогического творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.
Работа с воспитателями
Для педагогов дошкольного образовательного учреждения были предложены консультации, рекомендации по использованию универсального дидактического материала с целью развития произвольного внимания и познавательной активности дошкольников.
Опыт работы по теме «Универсальный дидактический материал как средство развития внимания дошкольников» был представлен на педагогическом совещании ДОУ.
Для молодых специалистов ДОУ был проведен мастер-класс по использованию данного материала с дошкольниками.
IV этап – итоговый (апрель – май 2012).
В апреле 2012 года был проведен итоговый мониторинг, являющийся заключительным этапом моей работы, который выявил достигнутые результаты:
На этом этапе я проводила оценку уровня развития внимания детей, были получены следующие результаты:
в ысокий уровень - 61%.
средний уровень составил – 39%;
низкий уровень не выявлен;
Качественный анализ позволил сделать следующие выводы:
1.Высокий уровень выявлен у 7 детей, что составляет 61%.
2.Средний уровень показали 5 детей, что составило 39%.
3. Низкий уровень не выявлен.
Таким образом, положительная динамика уровня развития внимания воспитанников позволила мне сделать вывод об эффективности использования универсального дидактического материала в образовательном процессе:
Целенаправленная систематическая разнообразная работа
формирования произвольного внимания у детей с ЗПР основных свойств внимания дала стойкую положительную динамику.
У дошкольников группы компенсирующей направленности с ЗПР
развиваются объём, переключаемость и устойчивость внимания, что говорит об эффективности коррекционной работы, необходимой для лучшего усвоения программного материала, а, значит, повышается качество обучения.
3. Развитие основных свойств внимания у воспитанников позволяет наиболее полно учитывать личностные особенности детей.
Перспективы дальнейшего развития
Опыт работы с детьми, имеющими ЗПР, показывает, что при правильном, комплексном, систематическом использовании данной развивающей технологии можно добиться существенного продвижения.
В результате проделанной работы уровень детей по образовательным областям «Познание» и «Коммуникация» значительно вырос, поэтому в дальнейшем свою работу буду продолжать и совершенствовать.
Условия реализации проекта.
Проект реализуется на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 64 «Пингвинёнок», который расположен по адресу: улица Чапаева, дом 85 - А, город Нижневартовск Ханты-мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Россия.
Кадровое обеспечение проекта.
№ |
Наименование должности |
Кол-во единиц |
|
Заведующий МБДОУ |
1 |
|
Заместитель заведующего по ВМР |
1 |
|
Заместитель заведующего по АХР |
1 |
|
Главный бухгалтер |
1 |
|
Бухгалтер |
1 |
|
Специалист по кадрам |
1 |
|
Инженер по охране труда |
0,5 |
|
Медицинская сестра |
1 |
|
Повар |
2 |
|
Рабочий по стирке белья |
1 |
|
Педагог-психолог |
1 |
|
Музыкальный руководитель |
1 |
|
Воспитатель |
2 |
|
Помощник воспитателя |
1 |
|
Швея-кастелянша |
1 |
|
ИТОГО |
16.5 |
Материально-техническое обеспечение проекта
Направление работы |
Сроки приобретения |
Ответственный |
|
2010-2011 |
2011-2012 |
||
Дидактические игры |
|
|
Зам. зав. по АХР |
Развивающие игры |
|
|
Зам. зав. по АХР |
Временные отношения (модели: сутки, неделя, месяц) |
|
|
Учитель-дефектолог |
Числа и цифры |
|
|
Учитель-дефектолог |
Средства измерения: мерки, весы, песочные часы, циферблат часов |
|
|
Зам. зав. по АХР |
Размер предметов: длинный - короткий, широкий - узкий, глубокий -мелкий и др. |
|
|
Учитель-дефектолог |
Условный знак - стрелка |
|
|
Учитель-дефектолог |
Алгоритмы |
|
|
Учитель-дефектолог |
Монеты |
|
|
Учитель-дефектолог |
Ориентировка: схемы, модели, план, условные знаки |
|
|
Учитель-дефектолог, родители |
Лабиринты |
|
|
Учитель-дефектолог, родители |
Кроссворды |
|
|
Учитель-дефектолог |
Пазлы |
|
|
Воспитатели, родители |
Блоки Дьенеша |
|
|
Зам. зав. по АХР |
Палочки Кюизенера |
|
|
Зам. зав. по АХР |
Счетные палочки |
|
|
Воспитатель |
Стенд - книжка |
|
|
Учитель-дефектолог |
Настольно-печатные игры |
|
|
Воспитатели |
Фланелеграф |
|
|
Зам. зав. по АХР |
Магнитная доска |
|
|
Зам. зав. по АХР |
Наборы для творческой деятельности: альбомы, карандаши |
|
|
Зам. зав. по АХР |
Аудиоаппаратура |
|
|
Зам. зав. по АХР |
Компьютер |
|
|
Зам. зав. по АХР |
Мультимедийный проектор |
|
|
Зам. зав. по АХР |
Экран на штативе |
|
|
Зам. зав. по АХР |
Диски CD - RW |
|
|
Зам. зав. ДОУ по АХР |
Логические задачи |
|
|
Учитель-дефектолог |
Методическое обеспечение проекта
опора на содержание:
- Программы «Развитие образования города Нижневартовска на
2007–2011 годы»;
- программы «Развития ДОУ»;
- образовательной программы ДОУ по разделу «Первые шаги в математику»;
- программа «Подготовка детей с ЗПР к обучению в школе» С.Г.Шевченко;
анализ исходного состояния детского коллектива, выявление проблем в
формировании дружеских взаимоотношений у детей;
разработка содержания проекта;
перспективно-тематическое планирование занятий;
перспективно-тематическое планирование работы с родителями;
разработка конспектов занятий;
подбор наглядности, разработка дидактических пособий, игр, упражнений;
подбор, разработка содержания диагностического инструментария;
организация и проведение мониторинга реализации проекта;
комплектование методической копилки;
разработка содержания рекомендаций для родителей;
оформление информационного стенда для родителей;
анализ реализации образовательной программы;
обобщение и распространение педагогического опыта через проведение
открытых занятий, выступления на педагогических советах, семинарах, на ГМО учителей-дефектологов г. Нижневартовска.
Смета расходов
Направление работы |
Количество (штук) |
Цена за штуку (руб.) |
Общая сумма (руб.) |
Дидактические игры |
15 |
150 |
2250 |
Развивающие игры |
15 |
200 |
3000 |
Временные отношения (модели: сутки, неделя, месяц) |
15 |
100 |
1500 |
Числа и цифры |
2 |
300 |
600 |
Алгоритмы |
3 |
200 |
600 |
Лабиринты |
3 |
200 |
600 |
Пазлы |
15 |
100 |
1500 |
Блоки Дьенеша |
4 |
400 |
1600 |
Палочки Кюизенера |
4 |
400 |
1600 |
Счетные палочки |
15 |
70 |
1050 |
Настольно-печатные игры |
10 |
150 |
1500 |
Наборы для творческой деятельности: альбомы, карандаши |
20 |
50 |
1000 |
Игры – головоломки |
8 |
200 |
1600 |
Фланелеграф |
1 |
- |
- |
Книжки - сказки |
15 |
50 |
750 |
Аудиоаппаратура |
1 |
1600 |
1600 |
Компьютер |
1 |
21000 |
21000 |
Мультимедийный проектор |
1 |
22500 |
22500 |
Экран на штативе |
1 |
3000 |
3000 |
Диски CD-RW |
10 |
45 |
450 |
Итого: |
- |
- |
74000 |
Литература
Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Методические советы к программе «Детство» - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001
Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Гогоберидзе А.Г., Мониторинг в детском саду.- СПб.: «Детство-Пресс», 2011
Безруких М.М. «Ступеньки к школе» - М.: Дрофа, 2001
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991
Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет - СПб., 1998
Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. «Обучение математике в детском саду» М.: Издательский центр «Академия», 1997
Ильина М.Л. и др. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: (Дельта, 1997.)
Капустина Г.М. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста - Сборник научных трудов / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.: Изд. АПН СССР, 1989. С. 90-115).
Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от трех до семи – СПб., 1996. Давайте поиграем/ под ред. А.А. Столяра. – М., 1991
Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников» - СПб: «Акцидент», 1996
Немов Р.С. Психология. Кн. 3. - М.: Владос, 1999
Нефедова Е.А. Готовимся к школе - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002
Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания-М.: творческий центр «Сфера»,2001
Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
Уголок занимательной математики
Уголок занимательной математики - это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя для этого обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
У ниверсальный дидактический материал:
Палочки Кюизенера.
Логические блоки Дьенеша.
Применение новых форм взаимодействия с семьёй по формированию произвольного внимания, включающих вопросы использования универсального дидактического материала
Работа с родителями по рабочей тетради
«Игралочка- занималочка»
Обучение родителей приёмам работы с универсальным дидактическим материалом
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кулешова Наталья Владимировна
→ Leo86 31.10.2012 0 6654 439 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.