Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и математике для старшего дошкольного возраста "Человек и часы"


Тема: «Человек и часы»

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и математике для старшего возраста


Задачи:

-познакомить детей с историей часов, с разными видами часов;

-формировать у детей навык определять целый час на циферблате;

-учить убавлять и прибавлять 1 час от заданного и записывать арифметическое действие;

-закрепление знаний геометрических фигур;

-развивать у детей ощущение временного промежутка равного одной минуте;

-формировать ощущение времени в целом.


Этапы занятия:

1.Организационный момент: письмо от часовщика.

Рассказ о часах:

- часы Петух;

-солнечные часы;

-водные часы;

-часы механические

2.Устройство, разные модели современных часов их названия

3.Работа с картонным циферблатом

4.Дидактическая игра «Сделай за минуту»


Оборудование и материалы:

-игрушка Петушок;

-письмо от часовщика, иллюстрации часов разных по размеру и форме;

-часы реальные разных видов;

-кассы счётного материала;

-картонные циферблаты;

-бумага и фломастеры;

-большой картонный циферблат, расчерченный на части по количеству часов, палочка и свечка;

-2 сосуда (один с делением, другой с отверстием в дне), вода;

-звуковая запись со звучанием боя курантов.


Ход занятия:

Ребята, к нам пришло письмо. Раскроем, прочитаем. Нам пишет часовщик. Вы знаете, кто это? Он нам прислал рисунки часов, которые он чинит. Посмотрите, какие они разные. Наш часовщик хочет, чтобы мы поговорили сегодня о часах. (Детям предлагаются иллюстрации разных по форме и размеру часов).

Давайте вспомним, как называются часы, которые стоят на столе (настольные), на здании или башне (башенные), на руке (наручные)…

Скажите, ребята, а зачем на нужны часы? Если бы не было часов, знал бы человек, когда ему вставать? Когда завтракать? Когда на работу идти?

Возникает вопрос, а как было раньше давным-давно?

Много-много лет назад у человека тогда не было часов. Но его все равно кто-нибудь будил. Отгадайте, кто? (Загадка про Петушка). Демонстрируется игрушка Петушок.

Прошло время, и человек понял, что не всегда годятся ему такие часы…(Обсудить почему?)

Обратится человек за помощью к солнышку. Нарисовал на земле круг, разделил его на части, дал каждой части свой номер, а в середину поставил большую палку и стал наблюдать за тенью от этой палки. Смотрите… Эксперимент- наблюдение №1 (вместо солнца используется свеча). Наблюдаем за тенью, отбрасываемой от палочки. Тень двигается по кругу вместо стрелки.

Но такими часами, ребята, человек мог пользоваться не всегда (Обсудить почему?). Работают они только в солнечную погоду.

Обратился тогда человек за помощью к воде. Взял сосуд с водой, отметил на его стенке деления и стал ждать, за сколько времени водичка этого деления достигнет. Например, одно деление – одна минута. Давайте понаблюдаем. Детям демонстрируются в действии водные часы.

Эксперимент-наблюдение №2 Вода поднимается за две минуты на 2 деления. Чтобы вода в сосуде была лучше видна, её можно подкрасить.

Но вот беда, такие часы тоже оказались не удобными, т.к. воду всегда приходилось подливать в эту емкость, из которой она капала в сосуд с делениями.

Тогда человек заменил водные часы на песочные. Обсудить работу песочных часов и внимательно рассмотреть их.

Самыми верными для человека оказались механические часы. Обсудить, почему и рассмотреть внутреннее устройство часов. Детям показываются механизм и шестерёнки механических часов.

От какой энергии могут работать часы? От батарейки, от электричества, от аккумулятора…

Индивидуальная работа детей за столами

А теперь нас ждут часы, которые лежат у вас на столах. Дети подходят к столам. Дети берут свои циферблаты. Уточняется расположение цифр, размеры и названия стрелок.

Детям предлагается показать ровно 5 часов, ровно3.. Незнайка поймал бабочку ровно в 5 часов. Серый волк пришёл к бабушке ровно в 3 часа..

Давайте теперь вспомним, когда в сказках происходят чудеса?

В полночь. Вспомнить сказки. Что в полночь происходит со стрелками на часах? Они совпадают и показывают ровно 12 или 0 часов. В этот момент начинается новый день. Детям предлагается послушать запись со звуками боя курантов.

Ребята, а сейчас мы с вами решим задачку. В этом нам помогут наши часы. Мама пришла с работы в 6 часов, а папа на один час позже. Во сколько вернулся с работы папа?

Дети решают задачу, двигая цифры на циферблате. Затем пользуясь кассой счётного материала дети записывают решение задачи в виде арифметического действия , а потом хором проговаривают написанное.

Давайте посмотрим, что можно сделать за 1 минуту. Для этого мы с вами поиграем в игру. «Кто больше за 1 минуту нарисует геометрических фигур».

Детям предлагается вспомнить названия разных геометрических фигур. На рабочем столе каждого ребёнка ждут лист бумаги и фломастер. Используя их, по сигналу секундной стрелки на часах, дети начинают рисовать геометрические фигуры. Затем каждый подсчитывает свой результат.

Давайте определим, можно ли сделать эти действия за одну минуту: Проводится дидактическая игра «Сделай за минуту»

-скатиться с горки;

-кашлянуть или чихнуть;

-из маленького росточка вырастить дерево»

-облиться компотом;

-из щенка вырастить собаку;

-наступить лето;

-упасть чашке с полки;

-убрать тапочки в шкафчик.


В конце занятия детям предлагается вспомнить, о чём новом они сегодня узнали.

Примерные вопросы:

-для чего нужны человеку часы;

-всегда ли были часы;

-как люди узнавали время до появления механических часов.





Полный текст материала Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и математике для старшего дошкольного возраста "Человек и часы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Власенко Татьяна Викторовна  Публикатор
01.12.2016 0 2197 159

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК