Познавательно-исследовательский проект "Тайны летней полянки"
Актуальность. Большинство современных детей редко общаются с природой. Важно, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир.
Наш детский сад окружает лесной массив. На участках много цветов. К ним слетаются бабочки, пчёлки и шмели. В траве в солнечную погоду стрекочут кузнечики, а с утра бывает очень много комаров. Иногда можно увидеть муравья! Эти насекомые привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Дети с интересом рассматривают ползущую по травинке божью коровку. Наблюдая за детьми с уверенностью можно сказать, что им интересен этот крошечный мир насекомых. Чтобы его увидеть, надо приглядеться, чтобы услышать – прислушаться!
Таким образом, знакомство с миром насекомых способствует расширению кругозора, развитию у детей познавательной активности и речи, внимания к звукам окружающего мира, воспитанию нравственных качеств, бережного отношения к природе.
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни.
Проблема: Недостаточный уровень знаний детей о многообразии мира насекомых, их пользе и месте в природе. Не всегда доброжелательное отношение к крохотным существам.
Цель: Создание условий для знакомства с многообразием насекомых, развития познавательных и творческих способностей дошкольников в процессе разных видах деятельности.
Задачи:
-
Вызвать у дошкольников интерес к миру насекомых.
-
Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.
-
Воспитывать бережное отношение к живым существам.
-
Развивать эмоциональную отзывчивость.
-
Развивать коммуникативные навыки.
Предполагаемый результат.
-
У детей появится интерес к обиталелям мира природы – насекомым.
-
Дети будут иметь простейшие представления о некоторых, особенностях их внешнего вида, способах передвижения, издаваемых звуках.
-
Будут владеть обобщающим понятием «насекомые».
-
Будут воспитывать в себе любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность.
Срок реализации проекта один месяц.
Поэтапная реализация проекта
-
Этапы
Содержание деятельности
Сроки
Организационный
-
Подбор информационного, музыкального, литературного, материала.
-
Подбор методического и наглядного материала
-
Создание дидактических игр.
03.07-05.07
Внедренческий
-
Организация наблюдения детей за насекомыми на поляне.
-
Организация выставки.
-
Словарная работа с детьми.
-
Чтение художественной литературы.
-
Изображение насекомых в процессе изобразительной деятельности.
-
Музыкальная деятельность.
-
Итоговое занятие «Путешествие в Крошечную страну». (Совместно с родителями)
В течение месяца
10.07 -14.06
17.07 -21.07
В течение месяца
27.07.
-
Повышение интереса у дошкольников к окружающему миру и формирование элементарных знаний о насекомых.
-
Расширение и активизация словарного запаса дошкольников по теме «Насекомые»
-
Повышение компетентности родителей в вопросах организации работы с детьми, повышение имиджа ДОУ.
-
Пополнение развивающей среды
28.07
-
Реализация проекта проходила в несколько этапов. На первом, организационном, для решения поставленных задач были определены следующие направления деятельности:
-
интеграция содержания образовательных областей в ходе организации совместной деятельности с детьми;
-
создание соответствующей предметно-развивающей среды;
-
определение содержанияи форм образовательной деятельности в ходе реализации проекта;
-
проработка вопросов взаимодействия с родителями воспитанников;
-
организация сотрудничества воспитателей и специалистов детского сада.
На втором этапе – внедренческом, дети в разных видах деятельности знакомились с миром насекомых.
В летние солнечные дни дети вместе с воспитателями наблюдпли за насекомыми. Из травы доносился весёлое стрекотание кузнечиков, но увидеть их было очень трудно! Прячутся кузнечики в высокой траве. И когда чувствуют опасность, то замолкают. Они трут свои лапки друг о друга, и получается такой звук, который назывем стрекотание. А вот пчёлку, собирающую мёд, увидеть удалось. В процессе наблюдения за насекомыми постоянно шла и словарная работа. Дети знакомились и закрепляли не только названия насекомых, но и их внешний вид, действия, их жилище. Так, например: кузнечик зелёный, его цвет сливается с зелёной травой, и поэтому кузнечика трудно заметить. Такой вывод сделали дети. Пчёлка летает и собирает цветочную пыльцу. Из неё потом делают мёд. Тут же с детьми обсуждали и технику безопасности. Нельзя трогать пчёл и разорять их ульи, домики, где они живут. Пчёлы очень больно кусаются, жалят. А бабочки вызывают удовольствие! У них разноцветные крылышки, бабочки порхают с цветочка на цветок. Вот из таких наблюдений у детей пополнялся словарный запас и знания о насекомых.
Продолжалась эта работа и при знакомстве с художественной литературой, где главными действующими лицами были тоже насекомые. К. Чуковский «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Дети учили стихи, загадывали загадки, расширяя свой кругозор.
В группе была организована выставка, где были представлены иллюстрации с изображением насекомых, игрушки. Дети состаляли описательные рассказы о нсекомых. В процессе художественно-ихобразительной деятельности, представленной разными техниками, наши дошкольники закрепляли знания о строении и окраске насекомых.
Музыкальной деятельности дала детям возможность полностью погрузиться в царство насекомых! Дети слушали аудиозаписи звуков, узнавали по ним крошечных жителей нашей планеты. Сами превращались в насекомых. Передавая их образы звукам, движениями. Дети смогли проявить и своё творчество в данной деятельности. Те же пчёлки были разные: у кого-то грустная, у кого-то весёлая, у кого-то сердитая. Дети старались найти объяснения настроению пчёлки. Чья-то пчёлка нашла целое поле цветов и собрала много пыльцы, другую обидел злой мальчишка! Из этих историй рождались образы, созданные детьми! Дети, превратясь в муравьёв, танцевали с гимнастическими палками. Но в нашей маленькой музыкальной сказочке это были соломинки, из которых муравьишки строили дом. А потом на полянку со скипочкой вышел кузнечик, и его музыкой наслаждались все насекомые. Он раздавал им таким образом счастье. Дети с удовольствием пели песню о маленьком музыканте. А мы педагоги, понимали, что это замечательный момент нравственного воспитания наших детей. Ещё много таких прекрасных моментов было подарено детям в процессе музыкально-игровой деятельности.
Итогом нашего проекта и его апафеозом стала совместная с родителями музыкальная деятельность «Путешествие в крошечную страну». Взаимоотношения с родителями строились на основе партнёрства. Выполняя командные задание дети вместе с родитнлями обсуждали и принимали решения. Каждый из детей чувствовал свою значимость в этом процессе. В таких моментах и закладывается развитие инициативности ребёнка. Чувствуя рядом присутствие родного человека, даёт ребёнку смелость выссказать своё предложение. Начинает работать мозг, ребёнок проявляет фантазию и творчество, зная. Что его никто не одёрнет и не скажет, что он не прав.
Кроме этого, надо отметить качественный скачок в развитии музыкальности детей. Игровая музыкальная деятельность детей способствовала эмоциональному развитию детей, развитию у них чувства ритма, звуковысотного слуха, продуктивного и репродуктиного мышления, развитию вокально-хоровых и музыкально-ритмических, исполнительских навыков.
Родители наших воспитанников оставили свои положительные отзывы о нашем проекте.
Заключение
В процессе реализации проекта дети не только пополнили свои знания и словарный запас по теме «Насекомые», жители крошечной страны вызвали у них неподдельный интерес. А процесс знакомства с насекомыми был творческим и весёлым. Дети с удовольствием выражали свои впечатления через разные виды деятельности, научились сравнивать, анализировать, делать выводы. К дошкольникам приходит понимание необходимости бережного отношения к природе, к её обитателям – насекомым.
Интернет ресурсы
http://deti-online.com/stihi/stihi-pro-nasekomyh/
http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/cat-73
http://www.shukin.ru/detmir/notes/song01_mal_kuznec.php
http://allforchildren.ru/poetry/index_insects.php
http://www.e-reading.club/bookreader.php/1026848/Emelyanova_-_Rasskazhite_detyam_o_nasekomyh.html
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дворянкова Татьяна Викторовна
→ Таня9818 05.08.2018 0 1460 394 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы