Конспект ООД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе "Путешествие на остров сокровищ"


 

 

Занятия по составлению рифмованных текстов с детьми подготовительной к школе группы.

Тема: “Путешествие на остров сокровищ”.

 

Образовательные:

  1. Уточнять и расширять словарь по теме: «Профессии».

  2. Познакомить с понятием «рифма».

  3. Упражнять в подборе рифм.

  4. Учить составлять короткий рифмованный текст с опорой на сюжетную картину и на заданные пары рифм.

  5. Закреплять умение составлять предложения по заданной схеме.

 

Развивающие:

  1. Развивать фонематические процессы, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое внимание.

  2. Закреплять понятия “право, лево”.


 

Воспитательные:

  1. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

  2. Создать положительный эмоциональный настрой, принести детям радость, новые впечатления.

 

 

Оборудование: маркеры для корабля с надписью «Рифма», матросские воротнички, мяч с картинками (подушка, ракушка, кормушка, ватрушка, старушка, Петрушка, пушка, погремушка, кукушка), табличка с надписью «Остров сокровищ», тоннель, картинки на входе в тоннель (дом - гном, речка - овечка, рак – мак, мышка – кастрюля (часть – крышка), одуванчик - стакан (ласково), подушка - кукла (обобщение – игрушка); маркер – пещера, голубая ткань - «река»; модули – камни, дощечки для моста, сундук, буквы золотые (ЗНАНИЯ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

1. Оргмомент.

(Дети входят в группу)

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро, дети! Сегодня у нас гости, давайте и им пожелаем доброе утро! Пусть и наше доброе утро длится до вечера!

(музыка)

А теперь волшебство. Я взмахну правой рукой, и гости будут сидеть так тихо, как будто их нет! Раз, два!

- Я хлопну в ладоши, и дети закроют глаза. А когда откроют, будут смотреть только на меня. (хлопок) Открывайте!

 

- Сегодня я предлагаю отправиться в морское путешествие на остров сокровищ.

- Вы готовы поплыть со мной? Тогда вы должны стать моряками. Согласны?

- Сначала проверим, какие вы ловкие. Покажите, пожалуйста, правой рукой левое плечо. Правой рукой левую пятку. И т.д.

- Молодцы, принимаю вас в моряки. Надевайте матросские воротнички. А я буду капитаном и надену фуражку.

 

2. Основная часть (знакомство с рифмой)

- Как называется наш корабль, прочитайте, кто умеет. (Рифма)

- Прошу команду пройти на корабль.

(Проходим на корабль, садимся)

 

- Кто знает, что такое рифма? (Это слова, которые в конце звучат одинаково. Слова в рифме созвучны. Например: шишка –мышка, Складно?)

- Где можно встретить рифму? (в стихотворении)

- А как называется профессия человека, который сочиняет стихи.

 

- Путь наш долгий и чтобы не скучать предлагаю поиграть в игру «Рифмобол». Нужно подбирать слова с одинаковой рифмой. Я начну а вы продолжайте, смотрите на мячик, он нам подскажет.

 

И так, давайте скорее играть.

Разные будем слова подбирать!

Любые слова говорите, ладно?

Но только такие, чтоб вышло … (складно).

 

(Слова: подушка, ракушка, кормушка, ватрушка, старушка, Петрушка, пушка, погремушка, кукушка, кружка, стружка, мушка, ловушка)

- Молодцы, вы правильно подобрали руфму.

3. Подбор рифмы к заданному слову разными способами.

- Ну, вот мы и приплыли. Беремся за руки. Выходим.

(дети выходят)

Ребята! Посмотрите, как здесь красиво! Куда же мы попали? Прочитайте.

(Дети читают “Остров сокровищ”)

Педагог – А вон там волшебная поляна, где зарыты сокровища. Но не так всё просто. Туда можно попасть только через этот волшебный туннель. Но он закрыт картинками!

Чтобы освободить проход, нужно найти 2 картинки, названия которых рифмуются, т.е. в конце звучат одинаково.

Рак – мак (показываю пример)

дом – гном

речка – овечка

кормушка - кукушка

мышка – кастрюля (часть – крышка)

одуванчик - стакан (ласково)

подушка - кукла (обобщение – игрушка)Материал с сайта www.logoped.ru

- Молодцы, вы правильно подобрали слова-рифмы и можете пробираться через этот подземный тоннель, а я буду встречать вас на выходе.

 

4. «Доскажи словечко» - подбор рифмы по смыслу.

- Мы попали в пещеру злого волшебника.

(запись – голос волшебника)

«Ха-ха-ха! Вот вы и попались.

В моей пещере оказались.

Никогда вы выход, не найдёте.

Если рифму в стихах не подберёте»

 

Через синий океан, ведёт судно … (капитан)

Серебристый самолёт в небеса ведёт … (пилот)

Кто нам объяснит про глагол и числитель,

Все знают ребята, он школьный … (учитель)

Пей микстуру и не плач, всё излечит добрый … (врач)

Поэт закончил строчку, в конце поставил … (точку)

 

- Молодцы, вы отлично справились с заданием. Отправляемся дальше!

 

5. Составление двустиший и заданных созвучных слов.

- Ой, ребята, пред нами река!

Садитесь на камушки! Что-то я устала, отдохнём немного!

(дети садятся на модули)

- Как можно перебраться через речку? (нужно построить мост)

- Но остров у нас необычный, и мост мы сможем построить, если сочиним стихотворение.

А мост мы будем строить из волшебных дощечек - слов.

Будем работать парами. Прочитайте свои слова и найдите свою пару.

Составьте со своими словами предложения так, чтобы они были связаны по смыслу.

- Молодцы! А теперь поменяйте в предложении слова так, чтобы слово- рифма было в конце. Что получилось?

 

Течёт широкая речка.

На лугу пасётся овечка.

В поле пасутся кони.

А рядом гуляет пони.

На заборе сидит петух.

А за животными следит пастух.

 

- Давайте ещё раз повторим наше стихотворение.

(читаю стихотворение, дети договаривают)

- Прекрасное стихотворение, чудесный, крепкий мост. Вперёд, друзья!

 

6. Составление слова из букв, подведение итогов.

- Все, ребята, мы на волшебной поляне. А вот и сокровища! Это буквы. Какое слово можно составить из этих букв?

(дети составляют из букв слово – ЗНАНИЯ)

- Что же за сокровища мы нашли на этом острове?

(дети читают “Знания»)

- А какие знания мы нашли? Что мы узнали?

Узнали, что такое рифма. Научились подбирать рифму к словам. Научились сочинять стихотворение.

(Резерв – откуда ещё можем получить знания? Из книг.)

- Вы отлично справились со всеми заданиями!

- Мне было с вами очень интересно! Вы очень дружные, умные и смелые!

В память о нашем путешествии я хочу подарить вам книги, которые помогут вам сочинять стихотворения.

- Ну что, пора возвращаться. Кто помнит путь обратно?

 

 

Самоанализ открытого образовательного мероприятия (НОД) в подготовительной к школе группе комбинированной направленности.

 

Уважаемые члены жюри!

Вашему вниманию было представлено образовательное мероприятие в подготовительной к школе группе «Путешествие на остров сокровищ».

На занятии присутствовало 3 девочки и 3 мальчика. Дети были достаточно активны, доброжелательны, открыты для общения, что меня очень порадовало..

Для себя отметила, что лидером был(а) …

Выбор и содержание темы обусловлены интересом детей к играм-путешествиям, которые всегда связаны с приключениями.

Сюжетно-тематическая организация мероприятия выбрана не случайно, она соответствует психофизиологическим особенностям детей, таким как: неустойчивое внимание, образность мышления, увлечённость игровыми ситуациями и направлена на активизацию познавательно-речевой деятельности детей.

С целью проиллюстрировать систему моей работы, представленную в первый конкурсный день, в разные части занятия введены игры и упражнения на подбор рифмы.

В ходе открытого мероприятия решались образовательные, развивающие, и воспитательные задачи.

Образовательные задачи были направлены на знакомство детей с понятием «рифма», упражнение в разных способах подбора рифмы к заданному слову; а т.ж. в составлении короткого рифмованного текста с опорой сюжетную картину и на заданные пары рифм.

При построении занятия работа осуществлялась на принцип этапности: слово – предложение – рифмованный текст.

Предпоследнее задание по составлению рифмованных предложений имело 2 уровня сложности, чтобы обеспечить дифференцированный подход и актуализировать зону ближайшего развития (слова на дощечках были напечатаны, а для детей не умеющих читать предложены картинки).

Упражнения на подбор рифм стимулировали детей вслушиваться в слова и искать звуковое сходство, что способствовало развитию фонематических процессов.

Для развития мыслительной деятельности использовала проблемно-поисковые вопросы на протяжении всего занятия.

Для закрепления понятия “право, лево”, в игровой форме, провела упражнение на ориентировку в собственном теле, что обостряет внимание и кинетическую память.

В ходе образовательного мероприятия решались и воспитательные задачи: формировала навыки сотрудничества, доброжелательности; воспитывала умение слушать другого, старалась создать положительный эмоциональный настрой, принести детям радость, новые впечатления.

С целью создания условий, приближенных к реальным, применяла маркеры игрового пространства, указывающие на место событий, в котором разворачивается сюжет. Применение технических средств, аудио сопровождение, стимулировало внимание детей, благотворно влияло на их настроение, повышало работоспособность.

При организации образовательного мероприятия были соблюдены требования к здоровьсбережению детей:

- проветренное помещение;

- смена видов деятельности;

- психоэмоциональный комфорт детей;

- предъявляемые наглядные пособия на уровне глаз детей.

Необходимости в проведение физминутки не было, так как была частая смена мизансцен, поз детей.

Фактический ход занятия соответствовал запланированному. На протяжении всего занятия позиционировала себя как партнёра, заинтересованного участника путешествия. Старалась дать положительную оценку любому малейшему достижению каждого ребёнка.

В результате можно было заметить, что дети были ориентированы на общение со мной, они удерживали словесные инструкции, работали в заданном темпе, были увлечены содержанием сюжета, старались выполнить игровые задания правильно.

Считаю, что успешность занятия определили следующие факторы:

- хорошая подготовленность детей;

- сформированность доброжелательных взаимоотношений в группе;

- увлечённость детей содержанием занятия;

- дидактическое обеспечение, отвечающее требованиям эстетики.

При подведении итогов деятельности перед собой ставила задачу обобщения предложенного материала через воспроизведение в памяти детей наиболее запомнившихся моментов. Книги в подарок детям – возможность использовать полученные навыки в дальнейшем.

Считаю, что цель занятия достигнута: дети поняли, что такое рифма, научились подбирать созвучные слова, строить с ними предложения и объединять их в рифмованный текст. Благодарю за внимание!

 

 

 

 

 


Полный текст материала Конспект ООД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе "Путешествие на остров сокровищ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семирунная Елена Борисовна  elena1648
16.03.2019 0 5079 435

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК