Познавательно - творческий проект "Музыкальный магазин"
Познавательно - творческий проект: «Музыкальный магазин»
«Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее»
Актуальность проекта:
Музыка - это весёлый и удивительный мир. Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека.
Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие
искусства и окружающего мира.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые знакомство с классической музыкой в исполнении разных инструментов обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка.
Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает нашу жизнь в звуках разносторонне и полно.
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к музыке можно и через знакомство с музыкальными инструментами. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоциональной открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
Проблема проекта:
Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем - почти волшебник. Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности.
Маленькие дети, когда видят тот или иной музыкальный инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, раскрыть наполненную чем-то изнутри погремушку - стремятся найти источник звука. Важно вовремя удовлетворить любопытство ребенка и на волне возникшего интереса дать почувствовать, что музыкальные инструменты обладают не только своим неповторимым голосом, но и уникальной историей происхождения.
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.
Цель проекта:
- Создание условий для формирования основ музыкальной культуры и развития творческого потенциала детей через ознакомление с музыкальными инструментами;
- Формирование музыкально-сенсорных способностей детей;
- Расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах.
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
- Обогащать и систематизировать знания детей об инструментах;
- Формировать у детей чувство ритма;
- Повышать интерес детей к музыкальной деятельности;
- Обогащать словарный запас и активизировать речь детей.
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии;
- Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
Воспитательные задачи:
- Раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников;
- Способствовать совместной работе воспитателей с детьми и их родителями;
- Активизировать творческий потенциал родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.
Предполагаемый результат
- Дети познакомятся с ударными, духовыми, струнными, клавишными музыкальными инструментами. Научатся выделять звучание отдельных музыкальных инструментов;
- Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической музыки, готовность к творчеству.
Этапы реализации проекта:
I этап – Организационно – подготовительный этап:
- Подбор методической, художественной, и энциклопедической литературы по теме проекта;
- Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн – игр и онлайн – презентаций («Необыкновенный концерт», «Какие бывают инструменты» и т.д.), видеороликов с музыкальными фрагментами
- Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев;
- Подбор дидактических игр, подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта;
- Подбор материала для пополнения ППРС в группе.
II этап – Основной. Реализация проекта:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Экскурсия к зданию ДШИ;
- Создание мини-музея «Музыкальные инструменты»;
- Показ слайдов «Крокодил Гена играет на гармошке»; «Бараны бьют в барабаны»; «Матрешки играют на ложках»
- Рассматривание альбомов «Музыкальные инструменты»;
- Рассматривание иллюстраций в книгах «Бременские музыканты», «Садко», «Гусли самогуды», К. Пино «История деревянной ложки»;
- Беседы: «Инструменты разные - все они прекрасные», «Где живут звуки?», «Такие разные звуки» (деревянный, металлический, шуршащий, гремящий)
- Опыты: «Музыка или шум?», «Откуда берется голос?», «Где живет эхо?»
- Дид.игры: «Собери картинки», «Угадай -ка» (звук муз инстр), «Что лишнее»
- Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие: «Кто что услышит», «Угадай, что делать», «Кто внимательный», «Солнышко и дождик», «Где позвонили?»;
- Проблемные ситуации: «Что делать, чтобы детские музыкальные инструменты прослужили долго?», «Какой музыкальный инструмент понравился и почему?»
Образовательная область «Речевое развитие»
- Чтение стихотворений: «Палочка-стукалочка», Е.Благинина «Погремушка», А.Барто «Барабан»
- Словесные игры «Бубен (ложки, колокольчик, погремушка) какой?» (подбор прилагательных), «Бубен (ложки, колокольчик, погремушка) что делает?» (подбор глаголов)
- Загадывания загадок о музыкальных инструментах
- ЧХЛ: «Бременские музыканты», «Дудочка и кувшинчик», р. н .сказки «Жихарка»
- Развлечение «Путешествие в страну русских потешек»
Образовательная область «Физическое развитие»
- Ритмическая разминка «Кукутики»;
- Музыкально-двигательная игра «Хлоп - шлёп», «Бубен», «Сторож»;
- Двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов: «Весёлые зайчики прыгают на полянке», (бубен) «Бабочки порхают над цветами» (колокольчик), «Цыплята клюют зёрнышки» (ложки), «Озорные воробышки радуются солнышку» (колокольчик), «Косолапый мишка идёт по лесу» (бубен);
- Хороводная игра «Колпачок», «Колокольчик», «Веселый бубен»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Рисование «Нарядная ложечка»;
- Лепка «Ай-да, ложечка!»;
- Раскрашивание картинок с изображением музыкальных инструментов;
- Музыкально-дидактические игры: «Угадай и повтори», «Угадай, на чем играю», «Услышь, как это звучит?», «Громко – тихо запоем», «Громкие и тихие звоночки»;
- Развлечение «Сказки-шумелки»;
- Музыкальная игра «Песенка настроения»;
- Слушание «Бьют барабаны» Л.Шварц. Звукозапись песни В. Шаинского «Песенка крокодила Гены». «Чудо-балалайка» З. Роот, «Весёлый бубен» (рус. нар.мелодия);
- Пение песни: «Весёлые нотки» (Ю. Чичков, Я. Халецкий), «Весёлые музыканты» (р.н.м, сл. Г. Олейник), «Добрый мастер» И. Костиной, «Гимн музыке» А. Ермолов, С. Пярнянен, «Светит солнышко для всех» А. Ермолов, В. Орлов;
- Оркестр «Веселые музыканты» (выступление перед малышами).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Музыкальное утреннее приветствие «С добрым утром» «Здравствуйте!»;
- Беседа «Мой любимый инструмент»;
- Коммуникативная песня-игра «Здравствуй, друг!» «Чей кружок скорее соберется?», «Кто в домике живет!», «Кто какие звуки услышал?»;
- Импровизация танца под музыку «Вальс цветов» (девочки);
- Инсценировка песни «Две лягушки»;
- Сюжетно - ролевая игра: «Идем на концерт». «Семья», «Концерт»
Взаимодействие с родителями
- Информационный материал для родителей на темы: «Дети и музыка», «Волшебный мир музыкальных инструментов», «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка»;
- Рекомендации: «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях»;
- Концерт с участием родителей воспитанников;
- Выступление семейных оркестров «Музыкальное озвучивание сказок»;
- Сундучок идей: «Как организовать оркестр дома?».
Приложение №1
Шумовое оформление русской народной сказки «Курочка ряба»
Жили - были Дед да Баба
БУБЕН
Да была у них курочка Ряба:
«Кудах - тах, тах,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
Кудах - тах, тах»
Снесла курочка яичко,
Да не простое, а золотое.
ПОГРЕМУШКА
Дед бил, бил-не разбил
ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ
Баба била, била - не разбила.
ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ
Мышка бежала,
КОЛОКОЛЬЧИК
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось
ПОГРЕМУШКИ
Плачет дед,
Плачет Баба,
КОЛОКОЛЬЧИК
А курочка кудахчет:
«Кудах-тах, тах,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
Кудах-тах, та
Не плачь, Дед,
Не плачь, Баба!
УДАР ЛОЖКАМИ
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое, а простое!
БУБЕН
Стихи для малышей "Музыкальные инструменты"
Колокольчик
- У деток в ладошке
Колокольчик-крошка
Звенит, заливается.
Деткам улыбаются!
- Колокольчик, динь-динь-динь
Звонко заливается!
А потом молчит, молчит
Спрятаться старается.
Колольчик мой веселый
Поиграй скорей со мной,
Ты звени, звени, старайся
Перезвоном заливайся.
- Колокольчик - музыкант,
У него большой талант
Радость детям приносить,
Может он весь день звонить.
Барабан
Трам-там-там! Трам-там-там!
У меня есть барабан
Громко так играет
Деток забавляет!
- Барабаню в барабан,
Бам-бам-бам,
Очень громко, знаю сам,
Бам-бам-бам,
Барабанит барабан,
Бам-бам-бам.
- Поиграть со мной хотите?
Поскорее подходите!
Вот две палочки, держите,
Мне по спинке постучите.
Слышите, как я пою?
Тишины я не люблю.
Если где-то марш, парад,
Барабанить буду рад.
-Деревянные подружки
У барабана на макушке.
Бьют его, а он гремит.
В ногу всем шагать велит.
Дудочка
Ду-ду, ду-ду-ду,
Дую я в свою дуду.
Быть я трубачом смогу,
Ду-ду, ду-ду-ду.
- Ду-ду-ду, да-да-да,
Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
Ребята, это дудочка.
Бубен
В цирке медвежонок пляшет
И задорно бубном машет,
Лапой по нему стучит.
Бубен радостно звенит.
- То гремит он, словно гром.
То, вдруг льется ручейком.
Ложки
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.
- За обедом суп едят.
А потом заговорят.
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграем мы немножко
На красивых, ярких ложках.
Свистульки
У детей в ладошах птички,
С виду птички — невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.
Милые свистульки это,
Выкрашены ярким цветом,
Деревянные, из глины,
Звук у них певучий, длинный.
Гармошка
Гармонист Антошка,
Доставай свою гармошку.
Чтобы ноги в пляс пошли,
Нас скорей развесели.
Развеселый, удалой,
Всем знакомый и родной.
Веселей, играй, гармошка,
Молодчина наш Антошка!
«День и ночь»
(автор –Ахмерова А. С.)
Рано утром в темном небе
Вдруг раздался сильный гром:
Крышка от казана
Капли стукали по крыше
Отчего запел весь дом:
Перевернутые кухонные миски
Тут поднялся сильный ветер,
Зашумел в листве, в саду:
Гудящая дудочка и фольга
С веток яблоки срывались,
Падали на землю - БУМ!
Барабан
А сороки от испуга
Растрещались по округе:
Трещетка
Гром ударил еще раз-
Крышка от казана
И затихло все тот час
Пауза
Лишь маленькие капельки
Стекали с крыш и капали:
Металлофон
Вот тучи расступились
И солнышко взошло.
Металлофон
От соловьиных трелей
Нам радостно, светло:
Колокольчик
- Бубен
- Колокольчик и бубен вместе
Успокоилась природа,
Мы услышим новый звук:
За околицей, в лесу
Раздается дятла стук:
Деревянные ложки
На соседней улице
Тройка лошадей бежит:
Кастаньеты
Румба
А над беленьким цветочком
Пролетая, жук жужжит:
Игрушечный детский
фен на батарейках
Незаметно стало тише,
Солнце скрылось за горой.
Спят в кроватках ребятишки,
(Кладут ладошки под щёчки –«спят»)
В ульях спит пчелиный рой.
Вот одна вторая
много!
В небе звездочки зажглись:
(в работе 4-х летними детьми использую треугольник)
С наступленьем ночи мыши
Все на кухне собрались
Маракасы
Нашли мешочек семечек
И вся семья мышат
С огромным удовольствием
Едят, грызут, шуршат:
Скорлупки от фисташек,
прикрепленные к деревянной ложке
Вдруг один мышонок прыгнул,
Скатерть зацепил и ту-у-ут….
На пол грохнулась кастрюля,
Издавая жуткий звук:
Тарелки
Все мышата испугались
И по норкам разбежались.
Нас теперь вокруг одна
Окружает тишина….
Прижать палец к губам: Т-с-с-с!
Утром солнышко проснется»
(упражнение с ложками)
Для музыкального сопровождения игры можно использовать любую русскую народную мелодию, например «Ах вы, сени», «Светит месяц»…).
Ведущий: (показывает солнышко)
Вокруг солнышка, дружок,
Становись скорей в кружок.
(дети встают в круг, солнышко можно положить в середину круга. На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей ( 2 ложки на каждого ребенка)
Ведущий: Ребятки, солнышко приготовило нам ложки и хочет, чтобы мы для него сыграли.
Дети приседают на корточки около своей пары ложек.
Воспитатель или музыкальный руководитель говорит текст, дети слушают. Потом под музыку дети ритмично играют на ложках
Ведущий:
1.Утром солнышко проснется,
Сразу деткам улыбнется.
Детки с солнышком встают
В ручки ложечки берут.
Под музыку дети медленно поднимаются, берут ложки в руки.
2.Детки ложки в руки взяли,
Дружно в ложки застучали.
Ударяют ложкой о ложку перед собой
3.Мы сейчас растопим печь –
Надо блинчиков испечь.
Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже самое влево – «печем блинчики»
4.Нам пора повеселиться,
В каруселях прокатиться.
Кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой
5.С вами мы сейчас, ребятки,
Поиграем вместе в прятки.
Ударяем ложками перед собой на сильную долю музыки, потом отводим руки за спину и ударяем в ложки за спиной
6.Будем в горку подниматься,
А потом с горы спускаться.
Постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками
7.Наши ложки так устали,
Очень весело плясали.
На пол ложки мы положим
И ладошки вместе сложим.
Мы немножко отдохнем,
И опять плясать начнем.
Дети сидят на корточках, руки под щечкой - отдыхают
Как мы весело плясали,
Дружно ложками стучали.
Солнце улыбается,
Значит ему нравится.
"Музыканты".
(для игры-упражнения можно использовать кукольный театр или игрушки)
Каждый персонаж приносит с собой корзиночку с музыкальными инструментами по количеству детей
1.Петя-петушок идет.
Он корзиночку несет.
А в корзиночке игрушки,
Озорные погремушки.
Погремушки позвенят ,
Всех вокруг повеселят.
(под любую веселую музыку ударяем погремушкой по ладошке)
2.К нам лисичка прибежала,
Палочки нам показала.
Мы к лисичке подойдем,
В руки палочки возьмем.
Палочками ударяем,
Очень весело играем.
(стучим под музыку палочками)
3.В гости курочка пришла,
Маракасы принесла,
К курочке мы подойдем,
Маракасы мы возьмем.
Маракасы мы возьмем,
Дружно ими потрясем.
(под музыку трясем маракасами - можно использовать большие яйца от киндер-сюрпризов, наполнив их крупой)
Музыканты хороши,
Все играли от души.
Приготовьте все ладошки,
Нам похлопайте немножко.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паршакова Ирина Николаевна
→ irina_parshakova 11.04.2020 0 1605 224 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.