Познавательно - творческий проект "Музыкальный магазин"


Познавательно - творческий проект: «Музыкальный магазин»

 

 

 

 

«Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее»

 

Актуальность проекта:

Музыка - это весёлый и удивительный мир. Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека.

  Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие  

искусства и окружающего мира.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые знакомство с классической музыкой в исполнении разных инструментов обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка.

Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает нашу жизнь в звуках разносторонне и полно.

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к музыке можно и через знакомство с музыкальными инструментами. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоциональной открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

 

Проблема проекта:

Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем - почти волшебник. Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности.

Маленькие дети, когда видят тот или иной музыкальный инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, раскрыть наполненную чем-то изнутри погремушку - стремятся найти источник звука. Важно вовремя удовлетворить любопытство ребенка и на волне возникшего интереса дать почувствовать, что музыкальные инструменты обладают не только своим неповторимым голосом, но и уникальной историей происхождения.

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

Цель проекта:  

- Создание условий для формирования основ музыкальной культуры и развития творческого потенциала детей через ознакомление с музыкальными инструментами;

- Формирование музыкально-сенсорных способностей детей;

- Расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

- Обогащать и систематизировать знания детей об инструментах;

- Формировать у детей чувство ритма;

- Повышать интерес детей к музыкальной деятельности;

- Обогащать словарный запас и  активизировать речь детей.

 Развивающие задачи:

-  Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии;

-  Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

Воспитательные задачи:

-  Раскрывать творческий потенциал детей, содействовать  проявлению инициативы и самостоятельности   дошкольников;

-  Способствовать  совместной работе воспитателей с детьми и их родителями;

- Активизировать творческий потенциал родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.

 

Предполагаемый результат

- Дети познакомятся с ударными, духовыми, струнными, клавишными музыкальными инструментами. Научатся выделять звучание отдельных музыкальных инструментов;

- Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической музыки, готовность к творчеству.

Этапы реализации проекта:

I этап – Организационно – подготовительный этап:

- Подбор методической, художественной, и энциклопедической литературы по теме проекта;

- Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн – игр и онлайн – презентаций («Необыкновенный концерт», «Какие бывают инструменты» и т.д.), видеороликов с музыкальными фрагментами

- Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев;

- Подбор дидактических игр, подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта;

- Подбор материала для пополнения ППРС в группе.

 

II этап – Основной. Реализация проекта:

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Экскурсия к зданию ДШИ;

- Создание мини-музея «Музыкальные инструменты»;

- Показ слайдов «Крокодил Гена играет на гармошке»; «Бараны бьют в барабаны»; «Матрешки играют на ложках»

- Рассматривание альбомов «Музыкальные инструменты»;

- Рассматривание иллюстраций в книгах «Бременские музыканты», «Садко», «Гусли самогуды», К. Пино «История деревянной ложки»;

- Беседы: «Инструменты разные - все они прекрасные», «Где живут звуки?», «Такие разные звуки» (деревянный, металлический, шуршащий, гремящий)

- Опыты: «Музыка или шум?», «Откуда берется голос?», «Где живет эхо?»

- Дид.игры: «Собери картинки», «Угадай -ка» (звук муз инстр), «Что лишнее»

- Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие: «Кто что услышит», «Угадай, что делать», «Кто внимательный», «Солнышко и дождик», «Где позвонили?»;

- Проблемные ситуации: «Что делать, чтобы детские музыкальные инструменты прослужили долго?», «Какой музыкальный инструмент понравился и почему?»

Образовательная область «Речевое развитие»

- Чтение стихотворений: «Палочка-стукалочка», Е.Благинина «Погремушка», А.Барто «Барабан»

- Словесные игры «Бубен (ложки, колокольчик, погремушка) какой?» (подбор прилагательных), «Бубен (ложки, колокольчик, погремушка) что делает?» (подбор глаголов)

- Загадывания загадок о музыкальных инструментах

- ЧХЛ: «Бременские музыканты», «Дудочка и кувшинчик», р. н .сказки «Жихарка»

- Развлечение «Путешествие в страну русских потешек»

Образовательная область «Физическое развитие»

- Ритмическая разминка «Кукутики»;

- Музыкально-двигательная игра «Хлоп - шлёп», «Бубен», «Сторож»;

- Двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов: «Весёлые зайчики прыгают на полянке», (бубен) «Бабочки порхают над цветами» (колокольчик), «Цыплята клюют зёрнышки» (ложки), «Озорные воробышки радуются солнышку» (колокольчик), «Косолапый мишка идёт по лесу» (бубен);

- Хороводная игра «Колпачок», «Колокольчик», «Веселый бубен»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- Рисование «Нарядная ложечка»;

- Лепка «Ай-да, ложечка!»;

- Раскрашивание картинок с изображением музыкальных инструментов;

- Музыкально-дидактические игры: «Угадай и повтори», «Угадай, на чем играю», «Услышь, как это звучит?», «Громко – тихо запоем», «Громкие и тихие звоночки»;

- Развлечение «Сказки-шумелки»;

- Музыкальная игра «Песенка настроения»;

- Слушание «Бьют барабаны» Л.Шварц. Звукозапись песни В. Шаинского «Песенка крокодила Гены». «Чудо-балалайка» З. Роот, «Весёлый бубен» (рус. нар.мелодия);

- Пение песни: «Весёлые нотки» (Ю. Чичков, Я. Халецкий), «Весёлые музыканты» (р.н.м, сл. Г. Олейник), «Добрый мастер» И. Костиной, «Гимн музыке» А. Ермолов, С. Пярнянен, «Светит солнышко для всех» А. Ермолов, В. Орлов;

- Оркестр «Веселые музыканты» (выступление перед малышами).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Музыкальное утреннее приветствие «С добрым утром» «Здравствуйте!»;

- Беседа «Мой любимый инструмент»;

- Коммуникативная песня-игра «Здравствуй, друг!» «Чей кружок скорее соберется?», «Кто в домике живет!», «Кто какие звуки услышал?»;

- Импровизация танца под музыку «Вальс цветов» (девочки);

- Инсценировка песни «Две лягушки»;

- Сюжетно - ролевая игра: «Идем на концерт». «Семья», «Концерт»

Взаимодействие с родителями

- Информационный материал для родителей на темы: «Дети и музыка», «Волшебный мир музыкальных инструментов», «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка»;

- Рекомендации: «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях»;

- Концерт с участием родителей воспитанников;

- Выступление семейных оркестров «Музыкальное озвучивание сказок»;

- Сундучок идей«Как организовать оркестр дома?».


 


 


 


 

Приложение №1

 

Шумовое оформление русской народной сказки «Курочка ряба»

 

Жили - были Дед да Баба

БУБЕН

Да была у них курочка Ряба:

«Кудах - тах, тах,

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Кудах - тах, тах»

Снесла курочка яичко,

Да не простое, а золотое.

ПОГРЕМУШКА

Дед бил, бил-не разбил

ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Баба била, била - не разбила.

ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Мышка бежала,

КОЛОКОЛЬЧИК

Хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось

ПОГРЕМУШКИ

Плачет дед,

Плачет Баба,

КОЛОКОЛЬЧИК

А курочка кудахчет:

«Кудах-тах, тах,

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Кудах-тах, та

Не плачь, Дед,

Не плачь, Баба!

УДАР ЛОЖКАМИ

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое, а простое!

БУБЕН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихи для малышей "Музыкальные инструменты"

Колокольчик

- У деток в ладошке

Колокольчик-крошка

Звенит, заливается.

Деткам улыбаются!

 

- Колокольчик, динь-динь-динь

Звонко заливается!

А потом молчит, молчит

Спрятаться старается.

Колольчик мой веселый

Поиграй скорей со мной,

Ты звени, звени, старайся

Перезвоном заливайся.

 

- Колокольчик - музыкант,

У него большой талант

Радость детям приносить,

Может он весь день звонить.

Барабан

Трам-там-там! Трам-там-там!

У меня есть барабан

Громко так играет

Деток забавляет!

 

- Барабаню в барабан,

Бам-бам-бам,

Очень громко, знаю сам,

Бам-бам-бам,

Барабанит барабан,

Бам-бам-бам.

 

- Поиграть со мной хотите?

Поскорее подходите!

Вот две палочки, держите,

Мне по спинке постучите.

Слышите, как я пою?

Тишины я не люблю.

Если где-то марш, парад,

Барабанить буду рад.

 

-Деревянные подружки

У барабана на макушке.

Бьют его, а он гремит.

В ногу всем шагать велит.

Дудочка

Ду-ду, ду-ду-ду,

Дую я в свою дуду.

Быть я трубачом смогу,

Ду-ду, ду-ду-ду.

 

- Ду-ду-ду, да-да-да,

Так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

Ребята, это дудочка.

Бубен

В цирке медвежонок пляшет

И задорно бубном машет,

Лапой по нему стучит.

Бубен радостно звенит.

 

- То гремит он, словно гром.

То, вдруг льется ручейком.

Ложки

Ложки разными бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой.

Сразу в пляс пойдет любой.

 

- За обедом суп едят.

А потом заговорят.

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграем мы немножко

На красивых, ярких ложках.

Свистульки

У детей в ладошах птички,

С виду птички — невелички,

Только птички не порхают.

В небеса не улетают.

Милые свистульки это,

Выкрашены ярким цветом,

Деревянные, из глины,

Звук у них певучий, длинный.

Гармошка

Гармонист Антошка,

Доставай свою гармошку.

Чтобы ноги в пляс пошли,

Нас скорей развесели.

Развеселый, удалой,

Всем знакомый и родной.

Веселей, играй, гармошка,

Молодчина наш Антошка!

 

«День и ночь»

(автор –Ахмерова А. С.)

Рано утром в темном небе

Вдруг раздался сильный гром:

Крышка от казана

Капли стукали по крыше

Отчего запел весь дом:

Перевернутые кухонные миски

Тут поднялся сильный ветер,

Зашумел в листве, в саду:

Гудящая дудочка и фольга

С веток яблоки срывались,

Падали на землю - БУМ!

Барабан

А сороки от испуга

Растрещались по округе:

Трещетка

Гром ударил еще раз-

Крышка от казана

И затихло все тот час

Пауза

Лишь маленькие капельки

Стекали с крыш и капали:

Металлофон

Вот тучи расступились

И солнышко взошло.

Металлофон

От соловьиных трелей

Нам радостно, светло:

 Колокольчик

- Бубен

- Колокольчик и бубен вместе

Успокоилась природа,

Мы услышим новый звук:

За околицей, в лесу

Раздается дятла стук:

Деревянные ложки

На соседней улице

Тройка лошадей бежит:

Кастаньеты

Румба

А над беленьким цветочком

Пролетая, жук жужжит:

Игрушечный детский

фен на батарейках

Незаметно стало тише,

Солнце скрылось за горой.

Спят в кроватках ребятишки,

(Кладут ладошки под щёчки –«спят»)

В ульях спит пчелиный рой.

Вот одна вторая

много!

В небе звездочки зажглись:

(в работе 4-х летними детьми использую треугольник)

С наступленьем ночи мыши

Все на кухне собрались

Маракасы

Нашли мешочек семечек

И вся семья мышат

С огромным удовольствием

Едят, грызут, шуршат:

Скорлупки от фисташек,

прикрепленные к деревянной ложке

Вдруг один мышонок прыгнул,

Скатерть зацепил и ту-у-ут….

На пол грохнулась кастрюля,

Издавая жуткий звук:

Тарелки

Все мышата испугались

И по норкам разбежались.

Нас теперь вокруг одна

Окружает тишина….

Прижать палец к губам: Т-с-с-с!

 

 

Утром солнышко проснется»

(упражнение с ложками)

Для музыкального сопровождения игры можно использовать любую русскую народную мелодию, например «Ах вы, сени», «Светит месяц»…).

Ведущий: (показывает солнышко)
Вокруг солнышка, дружок,
Становись скорей в кружок.

(дети встают в круг, солнышко можно положить в середину круга. На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей ( 2 ложки на каждого ребенка)

Ведущий: Ребятки, солнышко приготовило нам ложки и хочет, чтобы мы для него сыграли.

Дети приседают на корточки около своей пары ложек.

Воспитатель или музыкальный руководитель говорит текст, дети слушают. Потом под музыку дети ритмично играют на ложках

Ведущий:
1.Утром солнышко проснется,
Сразу деткам улыбнется.
Детки с солнышком встают
В ручки ложечки берут.

Под музыку дети медленно поднимаются, берут ложки в руки.

2.Детки ложки в руки взяли,
Дружно в ложки застучали.


Ударяют ложкой о ложку перед собой

3.Мы сейчас растопим печь –
Надо блинчиков испечь.

Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже самое влево – «печем блинчики»

4.Нам пора повеселиться,
В каруселях прокатиться.

Кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой

5.С вами мы сейчас, ребятки,
Поиграем вместе в прятки.

Ударяем ложками перед собой на сильную долю музыки, потом отводим руки за спину и ударяем в ложки за спиной

6.Будем в горку подниматься,
А потом с горы спускаться.

Постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками

7.Наши ложки так устали,
Очень весело плясали.
На пол ложки мы положим
И ладошки вместе сложим.
Мы немножко отдохнем,
И опять плясать начнем.

Дети сидят на корточках, руки под щечкой - отдыхают

Как мы весело плясали,
Дружно ложками стучали.
Солнце улыбается,
Значит ему нравится.

"Музыканты".

(для игры-упражнения можно использовать кукольный театр или игрушки)
Каждый персонаж приносит с собой корзиночку с музыкальными инструментами по количеству детей

 


1.Петя-петушок идет.
Он корзиночку несет.
А в корзиночке игрушки,
Озорные погремушки.

Погремушки позвенят ,
Всех вокруг повеселят.
(под любую веселую музыку ударяем погремушкой по ладошке)

 


2.К нам лисичка прибежала,
Палочки нам показала.
Мы к лисичке подойдем,
В руки палочки возьмем.

Палочками ударяем,
Очень весело играем.

(стучим под музыку палочками)

 


3.В гости курочка пришла,
Маракасы принесла,
К курочке мы подойдем,
Маракасы мы возьмем.

Маракасы мы возьмем,
Дружно ими потрясем.

(под музыку трясем маракасами - можно использовать большие яйца от киндер-сюрпризов, наполнив их крупой)

Музыканты хороши,
Все играли от души.
Приготовьте все ладошки,
Нам похлопайте немножко.

 


Полный текст материала Познавательно - творческий проект "Музыкальный магазин" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паршакова Ирина Николаевна  irina_parshakova
11.04.2020 0 651 20

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0