Технологическая карта образовательной деятельности по познавательному развитию "Лесная школа"
Технологическая карта образовательной деятельности по познавательному развитию детей
в подготовительной к школе группе с элементами социо-игровой технологии «Лесная школа»
Составил: Коржавина О. В.,
воспитатель МБДОУ «ЦРР-ДС №32»
Цель: Создание условий для систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста о понятии этикет по средствам социо-игровой технологии.
Образовательные задачи:
1. Продолжать формировать навыки культурного поведения и общения.
2. Закреплять представление о культуре еды и поведения за столом.
3. Формировать умение детей анализировать поступки персонажей, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.
Развивающие задачи:
1. Развивать речь детей как средство общения: умение правильно употреблять в речи вежливые слова, свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умение высказываться, аргументировать ответ понятно для собеседников.
2. Способствовать развитию умений: следить за ходом общего разговора и дела, договариваться, приходить к согласию, распределять обязанности.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.
Словарная работа: обогащение словаря: этикет, культура, поведение, приветствие, посыльный, лидер и т.д.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
Чтение рассказов Н. Носова «Фантазеры», В. Осеева «Волшебное слово», Г. Остера «Неправильные привычки».
Беседы на темы: «Кто мой друг», «Идем в гости», «В театре».
Интерактивная игра «Столовый этикет», дидактическая игра «Что такое этикет?», «Хорошо-плохо»
Рассматривание иллюстраций: «Новенькая», «В автобусе».
Тренинги «Улыбка», «Добрые слова».
Методические приемы: игры для рабочего настроя, решение проблемных ситуаций, игра для приобщения к делу, деление на компании, выбор посыльного и лидера, игра-разминка, смена темпа и ритма (используются песочные часы), смена мезансцен.
Материалы и оборудование: декорации - «Лесная школа»; мультимедийная презентация - видео письмо от Совы, аудиозапись - звуки леса (пение птиц); очки для игры, разрезные картинки по теме «Правила поведения в театре, автобусе, в гостях», детская посуда, иллюстрации посуды и продуктов (хлебница и хлеб, сахарница и сахар и т. д), пропуск в школу на каждого ребенка, медали «Знатоки этикета», мяч, песочные часы.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Планируемый результат: У детей расширятся знания о различных формах приветствия, о культуре еды и поведения за столом. Научатся анализировать поступки персонажей, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций. Разовьются такие умения, как высказываться, отвечать на вопросы, аргументировать ответ понятно для собеседников. Дети будут активно взаимодействовать друг с другом, свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего разговора и дела, договариваться, приходить к согласию, распределять обязанности.
Структура |
Содержание образовательной деятельности |
Планируемый результат |
Время проведения |
Вводная часть: Организационный момент. 1.Мотивация воспитанников.
|
Воспитатель обращает внимание детей на то, что они многому научилась в детском саду, и скоро пойдут в школу. И предлагает побывать в школе, но не простой, отправиться в «Лесную школу», в которой учатся все звери. Но попасть дети смогут туда только по пропуску.
|
Мотивация детей на дальнейшую деятельность.
|
1 мин |
2 Игра для рабочего настроя «Волшебные очки» |
«У меня есть волшебные очки, они видят в человеке только хорошее. Вы будете надевать очки по очереди и называть, что хорошее вы видите в соседе». Каждый за свой ответ получает пропуск в «Лесную школу». Пропуск имеет 3 цвета: красный, синий, зеленый. (Проводится игра) Все ребята получили пропуск и отправляются в путь, а для этого произносят волшебные слова «Вокруг себя повернись в «Лесной школе» очутись». |
Сосредоточить внимание детей, настроить на совместную групповую деятельность. |
2 мин |
Основная часть: 1. Вхождение в тему.
|
Звучит аудиозапись со звуками леса (пение птиц, шум листвы). Воспитатель обращает внимание детей на вывеску на дереве и вместе с воспитателем читают вывеску «Лесная школа». Воспитатель замечает, что никого не видно из зверей. Появление Совы на экране с сообщением: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас в нашей «Лесной школе». Надеюсь, что сегодня справитесь со всеми заданиями, которые для вас приготовили в нашей лесной школе звери-ученики. А тема нашего урока - этикет» Воспитатель спрашивает детей, что такое этикет и обобщает ответы детей. Этикет – это определенный установленный порядок, манера поведения, а также правила вежливости и учтивости, принятые в определенном обществе. Звонит звонок, начинается урок – в лесной школе. |
Уточнение представлений детей о том, что такое этикет.
|
1 мин. |
2. Игра творческого самоутверждения «Приветствия» |
Дети и воспитатель обращают внимание на экран, на котором появился медведь. Первое задание: «Доброе утро, ребята! А вы знаете, что 21 ноября -Всемирный День Приветствий? Форм приветствий очень много. Но ведь здороваются не только словами. Ваше задание - поприветствовать друг друга жестами». Дети под музыку передвигаются по группе, по окончанию музыки выбирают пару, и жестами показывают как можно поприветствовать «друга» (обнять, помахать рукой, воздушный поцелуй, поздороваться за руку, проложить руку к голове и т. д ). Воспитатель подводит детей к выводу, что существует много форм приветствий, как и словами, так и жестами. Далее предлагает перейти к следующему заданию, но прежде надо разделиться на компании. |
Предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных средств общения; творческого самоутверждения.
|
2 мин |
3. Деление на компании |
Деление на компании происходит по цвету пропусков, которые весят на шеи (красный, синий и зеленый). Таким образом, организовалось три компании детей. От каждой компании выбирается посыльный по желанию детей. На экране появляется заяц: «Здравствуйте, ребята! Вы часто ходите в гости к друзьям, и знаете, как себя ведут вежливые детки. А вы знаете как вести себя в театре или в автобусе? Сейчас мы это и узнаем. Я для вас приготовил игру, которая спрятана под деревом. А найдет ее тот, у кого в одежде есть оранжевый цвет (если таких детей несколько, выходит тот, у кого оранжевого цвета больше)» После того как нашли игру, к воспитателю подходят посыльные и получают конверт с заданием. В конверте лежат картинки с изображением поступков персонажей в общественных местах. Задание: 1 компания - правила поведения в театре 2 компания - правила поведения в автобусе 3 компания - правила поведения в гостях |
Подвести к умению договариваться, приходить к согласию, распределять обязанности. |
1 мин |
4. Игра для приобщения к делу «Правила поведения в общественных местах (театр, автобусе, в гостях)» |
Компании занимают удобное место для работы. Воспитатель обращает внимание детей на песочные часы. На задание отводится 2 минуты. Дети раскладывают картинки, распределяя на хорошие и плохие поступки, и обсуждают правила поведения. Компания, которая справилась с заданием, хлопает в ладоши. После выполнения задания компании ходят, друг к другу, в гости. Ребята рассказывают о правилах поведения в общественных местах, все по очереди или лидер (по выбору детей). Воспитатель с детьми приходят к выводу что со вторым заданием они справились и пришло время отдохнуть. Звенит звонок на перемену. |
Систематизация знаний о правилах поведения в общественных местах.
|
5 мин |
5. Игра - разминка «Тень» |
Воспитатель предлагает детям прогуляться по лесу, а для этого надо выбрать путника. Дети самостоятельно обсуждают, как можно выбрать ведущего. Возможные варианты: по метке, считалке, по признаку, по стрелочке. (Выбор детей) Один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень (все остальные дети). Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. (Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д). После игры звенит звонок на урок. |
Снятие мышечного напряжение. Обогащение игрового опыта. |
3 мин |
6. Решение проблемных ситуаций Игра с мячом «Что случится, если…» |
Воспитатель предлагает приступить к следующему заданию. Задание от белки: «Здравствуйте, ребята! Я приготовила для вас вопросы, на которые я затрудняюсь ответить. Помогите мне. Вопросы найдете в конверте, который лежит в корзине с грибами. А конверт найдет ребенок, который сегодня первый пришел в детский сад». Ребенок находит конверт, в котором вопросы: - Что случится, если все перестанут умываться, мыть грязные руки? - Что произойдет, если перестанут здороваться все друг с другом? - Что случиться, если все дети будут говорить неправду? - Что случиться, если люди перестанут беречь природу? - Что случиться, если дети будут, есть только сладости? - Что случиться, если люди не будут соблюдать правила дорожного движения? - Что случится, если все будут ссориться? - Что случиться, если не закрывать воду в кране? Проводится игра с мячом. Воспитатель стоит в центре круга, кидает мяч ребенку и называет вопрос. После проведения игры, воспитатель обобщает ответы детей: знать и соблюдать правила поведения надо для того, чтобы не навредить себе, окружающим людям и природе. Культурный человек всегда будет соблюдать правила общения. С таким человеком приятно общаться. |
Развитие воображения и закрепление ориентации на правильное поведение. Развитие умения высказываться, отвечать на вопросы, аргументировать ответ понятно для собеседников. |
4 мин |
7. Деление на компании |
Дети приступают к следующему заданию от лисы: « Здравствуйте ребята, я пригласила на обед журавля. Мы с ним сильно поругались, и я хочу помириться. Да вот беда подзабыла столовый этикет. А так хочется накрыть стол по всем правилам этикета. Помогите мне, пожалуйста!» Воспитатель спрашивает детей что такое столовый этикет и согласны ли они помочь лисе. Далее предлагает посмотреть на обратную сторону своего пропуска(на обратной стороне пропуска изображены два вида картинок: тарелка, чашка). Дети по картинке находят себе компанию. Каждая компания отправляет посыльного (самого высокого). Посыльные подходят к столам, на которых стоят коробки с заданием и выбирают. |
Уточнение представлений детей о том, что они будут делать. Подвести к умению договариваться, приходить к согласию, распределять обязанности. |
2 мин |
8. Дидактическая игра «Столовый этикет» |
Посыльные получают коробки, и воспитатель на ушко сообщает задание: 1 компания - сервировать стол ( в коробке лежит детская посуда) 2 компания - Назвать правильно посуду и ее назначение. «Как называется посуда для…? (сахара, хлеба, конфет и т. д.)».( в коробке лежит: сахарница, салфетница, солонка, хлебница и т. д.) Команда выбирает стол, за которым будет работать и выполняет задание. Первый кто, справился с задание, рассказывает о своей работе, вторая компания проверяет правильность выполнения задания, задает вопросы. Затем слушают вторую компанию.
|
Уточнение знаний детей о культуре еды и поведения за столом. Упражнение в образовании прилагательных от имени существительного. |
5 мин |
Заключительная часть 1.Подведение итогов Рефлексия.
|
Появляется Сова на экране с сообщение: «Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями и помогли моим зверям - ученикам. И за это вы получаете медальки «Знатоки этикета». Мы приглашаем вас и на другие уроки нашей школы. До свидания!». Дети прощаются, и воспитатель предлагает вернуться в детский сад. Для этого произносят волшебные слова «Вокруг себя повернись в детском саду очутись». Ребята с воспитателем присаживаются на ковер и обсуждают путешествие в лес. Вопросы для обсуждения: Вам понравилось путешествие в «Лесную школу»? Что вам больше всего запомнилось? Почему? Какие трудности вы встретили на занятии? Где вы будете применять полученные знания?
|
Актуализация знаний детей. Формирование навыков самоанализа, рефлексия собственных действий. |
3 мин
|
Перспективный этап |
Воспитатель предлагает ребятам нарисовать того героя, чье задание вам понравилось больше всего, и мы отравим ваши рисунки в «Лесную школу». |
Переключение детей на другой вид деятельности |
1 мин |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коржавина Оксана Владимировна
→ Публикатор 04.05.2020 0 3958 272 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.