Конспект занятия по экологии "Путешествие в мир насекомых"
Занятие по экологии
подготовительной группы «Звездочка»
«Путешествие в мир насекомых»
Цель: показать уровень сформированности знаний, умений детей 6-7 лет по теме насекомые.
Задачи:
Образовательные: Обучать анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения; отвечать на вопросы; активизировать память.
Развивающие: Развивать психические процессы: зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме. Развивать связную и образную речь, умение вести диалог отвечая на вопросы полным предложением, задавать вопросы, совершенствовать звукопроизношение.
Продолжать развивать творческие способности детей, используя различные материал (бумага, краски, гуашь, кисти.) Активизировать внимание детей, оценивать свой результат работы.
Воспитательные: Воспитывать умение не перебивать друг друга, совершенствовать любознательность и внимательность. Воспитывать бережное отношение к природе. Закреплять правила поведения в природе. Не разрушать условия жизни насекомых.
Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми и пауками во время прогулок, беседа «Такие разные насекомые». Проведение занятий по экологии, чтение сказок и рассказов о животном мире, изготовление поделок животных, насекомых, проведение дидактических игр по экологии, проведение акций, чтение стихов, загадок, скороговорок, проведение упражнений в подборе слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами, употреблении существительных в косвенных падежах. просмотр презентаций.
Оборудование: декорация деревьев, доска, фигурки насекомых, картинки насекомых, картинки цифр и букв, мультимедийная техника, презентации, аудиозаписи звуков насекомых и леса, столы, краски, кисти, мольберт, листы, стаканчики для воды, влажные салфетки.
Интеграция образовательных областей: Познание, речевое развитие, социально – коммуникативное.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Методические приемы: наблюдение, наглядность, демонстрация, практические приемы, игровые, словесные.
Ход ООД:
Организационный момент:
Звучит музыка леса (или просто музыка настроения).
Дети входят в зал с воспитателем.
Воспитатель: Доброе утро! Для начала встанем в круг, сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся и друг, другу улыбнемся!
Мы готовы поиграть!
Можно встречу начинать!
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: - В это весеннее утро, я надеюсь у всех хорошее настроение!
Дети отвечают.
Воспитатель: - Вот с таким настроением мы и начнем наше занятие.
Воспитатель читает стихотворение.
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет чудес необычайных,
Узнаем мы за полчаса.
Орешек знаний тверд, но все же,
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его помогут волшебные слова:
«Хочу все знать!» (на экране появляются эти слова)
Воспитатель: Послушайте загадку: Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
Воспитатель: Догадались?
Дети говорят.
Воспитатель: Конечно – это лес.
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в лес, погулять по тропинкам, отдохнуть на полянках. Подышать лесным воздухом.
- Закройте глаза, я скажу волшебные слова, и мы очутимся в лесу.
Ну-ка глазки закрывайте,
В путешественников превращайтесь.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем глазки открывать!
Воспитатель: - Ой, ребята, наше волшебство получилось! (на экране лес с тропинкой).
- Какая чудесная тропинка! Пойдемте по тропинке.
Воспитатель обращается к ребятам: - Кого мы можем встретить в лесу?
Дети отвечают: зверей, птиц.
Воспитатель: - Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека. Птицы разлетятся, если увидят столько ребят.
Воспитатель: - Ребята, на тропинке стоит доска, а на ней цифры, они не по порядку.
(1, 4, 2, 3, 6, 8,7,9)
Воспитатель: -Может это нам подсказка, о чем будет речь? Наверно здесь секрет, давайте по порядку поставим цифры, и узнаем, что это значит.
Воспитатель вызывает по имени ребенка.
Дети выставляют цифры по порядку, затем переворачивают, а там буквы.
Читают: НАСЕКОМЫЕ.
Воспитатель: - Так вот о чем идет речь, о насекомых. Ребята, есть в лесу такие жители, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком, и их очень много, они повсюду: на деревьях, на цветах, на земле и в воздухе.
Воспитатель: - Ребята, в какое время года появляются насекомые?
Дети отвечают: Весной.
Воспитатель: - Почему именно весной?
Дети: - Потому-что солнце начинает греть, появляются растения, поэтому появляются насекомые. (Можно добавить звуки насекомых.)
Дети реагируют на звуки, можно спросить, кто пролетел.
Воспитатель: - Ребята, чтобы гулять по лесу, нам надо вспомнить правила поведения.
Дети говорят правила поведения в лесу.
Воспитатель: - Хорошо. Повторили правила, мы можем продолжать наше путешествие.
Отгадайте загадку: Домовитая хозяйка,
Полетала над лужайкой.
Похлопочет над цветком.
Он поделится медком.
(пчела).
Дети: - Это пчела.
Воспитатель: - Верно. А вот и наша пчелка!
Воспитатель показывает пчелку на дереве.
Воспитатель: Что это у пчелки, у нее задание. Пчела, оставила для нас задание.
«Посмотрите здесь много насекомых. (дети разглядывают картинки насекомых).
Вопрос: Что есть у насекомых общего и чем отличаются?
Дети отвечают по порядку: Общее: тело состоит из трех частей: голова, грудь, брюшко, а также есть 4 крыла, 6 ножек, жало, усики. Это бабочки, стрекозы, жуки, божья коровка, пчела. У некоторых насекомых нет крыльев, вместо жала хоботки, челюсти. У мух и комаров по два крыла. Комары, мухи, пчелы, шмели издают жужжание, а вот бабочки, мотыльки, божьи коровки не издают звуков.
Воспитатель: - А, на какие виды делятся насекомые.
Дети отвечают: вредные и полезные.
Воспитатель предлагает разделить на вредных и полезных насекомых, деля доску по полам. Дети вывешивают картинки.
Воспитатель: - Умницы, пчела довольная вашими знаниями.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается.
Воспитатель: - Ребята, давайте присядем на полянку, отдохнем.
- Ой, подождите, я что-то увидела, под деревом кто-то сидит и на нас глядит, вот это да. Дети: - это МУРАВЕЙ.
Воспитатель подходит к муравью и берет задание.
- Он нам предлагает отгадать загадки:
Всех жучков она милей, спинка алая у ней.
На спинке кружочки – черные точки.
(картинка божьей коровки)
У нее четыре крыла,
тело тонкое словно стрела.
И большие, большие глаза.
Называют ее….. (стрекоза).
Волосатая зеленая,
в листьях прячется она,
хоть и много ножек,
бегать она не может.
(гусеница)
Она яркая, красивая, легкокрылая.
Сама похожа на цветок,
и любит пить цветочный сок.
(бабочка)
Он работник настоящий,
очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом,
из хвоинок строит дом.
(муравей)
Воспитатель: - А еще муравей знает, что вы поете песенки, ему хочется послушать. - Давайте споем.
Воспитатель: - Ребята попрощаемся с муравьем. Наше путешествие продолжается. Что-то я устала, а вы ребята?
- Предлагаю минутку отдыха, но раз мы в лесу, то предлагаю поиграть.
- Вставайте.
Физминутка
Засиделись насекомые на полянке.
Расправили свои крылья и полетели.
Летит пчела жужжит ж – ж - ж .
Летит комарик звенит з – з - з .
Кузнечики запрыгали.
Прилетела бабочка, закружилась, крылышками запорхала.
Вдруг налетел ветер, зашумел, бегите скорее ко мне, прячьтесь. Убежали все.
Вот и отдохнули.
Воспитатель: - Наше путешествие продолжаете.
Воспитатель: - Ребята, осторожно, что это?
Дети говорят, паутина. Это же паук.
Воспитатель: Кто это в паутине?
Дети: - Бабочка.
Воспитатель: - Ребята, нам надо освободить ее, она может погибнуть, ее съест паук.
- А у паука в паутине листок, посмотрим?
Дети: Да.
Воспитатель берет листок и читает.
«Я паук, не жук, сижу тихонько и охочусь.
Попала в мои сети красавица одна.
Если вы поиграете со мной,
Выпущу ее домой.».
Хочу убедиться в ваших знаниях о насекомых, не путаете ли вы насекомых с другими обитателями леса. Предлагаю игру «Четвертый лишний».
Воспитатель: - Ребята, поможем освободиться бабочку из плена?
Дети: - Да.
Воспитатель: Тогда будьте внимательны.
Задание.
1. Заяц, ёж, лиса, шмель.
2. Трясогузка, паук, скворец, сорока.
Паук это не насекомое поскольку у всех насекомых по 6 ножек а у паука 8 ножек. Пауки НЕ насекомые и НЕ животные. Пауки это паукообразные! Животные - это ЦАРСТВО, поэтому и пауки тоже тут. Но конечно, класс не насекомые, а паукообразные.
Воспитатель: - Правильно, поэтому мы и не назвали насекомое сейчас.
3. Бабочка, стрекоза, жук, енот.
4. Лягушка, комар, жук, бабочка.
Воспитатель: - Отлично справились.
Воспитатель: - А сейчас внимательно слушайте слова, подумайте, какие из них подходят:
1. Муравью: зеленый, порхает, мед, паутина, муравейник.
2. Пчеле: спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая.
3. Бабочке: улей, порхает, большие глаза, красивая.
Воспитатель: - Умнички, все правильно отвечали. Смотрите, паук довольный, и освободил нашу красавицу.
Воспитатель: - Ребята, я вижу, мы не одни в лесу.
Подходит к ребятам художник и начинает диалог.
Художник: - Я, художник, рисую картины про природу. Вот услышал вас и решил познакомиться с вами. Сейчас весна, всё пробуждается в лесу, очень хочется запечатлеть на холсте прекрасное. Может вы мне поможете.
Дети: «Да».
Художник: - Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте.
Если крылья распахнет —
Красотой с ума сведет.
На лугу она летает,
Всех собою удивляет.
(бабочка)
Художник: - Видно вы знатоки насекомых. Я, приглашаю вас, в свою лесную художественную мастерскую.
(Дети рассаживаются за столы)
Художник: - Я предлагаю создать портрет бабочки, знаю, что вы спасли от злого паука прелестную красавицу – бабочку.
Дети согласились. (Звучит спокойная музыка). После творчества, дети делятся впечатлениями от работы.
Художник: - Спасибо вам ребята, с вами было интересно, вы меня вдохновили на другие работы. До свидание.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, надо возвращаться в детский сад. Прежде чем, мы окажемся в детском саду, давайте садим на полянку и проговорим. Как надо себя вести в лесу, чтобы уберечь насекомых, да и других жителей леса?
Дети проговаривают.
Воспитатель: Я очень рада, что вы ребята понимаете, что насекомые, это часть природы, а природу надо беречь.
Нам пора возвращаться. Закрывайте глазки, прочитаю волшебные слова:
«Раз, два, три, четыре, пять вот и в садике опять».
Воспитатель: - Ребята, хочу вас спросить, понравилось вам путешествие?
Где мы были? Что узнали? С кем встретились?
Дети отвечают.
Воспитатель: - Хотелось вам снова путешествовать?
- На столе есть символы, которые каждый может взять и разместить на доске, «Понравилось или не понравилось.».
Ритуал окончания занятия
Спасибо скажем мы не раз:
Всему живому вокруг нас.
Как хорошо на свете жить.
Как хорошо уметь дружить!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Загребельникова Елена Николаевна
→ Публикатор 13.03.2023 0 2568 54 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.