Конспект НОД по ХЭР "Путешествие в космос"


НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе с применением техники граттаж

«Путешествие в космос»

Цель: расширить представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства через художественно-эстетическое и познавательное развитие.

Задачи: Расширение представлений о космосе (планетах Солнечной системы, нашей планете Земля, первых космонавтах); обогащать словарь. Познакомить детей с нетрадиционной техникой живописи «Граттаж». Формировать умение рисовать нетрадиционными способами. Развивать у детей чувство композиции. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать чувство гордости за свою страну, открывшую дорогу в космос. Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», чтение книг о космосе и космонавтах, показ презентаций и видеороликов. Беседа «Техника рисования граттаж». Изготовление бумаги граттаж.

Оборудование и материалы: Стенд с иллюстрациями на тему космос. Листы с нанесенным покрытием. Палочки для «процарапывания». Образцы работ в технике граттаж. Аудиозапись «Космическая музыка».


Ход занятия

Вводная часть:

В небе чёрном, бархатистом

Звёзды яркие блестят.

Ночь мерцаньем серебристым

Украшает свой наряд.

Свет таинственный, далёкий,

Призывая и маня,

К устремлениям высоким

В небеса зовёт меня.

Воспитатель: Скажите пожалуйста, какой праздник 12 апреля отмечает наша страна? (Ответы детей).


Основная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю посетить выставку «Космос» и познакомиться с первой экспозицией, которая называется «Первые шаги в космос». А для того чтобы узнать кто же первым побывал в космосе, вы должны отгадать загадку?

Скажите, почему мой друг

Спит без подушки, ест без рук,

Зимой без валенок гуляет,

А если рад - хвостом виляет? (Собака)

Воспитатель: Собаки более умные животные, чем мыши, но не все собаки подходили для испытаний. Породистые собаки очень нежные, в космос они не годились. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги. Первая собака Лайка была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась. Героическая миссия Лайки сделала её одной из самых знаменитых собак в мире. Потом летали в космос Белка и Стрелка. Их запустили в космос на образце космического корабля «Восток». Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно.

Воспитатель: В честь героического подвига Белки и Стрелки были установлены памятники в музее космонавтики.

Воспитатель: А теперь отгадайте следующую загадку, о ком идет речь?

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: "астронавт",

А по-русски … (космонавт)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким должен быть космонавт? (смелым, мужественным, выносливым, находчивым, здоровым)

Воспитатель: Кто знает, как звали первого космонавта? (Ответы детей)

Воспитатель: Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле «Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым. За свой первый полет в космос был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина.

Воспитатель: Кто из космонавтов первый вышел в открытый космос? (Алексей Леонов).

Воспитатель: Правильно это Алексей Леонов. Первый космонавт, который вышел в открытый космос. Одетый в специальный скафандр с помощью троса, он несколько минут висел рядом с кораблем в пустом пространстве.

Воспитатель: Как вы думаете, только мужчины летали в космос? (Ответы детей)

Воспитатель: Спустя два года после полета Юрия Гагарина первая женщина-космонавт Валентина Терешкова совершила полет в космос. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, делала фотографии, которые использовались для изучения слоев атмосферы.

Воспитатель: Молодцы ребята продолжаем нашу экскурсию. Следующая наша экспозиция «Космические дали». Скажите, пожалуйста, ребята, а как называется планета, на которой мы с вами живем? (Ответы детей).

Воспитатель: Наша планета называется Земля. Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной, или космос. Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой. Давайте назовем все планеты по порядку.

На Луне жил звездочёт,

Он планетам вёл подсчёт:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс,

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

Восьмой — Нептун,

Девять — дальше всех Плутон…

Кто не видит — выйдет вон!

Воспитатель: В космосе, ребята, находятся не только планеты, но и звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло. Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает. Есть звезды даже больше Солнца.

Воспитатель: Спасибо, ребята! Вы настоящие исследователи космоса. Посмотрите, у нас осталась еще одна экспозиция нашей выставки. Она называется «Путешествие в космос». Но она совершенно пустая. Я предлагаю вам нарисовать космос, но не обычным способом, а космическим. И украсить рисунками нашу экспозицию. Хотите? Тогда давайте пройдем к рабочим местам.


Воспитатель: Передать необыкновенную красоту космоса нам поможет необычная техника рисования, она называется «граттаж». Граттаж – техника занимательная и необычайная. Буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Эту технику ещё называют "граффито", а изюминка работы состоит в том, что рисунок процарапывается на предварительно подготовленном листе. На листе заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона. Посмотрите, как выглядят рисунки в технике граттаж.

Воспитатель: Для выполнения работы в этой технике, нам понадобится специальный лист бумаги, который мы с вами изготовили ранее. Давайте вспомним как мы это делали? (мы закрасили полностью лист бумаги разноцветными восковыми мелками так, чтобы не проглядывался белый цвет)

Воспитатель: Правильно, это первый шаг. А затем я покрыла их «космической краской» и дала высохнуть.

Воспитатель: Чем можно «процарапать» рисунок на этих листах? (Зубочистка, стеки, заостренная палочка).

Воспитатель: Правильно, ребята, Подойдёт все, чем можно процарапать рисунок.

Воспитатель: Ребята, о чем нужно помнить при работе с острыми предметами?

(Обращаться с ними надо осторожно, нельзя при рисовании размахивать руками, толкать друг друга)

Воспитатель: Работаем аккуратно, острые предметы мы держим только над своей работой. Если перестаем работать, то их откладываем в сторону.

Воспитатель: Как вы будете рисовать? (ответы детей)

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, хорошенько продумайте содержание и композицию своего рисунка. Подумайте, что вы будете рисовать крупно, а что мелко. Наметить контуры всех изображений. Затем уже начинать их процарапывать и заштриховывать. А для того, чтобы некоторые объекты (ракета, планета, солнце т.д.) казались более объемными, можно процарапать полностью всю поверхность, нажимая на палочку. И затем уже можно добавить последние штрихи и мелкие детали. Не компонуйте изображения, которые у вас будут главными в край листа.

Воспитатель: Итак, начинаем работать. Посмотрите еще раз на доску, на все изображения. Тщательно продумайте, где у вас будет все располагаться.

Практическая работа

Воспитатель: Перед началом работы, давайте немножко разомнемся.

Физкульминутка:

В темном небе звезды светят.

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной — наш дом родной.

Воспитатель: Приступаем к работе.

Самостоятельная работа детей.

(Звучит аудиозапись «Космическая музыка»)

Рефлексия:

Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрите, какие красивые работы у вас получились! Скажите, что мы сегодня рисовали? Какую технику рисования мы использовали? Вам понравилось рисовать в технике граттаж? (Ответы детей.)

Воспитатель: Обратите внимание на то, что работы получились очень разными, яркими, так как все работали по собственному воображению и представлению. Все по-разному видят и чувствуют. Все молодцы!

В ыставка детских работ «Путешествие в космос»





4



Полный текст материала Конспект НОД по ХЭР "Путешествие в космос" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малец Ольга Валерьевна  Публикатор
04.01.2024 0 392 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК