Конспект НОД по ХЭР "Путешествие в космос"
НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе с применением техники граттаж
«Путешествие в космос»
Цель: расширить представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства через художественно-эстетическое и познавательное развитие.
Задачи: Расширение представлений о космосе (планетах Солнечной системы, нашей планете Земля, первых космонавтах); обогащать словарь. Познакомить детей с нетрадиционной техникой живописи «Граттаж». Формировать умение рисовать нетрадиционными способами. Развивать у детей чувство композиции. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать чувство гордости за свою страну, открывшую дорогу в космос. Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», чтение книг о космосе и космонавтах, показ презентаций и видеороликов. Беседа «Техника рисования граттаж». Изготовление бумаги граттаж.
Оборудование и материалы: Стенд с иллюстрациями на тему космос. Листы с нанесенным покрытием. Палочки для «процарапывания». Образцы работ в технике граттаж. Аудиозапись «Космическая музыка».
Ход занятия
Вводная часть:
В небе чёрном, бархатистом
Звёзды яркие блестят.
Ночь мерцаньем серебристым
Украшает свой наряд.
Свет таинственный, далёкий,
Призывая и маня,
К устремлениям высоким
В небеса зовёт меня.
Воспитатель: Скажите пожалуйста, какой праздник 12 апреля отмечает наша страна? (Ответы детей).
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю посетить выставку «Космос» и познакомиться с первой экспозицией, которая называется «Первые шаги в космос». А для того чтобы узнать кто же первым побывал в космосе, вы должны отгадать загадку?
Скажите, почему мой друг
Спит без подушки, ест без рук,
Зимой без валенок гуляет,
А если рад - хвостом виляет? (Собака)
Воспитатель: Собаки более умные животные, чем мыши, но не все собаки подходили для испытаний. Породистые собаки очень нежные, в космос они не годились. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги. Первая собака Лайка была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась. Героическая миссия Лайки сделала её одной из самых знаменитых собак в мире. Потом летали в космос Белка и Стрелка. Их запустили в космос на образце космического корабля «Восток». Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно.
Воспитатель: В честь героического подвига Белки и Стрелки были установлены памятники в музее космонавтики.
Воспитатель: А теперь отгадайте следующую загадку, о ком идет речь?
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски … (космонавт)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким должен быть космонавт? (смелым, мужественным, выносливым, находчивым, здоровым)
Воспитатель: Кто знает, как звали первого космонавта? (Ответы детей)
Воспитатель: Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле «Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым. За свой первый полет в космос был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина.
Воспитатель: Кто из космонавтов первый вышел в открытый космос? (Алексей Леонов).
Воспитатель: Правильно это Алексей Леонов. Первый космонавт, который вышел в открытый космос. Одетый в специальный скафандр с помощью троса, он несколько минут висел рядом с кораблем в пустом пространстве.
Воспитатель: Как вы думаете, только мужчины летали в космос? (Ответы детей)
Воспитатель: Спустя два года после полета Юрия Гагарина первая женщина-космонавт Валентина Терешкова совершила полет в космос. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, делала фотографии, которые использовались для изучения слоев атмосферы.
Воспитатель: Молодцы ребята продолжаем нашу экскурсию. Следующая наша экспозиция «Космические дали». Скажите, пожалуйста, ребята, а как называется планета, на которой мы с вами живем? (Ответы детей).
Воспитатель: Наша планета называется Земля. Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной, или космос. Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой. Давайте назовем все планеты по порядку.
На Луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс,
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех Плутон…
Кто не видит — выйдет вон!
Воспитатель: В космосе, ребята, находятся не только планеты, но и звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло. Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает. Есть звезды даже больше Солнца.
Воспитатель: Спасибо, ребята! Вы настоящие исследователи космоса. Посмотрите, у нас осталась еще одна экспозиция нашей выставки. Она называется «Путешествие в космос». Но она совершенно пустая. Я предлагаю вам нарисовать космос, но не обычным способом, а космическим. И украсить рисунками нашу экспозицию. Хотите? Тогда давайте пройдем к рабочим местам.
Воспитатель: Передать необыкновенную красоту космоса нам поможет необычная техника рисования, она называется «граттаж». Граттаж – техника занимательная и необычайная. Буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Эту технику ещё называют "граффито", а изюминка работы состоит в том, что рисунок процарапывается на предварительно подготовленном листе. На листе заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона. Посмотрите, как выглядят рисунки в технике граттаж.
Воспитатель: Для выполнения работы в этой технике, нам понадобится специальный лист бумаги, который мы с вами изготовили ранее. Давайте вспомним как мы это делали? (мы закрасили полностью лист бумаги разноцветными восковыми мелками так, чтобы не проглядывался белый цвет)
Воспитатель: Правильно, это первый шаг. А затем я покрыла их «космической краской» и дала высохнуть.
Воспитатель: Чем можно «процарапать» рисунок на этих листах? (Зубочистка, стеки, заостренная палочка).
Воспитатель: Правильно, ребята, Подойдёт все, чем можно процарапать рисунок.
Воспитатель: Ребята, о чем нужно помнить при работе с острыми предметами?
(Обращаться с ними надо осторожно, нельзя при рисовании размахивать руками, толкать друг друга)
Воспитатель: Работаем аккуратно, острые предметы мы держим только над своей работой. Если перестаем работать, то их откладываем в сторону.
Воспитатель: Как вы будете рисовать? (ответы детей)
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, хорошенько продумайте содержание и композицию своего рисунка. Подумайте, что вы будете рисовать крупно, а что мелко. Наметить контуры всех изображений. Затем уже начинать их процарапывать и заштриховывать. А для того, чтобы некоторые объекты (ракета, планета, солнце т.д.) казались более объемными, можно процарапать полностью всю поверхность, нажимая на палочку. И затем уже можно добавить последние штрихи и мелкие детали. Не компонуйте изображения, которые у вас будут главными в край листа.
Воспитатель: Итак, начинаем работать. Посмотрите еще раз на доску, на все изображения. Тщательно продумайте, где у вас будет все располагаться.
Практическая работа
Воспитатель: Перед началом работы, давайте немножко разомнемся.
Физкульминутка:
В темном небе звезды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.
Воспитатель: Приступаем к работе.
Самостоятельная работа детей.
(Звучит аудиозапись «Космическая музыка»)
Рефлексия:
Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрите, какие красивые работы у вас получились! Скажите, что мы сегодня рисовали? Какую технику рисования мы использовали? Вам понравилось рисовать в технике граттаж? (Ответы детей.)
Воспитатель: Обратите внимание на то, что работы получились очень разными, яркими, так как все работали по собственному воображению и представлению. Все по-разному видят и чувствуют. Все молодцы!
В ыставка детских работ «Путешествие в космос»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малец Ольга Валерьевна
→ Публикатор 04.01.2024 0 392 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы