Статья «Формирование у детей 3-7 лет системных знаний о труде»


МДОУ ЦРР-д/с №29 г.Ковдор

Воспитатель Точёных Татьяна Валериевна


Статья «Формирование у детей 3-7 лет системных знаний о труде»


В настоящее время одной из приоритетных целей дошкольного образования является формирование целостной гармоничной личности дошкольника. Решение этой задачи продуктивно в условиях целостного педагогического процесса, направленного не только на интеллектуальное, нравственно-эстетическое, физическое развитие, но и на познание ребёнком собственного духовного потенциала, своей личностной сущности.

При всей гармоничности развития каждый ребёнок имеет присущие только ему склонности и увлечения, свои индивидуальные особенности, и внимательным педагогам и родителям они видны. А развивать таланты лучше с самого раннего детства. Ведь именно это развитие сыграет положительную роль в дальнейшем стремительном совершенствовании собственной личности маленького гражданина нашего общества. Оно даст ему чёткое представление о том, кем бы он хотел стать и послужить важным фактором при выборе дела всей его жизни.

Ребёнок должен на своём личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребёнку, делает её более устойчивой.

Возникает потребность не только в интеллектуальном познании тех или иных сторон действительности, но и в их практическом освоении и преобразовании. Эта потребность опредмечивается в возникновении мотивов разнообразной трудовой деятельности, которая, позволяя сохранить особую познавательную направленность, идущую от игры, трансформирует её в осознанную потребность «всерьёз» трудиться.

Сейчас появилось очень много профессий, таких как: визажист, менеджер, дизайнер, политолог и др., при этом появляются всё новые и новые. И даже мы, взрослые, не всегда знаем, чем занимаются люди той или иной профессии. Наши дети порой даже и не представляют, что обозначают названия тех или иных профессий. А выбирать своё будущее малыш должен с детства, и мы, взрослые, должны помочь ему в этом.

Для этого нужно иметь представление о профессиях самим взрослым и, уже с учётом этого, выстраивать процесс развития и обучения ребёнка, создавая у него предпосылки (или умения), которые позволят ему в будущем успешно и без особых затруднений овладеть понравившейся профессией. Поэтому, если мы, взрослые, сумеем увлечь ребят знаниями о различных профессиях, то у детей будет больше перспектив; сможем направить интересы ребёнка на развитие особенностей его таланта. Только тогда из них могут вырасти целеустремлённые люди.

Дети должны с детства понять, что необходимы все профессии, человечество нуждается в услугах и помощи других людей, поэтому важно с детства правильно выбрать, кто кем хотел бы стать.

Актуальность и своевременность данной проблемы и определили тему моей углублённой работы «Формирование у детей 3-7 лет системных знаний о труде взрослых». Для себя определила следующие задачи:

1.На основе изучения научной, психолого-педагогической и методической литературы выявить у детей 3-7 лет представления о труде взрослых.

2.Установить уровень сформированности представлений о труде взрослых у детей 3-7 лет.

3.С помощью анкетирования родителей выяснить степень информированности воспитанников о труде взрослых в повседневной жизни в семье, уровень взаимоотношений, при котором происходит усвоение знаний детей по данной теме.

Обследование детей каждой возрастной группы мною проводилось по методике, предложенной Галиной Анатольевной Урунтаевой, где была проведена индивидуальная беседа с детьми.

Анализируя полученные данные в ходе обследования детей, я заметила, что дети второй младшей группы не могут вычленить результат труда, ответить на такой вопрос как: «Что сделал повар?» (например, сварил суп, приготовил салат…), и в то же время называют процесс труда (например, шофёр водит машину, возит людей). 45% опрошенных детей смогли назвать лишь по одной профессии, при этом на вопрос: «Какие ты знаешь профессии?» дети ответить не смогли. И лишь заменив этот вопрос на: «Кем работают люди?», смогла получить односложные ответы. 30% детей – это дети, которые вместо названий профессий назвали своих мам и пап. Этим детям было сложно отвечать на поставленные вопросы, т.к. они не посещали детский сад в раннем возрасте, мало общались с детьми и взрослыми в домашней обстановке. 55% детей самостоятельно не могут установить связь между процессом труда, который сам по себе привлекает динамичностью и его результатом.

Поэтому, чтобы научить детей младшего возраста видеть направленность труда на достижение результата, при организации наблюдений за работой взрослых стала использовать следующие приёмы:

1.Создание ситуаций, когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии. Так, накрывая столы к обеду, обнаружилось, что не оказалось чистых чашек, или угощая зверят, детям не хватило посуды и т.д. Такие «проблемные» ситуации направляют внимание детей на поиск нужного предмета.

2.Создание нужного предмета в присутствии детей. Ведь ситуация ожидания позволяет связать процесс труда с результатом.

3.Использование созданной на глазах у детей вещи в соответствии с её назначением и потребностями людей

В средней группе у детей пронаблюдалось небольшое накопление представлений о разных видах труда, сформированы первые обобщённые представления о труде людей определённых профессий, их общественная значимость. Дети этого возраста называли по две профессии, при этом затруднялись, так же как и дети младшего возраста, ответить на вопрос: «Какие ты знаешь профессии?» Поинтересовавшись у воспитателей этой группы, выяснилось, что в беседах с детьми на слово «профессия» внимание детей не акцентрировалось. Поэтому первая беседа по ознакомлению с окружающим была посвящена теме: «Что такое профессия?», на которой весёлый человечек Самоделкин в доступной форме рассказал детям о понятии «профессия» и различных видах труда человека. Отправляясь с Самоделкиным в различные путешествия в течение учебного года на занятиях и сюжетных играх, ребята познакомились с работой людей таких профессий как: врач-стоматолог и медсестра; заведующая, прачка, кастелянша, музыкальный руководитель детского сада; водители троллейбуса, автобуса, трамвая.

Старшие же дошкольники называют орудия труда, необходимые людям многих профессий, описывают процесс труда и выделяют качества, необходимые людям разных специальностей (например, лётчик должен быть умным, храбрым, сильным и уметь управлять самолётом). Анализируя ответы старших дошкольников, заметила, мальчики знают больше наименований профессий, связанных с вождением различных видов транспорта, строительством (каменщик, крановщик, строитель, экскаваторщик) и конечно, военные специальности (лётчик, капитан и др.) А девочки больше знают о профессиях воспитателя, врача, продавца.

Многие родители моих воспитанников трудятся в Ковдорском горно-обогатительном комбинате. Это и натолкнуло меня привлечь родителей к совместной работе по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с комбинатом, с его продукцией и профессиями людей, работающих в ГОКе. Так мы начали вместе работать над проектом «Секреты профессий», где отразили рассказы детей о профессиях родителей, поместили рисунки на тему: «Профессии родителей», оформили выставку фотографий «Родители на работе», был изготовлен макет обогатительной фабрики, организовали выставку полезных ископаемых, добываемых в нашей местности. Наших детей очень заинтересовала идея организации выставки различного транспорта комбината, где было помещено большое количество машин – это и самосвалы, и БЕЛАЗы, и автобусы, и многообразие экскаваторов и тракторов, грузовые составы поездов, фотографии большегрузных машин Катапиллер и др. А папа Саши Широва рассказал о роли этой техники в добыче руды. В ответ на поставленный им вопрос: «Как вы думаете, почему здесь много машин?», услышали интересные ответы - это: «потому что надо много возить грузов», «черпать ковшом руду, перевозить руду из карьера на ленту дробления», «сгружать в вагоны породу» и т.д. Также с увлечением родители и дети оформляли книжки о различных профессиях. А организовав детям экскурсию на водоочистную станцию, взрослые смогли не только рассказать о сплочённой работе коллектива, но и показать действия лаборантов в лаборатории.

С целью дальнейшего обогащения кругозора наших детей, знакомила детей с трудом взрослых в ремонтной мастерской, тем более, что там заняты некоторые родители воспитанников. Детям было дано задание – побеседовать со своими папами дома, какую работу они выполняют. Так появилась новая сюжетная игра «Ремонтная мастерская». Родители приобрели для детей металлические конструкторы. Дети с большой охотой работали над сборкой транспорта. Конечно, не у всех получалось сразу, были и огорчения. Вот тут-то и проявилось чувство взаимопомощи. Постепенно игра усложнялась. Введя новую роль – бригадира сборщиков, ребята стали собирать машины поточным методом. Т.О. воспитывалось чувство ответственности перед коллективом, стремление к совместному достижению цели, готовность выручить товарища. Вначале роли слесарей-сборщиков поручались наиболее подготовленным детям, а потом постепенно включались все. Тому, у кого что-либо не получалось, помогали товарищи. Дети стремились быть похожими на настоящих ремонтников, проникались уважением к труду взрослых.

Одной из распространённых форм работы по ознакомлению с трудом взрослых являются экскурсии. Так во II младшей и средней группах было проведено ряд экскурсий на темы: «Как трудятся в детском саду», «Труд врача и медсестры», «Труд людей в парикмахерской и в салоне красоты» и др. В беседах с детьми я старалась подчеркнуть важность труда работников нашей страны, которые работают не только для себя, но и на благо всех людей.

А старшие группы приветливо встречали в пограничной комендатуре, где ребята познакомились с пограничниками срочной службы, услышали рассказы солдат о службе, увидели, где и в каких условиях живут наши защитники. Пограничники же стали дорогими и любимыми гостями у ребят в детском саду.

Город наш небольшой, поэтому наши воспитанники были частыми посетителями краеведческого музея, что помогло ребятам не только уточнить, но и закрепить полученные детьми впечатления о жизни людей нашего города, их трудовых достижениях, а также узнать о истории строительства г.Ковдора, о людях-первостроителях.

Подводя итоги своей работы, организовала для детей старшего возраста игру-викторину «О, счастливчик!», где дети смогли не только закрепить свои представления о разнообразии профессий, но и показать хорошие знания о компонентах трудового процесса (целях, орудиях, предметах и результатах труда), а также развивали эрудицию, сообразительность, умение ориентироваться в выборе правильного ответа.

Т.О. отношение к профессии – существеннейший элемент в воспитании человека. Самое главное здесь – общая сознательная мотивация на труд, желание и готовность трудиться на своё благо и благо общества. Для этого должны быть воспитаны два взаимосвязанных чувства – уважение к людям труда и презрение к бездельникам. Важно, чтобы эти общие установки ребёнок умел «оборачивать на себя», т.е. ценить самого себя за свой труд, находиться «в согласии с самим собой», если он занят трудом, и чувствовать внутренний конфликт, внутреннюю неудовлетворенность собой, стыд, если он не работает. К числу важнейших моментов в этом комплексе относится понимание социальной значимости своего труда, чувство, что человек находится в гармонии с обществом, что он занят почетным делом. Отсюда важность соединения обучения детей с разнообразным социально одобряемым трудом, который только и делает ребенка членом общества, вводит его в жизнь общества.

Именно в форме утверждения себя в общественном труде происходит утверждение ребенком себя как личности, формируется потребность в труде, как содержательная форма отношений человека к человеку.


Список использованной литературы:

  1. Авдеева И.С., Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Помоги сделать самому. Развитие навыков самообслуживания. – СПб.: Паритет, 2006.

  2. Буре Р.С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / Науч. ред. Р.С.Буре. – М.: Просвещение, 1994.

  3. Воспитание дошкольников в труде // Под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: Просвещение, 1983.

  4. Давидович В.Н. Формирование у старших дошкольников способов сотрудничества в условиях совместной деятельности // / Под ред. Р.С.Буре. – М.: Просвещение, 1997.

  5. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьёй // Дошкольное воспитание. – 2003 - №3.

  6. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Р.С.Буре, М.В.Воробьёва, В.Н.Давидович и др. – М.: Просвещение. 2004.

  7. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Просвещение, 2002.

  8. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду / Программа и методические рекомендации. – М: Мозаика-синтез, 2005.

  9. Кондрашов, В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников. Саратов: Изд-во СГУ, 2001.

  10. Крулехт М.В. Взаимосвязь средств трудового воспитания в педагогическом процессе детского сада. – С-Пб., 1995.

  11. Крулехт М. «Мастерская умелкина»: ребёнок познаёт предметный мир, приобщается к труду / М.Крулехт //Дошкольное воспитание – 2006. - №1.

  12. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности. – С-Пб.: Акцидент, 1995.

  13. Кузнецова Л. Взаимосвязь «рука – мозг», или о забытых аспектах трудового воспитания // Воспитание школьников. – 2002. – №2.

  14. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника / Пособие для педагогов ДУ. – М.: Владос, 2005.

  15. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. Книга для воспитателя. – М.: Просвещение, 1997.

  16. Маркова Т.А. Игра и труд в дошкольном детстве / Дошкольное воспитание. – 1995. - №12.

  17. Радина Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых // Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. М.:Просвещение, 1974.

  18. Шорыгина Т.: Профессии. Какие они?: Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Гном, 2001.






Полный текст материала Статья «Формирование у детей 3-7 лет системных знаний о труде» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Точёных Татьяна Валериевна  tatyankatoc
24.01.2011 5 3696 525

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК