Статья "Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков"
Меша Виктория Алексеевна
учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ №26 Санкт-Петербурга
Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше будет вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик
Л.Н.Толстой
Работая в школе, мне часто приходилось задумываться над некоторыми существующими противоречиями:
- между имеющимися у учащихся теоретическими
знаниями, полученными на уроках русского
языка и уровнем орфографических и
пунктуационных умений и навыков;
- между необходимостью формирования
прочных знаний, умений и навыков и
большим объемом теоретических сведений,
получаемых учащимися на уроках русского
языка;
- между высоким уровнем
содержания курса русского языка и
дефицитом учебного времени.
Как сделать так, чтобы создать на уроках русского языка условия для сознательного активного участия учащихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели?
Главной задачей я считаю создание на уроке благоприятной атмосферы с тем, чтобы обучение было как можно более комфортным. Ребенок должен приходить на урок с желанием научиться, с уверенностью в том, что трудности преодолимы. И поможет в этом именно учитель. Ведь часто дети просто боятся спросить учителя непонятное, а с течением времени и не хотят спрашивать… Чтобы сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки, надо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся; урок русского языка невозможен без сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.
На уроках русского языка важно внимание учащихся, интерес к уроку, поэтому особенно в 5-6 классе часто практикую элементы игры, уроки - путешествия, яркие, красивые карточки, иллюстрации, рисунки мелом на доске, элементы неожиданности и даже загадочной таинственности на определенных этапах урока, различные виды работы по развитию у учащихся навыков самостоятельной работы, умения применять теоретические знания в практической работе. Вся работа на уроках ведется с учетом индивидуальных возможностей учащихся, уровня их развития и обязательно дифференцированный подход к домашним заданиям и самостоятельным работам на уроках. Стараюсь укрепить уверенность каждого ученика в своих возможностях. Для достижения положительных результатов в обучении грамотному письму помогает разнообразный раздаточный материал, схемы, алгоритмы, таблицы, диаграммы. Познавательную деятельность учащихся стараюсь активизировать с помощью необычных упражнений, постановки проблемных вопросов, создания ситуаций, показывающих очевидную необходимость знаний. Однообразие форм и приемов работы с учениками в преподавании одного из самых интересных предметов приводит к угасанию интереса и творческого потенциала учащихся. Если же тема урока несет понимание того, что она ученику пригодится; если дети видят в языковом явлении проблему и работают над ней с имеющимися знаниями; если самостоятельно добывают знания на уроке; если исследуют, раскрывая многоаспектность грамматического явления – тогда формируется не только практическая грамотность, но и любовь к интеллектуальной деятельности, а также нравственно-эстетическая культура.
Обучаясь русскому языку, ребенок открывает множество разных правил, которые надо не только знать, но и успешно применять. Для полного усвоения материала необходимо закрепить изученное. Это комментированное письмо, с выделением и объяснением изучаемой орфограммы, фонетический, морфемный, орфографический разбор слова, преобразования слов, подбор синонимов, антонимов, работа с омонимами, грамматический разбор предложения. Многообразие упражнений позволит ребенку тренироваться практически и позволит взглянуть на языковые явления с разных сторон.
Работа в парах и группах помогает учителю дойти до каждого ученика, проверить усвоение им теоретического материала по каждой теме, освобождает слабых учеников от дискомфорта, т.к. у них исчезает чувство страха, неуверенности. Спросить на обычном уроке практически каждого ученика невозможно. А выполняя задание и отвечая перед одноклассниками в мини-группе каждый ученик, во-первых, обязательно проговорит правило или алгоритм; во-вторых, от урока к уроку у него будет расти уверенность в себе; в-третьих, проверяя товарища, надо быть внимательным и самому знать. От того, как сформирует группу учитель, тоже многое зависит. Зная уровень подготовки и индивидуальные особенности учеников, можно каждому ребенку обеспечить оптимальные условия для интеллектуальной деятельности.
Развитию творческих способностей способствуют и дифференцированные домашние задания, которые стараюсь разработать в начале года при составлении тематического планирования. Многие дети и сами хотят выполнить дополнительные задания. Тем самым и лучше тему проработают, и больше в свои силы верят. Это по желанию, конечно. Считаю неверным перегружать ребенка огромным домашним заданием. Учить надо на уроке. Планируя домашнее задание, всегда продумываю, сколько времени затратит ученик на его приготовление.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Меша Виктория Алексеевна
→ vikenia 03.04.2011 3 4147 692 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы