Статья "Уроки Распутина" (К проблеме преподавания творчества В.Г. Распутина в школе)
Автор: Соловьёва Лариса Николаевна
Место работы: МБОУ СОШ №38 г. Сургут
Должность: учитель русского языка и литературы
Уроки Распутина
(К проблеме преподавания творчества В.Г.Распутина в школе).
В чём ценность урока литературы сегодня? В том же, в чём и вчера, в чём, хочется надеяться, будет и завтра. «Чувства добрые» пробуждать, будить, тревожа вопросами, душу; выводить из нравственного тупика, в который нас планомерно, методично заводят СМИ, тем более, если это неискушённый зритель, «газетных тонн глотатель, доилец сплетен».
В школьной программе по литературе – великое множество имён. Среди них есть имена особые, отмеченные не только литературным талантом, но и ( и это прежде всего) – талантом человеческим. К этим именам принадлежит имя русского писателя XX века В.Г.Распутина.
С творчеством Распутина в школе ученики знакомятся в 7 классе, читая «Уроки французского», в 9 классе (в одной из авторских программ) – «Деньги для Марии». Продолжается знакомство уже в 11 классе, где по выбору могут изучаться «Последний срок» и «Прощание с Матёрой».
Мне бы хотелось остановиться на повести «Последний срок» (1970). Что даёт изучение повести выпускникам?
…Старуха Анна и её дети – три дочери и два сына… Дети выросли, разлетелись кто куда. И вот тревожная весть собрала их вместе, почти всех – не было только Танчоры.
«Они ждали, особенно близко чувствуя, что они сыновья и дочери этой старухи, и жалея её, а ещё больше жалея себя, потому что после её кончины им останется горе, навязанное смертью, которое кончится не скоро. И ещё каждый из них по-своему чувствовал новое, не бывавшее пржде в нём горькое удовлетворение оттого, что он здесь, при матери, в её последний час, как и положено сыну или дочери, и тем самым заслужил её прощение – какое-то другое, не человеческое прощение, мало имеющее отношение к матери, но всё же необходимое в жизни».*
Но старуха, увидев своих «ребят», стала оживать. Она смотрела на них и не могла насмотреться. Ведь это для них она крутилась всю жизнь, как белка в колесе. «Светлый вечер» в родной избе прошёл в воспоминаниях. Но не хватало Танчоры. Только она писала письма своей маме, и эти письма «заставляли старуху замирать от счастья и страха». Танчора была «заскрёбышем» и самая ласковая, в ней повторился характер матери. И теперь тяжело было сознавать старухе, что она может не увидеть свою любимую дочь, «чтобы снять со своей души грех за то, что она её долго не видела, очиститься перед богом и спокойно, радостно и весело предстать перед его судом: вот я, раба божья Анна, чёрного с собой не несу».
Читаешь эти строки, и душа улыбается и плачет. Нет здесь никакой премудрости: всё просто, бесхитростно и удивительно этой своей простотой.
Старуха не боялась смерти, не жаловалась на трудную жизнь, ведь это её жизнь, никогда никому не завидовала. « Справлять свою жизнь для неё было то радостью, то мучением – мучительной радостью, она не знала, где они сходились и где расходились…»** Жизнь как «мучительная радость» неспешно разворачивается для читателя и заполняет его душу светом.
Светом того «дальнего – дальнего дня» с рекой и «окатным» дождём, песчаным берегом и счастьем от переполняющей душу радости бытия, радости созерцания красоты и соучастия в этом «действе» вечной жизни. Вот уж поистине, что значит «просто, мудро жить»… И смерть не страшит, потому как та красота останется здесь, пусть уже и без неё…
И всё-таки каждому хочется знать, зачем он жил. Вот и Анна осторожно допускает эти тревожные вопросы: « Зачем? Только для себя или для какой пользы ещё?.. Выйдет ли из её жизни хоть капля полезного, долгожданного дождя, который прольется на жаждущее поле?» Кто знает, кто знает?.. И, повидав напоследок своих заплутавших в этом мире детей, старуха Анна благодарно прощается с этим миром: «Вот и побыла она на земле человеком, познала его царство. Аминь…»***
Думается, что именно эта повесть способна разбудить в душах одиннадцатиклассников, многие из которых покинут родимые гнёзда, те драгоценные чувства, связанные с соучастием, сопереживанием другой, «чужой» жизни, как своей. А многие нуждаются в этом. Сужу о том по их откликам на текст К Паустовского ( фрагмент рассказа «Телеграмма») при выполнении части С ЕГЭ по русскому языку. Очень казённые, дежурные высказывания по поводу «отцов» и «детей», по поводу одиночества стариков.
Слово Распутина… Оно не поддается анализу! Откуда берут такие слова? «Окатный дождь», «справлять свою жизнь», №Мучительная радость», « в свой черёд засветилось утро», «забавная старуня», «изжилась до самого донышка»… Слова – «нутряные», потому что писатель народный!
Есть у Распутина один рассказ, написанный в 80-е годы, который по-особенному оттеняет талант писателя. Это рассказ «Что передать вороне?». Герой максимально приближен к автору. Он писатель, живёт на Байкале, у него есть маленькая дочь… Это даёт возможность погрузиться в тайны самосознания личности. Чем люди живы?
Читаешь этот рассказ, и возникает ощущение неправильно устроенной жизни ( «неправильный у жизни ход!») Герой, понимающий, что живёт в разладе с самим собой: у него нет «чувства полной и нераздельной слитности с собою». Где «я»? Где подлинный «я»? Я – это «ждущий себя» или «бегущий от себя»? От суеты городской жизни он удалился на другой берег Байкала – в маленький «некорыстный» домик, где удивительная тишина – «полная, древняя». Какое блаженство! Растопив печку и напившись густого ароматного чаю, можно постепенно подлаживаться к своему делу… « Для начала этакий барский взгляд со стороны: что это ты там вчера навыдумывал? Годится или нет? Туда или не туда заехал? <…> И вдруг невесть с чего, как зрак, мелькнёт в этом тумане первая ответная мысль, слабая и неверная, которой придётся затем сторониться, но, мелькнув, она покажет, где искать дальше…»Но в этот раз не удалось обрести покой, необходимый для творческого процесса… И герой пошёл куда глаза глядят… « Скоро я уже плохо понимал, что я, где я и зачем я здесь, и понимание это было мне не нужно!» Перед ним простиралось 2тёмное зарево» Байкала, как из опрокинутого колокола, шло из глубины гудение, которое настраивало на глубокие философские раздумья о мире, в котором «мы остановились». Герой перестал «ощущать себя, соединившись с единым для всего чувствилищем»… Пережив таким образом глубокое кризисное душевное состояние, герой вернулся «к себе». В этом ему помогла пятилетняя девочка – дочь… и ворона – «их» ворона, которая как бы соединяла мир здешний и нездешний, но жила в здешнем – здесь у неё было гнездо, в котором она выводила своих воронят.
Конфликт рассказа – столкновение рациональной воли героя с непосредственным чувством – чувством отца к дочери. Девочка требует продлить свою встречу с отцом – отец прикрывается трезвым расчетом: он должен вернуться, как и запланировал (билет купил заранее!). План, как в насмешку, всё время подлежит корректировке: автобус опоздал, шофёр не торопился, бензин кончился, погода портилась, вместо теплохода – катерок, Байкал волновался… Останься он , «какой бы хороший, тёплый получился вечер, который потом вспоминай да вспоминай во дни нового одиночества, грейся возле него , тревожа и утишая душу, мучайся с отрадой его полной и счастливой завершённостью».
Этот день мог бы …. Рассказ заставляет задуматься о том, так ли мы живём, что теряем, лишаясь общения с близкими, с этим миром… И снова актуально звучит тема отцов и детей, но Распутин ей даёт новое наполнение. Нет ничего важнее в жизни, чем сама жизнь, принятая и прожитая с благодарением.
Литература
1. В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана» Повести и рассказы – М. «Экспо», 2005
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соловьёва Лариса Николаевна
→ larilari 14.06.2011 1 5560 701 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы