«Вокруг тебя – Мир!» (Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №15 города Владимира Никитиной Ольги Виленовны)


ак

«Вокруг тебя – Мир!»

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №15 гор«Вокруг тебя – мир» ода Владимира Никитиной Ольги Виленовны)



Современные условия развития общества, противоречия между принятыми правилами духовной жизни и её реальным состоянием, изменения, происходящие в осознании проблем воспитания, в целях и смысле получения образования ставят педагогов, школьников и их родителей в ситуацию выбора. Выход из кризисного состояния духовной жизни общества – в осознании ценности человеческих отношений, связи поколений, сохранении культурных ценностей и создании новых. Ценности не передаются тем же путём, что и знания, путь их освоения лежит прежде всего через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца».

В нашей школе несколько лет проходил эксперимент « Эмоционально-ценностное воспитание учащихся». Тема моего исследования –

« Формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к миру на уроках литературы и во внеклассной деятельности».

Задачи:

  1. Создать условия для формирования эмоционально-ценностного развития учащихся в сфере их нравственного воспитания.

  2. Составить комплекс ценностно-ориентированных уроков и заданий на уроках литературы.

  3. Включить эмоционально-ценностный компонент в воспитательный процесс.

В среднем звене решить эти задачи помогает курс «Вокруг тебя - мир». Мир меняется. А нравственные ценности? Именно на этот вопрос даёт ответ названный комплекс. Он нацелен на приобщение детей к основным общечеловеческим ценностям и смыслом гуманитарного характера, к осознанию человеком своей индивидуальности, «самости», исключительности.

Обращение авторов к читателям: « На уроках по книгам «Вокруг тебя – мир» ты, анализируя литературные произведения, будешь размышлять о роли правил в жизни людей, об уважении человеческого достоинства, о деятельном сострадании, о том, что в самых сложных ситуациях (даже на войне есть место проявлению гуманности). А это и есть главные общечеловеческие ценности.

На первом уроке обращаемся к понятию «ценность». Работа начинается с задания: написать слово «ценность» по буквам вертикально и истолковать его с помощью слов или словосочетаний, разъясняющих его значение и начинающихся с той буквы, которая стоит на каждой строке по горизонтали. Вот один из вариантов:

Ц – цены не имеет

Е – единственная

Н – необыкновенная

Н – непреходящая

О – оригинальная

С – самим выбранная

Т – творимая

Ь - вобюл

Своё планирование по курсу «Вокруг тебя – мир» строим по принципу отбора основных духовно-нравственных ценностей человека. Назовём некоторые из них: ценность жизни, детства, Дома, семьи, любви, дружбы, творчества, достоинства, чести, деятельного сострадания, самоотверженности, самопожертвования и т.д. По контрасту с этими этическими понятиями даём такие, как месть, жестокость, унижение человеческого достоинства, соперничество и др. Неслучайно весь курс «Вокруг тебя – мир» построен на антитезе: гармония и дисгармония, духовность и бездуховность, ценность и обесценивание человеческих смыслов.

Кульминационным уроком в пятом классе считаю урок по книге Оскара Уайлда «Мальчик - звезда». Курс «Вокруг тебя – мир» хорош ещё тем, что при изучении текстов можно применять различные типы уроков. Данный урок проводим в форме игры. Тема урока – «Красота истинная и мнимая».

Эпиграф: «Что есть красота?

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Н. Заболоцкий

Проблемный вопрос:

  • C Чем автор стихотворения сравнивает красоту?

  • Какие антонимы использует при этом?

  • Почему автор начинает рассказ с зимнего пейзажа?

  • Что общего в этом пейзаже с описанием человеческого общества?

  • Про кого из героев сказки можно сказать так же, как про горный водопад: «Он неподвижно висел в воздухе, потому что его поцеловала Королева Льда»? (Один из лесорубов, Мальчик звезда, Злой волшебник, товарищи мальчика по играм).

  • Найдите портрет Мальчика звезды.

  • Какие сравнения помогают представить красоту мальчика?

(Лицо – словно выточенное из слоновой кости

Кудри – как лепестки нарцисса

Губы – как лепестки алой розы

Глаза – как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья).

Задание: Написать на листочке слово «красота» и подобрать ассоциативные эпитеты, истолковывающие, как вы понимаете красоту мальчика.

К – каменная

Р – равнодушная к чужим бедам

А – агрессивная

С – себялюбивая, самолюбивая

О – отталкивающая

Т – творящая зло

А – античеловечная, антигуманная

Составление синквейна «Какой вам представляется звезда?»

  1. Звезда

  2. Далёкая, холодная, недоступная

  3. Светит, но не греет; мерцает; ослепляет

  4. Любуюсь

  5. Одиночество

  • Как вы думаете, почему рассказ назван «Мальчик –звезда»? (Только потому, что в заглавии – эпитет, так как звезда воспринимается, как нечто красивое, таинственное, но далёкое и бесстрастное, холодное и бессердечное)

  • За что же и как был наказан Мальчик-звезда? (За жестокосердие, эгоизм, неуважение к людям, бессердечие он сам стал безобразен)

  • Какие качества помогли Мальчику-звезде обрести «живое сердце»?





































Вывод: Истинная красота человека – в гармонии его внешности, души и поступков.

Составление схемы « Нравственное возрождение героя»



Решение искать свою мать



Прощение у всех божьих тварей

Испытание жестокостью людей

Спасение зайчонка

Помощь прокажённому

Покаяние перед матерью





В шестом классе курс «Вокруг тебя – мир» также начинается с общих понятий нравственных ценностей, которые актуальны во все времена. В основном курсе литературы есть раздел «Далёкое прошлое человечества». Комплекс «Вокруг тебя – мир» с темы «Тогда и теперь». Все произведения этих разделов проникнуты идеей необходимости создания правил, организующих совместное существование различных индивидуальностей. Начинаем с мифа «Пять веков» ( по поэме Гесиода «Труды и дни»).

Эпиграф: … Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой…

А. С. Пушкин





Проблемный вопрос: Те вопросы, которые мы будем обсуждать после знакомства с произведениями, созданными давным – давно, - это действительно «дела давно минувших дней», которые были важны и интересны тогда? Или они по-прежнему волнуют и нас, живущих теперь?

  • Напишите пять веков в том порядке, в каком они перечислены в мифе.

  • Назовите основные ценности, которые были важны в каждом из веков.

  • Подберите собственное название векам:

  1. Золотой – Счастливый(гармоничный)

  2. Серебряный – Трагический

  3. Медный – Жестокий

  4. Век героев – Героический, благородный

  5. Железный – Тяжёлый, трагичный

  • В каком веке хотели бы вы жить?(Сочинение -эссе)

  • Что вы думаете о нашем веке?

( В Железном веке на земле царит насилие, потому что люди ведут себя не так. Совесть и Правосудие покинули землю. Следовательно, позитивные изменения зависят прежде всего от самих людей: станут они уважать общепринятые правила, то есть жить по нравственным общечеловеческим ценностям, Совесть и Правосудие смогут вернуться).

Мы познакомились с размышлениями древнегреческого мыслителя Гесиода ( конец VIIIVII в до н. э). Этот человек жил давно, «тогда». Мы с вами размышляли, слушали мнения одноклассников только что, «теперь». Что в тогдашних размышлениях Гесиода представляется важным, актуальным в сегодняшнем, теперешнем дне? (Проблема общечеловеческих ценностей одна и та же).

В «весенней сказке» «Снегурочка» А. Островский изображает царство берендеев, приукрашенное цветами народной фантазии. Безмятежное течение жизни берендеев нарушает Снегурочка. Она холодна сердцем, не способна любить, что вызывает гнев берендеев и Ярилы ( бога Солнца). История гибели Снегурочки – утверждение силы добрых чувств и победы искренности, любви.

  • В какой век можно было бы поместить героев этой «весенней сказки» ( Всех берендеев – в Золотой век, пока не появилась Снегурочка ( Серебряный век), так как «неразумность» людей привела к гибели Снегурочки).

О том же, мирном сосуществовании, уважении к другим индивидуальностям, умении организовать разумное совместное общение – рассказ Р. Киплинга « Кошка, гулявшая сама по себе».

В сказке встречается несколько договоров: Кошка заключает договоры с Женщиной, Мужчиной и Собакой.

  • Из каких пунктов состоят эти договоры ( Они состоят из формулировки прав и обязанностей каждой стороны).

  • Каким путём Женщина приручает животных: мирным или насильственным? ( Мирным, так как каждое животное добровольно принимает приглашение женщины, потому что ему гарантируется определённое благо.

Итак, мирное сосуществование различных индивидуальностей возможно при благоприятных договорённостях.

  • Составьте договор:

  1. Между сидящими за одной партой

  2. Между мальчиком и девочкой

  3. Между учеником и школой

  4. Между детьми и родителями

Домашнее задание: Сочинение-эссе «Может ли жизнь человеческого общества быть организована по принципу « Каждый сам по себе»?

После изучения рассказа Теренса Уайта «Свеча на ветру» идёт раздел « Кто лучше? Кто сильнее?» (из курса «Вокруг тебя – мир»).

  • Что лежит в основе вопросов этого раздела (Дух соперничества.)

Стремление людей проявить себя, доказать своё превосходство в силе, ловкости, мастерстве, знании – полны естественное стремление, существующее столько, сколько, может быть, существует само человечество.

Игра «Кругосветка»

Класс делится на несколько групп:

  1. По рассказу Т. Уайта «Свеча на ветру»

  2. По роману В. Скотта « Айвенго»

  3. По роману А. Дюма « Три мушкетёра»



Три станции:

  1. Литературная ( Рассказ о биографии писателя)

  2. Историческая ( События какой эпохи описываются в данном фрагменте?)

  3. Рыцарская (По каким правилам проводились рыцарские поединки? Составить кодекс рыцарской чести)

  • Что объединяет три произведения с точки зрения рыцарского кодекса?



1-й отрывок

  1. Справедливость

  2. Сильная рука или Право?

2-ой отрывок

  1. Справедливость

  2. Честность («Каждый рыцарь», нарушивший правила турнира или как-нибудь иначе погрешивший против законов рыцарства, подвергался лишению доспехов).

3-й отрывок

  1. Справедливость

  2. Благородство

  3. Взаимовыручка, дружба

Вывод: Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства человеческой личности, так как каждый человек уникален. «Каждый человек – это мир, было бы только основное побуждение в нём благородно» ( Ф. М. Достоевский)


Полный текст материала «Вокруг тебя – Мир!» (Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №15 города Владимира Никитиной Ольги Виленовны) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Никитина Ольга Виленовна  Lulok
18.11.2011 2 3991 509

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК