Из опыта работы по формированию речемыслительных умений и навыков учащихся, 5 класс
В работе представлен материал по коррекции речемыслительных умений и навыков учащихся на уроках русского языка, предлагаются специальные упражнения, направленные на совершенствование процессов мышления и решение образовательных задач.
Работа по коррекции речемыслительной деятельности строится на 3-х уровнях:
1. понимание на уровне слова,
2. понимание на уровне предложения,
3. понимание на уровне текста.
Деление это условное, потому что формирование умений каждого уровня направлено на обучение пониманию текста в целом.
______
Работа по коррекции речемыслительной деятельности строится на 3-х уровнях:
1. понимание на уровне слова,
2. понимание на уровне предложения,
3. понимание на уровне текста.
Деление это условное, потому что формирование умений каждого уровня направлено на обучение пониманию текста в целом.
______
Необходимость работы по формированию речемыслительных умений и навыков на уроках русского языка была обусловлена тем, что учащиеся, переходящие из начальной школы на вторую ступень обучения, часто затруднялись формулировать основную мысль текста, составлять план, передавать смысловое содержание, строить связное высказывание, определять логическую последовательность микротем, объяснять понятия через род и видовые отличия, производить сравнение, выполнять задания конструктивного и творческого характера.
Решение этой проблемы и потребовало создания системы работы по коррекции мышления детей на уроках русского языка.
В качестве приоритета определено такое важное интеллектуальное умение, как понимание, включающее все логические операции: выделение главного, анализ и синтез, сравнение, обобщение.
Понимание, как сложный интеллектуальный процесс, тесно переплетается с речевым развитием школьников. Речь является формой существования мысли. По словам Л.С.Выготского, «значение слова…это такое далее неразложимое единство обоих процессов (мышления и речи), о котором нельзя сказать, что оно представляет собой: феномен речи или феномен мышления».[2] Поэтому на уроках русского языка цели развития речи и коррекции мышления реализуются в единстве.
Такие интеллектуальные умения и речевые навыки, как понимание значения отдельных слов, осознание семантических связей в словосочетании и предложении, осознание грамматической структуры фраз, выделение существенного (главных мыслей, общего смысла), понимание текстов, определение и объяснение понятий, составляют основу развития более сложных мыслительных операций и способствуют усвоению нового уровня знаний.
Для реализации задач по коррекции мышления учащихся
- рассмотрены ресурсы учебно-методического комплекса М.М. Разумовской, содержащего хороший потенциал для коррекционно-развивающей деятельности;
- составлен комплекс специальных упражнений для учащихся 5 класса.
Работа по коррекции речемыслительной деятельности строится на 3-х уровнях:
1. понимание на уровне слова,
2. понимание на уровне предложения,
3. понимание на уровне текста.
Деление это условное, потому что формирование умений каждого уровня направлено на обучение пониманию текста в целом.
Первое условие верного восприятия текста – это понимание каждого его слова. Поэтому вначале учащимся предлагаются задания, цель которых научить понимать значение многозначных слов, чувствовать их различные оттенки, затем задания, направленные на обучение умениям рассматривать слово в отношении их разных значений и делать адекватный выбор одного из них, отличать прямое и переносное значение слов.
Решение этой проблемы и потребовало создания системы работы по коррекции мышления детей на уроках русского языка.
В качестве приоритета определено такое важное интеллектуальное умение, как понимание, включающее все логические операции: выделение главного, анализ и синтез, сравнение, обобщение.
Понимание, как сложный интеллектуальный процесс, тесно переплетается с речевым развитием школьников. Речь является формой существования мысли. По словам Л.С.Выготского, «значение слова…это такое далее неразложимое единство обоих процессов (мышления и речи), о котором нельзя сказать, что оно представляет собой: феномен речи или феномен мышления».[2] Поэтому на уроках русского языка цели развития речи и коррекции мышления реализуются в единстве.
Такие интеллектуальные умения и речевые навыки, как понимание значения отдельных слов, осознание семантических связей в словосочетании и предложении, осознание грамматической структуры фраз, выделение существенного (главных мыслей, общего смысла), понимание текстов, определение и объяснение понятий, составляют основу развития более сложных мыслительных операций и способствуют усвоению нового уровня знаний.
Для реализации задач по коррекции мышления учащихся
- рассмотрены ресурсы учебно-методического комплекса М.М. Разумовской, содержащего хороший потенциал для коррекционно-развивающей деятельности;
- составлен комплекс специальных упражнений для учащихся 5 класса.
Работа по коррекции речемыслительной деятельности строится на 3-х уровнях:
1. понимание на уровне слова,
2. понимание на уровне предложения,
3. понимание на уровне текста.
Деление это условное, потому что формирование умений каждого уровня направлено на обучение пониманию текста в целом.
Первое условие верного восприятия текста – это понимание каждого его слова. Поэтому вначале учащимся предлагаются задания, цель которых научить понимать значение многозначных слов, чувствовать их различные оттенки, затем задания, направленные на обучение умениям рассматривать слово в отношении их разных значений и делать адекватный выбор одного из них, отличать прямое и переносное значение слов.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бурматова Ольга Владимировна
→ sov5 21.01.2012 3 4936 677 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК