Внеклассное мероприятие. "Час занимательной пунктуации"


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»














Час занимательной пунктуации


(Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса)








Разработчик:

Терентьева Г.И.,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория












г. Радужный

2007


Цели занятия:

  • Систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о знаках препинания;

  • Развивать познавательный интерес к урокам русского языка, культуру речи и общения;

  • Выявить лучшего знатока раздела «Синтаксис. Пунктуация»;

  • Формировать коммуникативные компетенции (навык работы в команде, умение ставить вопрос), учебно-познавательные компетенции (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления);

  • Развивать креативные навыки продуктивной деятельности (добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем);


Оборудование: плакат «Казнить нельзя помиловать», карточки с заданиями, маршрутный лист на каждого ученика, эмблема «Знаток пунктуации»


Методический комментарий: Данное занятие проводится при изучении темы «Синтаксис, Пунктуация» с целью систематизации и углубления знаний учащихся, а также развития интереса к предмету русский язык. В целях организованного проведения занятия класс заранее делится на несколько групп (команд), выбираются координаторы из числа учеников, подготовленных и проконсультированных учителем, готовятся маршрутные листы (образец в приложении) на каждого ученика. После каждого задания координатор проставляет в листах баллы, полученные учениками. Количество баллов по каждому заданию определяет учитель заранее. Данное занятие может быть проведено в форме путешествия по стране «Синтаксис. Пунктуация».


Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Вот и вновь мы отправляемся в путешествие. А куда отправимся вы должны угадать сами.

  1. Вступительное слово учителя.

- Посмотрите на плакат «Казнить нельзя помиловать», как вы думаете, что необходимо изменить в нем, чтобы человек остался жив?

Справка. Необходимо поставить запятую после слова нельзя.

- Так о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? Действительно, наше занятие будет посвящено знакам препинания. Сегодня мы скажем хвалебное слово пунктуации, постараемся приникнуть в секреты грамотного пунктуационного письма, узнаем об истории некоторых знаков препинания, увидим, как они помогают выразить самые разнообразные мысли и чувства. Нашими спутниками будут не только знания, но и внимание и любознательность.

- Чему учит пунктуация?

Справка. Знание правил пунктуации дает возможность правильно ставить знаки препинания и позволяет пишущему точно выразить свои мысли, а читаемому понять из. По словам К.Г Паустовского, «они твердо держат текст, не дают ему рассыпаться».

- Пунктуация и знаки препинания. Есть ли что-либо общее у этих слов? Каково их значение?

Справка. Пунктуация – от латинского punktum – точка. Знаки препинания – пинать, пнуть, запятая, препятствие – это однокоренные слова, они являются исторически родственными и имеют значение остановки. Следовательно, знаки препинания используются при письме, чтобы разделить нашу речь на какие-то отрезки, указывают на необходимость остановиться перед препятствием.

- Сколько знаков препинания вам известно?

Справка. Лингвисты говорят о наличии в современном письме пунктуационного алфавита. Назовем его знаки.

Основные знаки препинания

1. Точка (.) 7. Вопросительный знак (?)

2. Двоеточие (:) 8. Восклицательный знак (!)

3. Многоточие (…) 9. Тире (-)

4. Точка с запятой (;) 10. Скобки ( )

5. Запятая (,) 11. Сноска, или астерикс (*)

6. Кавычки (« «) 1.2 Абзац или абзацный отступ


- Родиной пунктуации считают Грецию. Знаки препинания появились в середине X века. Уже тогда в греческих и латинских рукописях использовались знаки препинания. В древнерусских летописях употреблялись разные сочетания точек с другими знаками: (..,..,) крест (+), волнистая разделительная черта, двоеточие, точка. Впервые правила пунктуации были сформулированы в книге «Грамматика словенская» (1596 год), написанной Лаврентием Зизанием. А в 1618 оду вышла в свет книга Мелентия Смотрицкого «Грамматика», в которой были правила пунктуации и назывались 10 знаков препинания: отдохновение (запятая), долгое отдохновение (двоеточие), полуточка (точка с запятой), вместительный знак (скобки), удивительный знак (восклицательный), молчанка (тире) и другие.


Задание 1

- Прочитайте следующие строки. Почему они вызвали у вас смех? Что не учел автор при постановке знаков препинания? Расставьте правильно знаки препинания.

Едят там вилками компот

там пьют из чашек бутерброд

из хлеба с сыром там котлеты

с начинкой сладкой суп с фасолью

из мяса свежего котлеты

в тарелках все там варят с солью.

- Сделайте вывод о нужности знаков препинания.


Задание 2

- Прочитайте эту записку. Что в ней сообщается? Измените некоторые слова по правилам морфологии, а затем по правилам синтаксиса составьте предложение.

Место найти грибное я от ребята три березки север идти не корзины большие забывать захватить.

Справка. Ребята! Я нашел грибное место. Идите от трех берез к северу. Не забудьте захватить большие корзины.

Задание 3

- Прочитайте предложение, объясните постановку запятой. Правильно ли она поставлена? Исправьте ошибки!

Я подошел к калитке с радостным лаем, навстречу мне выбежал Барбос.

Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы.

- Как видим постановка запятой дает возможность по-разному осмыслить предложение, а иногда может привести к серьезным осложнениям в жизни. Послушайте пунктуационную историю.

Путешественник в момент опасности обещал в случае спасения поставить «статую золотую, пику держащую». Когда же опасность миновала, ему не захотелось нести такие расходы, и он распорядился: «Поставить статую, золотую пику держащую», - чем значительно сократил свои расходы. Еще большее значение приобретает запятая в предложениях «Казнить, нельзя помиловать!» и «Казнить нельзя, помиловать!» Вот почему мы и отмечаем, что знаки препинания это не просто «крючочки», они помогают выразить разный смысл, они, «как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда…даже и вместо слов». (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко)

- Примером может «служить письмо без слов В.Гюго, который, закончив писать роман «Отверженные», послал такое письмо издателю: «?». Издатель также ответил без слов: «!». Как вы думаете, какими мыслями обменялись авторы писем без слов?

Справка. В.Гюго: «Ну как? Понравился ли роман, можно ли его издать?» Издатель: «Великолепно! Это самое лучшее, что я читал! Издам немедленно!»


Задание 4

- Прочитайте предложение, объясните знаки препинания. Сколько было на вокзале людей, встречающих Петра? Расставьте знаки препинания так, Чтобы встречающих было три человека. Какое правило вы использовали здесь?

На вокзале Петр встретил мать сестру брата своего товарища.

Справка. На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата своего товарища.


Задание 5

- Расставьте знаки препинания и объясните их. Составьте схемы предложений. Что общего в знаках препинания этих предложений?

1. Живет Балда в поповом доме

Спит себе на соломе

Ест за четверых

Работает за восьмерых


2. …там леший бродит

Русалка на ветвях сидит

Там на неведомых дорожках

Следы неведомых зверей

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон без дверей

(А.С. Пушкин)


Справка. Даны два предложения: первое – простое с однородными членами предложения, а второе – сложное. Схемы этих предложений: 1. [= - =,=,=].

2 [ - =],[ - =], [ - ],[ - =]. Общее у них в значении знаки препинания – последовательность, сменяемость событий.


Задание 6

- Прочитайте предложение, расставьте знаки препинания. Составьте схемы, используя горизонтальный вариант.


1. Собирались лодыри на урок

А попали лодыри на каток

Вы припомните тот двор

Где живут герои


2. Дуйте ветры в поле

Чтобы мельницы мололи

Чтобы завтра из муки

Испекли нам пироги


3. В синем небе звезды блещут

В синем море волны плещут

Туча по небу идет

Бочка по морю плывет


4. Горы встают у него на пути

Он по горам начинает ползти

(К.И. Чуковский)


5. Он рыбачил тридцать лет и три года

Но не слыхивал чтоб рыбка говорила

(А.С. Пушкин)

- Какой же знак самый важный? Для ответа на этот вопрос вам предлагается инсценировка стихотворения С.Маршака.

Знаки препинания

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал Чудак –

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

- Ура!

Долой!

Караул!

Разбой!

Притащился кривоносый

Вопросительный знак

Задает вопросы:

- Кто?

Когда?

Откуда?

Как?

Явились запятые,

Девицы завитые,

Живут они в диктовке, при каждой остановке. Прискакали двоеточие, прикатило многоточие

И прочие, и прочие, и прочие…

Заявили запятые:

  • Мы особы занятые,

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

- Если нет над вами точки,

Запятая – знак пустой! –

Отозвалась с той же строчки

Тетя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,

Закричало: - Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой,

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

- Нет, - сказало многоточие,

Еле глазками ворочая:

- Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие,

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…

Вопросительный знак

Удивился: - То есть как?

Восклицательный знак

Возмутился: - То есть как?

Так, - сказала точка,

Точка – одиночка. –

Мной кончается рассказ.

Значит, я важней всех вас.

- Говорят герои А.П.Чехова. Послушайте их и скажите, кто же из них прав, для чего нужны знаки препинания?

Тюремный смотритель Яшкин, любитель «пофилософствовать», беседует со своим приятелем – смотрителем училищ Пимфовым.

- Да – с! Что ни говорите Филипп Максимович, а в русском языке много лишних знаков препинания!

- То есть почему – же? – скромно вопрошает Пимфов… Хотя и много знаков, но каждый из них имеет свое значение и место.

- Уж это вы оставьте! Никакого значения не имеют ваши знаки. Одно только мудрствование… Наставит десяток запятых в одной строчке и думает, что он умный. Например, товарищ прокурора Меринов после каждого слова запятую ставит… В глазах рябит! Да и в книжках то же самое… Точка с запятой, двоеточие, кавыки разные. Противно читать даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд… Для чего это?

- Как вы думаете, для чего нужны знаки препинания?

Справка. А.С. Пушкин так говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль…, дать фразе легкость и правильное звучание…» По мнению К.Г. Паустовского, они «твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». А.П. Чехов считал, что «знаки препинания служат нотами при чтении!. Вот какие «похвальные» слова были сказаны знакам препинания великими русскими писателями.







Полный текст материала Внеклассное мероприятие. "Час занимательной пунктуации" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Терентьева Галина Ивановна  elenaropot1
14.07.2010 3 14912 2803

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК