Статья «Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала учащихся»
Статья «Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала учащихся».
Аннотация: представлены методы и приёмы развития творческих способностей учащихся. В приложении дана памятка: как работать над рецензией на сочинение: как работать над рецензией на книгу.
Автор: Беленко Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, МОУ « Подолешенская СОШ» Прохоровского района Белгородской области
Основной задачей на уроках русского языка я считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.
В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.
Основные приёмы развития творческих способностей:
написание сочинений, изложений.
рецензирование сочинений;
игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.;
творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.
творческие задания на дом.
Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д.Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся - один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.
Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания типа "Объясни", "Докажи".
Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.
Приложение. Памятки.
Как работать над рецензией на сочинение:
1. Вдумайтесь в тему рецензируемого сочинения, определите ее границы, "прикиньте", о чем надо писать в сочинении на данную тему.
2. Внимательно, не менее двух раз прочитайте сочинение; при повторном чтении делайте необходимые пометы (карандашом, на полях тетради).
Проследите:
Соответствуют ли план и текст сочинения его теме; полно ли она раскрыта; нет ли отклонений от нее? (Если есть, постарайтесь понять и объяснить, чем они вызваны, как их устранить.)
Есть ли в сочинении основная мысль, объединяющая все его части в единое целое? Какая именно?
Насколько последовательно изложение материала? Всегда ли логичны связи микротем и микротекстов? Как учитывается автором позиция читателя (т.е. все ли понятно в сочинении тому, кто его читает сейчас или будет читать впоследствии?)
Нет ли в сочинении фактических ошибок, неточностей, искажения цитат?
Каково речевое оформление цитат? В чем, по-вашему, достоинство стиля рецензируемой работы? Какие примеры речевых находок автора вам бы хотелось отметить? Нет ли в сочинении стилистических и грамматических ошибок; уместно ли использует автор цитаты; всегда ли удачно "вплетает" их в ткань произведения?
Каково внешнее оформление сочинения?
4. Каково ваше общее впечатление от работы? Какой оценки оно, по-вашему, заслуживает?
5. Что бы вы пожелали автору сочинения на будущее?
Помните: каждое добросовестное написание сочинения - результат большого труда его автора. Поэтому старайтесь в рецензируемой работе увидеть прежде всего достоинства, удачи, творческие находки вашего товарища, а потом уж - о недочетах и недостатках. Стремитесь избежать резкости, категоричности суждений. В этом вам помогут вводные слова и сочетания (вероятно; может быть; возможно и т.д.)
Как работать над рецензией на книгу:
Внимательно прочитайте или перечитайте книгу.
2. Подумайте над вопросами:
Как книга читалась? Как она будет восприниматься другими читателями?
Какова тема произведения? Какова его главная мысль? В чем убеждает нас автор?
Как писатель приводит нас именно к этим выводам?
Кто герои книги? Каковы их стремления, дела, характеры? Какое отношение вызывают они у читателей?
В чем художественное своеобразие книги? Как она построена? Каков ее язык? Что в языке вам показалось необычным, ярким?
-Какова ваша общая оценка книги? Что в этом произведении особенно ценного, нового? А что, может быть, недостаточно убедительно, не совсем удачно?
Ответы примерно на такие вопросы и составят основу вашей рецензии. Вопросы эти примерные, а не обязательные, порядок их тоже примерный, а не обязательный. Не бойтесь строить рецензию по-своему и выражать свое искреннее мнение о книге. Но при этом помните: рецензию на художественное произведение нельзя подменять простым пересказом его содержания.
Рецензировать можно не только книги, спектакли, но и сочинения и творческие работы, устные ответы.
Запишите план выборочной рецензии и пользуйтесь им при оценке ответов товарищей.
1. Была ли удачной вступительная фраза?
2. Были ли связующие элементы между вступлением и основной частью?
3. Есть ли в ответе обобщение - концовка? Удачна ли она в языковом отношении?
4. Были ли нарушения последовательности?
5. Удовлетворены ли вы количеством и качеством примеров?
6. Был ли ответ развернутым? Использованы ли сравнения?
Домашнее задание: написать рецензию на творческую работу одноклассника.
Библиография:
1.Котельникова С.А. Аннотацию-отзыв-рецензию-эссе.// Русский язык в школе.-1998.-№ 1.-С.9-15
2.Никитина Е.И. Русская речь. - М.: Просвещение, 1995.-192с.
3.Романичева Е. "Рецензия? Рецензия. Рецензия!" // Литература.-1999.-№ 11.-С.20-23
4.Сальникова О.А. Как работать над сочинением-рецензией. // Русский язык.-1999.- № 8.- С.1-2
На странице приведен фрагмент.
Автор: Беленко Наталья Викторовна
→ ответ 26.12.2010 1 3548 513 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.