Урок внеклассного чтения "Диалог культур. Край открытых сердец." для 8 класса


Автор: Самакина Е.А.

Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Надыма»

Должность: учитель русского языка МОУ СОШ №5

Дополнительные сведения: Урок внеклассного чтения



Диалог культур. Край открытых сердец


Цель: воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям,

традициям и культуре разных народов, учить толерантности


Оборудование:

  • Портрет и слова Д.С.Лихачёва:

  • Фонограмма гимна Ямала (Н. Корнилова), песни «Мой Надым», мелодии разных народов (русская, украинская, ненецкая, татарская);

  • Слайды 1.«Космос - планета – Россия - Ямал»

2. «Салют»

3. «Надым: начало пути - к современности»)

4. «Ненецкая одежда, узоры»

  • Национальные костюмы, блюда;

  • Сердечки, ручки.

  • Доска на ножках выставки иллюстраций на северную тематику.

  • Два стола: 1 -- для национальных кулинарных изделий,

2-- для фотовыставки

  • Самовар

  • Экран, магнитофон.


Оформление доски.

Эпиграф: «Суров мой Север лишь на первый взгляд.

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый вас увидеть будет рад

И обогреть душевной теплотою!»

слова Д.С.Лихачёва: «Культура должна быть открытой другим народам,

всему миру, тогда она сохранится и разовьется дальше».



Ход урока:


I блок (Приветствие)


Под музыку песни «Мой Надым» идут слайды «Космос - планета – Россия - Ямал». Выходит учитель за руку с учеником.


Ученик: Родной Ямал – заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые,

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.


Учитель: Как добрый друг, хозяйка той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю.

И в край ямальский всех вас приглашаю.


Учитель: Нгани торова! (к ребятам) А на каком языке я вас поприветствовала? Что означают эти слова? (Вы сказали «Здравствуйте» на ненецком языке. Я видел эти слова на Дне оленевода. Они были написаны на транспаранте.)


Учитель: Да, это «здравствуйте» по-ненецки. Ребята, у нас в классе учатся дети разных национальностей. Давайте поприветствуем друг друга на своем родном языке.

На украинском: ( Здоровеньки булы!)

На татарском: ()

На азербайджанском: (____________________________________________________)

На башкирском: (__________________________________________________________)

На коми: ( Видза - оланныд, дона, муса йэз!)

На башкирском: (___________________________________________________________)

Учитель называет национальности, дети на национальном языке говорят приветственные слова.


Учитель: Как это здорово! У нас в школе учатся дети разных национальностей. Есть дети, чьи родители из Азербайджана, выходцы из Башкирии, есть грузины, есть ненцы, украинцы, белорусы, татары и другие. То же и среди учителей.

Анна Николаевна Вахрушева—представитель северного народа коми, а Авазмурадова Шахлохон Озодовна – родом из Узбекистана. Лилия Викторовна Голынская украинка. Алла Александровна Абатурова – из Татарстана. Светлана Николаевна Семенова —из Чувашии.


II блок (Тема и задача урока )


Учитель: Ребята, обратимся к теме нашего урока «Край открытых сердец».

  • Как вы понимаете слово «край»? (ответы ребят)

  • А что значит выражение «открытые сердца», «человек с открытым сердцем»? (ответы ребят)

  • А всё выражение в целом как можно объяснить? «Край открытых сердец»?

(ответы ребят)

  • Итак, о чём же сегодня мы будем говорить? (ответы ребят)

  • А можем ли мы назвать Ямал краем открытых сердец? Вот об этой о земле, где живут люди добрые, приветливые, мы сегодня и будем говорить. (Обращаюсь к карте Ямала.) Вот он, наш край.

  • Люди каких национальностей живут на этой суровой земле? Сначала назовём коренных её жителей. А людей каких ещё национальностей можно здесь встретить? (ответы ребят по цепочке ) Правильно. - после этого слайд «Салют» (названия национальностей вылетают на карту Ямала)


Учитель: Мы живем на краю российской земли. Ямал—в переводе с ненецкого—это край земли. Но в этом краю собрались, чтобы добывать нефть и газ, люди со всех уголков страны. Огромный вклад вложили в развитие Ямала, земли нашей Надымской, представители более 30 национальностей. И засучив рукава, в труднейших климатических условиях обустроили и продолжают осваивать и украшать эту суровую землю. Построили газокомпрессорные станции, красивые города: Новый Уренгой, Ноябрьск, Губкинский… Не узнать теперь и старинную столицу Ямала—город Салехард. А начиналось все здесь, в Надыме. Мы все можем гордиться нашей малой Родиной. Надымчане своим трудом согревают и Россию, и многие западные государства. Можно сказать, что они согревают мир и теплом своих сердец. Потому что нет у нас здесь никаких конфликтов, межнациональной вражды. Все национальности здесь живут и трудятся дружно. (идёт проекция слайдов «Надым: начало пути и современное время»)


III блок

  • Ребята, людей, живущих вместе, рядом, всегда что-то объединяет. Это единение может быть кровное и духовное.

  • Что значит кровное единство? (ответы детей)

  • А духовное? Что объединяет людей, разных по национальности? (ответы детей)

  • А что может быть символом духовного единения? (храмы, театры, библиотеки…)

  • Духовное единение российских народов в нашем городе символизируют два храма. Как они называются? (православный храм св. Николая Чудотворца и мусульманский – мечеть)

  • Ребята, культурным центром духовного единения народов является также ЦНК. А кто бывал в центре? (Я). Расскажите нам о нём. (2-3 мин.)

  • А для чего нужно сохранять родную культуру? (Чтобы не забывались родные корни, потому что дерево без корней сохнет). О таком взаимопроникновении культур замечательно сказал всемирно известный ученый, академик Д.С.Лихачев (Читает с доски):


«Культура должна быть открытой другим народам, всему миру, тогда она сохранится и разовьется дальше».

(Из книги «Заметки о русском…». 1981 год)

  • Золотые слова. Действительно, нельзя вариться в собственном соку. Выигрывает тот, кто с открытым сердцем, с интересом относится к другим. Не ленится узнавать культуру других народов. Потому что у каждого народа, как и у каждого человека, есть что-то свое, особенное, сокровенное в душе, не похожее на других – своя изюминка.

  • Песни, например. Что характерно для украинской песни, а для русской? (У украинцев они красивые, протяжные, как бескрайние просторы степей. У русских людей песни отражают широту души, удаль, светлую грусть лесов и полей).

  • А вот проверим, насколько мы знаем песни свои, родные, и других народов. (Конкурс «Угадай мелодию»)

  • Свои культурные изюминки, отличающие северный тундровый народ от других, есть, конечно, и у ненецкого народа. Есть интересные сказки, которые не встретятся у жителей более южных широт. Их древняя языческая культура отражает огромное уважение ненцев к природе. Ненцы - спокон веку кочевой народ. Поэтому в нем очень развита наблюдательность, острое зрение и слух.

  • Почему? (потому что многие столетия, кочуя по просторам лесотундры, ненцы выработали эту зоркость, тонкий слух и внимание к каждой мелочи. К каждому бугорку и березке, чтобы не заблудиться со стадами среди бесчисленных речек, озерков, болот, которые выглядят одинаково).

  • Это качества, необходимые каждому тундровику. А насколько наблюдательны мы с вами? (Викторина)

IV блок

Учитель: Все вы видели ненецкую национальную одежду. Как она называется? (ответы ребят) Что вам больше всего запомнилось? ( Красивые меховые узоры) (слайды «Ненецкая одежда, узоры»)

  • Верно. Таких тонких меховых узоров нет ни у кого, кроме северных народов. Почему ненцы используют такие яркие, красочные узоры для отделки своей одежды? (Люди везде тянутся к красоте: что в жаркой Африке, что здесь, у Северного Ледовитого океана. Поэтому ненцы стремятся сделать свою одежду ярче, красивей. Ведь природа Крайнего Севера скупа, особенно зимой, на яркие краски).

  • Ненцы всегда с благоговением относились к природе. Почти как к живому существу. И потому женщины просили прощения у земли за то, что ранят её, втыкая острый шест, собирая чум на новом стойбище: «Прости, Мать-земля, за эту рану».

Такое же трепетное отношение к земле и у других народов. Почему? (ответы ребят)

  • Земля – кормилица , мать всего сущего. Поклоняются люди и всевозможным животным, растениям, которых считают священными. У народов коми и ханты – это медведь, у ненцев – олень, славяне почитали берёзу. Всё это отголоски языческих верований.

  • А вчера началась широкая Масленица. Что это за праздник? (ответы ребят)

  • Верно. Это праздник прощания с зимой и встреча весны. А ведь он тоже сохранил в себе остатки языческих верований славян. Поскольку народ русский всегда отличался щедростью, хлебосольством, то и Масленица отмечалась на широкую ногу.

  • Что готовит российский народ на праздники? Национальные блюда. ( представление блюд: дети в костюмах выходят с блюдом, кратко о нём рассказывают, ставят на стол вокруг самовара)

  • И главным блюдом стола в Масленицу, конечно же, являются блины. (выносят)

  • Стол накрыт. Посмотрите, сколько блюд разных национальностей стоят на одном столе: вкусных, прекрасных. Так и мы, люди разных кровей, сосуществуем рядом мирно, дружно, дополняя друг друга.

  • Так можно ли назвать Ямал краем открытых сердец? (да, мы надымчане, земляки, нас объединяет общая малая родина ;все мы – и дети, и взрослые – питомцы и носители великой российской культуры, развившейся из суммы достижений культур всех её народов.


V блок


--Все мы, ребята, надымчане, родились в суровом, холодном крае, но с открытыми, горячими сердцами. Возьмёмся за руки (поют)

Мы о севере холодном

Знаем всё не понаслышке

И крутой его характер

Познавали с букварём.

Мы расскажем, что не просто

Мы девчонки и мальчишки -

Надымчане,- и понятно, ведь в Надыме мы живём. (2 раза)


Ученик: А теперь мы хотели бы наши открытые сердца подарить вам, уважаемые гости!

(говорят пожелания на своем родном языке и под музыку дарят сердца)


И сегодняшнюю нашу встречу мне хочется закончить словами ненецкого поэта Леонида Лапцуя:

…И вовсе не беда,

Коль встретит вас неласковая вьюга.

В любой зайдите дом – вас ждёт всегда

Гостеприимство и забота друга.

Суров мой Север лишь на первый взгляд.

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый вас увидеть будет рад

И обогреть душевной теплотою!

(начинается музыка №5)















Источники материалов:


  1. Д.С.Лихачев, «Заметки о русском…», М.: 1981 год

  2. http://static.diary.ru/userdir/5/4/1/2/541248/61035171.jpg

  3. http://www.kostyor.ru/archives/5-09/images5-09/kart5.jpg

  4. http://adm.yanao.ru/224/




Полный текст материала Урок внеклассного чтения "Диалог культур. Край открытых сердец." для 8 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Самакина Елена Александровна  eas
28.01.2011 3 4687 470

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК