Интегрированный урок русского языка и биологии "Время снега и льда. Зима"; 5-6 класс
Тема: «Время снега и льда»
(сезонные изменения в природе – февраль) 6 класс
Цели:
Образовательные:
Обобщение и расширение представлений о зиме и типичных явлениях в природе в
последнем зимнем месяце – феврале, о диких животных и птицах Бурятии. Расширение и уточнение, актуализация словаря по теме «Зима. Февраль». Совершенствование синтаксической и лексической сторон речи (составление словосочетаний – существительное и прилагательное, предложений, работа с кроссвордом, текстом, отгадывание загадок, подбор прилагательных к картинкам).
Коррекционно-развивающие:
Повышение речевой мотивации через
- зрительное и слуховое восприятие (просмотр слайдов с зимними пейзажами, фото животных и птиц, прослушивание музыки);
- коррекция памяти и мышления через ответы на вопросы, самостоятельные выводы, правильно сформированную и сформулированную мысль в предложениях (составление словосочетаний со словами разных грамматических категорий);
- обогащение словарного запаса за счет введения новых лексических единиц: уточнение уже известных слов, активизация пассивного словаря учащихся.
Воспитательные:
Воспитание эмоционального отклика на увиденное и услышанное; инициативности, самостоятельности выводов, творческого воображения. Привитие бережного отношения к окружающей природе и ее обитателям, понимания их ценности в жизни.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: ИКТ слайды с зимними пейзажами, лесными обитателями, фотоснимки животных и птиц в музыкальном сопровождении: «Времена года. Февраль» П.И.Чайковского; народные приметы; загадки; кроссворд; словарные слова.
Межпредметные связи: литература, русский язык, биология.
Ход урока
I. Орг.момент.
Приветствие.
II. Мотивация.
- Сегодня у нас необычный урок, его будут проводить два учителя. Тему данного урока мы определим вместе с вами.
- Для этого вы должны будете разгадать кроссворд и вывести ключевое слово, которое подскажет вам, чему будет посвящен наш урок.
Отгадывание кроссворда (карточка №1)
- Назовите отгадки. Какому времени года они относятся? (зиме)
- Какое ключевое слово вы вывели? (февраль)
- Какой по счету этот месяц зимы? (третий, последний)
- Значит, чему будет посвящен наш урок? (последнему зимнему месяцу - февралю)
III. Сообщение темы и целей урока.
- На уроке мы будем вести разговор о последнем месяце зимы – феврале, познакомимся с народными приметами, т.е. продолжим знакомство с изменениями, происходящими в природе зимой. Не покидая класса, мы отправимся на прогулку в зимний лес, полюбуемся причудами волшебницы-зимы – ажурными украшениями деревьев при помощи фотозарисовок под музыкальное сопровождение великого русского композитора П.И.Чайковского, посвященного февралю. Работая с текстом, определим изменения в неживой природе, происходящими в этом месяце; найдем слова-признаки (прилагательные), уточняющие значение слов-предметов (существительных); составим характеристику месяца; познакомимся с животным миром зимнего леса, отгадывая загадки.
IV. Знакомство с последним зимним месяцем – февралём.
Отгадывание загадки:
Задание: Отгадайте загадку. Какие природные явления в ней упомянуты?
Снег мешками валит с неба, (снегопад)
С дом стоят сугробы снега, (большие сугробы)
По ночам мороз силен, (морозные ночи - низкая ночная температура)
Днем капели слышен звон, (повышение дневной температуры, сосульки)
День прибавился заметно, (день удлинился, ночь стала короче)
Ну, так что за месяц это?
(февраль)
- Как можно назвать это время? (время снега и льда)
- Итак, тема нашего урока: «Время снега и льда».
- Открыть тетради, записать число, тему урока.
(слайды)
Работа с карточкой №2
.
Задание: Подобрать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.
В природе хозяйничает февраль – … месяц зимы.
В лесу ещё лежит … снег, а в городе он уже стал … . День заметно прибавился. Солнце светит ярче и пригревает сильнее. Под крышами домов появились … сосульки. Днём погода … , а ночью … .
Вдруг налетает … ветер, … тучи закрывают … небо, сыплются на землю хлопья … снега. И вот уже кружит … метель, заметает пути-дороги.
- Что вы назвали? (приметы зимы)
- Да, это приметы зимы, которые бывают в феврале.
Представление презентации.
- Теперь отправимся с вами на прогулку в зимний лес. Во время нашей прогулки я прочту вам текст. Вам надо будет назвать изменения в неживой природе, которые происходят в это время года и каким называют в народе месяц февраль.
Словарная работа:
Лютовать сильно злиться, свирепствовать
Оттепель теплая погода с таянием снега
Лазурное светло-синее
Круговерть беспрерывное движение
Пробрать до костей сильно замерзнуть
Двуликий имеющий два лица, переменчивый
Февраль – перелом зимы. Ещё порой лютуют морозы. Особенно опасны они после оттепели, когда образуется на снегу ледяная корка – наст. Тогда снег из друга, сохраняющего тепло, становится для многих врагом. Под его непосильной тяжестью ломаются ветви деревьев. Птицы, спящие под сугробами, ранятся, разбивая крепкую корку льда.
Но солнце делает своё дело. Всё выше оно поднимается над землёй. Всё дольше светит на лазурном небе. Всё жарче греет. В тёплые дни появляются первые кучевые облака, да и на крышах домов, на ветвях деревьев вырастают ледяные сосульки – вестницы весны. В феврале, говорят, зима с весной встречаются.
«Вьюги да метели под февраль полетели: бегут по снегу, а следу нету», - так говорит народная мудрость про последний месяц зимы. Как закружатся они в бешеном танце, как закрутят круговерть белую – ничего не видно. В такую погоду погибнуть могут и птица, и зверь, да и человека проберёт мороз до костей. Февральские метели и вьюги заметают тропы и наезженные дороги.
Переменчив февраль - днём слышна капель, ночью мороз щиплет нос. Поэтому его называют двуликим месяцем.
(слайды)
Работа по содержанию текста.
- Какие изменения в неживой природе происходят зимой в феврале?
(лютуют морозы; оттепель; ледяной наст; ломаются ветки деревьев; ранятся птицы, ночующие под снегом; жарче греет солнце; лазурное небо; сосульки – вестницы весны; метели и вьюги).
- Как в народе называют февраль?
(слайды)
Февраль – перелом зимы.
Вьюги да метели под февраль полетели: бегут по снегу, а следа нету.
Двуликим.
- Как вы понимаете это слово? (два корня – дву – два, лик – лицо; значит два лица).
Вывод: февраль имеет два лица: он может быть тёплым и может быть холодным, т.е. переменчивым.
(слайды)
- Мы назвали изменения в неживой природе, которые происходят зимой в феврале месяце. А теперь узнаем о животном мире в это время года.
V. Жизнь животных и птиц в феврале
Учитель биологии:
ВОЛК – собираются в стаи. Они голодные, а когда вместе легче найти пищу. Волки опасны зимой.
ЛИСА – шкура стала пушистой, охотится на зайцев и мышей, может наведаться в курятник.
Не спит и БЕЛКА. Скачет она с ветки на ветку в своей теплой зимней шубке. Отыщет на веточках и в дупле заготовленные с осени запасы, подкрепится и дальше поскачет.
В светлые морозные дни белки покидают свои теплые гнезда и резвятся на деревьях, лакомятся жирными семенами елей.
ЛОСЬ на зиму сбрасывает рога. Он часто выходит на опушку леса, где обкусывает молодые побеги деревьев.
Не спит зимой ЗАЯЦ. Скачет он по лесу, по полю. И страшно ему (ведь рядом бродят волк и лиса), и зябко! Но спасает его от холодов теплая белая шубка. Она гораздо теплее летней (слайд). К тому же легко зайцу в ней прятаться от хищников - среди белого снега не сразу приметишь его новый наряд. Грызет зимой заяц кору с веточек. Если ветки высоко, заяц на сугроб забирается, столбиком встает. Если же наступают очень сильные холода, вырывает себе в снегу глубокую норку и в ней прячется.
ПТИЦЫ ЗИМОЙ
Многие птицы
с приходом
осени улетают
в теплые края.
Почему одни
птицы улетают,
а другие остаются
зимовать с
нами? Зимой
многим птицам
нечего есть,
вот и ищут они
себе дом в других
местах, теплых
и сытных.
Почему
же тогда не
улетают воробьи,
синички, вороны
и дятлы? Просто
все они могут
зимой отыскать
для себя пропитание:
семена и плоды
растений и даже
насекомых с
их личинками
под корой деревьев.
А если перебраться
поближе к людям,
можно поживиться
остатками пищи,
которые обязательно
найдутся поблизости
от жилья.
Дятел,
сорока, ворона,
синица (слайды).
Поздней осенью прилетают с севера зимние пернатые гости. Назовите их. Загадки:
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
Тут как тут! (СНЕГИРЬ) (слайд)
Для них наши леса являются теплым краем, да и пищи хватает, так как они питаются в основном ягодами, семенами.
Эти птицы очень красивы. Румяными яблочками красуются на ветках серо-красные птицы с черным козырьком - это снегири.
А вот и еще одна необычная птичка. Можете назвать ее? Послушайте загадку.
Кто там прыгает,
шуршит,
Клювом
шишки потрошит?
Голоском
речистым, чистым
–
Клё! Клё! Клё!
Поёт со свистом.
Ответ: Клёст
И еще:
Вот птичка так
птичка,
Не
дрозд, не синичка,
Не лебедь, не
утка
И не козодой.
Но эта вот
птичка,
Хоть
и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой!
Ответ: Клёст
(слайд)
Как вы думаете, зачем нужен такой клюв? Когда клесты выводят своих птенцов? На каком дереве они делают гнездо? (ответы учащихся, учитель дополняет)
ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ
Почему деревья на зиму сбрасывают листву? ( Лиственные деревья, сбрасывая листву на зиму, сберегают себя от гибели в зимние морозы)
Зимой и летом одним цветом? Почему? (Хвойные деревья на зиму не сбрасывают хвою, оставаясь круглый год зелеными. Благодаря форме хвоинок, деревья хорошо переносят зимние морозы). Хвоинки - это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот елки хвою и не сбрасывают. А зачем? Им и так хорошо. Зимой хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются раньше (слайд).
Итог:
1. Какие звери спят зимой?
2. Какие птицы прилетают к нам в Бурятию с севера?
3. О каких животных и птицах и что вы узнали интересное? новое? впервые?
Учитель русского языка:
- Вы узнали об изменениях в неживой природе и жизни животного мира в последнем зимнем месяце феврале.
VI. Домашнее задание.
- Составить предложения о животных, впадающих в спячку зимой и птицах-гостях, прилетающих к нам в зимнее время.
VII. Итог, выставление оценок.
- Какому зимнему месяцу был посвящен урок?
- Как в народе называют февраль? Почему?
- С какими животными и птицами вы познакомились?
Тема: «Лето - дивная пора».
(сезонные изменения в природе – лето) 7 класс
Цели:
Образовательные:
Обобщение и расширение представлений о лете и типичных явлениях в природе это время года, о птицах, животных, растениях. Расширение и уточнение, актуализация словаря по теме «Лето. Летние месяцы». Развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора. Совершенствование синтаксической и лексической сторон речи (составление словосочетаний – существительное и прилагательное, существительное и глагол, распространенных предложений, работа с кроссвордом, текстом, народными приметами, пословицами, отгадывание загадок, подбор прилагательных к картинкам).
.
Коррекционно-развивающие:
Повышение речевой мотивации через
- зрительное и слуховое восприятие (просмотр слайдов с летними пейзажами, фото растений, птиц, животных, прослушивание музыки);
- коррекция памяти, внимания, мышления через ответы на вопросы, самостоятельные выводы, правильно сформированную и сформулированную мысль в предложениях (составление словосочетаний со словами разных грамматических категорий);
- обогащение словарного запаса за счет введения новых лексических единиц: уточнение уже известных слов, активизация пассивного словаря учащихся.
Воспитательные:
Воспитание эмоционального отклика увиденного и услышанного; инициативности, самостоятельности выводов, творческого воображения. Привитие чувство сопереживания к окружающей природе и ее обитателям, понимания их ценности в жизни.
Оборудование:
Демонстрационное: мультимедиапроектор; презентация с летними пейзажами, растениями, лесными обитателями в музыкальном сопровождении: «Времена года. Лето» П.И.Чайковского; фотоснимки растений, животных, птиц; народные приметы; пословицы; текст; загадки; кроссворд; словарные слова.
Раздаточный материал: кроссворд, текст,
Тип урока: Изучение нового материала.
Межпредметные связи: литература, русский язык, биология.
Ход урока
I. Орг.момент.
Приветствие.
II. Мотивация.
- Сегодня у нас урок развития речи и биологии. Тему данного урока вы определите сами.
Для этого вы просмотрите презентацию о природе в музыкальном сопровождении отрывка из альбома П.И.Чайковского «Времена года», отгадаете кроссворд, всё это поможет и подскажет вам, чему будет посвящен наш урок.
Демонстрация слайдов.
Отгадывание кроссворда (карточка №1)
- Назовите отгадки. Когда бывают эти явления природы? (летом)
- Какое ключевое слово вы вывели? (лето)
- Значит, какому времени года будет посвящен наш урок? (лету)
III. Сообщение темы и целей урока.
- На уроке мы будем вести разговор о летних месяцах, познакомимся с народными приметами, пословицами, природными изменениями, происходящими в это время года.. Красное лето приглашает нас в гости: погулять по зелёным полям, разноцветным лугам, побродить по лесу, наполненному птичьим пением, увидеть его жителей. Работая с текстом, вы определите изменения в неживой природе, уточните значения имен существительных, составите словосочетания и предложения, дадите характеристику летнему времени года; познакомитесь с растительным и животным миром природы, отгадывая загадки.
IV. Введение в тему.
Отгадывание загадки:
Задание: Отгадайте загадки. Какие природные явления в ней упомянуты?
Теплый,
длинный-длинный
день, (теплая
погода, длинный
день, короткая
ночь)
В полдень
— крохотная
тень,
Зацветает
в поле колос,
(цветут
хлебные злаки)
Подает
кузнечик голос,
(стрекочет
кузнечик)
Дозревает
земляника,
(созревает
земляника)
Что
за месяц, подскажи-ка?
(июнь)
Жаркий,
знойный, душный
день, (жара,
зной, духота)
Даже
куры ищут тень.
Началась косьба
хлебов,
(сенокос - заготовка
сена для домашнего
скота)
Время
ягод и грибов.
(созревают
ягоды, грибы)
Дни
его — вершина
лета, (середина,
вершина лета)
Что,
скажи, за месяц
это?
(июль)
В поле радует пшеница, (созрели пшеница, золотится рожь)
Наливаясь,
золотится!
Листья
клена пожелтели,
(желтеют
листья – понижение
температуры)
В страны
юга улетели
(начало отлёта
перелётных
птиц)
Быстрокрылые
стрижи.
Что
за месяц, подскажи?
(август)
- О чем говорится в этих загадках? (о летних месяцах)
- Да, июнь, июль, август – это летние месяцы
- Итак, тема нашего урока: «Лето – дивная пора»»
- Открыть тетради, записать число, тему урока.
Работа с текстом (карточка №2).
Задание: Подобрать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.
На смену голубой весне пришло … лето. Все деревья шелестят … листвой. Ранним утром на траве и листочках блестят … капельки росы. Широкие луга, лесные полянки усыпаны … одуванчиками, …. ромашками, … колокольчиками. В полях наливаются … колосья ржи и пшеницы. Значит, будет на нашем столе … хлеб. Созревают … ягоды: земляника, черника, брусника. После … дождика появляются … грибы.
В природе царит … лето.
Слова для справок: (красное, зелёной, алмазные, жёлтыми, белыми, синими, золотистые, душистый, лесные, тёплый, первые, знойное)
- Что вы назвали? (приметы лета)
- Да, эти приметы бывают в летнее время года.
Представление презентации.
Задание:
- Теперь отправимся с вами на прогулку в гости к лету. Смотрите и слушайте внимательно. После этого вы должны сказать, как в народе называют летние месяцы, приметы и пословицы о них.
4. Работа с народными приметами летних месяцев
- Как в народе называют июнь? (июнь – «румянец» лета)
- Назовите приметы этого месяца (цветут травы, цветы, поспела земляника, самый длинный день, самая короткая ночь, белые ночи, 22 июня – день летнего солнцестояния, преобладает жёлтый цвет, с 25 июня солнце поворачивает на зиму, лето на жару.
- Какое народное название второго месяца лета? (июль – макушка лета)
- Какие приметы июля вы отметили? (сенокос, поспевают злаки - рожь, пшеница, много корма для всех обитателей, цвет июля белый – ромашки, идут дожди, частые грозы, радуга, поспевают лесные ягоды, сильная жара, зной, вода в реках и озерах тёплая – весёлое купание).
- Какое народное название последнего месяца лета? (август - зарник, разносол)
- Назовите приметы августа (зарницы, в середине месяца спадает жара, днем жарко, ночью прохладно, поспевают овощи, фрукты, поспевает брусника, рябина,созревают нивы, начинается уборка урожая, цвет августа голубой, синий, лиловый, частые туманы, появляются грибы, улетают первые птицы-стрижи, приближается осень)
Вывод: У каждого летнего месяца свои названия, приметы, порядки.
Благодатна летняя пора. Только лето дарит нам столько тепла и света, радует нас удивительным буйством красок, разноцветьем, щедро угощает дарами природы, заряжая нас энергией на долгое холодное время.
- Мы назвали изменения в неживой природе, которые происходят в летние месяцы. А теперь узнаем о животном мире в это время года.
V. Животный и растительный мир в летнее время года
Учитель биологии:
Лето - это самое благоприятное время года для жизни растений. Дни светлые и длинные, ночи теплые и короткие. Столько тепла и солнца гарантирует растениям отличный рост и бурное цветение, благодаря чему за лето растения развиваются в корневой системе, у них сильно отрастают стебли, листья набирают много питательных веществ на зиму.
В середине лета, несмотря на благоприятную температуру и обилие осадков, рост многих растений замедляется или полностью прекращается. Уменьшается количество цветущих растений. Вторая половина лета - период созревания плодов и семян у большинства растений и накопления питательных веществ в их тканях.
А как же живут летом животные?
Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. В июне продолжается нерест наших прудовых и речных рыб. В водоемах в это время много мальков.
На сырых полянах можно встретить травяных лягушек. Под камнями или во мху между корнями деревьев, а также на огородах, в погребах домов прячутся серые с шероховатой кожей жабы. Вечером после захода солнца или после дождя жабы и лягушки выходят на охоту. Эти животные уничтожают очень много вредных насекомых и улиток, чем помогают людям сохранить урожай огородов.
В
июне прыткая
ящерица откладывает
в песочные или
муравьиные
кучи яйца. В
начале второй
половины лета
развиваются
очень маленькие
и подвижные
ящерки. В июле
или августе
появляются
детеныши и у
живородящей
ящерицы.
П
тицы
поют
только по утрам
и вечерам, днем
они заняты
поисками пищи
для себя и птенцов,
которых они
выкармливают
в основном
насекомыми
и их личинками.
Этим птицы
помогают в
борьбе с вредителями,
которые нападают
на наши леса,
сады, поля и
огороды.
Синицы
съедают за день
почти столько
насекомых,
сколько весят
сами. Большая
синица свыше
300 раз в день
приносит птенцам
корм.
Ласточка
вылавливает
за лето до миллиона
мелких мошек,
комаров и тлей.
Кукушка в час
съедает до 100
гусениц.
Воробьи
не только клюют
крошки, зерна
и плоды фруктовых
деревьев, одна
пара их истребляет
несколько тысяч
гусениц в
неделю.
Хищные
птицы ― совы,
сычи ― питаются
грызунами,
спасая от них
зерно. Установлено,
что каждая мышь
съедает за лето
до килограмма
зерна, а сова
уничтожает
за это время
до 1000 мышей.
У
ворон, грачей,
сорок и многих
других птенцы
первой кладки
вылетают из
гнезда и ищут
себе пищу.
В
лесах нетрудно
найти пестрого
дятла.
Цепляясь
пальцами лап
за кору, упираясь
хвостом, он
передвигается
по коре, стучит
по ней длинным
крепким клювом,
выгоняет оттуда
насекомых и
охотится за
ними.
В июле
птицы прекращают
свои летние
песни; перестает
куковать кукушка.
Улетают на юг
стрижи, ласточки,
дрозды.
З вери. В начале лета волки и лисицы выкармливают свое потомство мелкими зверьками и птицами, а также ящерицами а лягушками; учат детенышей схватывать живую добычу. Медвежата ходят без матери ― едят ягоды, грибы, стебли зонтичных растений. В июле медведицы возвращаются к медвежатам. В середине июля поспевает малина, и эти звери с большой охотой едят ее.
В
кустарнике,
в углублении,
которое выстлано
травами, листьями
и мхом, самка
ежа приносит
5 ― 6 слепых детенышей,
Желтоватое
тело ежат покрыто
белыми твердыми
крупинками―
зачатками игл,
Ежата покидают
логово, когда
у них отрастут
колючки.
В июле
лосихи ходят
с молодыми
лосятами, которые
быстро растут.
В жаркие июльские
дни животные
забираются
в воду, где спасаются
от кусающих
насекомых.
Скоро
наступит лето.
Летом вы обязательно
побываете в
лесу, на лугу,
у водоема. Лес
встретит вас
прохладой и
щебетом птиц.
Угостит вкусными
ягодами и грибами.
Луг порадует
яркими красками
цветов, стрекотанием
кузнечиков
и гудением
пчел. Вода из
ручья освежит
вас прохладой.
Растения
украшают землю
и очищают воздух.
Поэтому к ним
надо бережно
относиться,
их надо охранять.
Присмотритесь
к тому, что вас
окружает в
природе. Но
никогда не
причиняйте
природе вреда!
Берегите природу!
А теперь
давайте вместе
определим
правила поведения
в лесу.
1.Не
разжигай в лесу
костер!
На
кострище несколько
лет не растет
трава. К тому
костер может
привести к
лесному пожару,
в котором могут
погибнуть и
растения и
животные.
2.Не
оставляй мусор
в лесу!
Лес ни
место для свалки
мусора, а дом
для животных
и растений и
в этом доме
должно быть
чисто.
3.В лесу
ходи только
по организованным
тропинкам!
Помни:
утаптывание
лесной почвы
приводит к
снижению доступа
кислорода к
корням деревьев,
необходимого
для их дыхания.
4.Не
рви цветы!
Сорванные
растения быстро
погибают и не
дают семян. Не
будет семян
- не будет цветущих
растений. Любуйся
их красотой
или сфотографируй
их.
Будь природе
другом!
Памятка
1.Не рвать
цветы!
2.Не ломать
деревья!
3.Не
разорять гнезда!
4.Не
разорять
муравейники!
5.Не
жечь костры!
6.Не
шуметь в лесу!
VI. Итог урока, выставление оценок.
- Назовите летние месяцы?
- Какие природные явления бывают летом?
- Что происходит в животном мире в летнее время?
- Помните о поведение в лесу.
VII. Домашнее задание: сделать зарисовки о лете. Написать, как вы собираетесь провести летние каникулы.
Карточка №2
Задание: Прочитать текст. Подобрать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.
В природе хозяйничает февраль – _______________ месяц зимы.
В лесу ещё лежит ______________ снег, а в городе он уже стал
______________ . День заметно прибавился.
Солнце светит ярче и пригревает сильнее. Под крышами домов и на деревьях
появились _____________ сосульки. Дни стоят ____________ ,
а ночи _____________.
Вдруг налетит ______________ ветер, ______________
тучи заволокут ______________ небо, посыпятся на землю хлопья
_______________ снега. И закружит _______________ метель, заметёт
пути-дороги.
Карточка №2
Задание: Отметь в тексте, какие изменения в неживой природе происходят зимой в феврале.
Февраль – перелом зимы. Ещё порой лютуют морозы. Особенно опасны они после оттепели, когда образуется на снегу ледяная корка – наст. Тогда снег из друга, сохраняющего тепло, становится для многих врагом. Под его непосильной тяжестью ломаются ветви деревьев. Птицы, спящие под сугробами, ранятся, разбивая крепкую корку льда.
Но солнце делает своё дело. Всё выше оно поднимается над землёй. Всё дольше светит на лазурном небе. Всё жарче греет. В тёплые дни появляются первые кучевые облака, да и на крышах домов, на ветвях деревьев вырастают ледяные сосульки – вестницы весны. В феврале, говорят, зима с весной встречаются.
«Вьюги да метели под февраль полетели: бегут по снегу, а следу нету», - так говорит народная мудрость про последний месяц зимы. Как закружатся они в бешеном танце, как закрутят круговерть белую – ничего не видно. В такую погоду погибнуть могут и птица, и зверь, да и человека проберёт мороз до костей. Февральские метели и вьюги переметают тропы и наезженные дороги.
Переменчив февраль - днём слышна капель, ночью мороз щиплет нос. Поэтому его называют двуликим месяцем.
Карточка №2
Задание: Отметь в тексте, какие изменения в неживой природе происходят зимой в феврале.
Февраль – перелом зимы. Ещё порой лютуют морозы. Особенно опасны они после оттепели, когда образуется на снегу ледяная корка – наст. Тогда снег из друга, сохраняющего тепло, становится для многих врагом. Под его непосильной тяжестью ломаются ветви деревьев. Птицы, спящие под сугробами, ранятся, разбивая крепкую корку льда.
Но солнце делает своё дело. Всё выше оно поднимается над землёй. Всё дольше светит на лазурном небе. Всё жарче греет. В тёплые дни появляются первые кучевые облака, да и на крышах домов, на ветвях деревьев вырастают ледяные сосульки – вестницы весны. В феврале, говорят, зима с весной встречаются.
«Вьюги да метели под февраль полетели: бегут по снегу, а следу нету», - так говорит народная мудрость про последний месяц зимы. Как закружатся они в бешеном танце, как закрутят круговерть белую – ничего не видно. В такую погоду погибнуть могут и птица, и зверь, да и человека проберёт мороз до костей. Февральские метели и вьюги заметают тропы и наезженные дороги.
Переменчив февраль - днём слышна капель, ночью мороз щиплет нос. Поэтому его называют двуликим месяцем.
Перелом зимы
Лютуют морозы
Оттепели
Ледяной наст
Ломаются ветви деревьев
Ранятся птицы
Солнце жарче греет и дольше светит
Кучевые облака
Сосульки – вестницы весны
Налетают вьюги и метели
Заметают дороги и тропинки
Усиливается мороз
Опасность для зверей и птиц
Двуликий месяц
Карточка №3
Задание: Составь и поясни поговорки.
Февраль спрашивает как обутый
Февраль – двуликий месяц зиму выдувает
Февраль – месяц лютый, и лютень, и бокогрей
Карточка №3
Задание: Составь и поясни поговорки.
Февраль спрашивает как обутый
Февраль – двуликий месяц зиму выдувает
Февраль – месяц лютый, и лютень, и бокогрей
Карточка №1
Задание: Отгадай ключевое слово.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мужское имя в народной примете 4 февраля - …. –полузимник.
Бежит по снегу,
А снегу нету.
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, верчу,
Знать ничего не хочу.
В белом бархате деревня,
И заборы, и деревья.
А как ветер налетает.
Этот бархат опадает.
Белая вата поплыла куда-то.
Улеглась в поле метель,
Слышна звонкая …
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
На солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт.
|
Т |
И |
М |
О |
Ф |
Е |
Й |
|
|
|
|
П |
О |
З |
Е |
М |
К |
А |
|
|
|
|
|
|
В |
Ь |
Ю |
Г |
А |
|
И |
З |
М |
О |
Р |
О |
З |
Ь |
|
|
|
О |
Б |
Л |
А |
К |
А |
|
|
|
К |
А |
П |
Е |
Л |
Ь |
|
|
|
С |
О |
С |
У |
Л |
Ь |
К |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самоанализ урока
Предлагаемый урок развития речи и биологии дан согласно календарно-тематическому плану для учащихся 6 класса по теме: «Время снега и льда» (сезонные изменения в неживой природе и животном мире в феврале месяце).
Цели урока:
Образовательные:
Обобщение и расширение представлений о зиме и типичных явлениях в природе
последнего зимнего месяца – феврале, о диких животных и птицах Бурятии. Расширение и уточнение, актуализация словаря по теме «Зима. Февраль». Совершенствование синтаксической и лексической сторон речи (составление словосочетаний – существительное и прилагательное, предложений, работа с кроссвордом, текстом, отгадывание загадок, подбор прилагательных к картинкам).
Коррекционно-развивающие:
Повышение речевой мотивации через
- зрительное и слуховое восприятие (просмотр слайдов с зимними пейзажами, фото животных и птиц, прослушивание музыки);
- коррекция памяти и мышления через ответы на вопросы, самостоятельные выводы, правильно сформированную и сформулированную мысль в предложениях (составление словосочетаний со словами разных грамматических категорий);
- обогащение словарного запаса за счет введения новых лексических единиц: уточнение уже известных слов, активизация пассивного словаря учащихся.
Воспитательные:
Воспитание эмоционального отклика на увиденное и услышанное; инициативности, самостоятельности выводов, творческого воображения. Привитие бережного отношения к окружающей природе и ее обитателям, понимания их ценности в жизни.
Тип урока: Изучение нового материала.
Стержневая задача урока – коррекционно-развивающая.
Содержание урока раскрыто путем подбора учебного материала в необходимом объеме.
Структура урока не нарушена, т.к. логически взаимосвязаны все этапы урока новых знаний, построенного с учетом дидактических принципов урока развития речи и биологии.
Знакомство с новым материалом проводилось на достаточном количестве примеров. Объяснение велось аналитико-синтетическим способом, в строго логической последовательности. Т.о., в результате учащиеся пришли к определенному выводу по теме.
Все обучение проводилось методом предметно-практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и было направлено на выработку осмысленных знаний по изучаемой теме, обогащению пассивного словаря учащихся.
Основные методы и приемы, использованные на уроке, служат усвоению содержания темы. Это словесный, наглядно-практический, ИКТ, словарная работа.
Выше названные приемы и методы организации урока создали мотивационную сферу активной деятельности, осознанного отношения к уроку. При этом их деятельность активизировалась за счет своевременного контроля, исправления и поощрения словесных высказываний.
Учитывая то, что все запланированное выполнено, считаем, что урок цели достиг.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Елакшинова Людмила Кононовна
→ ludmila55 26.02.2012 0 6718 1127 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.