Мастер-класс "Использование адаптивной технологии на уроках русского языка как одно из условий успешной социализации детей с ОВЗ"; 7 класс
Использование адаптивной технологии на уроках русского языка как одно из условий успешной социализации школьников с ОВЗ
Филатова Валентина Прокопьевна, учитель русского языка и литературы,
почётный работник образования
МКС(к)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №38 II вида»
г. Новокузнецка
Форма: мастер-класс на городском семинаре
Цель - анализ комплексного подхода в использовании педагогических технологий на уроках, способствующих созданию оптимальных условий для социализации в общество школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
расширить представления участников семинара об адаптивной технологии и её значимости в образовательном процессе коррекционной школы;
рассмотреть приёмы организации самостоятельной работы школьников на разных этапах урока;
дать представление о разноуровневых заданиях, способствующих основным этапам усвоения знаний и самореализации обучающихся;
продемонстрировать приёмы самоконтроля и взаимоконтроля при проверке знаний, умений и навыков:
проанализировать формы работы, преобладающие на уроке при использовании инновационной технологии.
Вступление
Концепция модернизации российского образования определяет одной из приоритетных задач школы — обеспечение успешной социализации ребенка. Современная специальная школа призвана обеспечить развитие учащихся и подготовку их к практической деятельности. Эта важная задача решается через реализацию основных направлений работы по социальной адаптации. Под направлением работы мы понимаем реализуемые в школе комплексы мероприятий, направленные на преодоление недостатков психофизического развития и подготовку детей к самостоятельной деятельности. Могут ли уроки в специальной школе способствовать решению этой задачи? Могут, если в процессе изучения различных предметов ученики овладеют не только определённым кругом знаний и навыков, но и приобретут умения самостоятельно добывать знания, самим находить ответы на вопросы учителя, а затем и выдвигаемые жизнью. Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на: овладении самостоятельной деятельностью, универсальными умениями, компетентностью, самообразованием, самоконтролем в процессе социализации.
Становлению и развитию компетентной в различных видах деятельности личности помогают современные образовательные технологии. (Образовательная технология – это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.)
Традиционная организация обучения не даёт учителю возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащегося, сложно добиваться эффективного контроля, создавать условия для самостоятельной работы, саморазвития и самореализации школьников
Изучение литературы и передового педагогического опыта позволило нам апробировать в своей практике технологии, способствующие созданию оптимальных условий для социализации в общество школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Из многообразия инновационных технологий, применяемых педагогами школы, проектную деятельность мы представим на примере начальной школы, а адаптивную и информационно-коммуникационную технологии – в основной школе. Данные технологии очень тесно перекликаются между собой, а также с личностно-ориентированными технологиями и технологиями развивающего обучения. Все их объединяет создание условий для формирования социально адаптированной личности, способной к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию, на них вырабатывается практика самостоятельного приобретения знаний учащимися и творческого развития детей.
Коротко остановимся на сути адаптивной технологии. Различия традиционного обучения и адаптивной технологии, которые представлены в данной таблице, чётко указывают на преимущества инновационной технологии. Центральное место в ней отводится ученику и его деятельности. На таких уроках работают все. Адаптивная технология воспитывает в учениках высокую работоспособность, способность действовать самостоятельно, что создаёт благоприятные условия для успешной социализации и здоровьесбережения школьников с ОВЗ
Различия традиционного обучения и адаптивной технологии
|
Традиционное обучение |
Адаптивная технология |
Деятельность учащихся |
рецептивный и репродуктивный характер |
рецептивный и продуктивный характер |
Характер деятельности на уроке |
учитель работает со всем классом |
самостоятельная деятельность учащихся, индивидуальная работа учителя |
Формы организации познавательной деятельности |
фронтальные |
групповые парные индивидуальные |
Отработка учебного материала |
для всех учащихся одинаковые задания |
разноуровневые задания: репродуктивные, частично-поисковые, творческие |
Контроль знаний |
контроль учителя |
контроль учителя, самоконтроль взаимоконтроль. |
. Учение становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью: это умение добывать знания с помощью учителя и при чтении обязательной и дополнительной литературы, выполнение заданий различного уровня сложности; устная речь в парах и группах по проблемам; индивидуальная работа с учителем на уроке; контроль знаний в режиме самоконтроля и взаимоконтроля
Рассмотрим виды, формы, приёмы организации самостоятельной деятельности школьников на различных этапах урока в адаптивной технологии.
Организация самостоятельной устной работы.
На традиционном уроке устная проверка домашнего задания, как правило, проводится фронтально. На вопрос учителя отвечает только один ученик, а остальные в работу почти не включены, слушают или делают вид, что слушают.
В адаптивной технологии устная проверка проводится в режиме «взаимоконтроля» статической пары, при котором отвечает половина учащихся, а вторая половина их слушает. Затем роли в паре меняются. Таким образом, учащиеся овладевают приёмами самостоятельной устной работы. Каждый ученик получает возможность на уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, проверять, оценивать, воспринимать содержание речи партнёра, отвечать на вопросы и задавать их. Такая работа даёт положительный воспитательный момент, способствует воспитанию нравственных качеств личности, накапливает опыт социального распределения ролей. ( Видеофрагмент. Работа в парах при взаимопроверке домашнего задания)
Система такой работы обеспечивает регулярное общение неслышащих школьников друг с другом на уроке и значительно повышает их речевую и мыслительную активность, что является приоритетно важным в работе со школьниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В это же время, когда ученики опрашивают друг друга, учитель, переходя от одной пары к другой, следит за диалогами обучающихся и имеет возможность поработать над коррекцией их произношения
Организация самостоятельной деятельности обучающихся при изучении нового материала.
В адаптивной технологии ученик – субъект обучения, он может сам добывать знания. Педагог направляет познавательный процесс, обеспечивая самостоятельную деятельность учащихся.
Известно, что при изучении одной и той же темы во многих случаях можно использовать различные методы и приемы. Все они окажутся эффективными только в том случае, если вызовут напряженную мыслительную работу ученика, направленную на решение познавательных и практических задач.
Объяснение нового материала нужно планировать так, чтобы в него входило как можно больше самостоятельных заданий и дети, подводились к самостоятельным выводам, сознательно усваивали формулировки изучаемых правил и определений.
Рассмотрим пример использования самостоятельной работы учащихся при объяснении нового материала. Представьте себе, что вы – ученики 7 класса.
Тема нашего урока «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
Давайте проведём небольшое исследование и попробуем сами выяснить, когда в суффиксах прилагательных пишется одна буква Н, и когда - две буквы Н.
Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? Почему?
Необходимо требовать от школьников обоснования ответов, приведения доказательств их правильности. Вопросы почему? зачем? для чего? должны занять основное место в системе развития навыков самостоятельности обучающихся.
( Слайд№____ ) туман, станция, болезнь, кожа, мышь, конопля. (Это имена существительные, так как отвечают на вопросы кто? что?)
Выделите окончание и основу слова, подчеркните букву, на которую основа заканчивается. туман, станция, болезнь, кожа, мышь, конопля Назовите слова, основа которых оканчивается на –н (туман, болезнь)
От данных слов образуйте прилагательные при помощи суффиксов, записанных в скобках
туман (-н-) - …, станция (-онн-) - …, болезнь (-енн-) - …, кожа (-ан-) - …, мышь (-ин-) - …, конопля (-ян-) - …: туманный, станционный, болезненный, кожаный, мышиный, конопляный
Выделите в прилагательных суффиксы. В каких суффиксах пишется одна буква Н, а в каких – две Н? (В суффиксах прилагательных –ин-, -ан-(-ян-) пишется одна буква н, в суффиксах –онн-, -енн- - две буквы н)
В каких ещё прилагательных пишется две Н? ( В прилагательных образованных при помощи суффикса –Н- от существительных с основой на –Н: туманный)
Прочитайте правило в учебнике на с.13 2. Совпали наши выводы с правилом? Что нового узнали из правила? (Имеются слова-исключения ( ветреный, оловянный, деревянный, стеклянный), правописание которых надо запомнить.)
Таким образом, выполняя самостоятельную работу, мы, в сущности, уже проделали и осмыслили все действия, необходимые для определения правила о правописании нн в прилагательных.
Закреплять новый материал очень эффективно по алгоритму. (Алгоритм «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»). Главное в работе над алгоритмом – научить учащихся рассуждать, убедить ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий.
Используя данный алгоритм, порассуждайте, сколько н надо писать в слове квалификационная (категория)
Хорошее усвоение нового материала на уроке – это та основа, на которой будет создаваться прочная система знаний учащихся и умение пользоваться этими знаниями на практике.
Организация самостоятельной деятельности обучающихся при отработке учебного материала и осуществление контроля знаний.
Технология адаптивного обучения – разновидность технологии разноуровневого обучения. Поэтому применение разноуровневых заданий в обучении неслышащих школьников весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я».
Уровневые задания с успехом могут быть использованы на разных этапах обучения.
При изучении нового материала
При контроле усвоения знаний, умений и навыков
При проверке знаний.
У неслышащие школьников, как мы знаем, завышенная самооценка своих учебных возможностей. Поэтому подходу оценивания знаний и умений школьников необходимо уделить особое внимание. Ученики должны чётко знать, по каким критериям оценивается каждый уровень и какой оценке он соответствует.
1 уровень – базовый (оценка «3-4»)
|
2 уровень (оценка «4-5»)
|
3 уровень (оценка «5») |
Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение.
|
Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. |
Цель: творческое использование знаний |
Давайте рассмотрим, как работать с уровневыми заданиями при контроле усвоения знаний.
На жёлтой карточке представлены задания трёх уровней. Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними. Каждое задание имеет свою цель и оценивается от 3 до 5 баллов. Сначала ученики выполняют задание первого уровня. Затем приступают к самопроверке, для этого берут у учителя карточку с ответом-ключом (карточка красного цвета). Проверяют, исправляя карандашом допущенные ошибки. В экране ученика (карточка зелёного цвета) указывают, сколько ошибок (0,1,2,3) было допущено в первом задании. И так с каждым упражнением. Если учебные возможности ученика не позволяют ему выполнить какое-то задание, в экране ставится прочерк.
Таким образом, ученик получает возможность в режиме самоконтроля оценить свои знания, умения и чётко, адекватно определить уровень своих учебных возможностей.
Итак, мы рассмотрели применение адаптивной технологии на разных этапах обучения.
Приложение
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
туман (-н-) –
станция (-онн-) –
болезнь (-енн ) –
кожа (-ан-) –
мышь (-ин-) –
конопля (-ян-) -
1. Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? Почему?
2. Выделите окончание и основу слова, подчеркните букву, на которую основа заканчивается.
3. От данных слов образуйте прилагательные при помощи суффиксов, записанных в скобках.
Выделите суффиксы. В каких суффиксах пишется одна буква Н, а в каких – две Н
(В суффиксах прилагательных ____________ пишется одна буква н, в суффиксах_______________- две буквы н)
5.В каких ещё прилагательных пишется две Н?
(В прилагательных образованных при помощи______ от существительных_______ )
6. Прочитайте правило в учебнике на с. 132. Что нового узнали из правила?
Разноуровневые задания
1 уровень. Выпишите из текста прилагательные с н и нн в суффиксах. Объясните графически выбор орфограммы
Матрёшка – это деревянная кукла, похожая на ваньку - встаньку. Изображает она русскую крестьянскую девушку.
Матрёшка в шали серебряного цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто ещё пять матрёшек. Деревенский мастер наградил матрёшек соболиными бровями и рдеющим румянцем. Синие их глаза он прикрыл длинными ресницами. (По К Паустовскому)
2 уровень. Выделенные существительные замените прилагательными с н или нн. Обозначьте условия выбора орфограммы.
Морс из клюквы – клюквЕННый морс. Бюро, которое организует экскурсии.Герой былины. Укус комара. Стол, сделанный из дерева. Кольцо из серебра. Ребёнку дали кашу из пшена. Кашу полили жиром гуся.
3 уровень. Найдите и исправьте в словах ошибки. Составьте три предложения с любыми прилагательными
Оловяный солдатик, ветренный день, комариный укус, карманый фонарик, туманое утро, песчаный берег, хозяйственный человек, картиная галерея, соломеная крыша.
Ключ к 1-му заданию:
ДеревЯННая (искл.) кукла, на письмЕННом столе, стеклЯННая (искл.), соболИНыми бровями, длинНыми (длиНа) ресницами.
Ключ ко 2-му заданию:
ЭкскурсиОННое бюро, былинНый (былиНа) герой, комарИНый укус, деревЯННый (искл.) стол, серебрЯНое кольцо, пшёнНая (пшеНо)каша, гусИНый жир, машинНое (машина) масло
Ключ к 3-му заданию:
ОловЯННый (искл.) солдатик, ветрЕНый (искл.)день, комарИНый укус, карманНый (кармаН) фонарик, туманНое (тумаН) утро, песчАНый берег, хозяйствЕННый человек, картинНая (картиНа) галерея, соломЕННая крыша.
Экран _(Ф.И ученика)_____________
Тема урока |
1уровень |
2уровень |
3уровень |
Не с прилагательными |
0 |
2 |
1 |
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных |
0 |
0 |
_____ |
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных |
|
|
|
|
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Филатова Валентина Прокопьевна
→ filatova1955 22.09.2012 0 8599 1087 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.