Урок-исследование "Умеем ли мы обращаться?" в 6 классе


Государственное казенное образовательное учреждение Ленинградской области для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

«Назийский центр социально - трудовой адаптации и профориентации»














Урок-исследование «Умеем ли мы обращаться?»


в 6 классе







Выполнила Французенко Т.Н.,

учитель русского языка и литературы


















2012 – 2013 учебный год

Цели урока:


  • Повторить и углубить знания учащихся об обращении.

  • Развивать умение использовать обращения в речи, составлять с ними предложения, отличать обращения от подлежащего, выразительно читать предложения с обращением.

  • Формировать коммуникативные компетенции, учебно-познавательные компетенции.

  • Развивать познавательный интерес к урокам русского языка и литературы, культуру речи и общения.

  • Развивать креативные навыки продуктивной деятельности.

  • Воспитывать потребность к речевому совершенствованию.

  • Учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.








Ход урока


  1. Организационный момент. Приветствие. Объявление темы и цели урока


Учитель (вроде бы непреднамеренно):

Максим, ты будешь сегодня хорошо работать? Дима, ты приготовился к уроку? Настя, улыбайся чаще, ведь у тебя красивая улыбка! Анжела, тебе идет новая прическа!


Ну что ж, мои ученики, урок русского языка уже начался. Скажите, к кому я сейчас обращалась? Как называются слова, которые мы произносим с целью привлечения к себе внимания собеседника? (Обращались к Максиму, к Диме, к Насте, к Анжеле, к гостям, к ученикам. Это обращения.)


Вы изучали обращение в 5 классе. Сегодня на уроке мы повторим уже известные вам сведения об обращении: знаки препинания при обращении, распространенное и нераспространенное обращение, вспомним, с какой интонацией произносится обращение, выясним, умеем ли мы обращаться, и будем учиться употреблять обращения в речи.


Запишите в тетрадях число и тему урока.


II. Проблемная ситуация


  1. Беседа с учащимися


Учитель:

Что называется обращением? (Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому мы обращаемся с речью. Обращение бывает распространенным и нераспространенным.)


С какой интонацией произносится обращение? (Обращение произносится с особой – звательной – интонацией: сначала тон повышается, затем – понижается.)


Какие знаки препинания ставятся при обращении? (Обращения выделяются запятыми. Это знаки выделения. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.)


Прочтите предложения, написанные на доске:

  1. Принеси мяч!

  2. Поставьте в дневник оценку.

  3. Ты решила этот пример?

  4. Дайте мне интересную книгу.


В каких ситуациях общения они произнесены?

(В спортзале или на игровой площадке, в классе, в библиотеке.)


В этих предложениях есть обращения? (Нет.)


А есть ли необходимость включить обращения в предложения?

Или можно обойтись без них? (Варианты ответов:

  • Можно не включать обращения, и так все ясно.

  • Обращение необходимо, чтобы было понятно, к кому мы обращаемся.

  • Без лишних слов понятно, к кому мы обращаемся, мы ведь смотрим на этого человека.)



III. Формулирование проблемы


Учитель:

Итак, мнения разделились. Одни из вас считают, что если мы к кому-либо обращаемся, то обращение необходимо. Другие полагают, что можно обойтись без лишних слов. Формулируем проблему: «Как надо обращаться?»


IV. Поиск решения проблемы


  1. Редактирование предложений


Учитель:

Отредактируйте эти неуклюжие, грубоватые предложения. Включите обращения в предложения. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. (Один ученик работает у доски. Остальные – в тетрадях.)


Проверим задание. Прочтем предложения.


Ученик читает предложения:

  1. Артем! Принеси мяч!

  2. Поставьте в дневник оценку, Мария Петровна.

  3. Ты, Света, решила этот пример?

  4. Ольга Александровна, дайте мне интересную книгу.


Учитель:

Является ли обращение членом предложения? (Нет. Мы употребляем при нем знаки выделения.)

Учитель:

Прочтите еще раз предложения без обращений.


В чем недостаток этих реплик? (Они неучтивы, невежливы.)


Подумайте, какие предложения благозвучнее: с обращениями или без обращений. (Конечно, с обращениями.)


Сделайте вывод, нужны ли обращения в предложениях. (Да, нужны.)



Учитель:

Предложения без обращений произнес ученик, который не знает одной очень важной темы грамматики: «Употребление обращений». А ведь обращение – вещь тонкая, связанная с нашей общей культурой, воспитанием, образованием, и характеризует оно не столько того, к кому мы обращаемся (адресата), сколько нас самих.


Обращением можно передать ласку, заботу, доброжелательность, злость, недовольство.





V. Формирование новых знаний


  1. Анализ фрагментов писем А.С. Пушкина брату, сестре, жене


Учитель:

Найдите во фрагментах из писем А.С. Пушкина обращения, выделите их запятыми. Составьте схемы предложений с обращениями. Подумайте, как относится автор письма к адресату.


(Каждый ученик получает фрагмент текста. Работают самостоятельно, затем проверяют задание.)


1). А.С. Пушкин – брату Л.С. Пушкину.

1. Душа моя, что за прелесть бабушкин кот!

2. Если б ты был у меня под рукой, моя прелесть, то я бы тебе уши выдрал.

3. Благодарю тебя, мой ангел, за письмо.

4. Благоразумный Левинька! Благодарю за письмо.

5. Мне хочется, душа моя, написать тебе целый роман.

6. Милый брат, я виноват перед твоею дружбою, постараюсь загладить вину мою длинным письмом.


Учитель:

Назовите распространенные обращения. Как изменились бы предложения, если бы в них не было обращений? (Предложения без обращений стали бы грубоватыми.)


2). А.С. Пушкин – сестре О.С. Пушкиной.

1. Милая Оля, благодарю за письмо, ты очень мила, и я тебя очень люблю, хоть этому ты и не веришь.

2. Милый друг, думаю, что ты уже приехала.


3). А.С. Пушкин – жене Н.Н. Пушкиной.

1. Вот что меня тревожит, мой ангел.

2. Ангел мой женка! Сейчас получил я твое письмо.

3.Душка моя, посылаю тебе два письма.


Учитель:

Что можно сказать об авторе этих строк как о человеке и художнике? (Пушкин учитывает возраст, степень близости с адресатом, разрешает себе иногда шутку, юмор.)


Молодцы! Все, кто правильно выполнили это задание, поставьте плюс на полях тетради.


VI. Эксперимент


  1. Устное составление предложений с обращениями


Учитель:

А вы, ребята, умеете обращаться? Обратитесь друг к другу, не забывая при этом об обращениях.

(Ребята обращаются друг к другу.)


Молодцы! Каждый, кто придумал предложение, поставьте плюс на полях тетради.


Я заметила, что одни из вас легко говорят «вежливые» слова, а другие слегка смущаются. Не надо стесняться быть хорошими!


Чтобы вас понимали и принимали, включайте в свою речь любимые слова вежливых людей: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, простите, извините.



  1. Чтение и определение основной мысли текста


Учитель:

Прочитайте текст, записанный на доске, вставьте обращения. Расставьте знаки препинания.


Какова главная мысль текста? (Чтобы быть здоровыми, надо пользоваться словами-лекарствами.)


Назовите «вежливые» слова. На ваш взгляд, являются ли «вежливые» слова членами предложения? Почему? (Не являются, потому что они, как и обращения, тоже выделяются запятыми.)


Подберите предложения к указанным схемам.


  1. Диктант «Проверяю себя»


Учитель диктует:

Ласковое обращение радует собеседника.




4. Самопроверка


Учитель:

Объясните правописание орфограмм в словах «ласковое», «радует», «собеседника».


Те ребята, которые не допустили ошибок, поставьте плюс на полях тетради.


5. Синтаксический разбор записанного предложения (Ученик работает у доски, а остальные в тетрадях.)



VII. Творчество


Учитель:

Как вы думаете, обращаться можно только к людям? (Нет, «к звездам или птицам можно смело обратиться».)


Если мы обращаемся к природе или к предметам, то наделяем их способностью чувствовать, думать, страдать, то есть относимся к ним так, как к живому лицу. Обращения к неодушевленным предметам называются обращениями-олицетворениями.


  1. Словарная работа


Учитель:

Запишите термин «олицетворение». Найдите корни в этом слове. (Олицетворение: корни «лиц» и «твор».)


Олицетворение наделение неодушевленных предметов живыми качествами.

Учитель:

Обращение к неодушевленным предметам делает нашу речь поэтичной!


  1. Творческая работа

Учитель:

Составьте предложения с обращениями-олицетворениями. Обратитесь к осени, которая наступила; к осенним листьям; к дождю, который идет каждый день. (Ученики составляют предложения.)


Молодцы! Вы составили очень красивые, поэтичные предложения, поставьте плюс на полях тетради.

3. Анализ фрагментов стихотворений

Учитель:

Выпишите обращения-олицетворения из следующих фрагментов стихотворений:


  • Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса! (А.С. Пушкин.)


  • Ходит осень по полянам…

Что ты, осень, принесла нам?


  • Листик, листик вырезной!

Был зеленым ты весной,

А теперь оранжевый.


(Ученики самостоятельно выписывают обращения. Затем осуществляется проверка. Выполнившие задания правильно, ставят плюс в тетрадях.)


  1. Домашнее задание


Учитель:

Напишите сочинение об осени. Может быть, вы обратитесь в сочинении к дождю, к осенним цветам, к грибам, которые вы собираете в осеннем лесу, к осенним листьям.


VIII. Рефлексия


Учитель:

Дорогие ребята! Скажите, нужны ли обращения в речи? Или можно обойтись без них, заменив их жестами, мимикой?

(Примерные ответы:

  • Обращения нужны, так как, обращаясь к кому-либо, неприлично не называть собеседника по имени. Так можно обидеть человека.

  • Обращения помогают общению.)


Учитель:

Вы правы, ребята! Обращения нужны, ведь они устанавливают связь между говорящим и его собеседником. «Всем нам при общении поможет обращение!», но помните, что неудачное обращение может насторожить, удивить, даже обидеть. Употребление грубых обращений приводит к коммуникативным неудачам.


Оцените, как вы сегодня работали. Поставьте себе оценку за работу на уроке на полях тетради. Все ребята, которые работали сегодня у доски, поставьте плюс на полях тетради. А теперь каждый из вас, дорогие мои ученики, пусть сосчитает, сколько же плюсов заработал он на уроке? Те ребята, которые получили пять и более плюсов, могут поставить себе оценку «пять». А остальные поставьте оценку «четыре». Молодцы, дорогие ребята!


Итак, дети, вы убедились, что общение нуждается в обращении. Пусть нашим девизом станут слова: «Долой общение без обращений!».


Закончим наш урок синквейном об обращении:


Обращение.

Вежливое, доброе.

Привлекает, называет, радует.

Оживило наше приятное общение.

Счастье!




Список литературы

  1. Полное собрание сочинений А.С. Пушкина в десяти томах. – «Наука», 1977.















Полный текст материала Урок-исследование "Умеем ли мы обращаться?" в 6 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Французенко Татьяна Николаевна  tatianafrants
17.12.2012 0 4467 827

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК