Рабочая программа по русскому языку; 8 класс
Данная рабочая программа учебного курса письмо и развитие речи в 8 классе разработана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В Воронковой.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса письмо и развитие речи в 8 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./М.: «Владос», 2000) и учебником русского языка для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской (М.: «Просвещение», 2013).
Программа по русскому языку в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников.
1-уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований;
2,3-й уровень предусматривает уменьшенный объём обязательных умений.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5-го и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем. Так же концентрически располагается программный материал по темам «Предложение», «Текст», «Связная речь с элементами творчества».
Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других видов речи, расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики на уроках русского языка и чтения позволяет преодолеть характерный для учащихся речевой негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи, приблизить их к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.
Основное описание курса
ЦЕЛЬ:
Развивать знания, умения и навыки по письму и развитию речи, необходимые учащимся для дальнейшей жизни и профессионального обучения.
ЗАДАЧИ:
образовательная
- формирование достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изученных орфограмм, находить способы решения орфографических задач, в часто встречающихся словах;
коррекционно-развивающая
- максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитательная
- воспитание у учащихся интереса к родному языку, формирование нравственных качеств, целенаправленности, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, навыков контроля и самоконтроля.
В процессе изучения предмета происходит коррекция высших психических функций учащихся с целью более успешного умственного и речевого развития. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. В процессе практических упражнений формируются навыки правописания, словообразования в объеме, необходимом для выработки навыков устной и письменной речи, построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Продолжается обучение навыкам делового письма, учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении документов.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 136 часов (по 4 часа) в неделю, в том числе: развития речи – 6 часов, диктантов и контрольных работ -5, словарных диктантов -1 раз в четверть, самостоятельные работы проводятся после каждой изученной темы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Овладение обучающихся универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Личностный результат УУД
- самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
- (понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации)
- смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и "незнания")
- (достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью)
- морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
(осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию)
Метапредметный результат УУД
Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)
- Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные
- работа с информацией
- работа с учебными моделями
- использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций:
- сравнения,
- анализа,
- обобщения,
- классификации,
- установления аналогий
- подведения под понятие
Коммуникативные
- речевая деятельность (применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
- навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)
- владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения)
Предметные результаты УУД
- освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и пунктуация)
- знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения)
- уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения
- знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным
- знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний
- умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей
- чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров ( художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий; деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.)
Содержание программы.
- Повторение
- Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в про¬стом и сложном предложениях. Простое предложение с однородны¬ми членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
- Состав слова
- Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.
- Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.
- Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
- Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере- ,единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
- Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
- Части речи
- Имя существительное
- Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.
- Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
- Имя прилагательное
- Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье их склонение и правописание.
- Личные местоимения
- Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
- Род местоимений 3-го лица единственного числа.
- Глагол
- Значение глагола.
- Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.
- Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
- Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).
- Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
- Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся.
- Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
- Предложение
- Простое предложение. Предложения распространенные и нерас¬пространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
- Обращение. Знаки препинания при обращении.
- Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
- Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
- Сравнение простых предложений с однородными членами, со¬единенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
- Сложные предложения со словами который, когда, где, что, что¬бы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
- Связная речь
- Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
- Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
- Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, Практической деятельности, на основе имеющихся знаний.
- Повторение пройденного за год
Планируемые результаты
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления о (об):
- главных и второстепенных членах предложения;
- распространенных и нераспространенных предложениях;
- однородных членах предложения без союзов и с союзами;
- знаках препинания;
- сложных предложениях;
- составе слова;
- способах проверки написания гласных и согласных в корне слова;
- частях речи (имени существительном, имени прилагательном);
- обращении, знаках препинания при обращении;
- изложении, составлении рассказа, сочинении, деловом письме.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:
1-й уровень.
- Писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (45-50 слов).
- Находить способ решения орфографических задач в часто встречающихся словах.
- Подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы.
- Участвовать в составлении плана к тексту.
- Восстанавливать текст по опорным словам, словосочетаниям.
- Писать и правильно оформлять поздравительную открытку.
2-уровень.
- Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом.
- Решать орфографические задачи с помощью вопроса.
- Подбирать однокоренные слова с помощью вопроса.
- Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя.
- Участвовать в составлении поздравительной открытки.
Учебно – методическая литература:
- Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. «Русский язык., 8 класс», учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва., «Просвещение».,2009 г.-287
- Н.М.Барская. Л.А.Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1992 г.
- Б.Б. Белянский. Г.С. Купцова. «Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1993 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Агафонова Наталья Васильевна
→ natalia-aagafonova 20.05.2018 0 8716 1044 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.