Конспект внеклассного мероприятия "Знатоки русского языка"; 5 - 9 классы
Общешкольное внеклассное мероприятие среди обучающихся 5-9 классов
«Знатоки русского языка»
Подготовила:
учитель русского языка и чтения
ГОКУ С(К)Ш №33 г.Братска
Рыкова Ольга Анатольевна
Цели:
-повышение интереса к изучению русского языка;
- формирование познавательной активности;
- расширение кругозора, образовательного пространства;
- развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся с ОВЗ;
- формирование высших психических функций учащихся с ОВЗ.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (в актовом зале собираются 5-9 классы)
1.Ведущий.
Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые педагоги!
Сегодня мы собрались, чтобы провести конкурс знатоков русского языка.
Вам будет предоставлена возможность проверить свои знания по русскому языку и приобрести новые.
Родной язык
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно - певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
2. Ведущий.
Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
1. Ведущий.
Александр Сергеевич Пушкин бережно, с любовью относился к русскому языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
2.Ведущий.
Дорогие наши дети,
Вас обрадовать спешу,
пригласили нас всех в гости.
- А куда? - Сейчас скажу.
В стране грамматики сейчас
Начнётся праздник славный:
Конкурс для грамотных ребят.
И нас туда позвали.
1.Ведущий.
Должны вы знанья показать,
С любым заданьем справиться,
В беде друг друга выручать,
Только быстро отвечать.
Сильнейший в бою победит.
Грамматика вас наградит.
Итак, наш конкурс посвящен русскому языку.
2.Ведущий.
Ребята, а для чего учить русский язык?
Посмотрите, какие истории случаются с теми, кто в школе плохо учил русский язык.
Просмотр киножурнала «Ералаш» выпуск 252.
1.Ведущий.
Приглашаем представителей от каждого класса получить задания. Для выполнения заданий вы пройдёте в свои классы. Время для выполнения 20 минут. После выполнения возвращаетесь в зал.
2.Ведущий.
Оценивать ваши работы будет жюри. Представляем членов жюри.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ
(смотреть приложение)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Классы сдают выполненные работы в жюри.
Во время проверки работ и подписания Грамот проводится работа с залом.
1.Ведущий.
Дорогие друзья! Я надеюсь, что конкурс доставил вам удовольствие. Пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем.
2.Ведущий.
1. Подбери противоположные по смыслу слова:
Радость – … (грусть), трусость – … (храбрость), ночь – … (день), жизнь – … (смерть), старость – …(молодость).
2. Подбери слова, которые находятся в отношении последовательности:
Май – … (июнь), утро – … (день), воскресенье – … (понедельник).
3. Назови ласково:
Катя – ... (Катенька), Сережа – ...(Сереженька), Саша – ...(Сашенька), Костя ...(Костенька).
4.Догадайтесь, о чём идёт речь:
1) Он красен платежом (долг).
2) Разлетаются при заготовке дров в лесу (щепки).
3) Праздник, не являющийся круглогодичным для кота (масленица).
4) Приходит во время еды (аппетит).
5) Специалистка по поиску грязи (свинья).
6) Не укусишь. Не смотря на близость местонахождения (локоть)
7) Без труда из водоема не вытащишь (рыбка)
8) Дорога к обеду (ложка).
9) По нему провожают (ум)
10) Тихое место обитания нечистой силы (омут).
11) Птица, на которую похоже вылетевшее слово (воробей).
12) Он не приходиться товарищем свинье (гусь).
13) Если своя, то не тянет (ноша).
14) Какая птица предпочтительнее летающего по небу журавля, если она в руке (синица).
15) Его невозможно накинуть на всякий роток (платок).
16) Порядковый номер блина, получившийся комом (первый).
17) Всему голова (хлеб).
18) Куда не рекомендуется ходить со своим уставом (в чужой монастырь).
19) У них нет товарищей (вкус и цвет).
20) Он спит, а служба идет (солдат).
21) Путеводитель до Киева (язык).
22) Им нельзя испортить кашу (масло).
23) Головной убор, который указывает на нечестного гражданина (шапка)
24) Единица счета по осени (цыплята).
25) Чужой, куда бросают камни (огород).
26) Мать ученья среднего рода (повторенье).
27) Знающий свой шесток (сверчок).
28) Любитель кататься в масле (сыр).
29) То, что хвалит каждый кулик, если оно свое (болото).
30) Они падают близко от дерева, на котором росли (яблоки).
1.Ведущий.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
2.Ведущий.
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово –
Выучи русский язык!
Грамоты вручаются за 1, 2, 3 места, а также по номинациям конкурсов.
Приложение для жюри
Задания для 5-6 классов
-
Конкурс пословиц
Задача - верно собрать пословицы, соединить начало пословицы с ее окончанием.
1) Делу время - потехе час.
2) Кошке игрушки, а мышке слёзы.
3) Голова умная, только дураку досталась.
4) Одежда лучше новая, а друг старый.
5) Сам пропадай, а друга выручай.
6) С кем поведешься – от того и наберешься.
-
Конкурс загадок
- Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)
- Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)
- На овчарку он похож.
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
- Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила.(гроза)
- Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (ноги)
- Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)
- И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (иней)
-
Конкурс «Краткость – сестра таланта»
Вы хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы. Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно их послушайте и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.
-Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (Выйти сухим из воды).
-Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. (Вывести на чистую воду)
-
Конкурс «Ребусы»
-
Конкурс «Смекалка»
Что у цапли впереди, а зайца позади? _____Ц_______________________________________
Что общего у дня и ночи? ____________Ь__________________________________________
В каком слове 7 гласных Я ? ________семья_______________________________________
-
Конкурс «Составь слово»
К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.
вол рак
приз овод
сено рис
кипа вал
сад окно
Задания для 7-9 классов
-
Конкурс пословиц
Задача команд – по «перевертышам» узнать пословицу.
1) У смелости затылок мал (У страха глаза велики).
2) На милиционере валенки мокнут (На воре шапка горит).
3) Курица кабану подружка (Гусь свинье не товарищ).
4) Чужие ботинки дальше ног (Своя рубашка ближе к телу).
5) Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь).
6) Борщ соусом поправить (Кашу маслом не испортишь).
-
Конкурс загадок
Отгадать профессию, где появился данный фразеологизм.
-
Стричь под одну гребенку. — Парикмахер.
-
На живую нитку. — Портной,
-
Сложить оружие. — Военный.
-
Брать на прицел. — Охотник.
-
Закидывать удочку. — Рыбак.
-
В час по чайной ложке. — Врач.
-
Играть первую скрипку. — Музыкант.
-
Петь с чужого голоса. — Певец.
-
Открывать Америку. — Путешественник.
-
Ждать у моря погоды. — Рыбак.
-
Попасть в ловушку. — Охотник.
-
Закусить удила. — Конюх.
-
Сгущать краски. — Художник.
-
Ход конем. — Шахматист.
-
С больной головы на здоровую. — Врач.
-
Конкурс «Краткость – сестра таланта»
Вы хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы. Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно их послушайте и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.
-Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)
- Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. (Спать без задних ног)
4.Конкурс «Ребусы»
5.Конкурс «Смекалка»
Что находится между горой и оврагом? _________и ________________________________
Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?__Имя__
Какую часть слова можно найти в земле?__________________Корень__________________
Какие сто букв могут остановить движение транспорта?______Сто П__________________
-
Конкурс «Составь слово»
К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.
вол рак
приз овод
сено рис
кипа вал
сад окно
Приложение для обучающихся
Задания для 5-6 классов
-
Конкурс пословиц
Задача - верно собрать пословицы, соединить начало пословицы с ее окончанием.
Делу время |
от того и наберешься. |
Кошке игрушки |
а друг старый. |
Голова умная, |
а мышке слёзы |
Одежда лучше новая, |
только дураку досталась |
Сам пропадай, |
потехе час |
С кем поведешься – |
а друга выручай. |
-
Конкурс загадок
- Никого она не обижает, а все её толкают.
- Закутан ребенок в сто пеленок.
- На овчарку он похож.
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
- Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила.
- Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
- Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло.
- И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
-
Конкурс «Краткость – сестра таланта»
Вы хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы. Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно их послушайте и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.
- Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом?
-Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем.
4.Конкурс «Ребусы»
5.Конкурс «Смекалка»
Что у цапли впереди, а зайца позади? ___________________________________________
Что общего у дня и ночи? _____________________________________________________
В каком слове 7 гласных Я ? ______________________________________________
6.Конкурс «Составь слово»
К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.
вол рак
приз овод
сено рис
кипа вал
сад окно
Задания для 7-9 классов
1. Конкурс пословиц
Задача команд – по «перевертышам» узнать пословицу.
1) У смелости затылок мал.
2) На милиционере валенки мокнут .
3) Курица кабану подружка.
4) Чужие ботинки дальше ног.
5) Ниже пяток не опустишься.
6) Борщ соусом поправить.
2.Конкурс загадок
Отгадать профессию, где появился данный фразеологизм.
-
Стричь под одну гребенку.
-
На живую нитку.
-
Сложить оружие.
-
Брать на прицел.
-
Закидывать удочку.
-
В час по чайной ложке.
-
Играть первую скрипку.
-
Петь с чужого голоса.
-
Открывать Америку.
-
Ждать у моря погоды.
-
Попасть в ловушку.
-
Закусить удила.
-
Сгущать краски.
-
Ход конем.
-
С больной головы на здоровую.
3.Конкурс «Краткость – сестра таланта»
Вы хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы. Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно их послушайте и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.
-Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)
- Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. (Спать без задних ног)
4.Конкурс «Ребусы»
5.Конкурс «Смекалка»
Что находится между горой и оврагом? ___________________________________________
Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?_______
Какую часть слова можно найти в земле?__________________________________________
Какие сто букв могут остановить движение транспорта?_____________________________
6.Конкурс «Составь слово»
К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.
вол рак
приз овод
сено рис
кипа вал
сад окно
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рыкова Ольга Анатольевна
→ Публикатор 26.09.2021 0 1841 224 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.