Создание
проблемной ситуации
|
- Недавно
я подслушала 2 разговора мальчиков и
записала их. Какой из диалогов вам
понравится больше?
- Какой
же диалог кажется вам более интересным
и достойным подражания?
Почему?
(Беседа)
- Я
утверждаю,
что этот мальчик болен, но не обычной
болезнью, а речевой, таких
больных очень много и чаще всего они
даже не подозревают о своих болезнях.
Например, некоторые ученики у меня
даже в 9 классе до такой степени
запустили свои речевые болезни, что
они уже превратились в хронические,
постоянные и излечению просто не
поддаются. А любую болезнь надо лечить
вовремя, в зародыше губить. А вы, ребята,
болеете речевыми болезнями? Какими?
Мало знаем о речевых заболеваниях.
(Учитель
надевает медицинский халат)
- Поэтому
сегодня мы проведём урок в Медицинской
академии, чтобы...
Итак,
наша цель - узнать, какие речевые
болезни существуют и научиться лечить
их. Как это сделать?
Поставить
точный диагноз (Это очень важно, ведь
представьте, что вместо того, чтоб
лечить больной зуб, вам ампутируют
ухо!).
Назначить
правильное лечение.
(Запись
даты и темы.)
|
Читают
по ролям диалоги.
1.
Я
встретил одного приятеля. Давно не
виделся с ним!
Как
живёшь? - спрашиваю.
Нормально,
- отвечает.
А
с учёбой как?
Нормально.
Ты,
говорят, болел... Теперь все в порядке?
Нормально.
Хорошо,
значит?
Ну,
я же говорю - нормально.
Странно
ты говоришь...
Почему?
Нормально.
Ты
считаешь - нормально?
Нормально.
«Да-а,
- грустно подумал я, простившись с
приятелем. - Странно... А ведь когда-то
был вполне
нормальный человек!»
2.
Я встретил приятеля, которого давно
не видел.
Привет!
Добрый
день! Давно не виделись. Как поживаешь?
Великолепно!
Отличное здоровье, занимаюсь спортом,
добросовестно учусь, радую родителей!
А как твои дела?
Моя
жизнь в полосочку: вчера «5» получил,
а сегодня понадеялся, что не спросят,
и не выучил правило по русскому. В
результате «2».
-
Да, брат, сочувствую. У меня как-то раз
такая же ситуация была. С тех пор понял,
что вместо того, чтобы дрожать каждый
раз «спросят - не спросят», а потом
маму и папу волновать,
лучше всегда добросовестно уроки
делать.
-Да,
я с тобой согласен: когда всё, что
задали, знаешь, даже уважать себя
начинаешь.
Ты
извини, у меня через 5 минут тренировка
начинается, я не должен опаздывать.
Очень хотел бы продолжить нашу беседу.
Я
тоже буду рад встретиться. Жду тебя
в выходной в гости.
Непременно
приду.
|
Логические действия
(П),
осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания (П),
извлечение
необходимой информации (П),
учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками (К),
подведение под
понятие (П)
подведение под
понятие (П),
постановка и
решение проблем (П),
самоопределение
(Л)
|
Самостоя-тельная
работа учащихся
|
Я
хотела
читать вам сегодня лекцию о речевых
болезнях, но вы
умницы и вполне можете мне во всём
помочь.
У меня рассыпались лекции, в которых
под цифрами записаны диагнозы,
а под буквами - примеры болезней. Вам
предстоит их соединить,
найти соответствия и записать, например
1б, 2а, 3в на доске и в тетради.
1.
Неоправданные повторы слов
|
В) На
Данко смотрело множество глаз,
и Данко поднял над собой сердце.
Данко пошёл впереди всех.
|
2.
Тавтология (повтор одного и того же
слова
|
А)
Машины облегчают трудоёмкий труд
рабочих.
|
3.
Неграмотное употребление местоимений.
|
Б)
И барыня на собачку так
разозлилась, что она её чуть-чуть
не укусила.
Ейный
слуга, он выгнал дворнягу.
|
Сейчас группы по
очереди объяснят, почему они так
решили, а 4-я группа будет исправлять,
если заметит неточности.
-Диагноз
мы поставили. А сейчас будем выяснять,
как лечить болезни, т.е. исправлять
ошибки. Я уверена, что и эту работу вы
интуитивно сможете сделать, ведь для
нас это родной язык.
|
Самостоятельная
работа в группах, проверка,
фиксирование способов лечения
Диагнозы
записываются в тетрадь
|
Учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками (К),
подведение под
понятие (П),
постановка и
решение проблем (П),
самоопределение
(Л)
осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания (П)
игровой момент
(К)
коррекция (Р)
|
Физкульт-
минутка
|
Чтоб
нам не заболеть от перегрузок на уроке,
к нам пришли доктора, чтоб
полечить нас лекарством, которое
называется «Оживлялки, прогонялки
утомилок»:
Окулист
советует нам вращать глазами по часовой
стрелке и против, поднять глаза
вверх-вниз, приближать и отдалять
пальчик. Отоларинголог
предлагает помассировать уши, при
этом цокая языком, как лошадка, чтобы
активизировать все активные точки и
все наши органы
активно заработают. Ещё он рекомендует
сделать колечко языком, с
усилием попытавшись достать горло.
Терапевт
рекомендует потренировать затёкшие,
уставшие мышцы на счёт I
-2 на талию, 3-4 на плечи, 5-6 вверх,
потянуться, 7-8 хлопаем в ладоши.
|
Делают упражнения.
|
|
Самостоя-тельная
работа учащихся
|
Ребята,
чему мы уже научились с вами?
А
сейчас я предлагаю вам попробовать
самим, как настоящим докторам, вести
приём больных, Справитесь? Попробуем.
К вам на приём придут больные,
а вы ставите диагноз и лечите, исправляете
речь, всё это письменно
в тетрадочке.
больной:
Мы приехали в Кисловодск, походили
по местной местности.
больной:
В рассказе "Том Сойер" рассказывается
про мальчика, у которого умерли
родители, и его удочерила его тетя.
3
больной: Герой
вышел на дуэль в панталонах. Они
разошлись, и раздался
выстрел.
|
Самостоятельная
работа, проверка (исправленный вариант
зачитывают
все группы по очереди - обращают
внимание на ошибки друг друга),
выставление самооценок: 1) «5»-все 3
диагноза поставлены верно, 2)
все остальные оценки ставим, вычитая
из «5» количество ошибок,
количество неправильно исправленных
предложений
|
Учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками (К),
подведение под
понятие (П),
постановка и
решение проблем (П),
самоопределение
(Л)
осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания (П)
извлечение
необходимой информации из текста (П)
выполнение действий
по алгоритму (П)
коррекция
(Р)
|
Информация о
домашнем задании.
|
отредактировать
предложенный текст (Птенец
выпал
из гнезда, собака бросилась к нему, а
мать бросилась защищать его. Защита
была удачной. Она отскочила.), б)
взять собственную тетрадь для развития
речи и исправить свои речевые болезни,
в) составить и записать
диалог «На приёме у врача», внимательно
отредактировав его.
|
Запись домашнего
задания
|
Дифференцированные
задания (П, Л)
|