Конспект урока русского языка "Речевые ошибки: лексические повторы, тавтология, неграмотное употребление местоимений"; 5 класс


МБОУ СОШ № 25 г. Кирова






















РАЗРАБОТКА УРОКА

по русскому языку

«Речевые ошибки: лексические повторы, тавтология, неграмотное употребление местоимений»

5 класс












Подоплелова Наталья Сергеевна,


учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории









Киров – 2023



Технологическая карта урока

Класс: 5

Тема урока Речевые ошибки: лексические повторы, тавтология, неграмотное употребление местоимений.

Тип урока: развитие речи.

Цели

  1. Формировать речевую компетентность, навык редактирования; учить различать речевые ошибки, грамотно их исправлять.

  2. Развивать аналитичность мышления;

  3. Культивировать бережное отношение к языку.

Планируемый результат

Предметные умения

избегание в речи неоправданных повторов; навыки редактирования текста

Формировать УУД:

Личностные УУД

  • Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей

Регулятивные УУД

  • Способность уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

  • Умение соотносить свои действия с планируемым результатом

Коммуникативные УУД

  • Создавать текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

  • Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

  • Владение устной и письменной речью.

Познавательные УУД

  • Способность перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

Основные понятия: речевые ошибки: лексические повторы, тавтология

Межпредметные связи: литература, культура речи

Ресурсы: раздаточный материал, медицинский халат

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа

Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Орг. момент

Проверка готовности к уроку. Объявление темы, целей и задач урока, обеспечение мотивации.

Готовность к уроку, к активной деятельности.

Самоопределение (Л), смыслообразование (Л)

Создание проблемной ситуации

- Недавно я подслушала 2 разговора мальчиков и записала их. Какой из диалогов вам понравится больше?

- Какой же диалог кажется вам более интересным и достойным подражания?
Почему? (Беседа)

- Я утверждаю, что этот мальчик болен, но не обычной болезнью, а речевой, таких больных очень много и чаще всего они даже не подозревают о своих болезнях. Например, некоторые ученики у меня даже в 9 классе до такой степени запустили свои речевые болезни, что они уже превратились в хронические, постоянные и излечению просто не поддаются. А любую болезнь надо лечить вовремя, в зародыше губить. А вы, ребята, болеете речевыми болезнями? Какими? Мало знаем о речевых заболеваниях. (Учитель надевает медицинский халат)

- Поэтому сегодня мы проведём урок в Медицинской академии, чтобы...
Итак, наша цель - узнать, какие речевые болезни существуют и научиться лечить их. Как это сделать?

  • Поставить точный диагноз (Это очень важно, ведь представьте, что вместо того, чтоб лечить больной зуб, вам ампутируют ухо!).

  • Назначить правильное лечение.

(Запись даты и темы.)


Читают по ролям диалоги.

1. Я встретил одного приятеля. Давно не виделся с ним!

  • Как живёшь? - спрашиваю.

  • Нормально, - отвечает.

  • А с учёбой как?

  • Нормально.

  • Ты, говорят, болел... Теперь все в порядке?

  • Нормально.

  • Хорошо, значит?

  • Ну, я же говорю - нормально.

  • Странно ты говоришь...

  • Почему? Нормально.

  • Ты считаешь - нормально?

  • Нормально.

«Да-а, - грустно подумал я, простившись с приятелем. - Странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»

2. Я встретил приятеля, которого давно не видел.

  • Привет!

  • Добрый день! Давно не виделись. Как поживаешь?

  • Великолепно! Отличное здоровье, занимаюсь спортом, добросовестно учусь, радую родителей! А как твои дела?

  • Моя жизнь в полосочку: вчера «5» получил, а сегодня понадеялся, что не спросят, и не выучил правило по русскому. В результате «2».

- Да, брат, сочувствую. У меня как-то раз такая же ситуация была. С тех пор понял, что вместо того, чтобы дрожать каждый раз «спросят - не спросят», а потом маму и папу волновать, лучше всегда добросовестно уроки делать.

-Да, я с тобой согласен: когда всё, что задали, знаешь, даже уважать себя начинаешь.

  • Ты извини, у меня через 5 минут тренировка начинается, я не должен опаздывать. Очень хотел бы продолжить нашу беседу.

  • Я тоже буду рад встретиться. Жду тебя в выходной в гости.

Непременно приду.

Логические действия (П),

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П),

извлечение необходимой информации (П),

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),

подведение под понятие (П)

подведение под понятие (П),

постановка и решение проблем (П),

самоопределение (Л)


Самостоя-тельная работа учащихся

Я хотела читать вам сегодня лекцию о речевых болезнях, но вы умницы и вполне можете мне во всём помочь. У меня рассыпались лекции, в которых под цифрами записаны диагнозы, а под буквами - примеры болезней. Вам предстоит их соединить, найти соответствия и записать, например 1б, 2а, 3в на доске и в тетради.

1. Неоправданные повторы слов

В) На Данко смотрело множество глаз, и Данко поднял над собой сердце. Данко пошёл впереди всех.

2. Тавтология (повтор одного и того же слова

А) Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.

3. Неграмотное употребление местоимений.

Б) И барыня на собачку так разозлилась, что она её чуть-чуть не укусила.

Ейный слуга, он выгнал дворнягу.

Сейчас группы по очереди объяснят, почему они так решили, а 4-я группа будет исправлять, если заметит неточности.

-Диагноз мы поставили. А сейчас будем выяснять, как лечить болезни, т.е. исправлять ошибки. Я уверена, что и эту работу вы интуитивно сможете сделать, ведь для нас это родной язык.

Самостоятельная работа в группах, проверка, фиксирование способов лечения

Диагнозы записываются в тетрадь


Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),

подведение под понятие (П),

постановка и решение проблем (П),

самоопределение (Л)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

игровой момент (К)

коррекция (Р)

Физкульт-

минутка

Чтоб нам не заболеть от перегрузок на уроке, к нам пришли доктора, чтоб полечить нас лекарством, которое называется «Оживлялки, прогонялки утомилок»:

Окулист советует нам вращать глазами по часовой стрелке и против, поднять глаза вверх-вниз, приближать и отдалять пальчик. Отоларинголог предлагает помассировать уши, при этом цокая языком, как лошадка, чтобы активизировать все активные точки и все наши органы активно заработают. Ещё он рекомендует сделать колечко языком, с усилием попытавшись достать горло.

Терапевт рекомендует потренировать затёкшие, уставшие мышцы на счёт I -2 на талию, 3-4 на плечи, 5-6 вверх, потянуться, 7-8 хлопаем в ладоши.

Делают упражнения.


Самостоя-тельная работа учащихся

Ребята, чему мы уже научились с вами?

А сейчас я предлагаю вам попробовать самим, как настоящим докторам, вести приём больных, Справитесь? Попробуем. К вам на приём придут больные, а вы ставите диагноз и лечите, исправляете речь, всё это письменно в тетрадочке.

  • больной: Мы приехали в Кисловодск, походили по местной местности.

  • больной: В рассказе "Том Сойер" рассказывается про мальчика, у которого умерли родители, и его удочерила его тетя.

3 больной: Герой вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись, и раздался выстрел.

Самостоятельная работа, проверка (исправленный вариант зачитывают все группы по очереди - обращают внимание на ошибки друг друга), выставление самооценок: 1) «5»-все 3 диагноза поставлены верно, 2) все остальные оценки ставим, вычитая из «5» количество ошибок, количество неправильно исправленных предложений

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),

подведение под понятие (П),

постановка и решение проблем (П),

самоопределение (Л)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

извлечение необходимой информации из текста (П)

выполнение действий по алгоритму (П)

коррекция (Р)

Рефлексия

Подведём итоги. Чему мы с вами научились?

Действительно ли опасны речевые болезни, ведь от них не умирают?
Что, вы считаете, нужно будет сделать
дома, чтоб уж точно никогда больше не заболеть речевыми болезнями?

Подведение итогов урока

Адекватное понимание причин успеха и неуспеха (Л)

Самооценка (Л)

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов (П)

Информация о домашнем задании.

отредактировать предложенный текст (Птенец выпал из гнезда, собака бросилась к нему, а мать бросилась защищать его. Защита была удачной. Она отскочила.), б) взять собственную тетрадь для развития речи и исправить свои речевые болезни, в) составить и записать диалог «На приёме у врача», внимательно отредактировав его.

Запись домашнего задания

Дифференцированные задания (П, Л)



Полный текст материала Конспект урока русского языка "Речевые ошибки: лексические повторы, тавтология, неграмотное употребление местоимений"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Подоплелова Наталья Сергеевна  Публикатор
10.07.2023 0 777 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК