Урок чтения «Устное народное творчество», для 7 класса специальной коррекционной школы.
Урок чтения 7 класс. Тема: «Устное народное творчество».
Сагдиева Ольга Николаевна, учитель чтения МБС(К)ОУ «С (К) ОШИ VIII вида», Пермский край, г. Чусовой
|
Тип урока: закрепление, систематизация знаний.
Цели:
обобщение и закрепление знаний по теме: «Устное народное творчество».
закрепление (теоретическое и практическое) понятий:
загадка;
пословица;
поговорка.
коррекция и развитие мыслительной деятельности, памяти, восприятия, анализа, синтеза.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение материала прошлого урока.
Как понимаете устное?
Как понимаете народное?
Как понимаете творчество?
Что такое загадка?
Что такое пословица?
Что такое поговорка?
Приведите примеры загадок, пословиц, поговорок.
Задание 1.
Придумать загадку по признакам.
Осень какая? – дождливая, золотая, листья шуршат под ногами.
Что делает? – сыплет листьями, укрывает землю.
Загадка:
Сыплет золотым дождем, кутает землю в пушистое золотое покрывало.
Кто шуршит золотом под ногами?
Задание 2.
Распределить загадки по темам, объяснить свой выбор. Загадки написаны на карточках. Названия тем сформулировать самостоятельно, написать на пустых карточках.
Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зима).
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек, я … (Осень).
Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна. Зовут меня … (Весна).
Сам алый, сахарный.
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз).
Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки.
Целый день на животе нежится на грядке (Капуста).
Голова на ножке, в голове горошки. (Горох).
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко. (Яблоко).
Маленькая, серенькая, а хвостик как шило. (Мышка).
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса).
Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает. (Собака).
Задание 3.
Дидактическая игра «Угадай пословицу». По предложенному рассказу необходимо сформулировать пословицу.
Вася, прежде чем сделать какое-то дело, долго думал, готовился и, в результате хорошо справился.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Петя торопился скорее сделать дело, чтобы гулять пойти, да ничего не вышло. Пришлось все переделывать.
Поспешишь, людей насмешишь.
Валя по секрету что-то сказала Коле, он – Зине, Зина – Люсе и т.д. Вскоре все об этом секрете знали.
По секрету всему свету.
Саша смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он выдел как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Задание 4.
Дидактическая игра «Отличи пословицу от поговорки».
Пословицы и поговорки написаны на карточках. Разложить, объяснить как отличили.
Комар носа не подточит.
Больше дела, меньше слов.
За общим столом еда вкуснее.
Муравей не велик, а горы копает.
Всему, свое время.
Не Боги горшки обжигают.
Глаза боятся, а руки делают.
Есть терпение, будет и умение.
Лишний ум не помеха.
Физ. минутка.
Поменяться местами Iи второй ряд;
1 варианты 1 и второго рядов,
2 варианты 1 и 2 рядов.
Задание 5.
Дидактическая игра «Путаница».
Карточки с поговорками. На одних – 1 часть поговорки, на других – вторая. Соединить подходящие части. Объяснить смысл поговорки.
Береги бровь, - |
концом хорошо |
Всякое дело |
там молчит совесть |
Всей удали у него - |
а друга нет |
Где говорят деньги - |
тот большего не достоин |
Друзей много, |
мало спать |
Кто малым не доволен, |
глаз цел будет |
Много знать, |
что за ложкой потеть |
Поменьше говори - |
когда нечего сказать |
Не стыдно молчать, |
побольше услышишь |
Задание 6.
Составить синквейн об уроке.
На доске – правила составления.
1 – одно существительное;
2 – два прилагательных;
3 – три глагола;
4 – фраза;
5 – существительное (вывод).
В четвертом пункте постарайтесь использовать пословицу или поговорку.
Например:
Творчество.
Устное народное.
Поучает, украшает, завораживает.
Красота спасет мир.
Мудрость.
Домашнее задание.
Составить синквейн на выбор:
о загадке;
о пословице;
о поговорке.
Литература:
Чтение 7 класс . А.К.Аксёнова, М., Просвещение. 2006 год.
А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова . Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания 5-9 классы, М., «Просвещение», 2004 г.
Современный урок в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Сборник материалов. Пермь. ПОИПКРО. 2006 г
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сагдиева Ольга Николаевна
→ olgasagdieva 11.01.2013 1 10833 1647 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.