Конспект урока литературного чтения "И.А.Крылов «Ворона и лисица». Сопоставление поведения главных героев"; 5 класс
Урок № 52 5-Б класс 06.12.2018
Тема: И.А.Крылов. «Ворона и лисица». Сопоставление поведения главных героев.
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством И.А.Крылова, его басней «Ворона и лисица».
-Формировать умение определять басню как жанр. Продолжить совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать басню, находить мораль басни.
- Развивать устную речь, мышление, воображение.
- Воспитывать стремление к правде, неприятию лести, чувству
товарищества, искренность
Оборудование: Портрет Крылова, книги Крылова, учебник, презентация.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
-
Речевая разминка.
У Сашки в кармашке шишки и шашки. (Слайд 2)
Прочитайте медленно, потом с ускорением.
Проговорите текст как можно быстрее. (проговаривание учениками)
- К какому жанру относится этот текст? (скороговорки)
- С какими ещё жанрами литературного чтения вы знакомы?
(былины, сказки, рассказы, притчи, басни)
-А что такое басня? (Басня – это короткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, в котором высмеиваются человеческие недостатки. В каждой басне есть мораль, где автор учит как нельзя поступать)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы начинаем серию уроков чтения, необычных по своему содержанию. Они будут посвящены творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова. Но прежде чем мы приступим к изучению басен, давайте поближе познакомимся с самим автором. (Слайды3, 4)
…В г. С-П поставлен памятник И.А. Крылову. Он сидит в кресле, а вокруг - герои его басен. (Слайд 5)
«Что же тут необычного?» - спросите вы. А необычны герои басен – обыкновенные животные: дикие и домашние. Причем эти животные наделены человеческими чертами характера. Они умные и глупые, добрые и злые, хитрые и простодушные, льстивые и правдивые…
36 из них представлены на пьедестале монумента. Высота: 3 м. Дата постройки: 1848 г.
Иван Андреевич Крылов за свою жизнь написал около 300 басен. (Слайд 5)
Знакомится с творчеством И. А. Крылова мы начинаем с басни «Ворона и Лисица» (Слайд 6)
- Представьте себе наших героев. Опишите их, какими вы видите их. (Дети описывают героев: (слайд 7)
Лиса-Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, птицами; живут в норах.
Ворона- Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Любят блестящие предметы, припрячут про запас избыток пищи. Вороны всеядны. Питаются насекомыми, подбирают падалицу (зерна культурных и диких растений, расклевывают огурцы, дыни, арбузы, утоляя жажду )
IV. Работа по теме урока.
-
Первичное восприятие басни «Ворона и Лисица». (Аудио запись)
- Понравилась ли вам басня? Чем?
- Герои басни похожи на тех, каких вы себе представили?
-На какие произведения похожи басни? (на сказки). Только вывод в сказках делают читатели, а в баснях сам автор.
2. Самостоятельное (жужжащее) чтение.
Учащиеся читают и отмечают неизвестные, не понятные слова
3. Словарная работа: (слайд 8)
Твердили – убеждали;
Лесть – угодливое, неискреннее восхваление кого-либо с целью добиться его благосклонности;
Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.
Не впрок – не на пользу.
Пленил – очаровал, увлёк.
Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать.
Вещуньина – (здесь)– ворона, которая слушала хвалебные слова.
Плутовка – обманщица, хитрая.
Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжело подняться.
Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и
предварительно обрабатывается пища.
Гнусный - отвратительный, омерзительный.
-
Чтение басни учащимися и анализ содержания.
- Как вы думаете, почему в басне Ворона и Лисица написаны с большой буквы? (под образами Вороны и Лисицы подразумеваются люди.)
- Каких людей высмеивает автор? (тех кто льстит и тех, кто верит похвальбе)
- Найдите и прочитайте, что И. А. Крылов пишет о лести и льстецах.
-Кто в басне льстец? (Лисица) (слайд 9)
Найдите и прочитайте слова, которыми Лисица льстила Вороне. (Голубушка….)
- Почему ее называют плутовкой? Она говорила Вороне правду? (нет, лисица ворону обманывала)
- Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (От
льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.) (слайд 10)
-Прочитайте, как об этом писал Крылов?
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло
-Как вы считаете, что значит выражение «вскружилась голова»? (Ворона перестала здраво думать, рассуждать)
- Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье сперло»?
(Испытывая большую радость, Ворона чуть не задохнулась, пришлось
каркнуть)Слайд 11
- И каков результат? (Она осталась без сыра)Слайд 12
- Лисица добилась своего? (Да.)
-Почему Лисе удалось обмануть Ворону? (Ворона любит лесть, а Лиса
умеет льстить.)
Можно сказать, что Лисица отыскала в сердце у Вороны уголок?
- В чем же мораль басни? (не слушай и не верь лести, как бы нам не было приятно ее слышать; Слайд 13
-Бывает ли так у людей? (Да.) Приведите примеры.
V. Творческая работа/
Работа в тройках. Подготовка к чтению басни по ролям.
1. Подготовительный этап.
Распределение ролей.
2. Чтение по ролям в группах.
3. Оценивание прочитанной басни группой. (Интонация, темп,
громкость).
-Какая группа лучше всех справилась с заданием и почему?
VI. Итог урока
-С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?
-Назовите жанр этого произведения?
-Перечислите героев басни?
-Чему научила вас басня?
VII. Выставление оценок.
Дом. Задание стр.99 – 101, выразительно читать, отв. на вопросы
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колесникова Оксана Леонидовна
→ kolos69 20.11.2018 0 4378 471 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.