Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение"; 5 класс


Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Минусинская школа № 8»

 

 

 

 

Утверждаю:

Директор КГБОУ

«Минусинская школа № 8»

 

 

____________________

______ августа 2021 г.

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЧТЕНИЕ

(литературное чтение)»

Образовательная область

«Язык и речевая практика»

 

5- класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-20202 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета чтение (литературное чтение) для 5 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью. (Вариант ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1. соответствии с учебным планом школы.

 

Цель программы

Развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

Задачи

Формировать четыре качества техники чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость;

формировать у обучающихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;

развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

знакомить (через содержание читаемого материала) с новыми представлениями и понятиями;

развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;

формировать коммуникативные умения обучающихся;

формировать нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет обучающимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).

Место предмета в учебном плане

Объём учебной нагрузки

(34 недели)

классы

5 класс. (4 ч.)

136 ч.

Общая характеристика предмета

Рабочая программа по чтению (литературному чтению) предназначена для развития речи обучающихся, их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. На уроках чтения продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучающиеся в достаточной степени владеют указанными навыками.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

 

Национально-региональный компонент

Данная программа учитывает изучение предмета с использованием национального регионального компонента, что способствует:

- ознакомлению с национальными особенностями Красноярского края;

- воспитанию активной личности, формированию гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к творчеству земляков - писателей и поэтов;

- развитию эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления, активного воображения, потребности в постепенном самостоятельном чтении художественных произведений писателей и поэтов Красноярского края; устной речи учащихся;

- обогащению духовного мира обучающихся путём приобщения их к произведениям устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края.

Виды и формы контроля

Оценка полученных ЗУН по литературе осуществляется посредствам мониторинга проверки техники чтения и сравнительных анализов с учётом особенностей обучающихся. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос. По результатам контрольных работ проводится анализ полученных данных, делаются выводы по уровню усвоения обучающимися изученного материала.

В течение года проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

навыки осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»);

умения выразительно читать текст;

умение пересказывать прочитанное;

умение заучивать наизусть стихотворения и прозаические отрывки.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, характеристики героев произведения.

Техника чтения. Осознанное правильное чтение слов целыми словами, соблюдение при этом интонации в соответствии со знаками препинания.

Текущий контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального и фронтального опроса: чтение всего текста, деление текста на части, составление плана; чтение цепочкой по предложению; чтение по роям; чтение самого красивого места в рассказе; нахождение отрывка по рисунку; нахождение отрывка, отражающую главную мысль произведения; нахождение путем чтения причинно-следственных связей. Тематический контроль проводится после изучения определенного раздела.

 

Устные

- проверка навыков чтения;

- пересказ прочитанного;

- ответы на вопросы;

- взаимопроверка.

Письменные

- индивидуальные письменные задания;

- письменные задания по раздаточному материалу;

- тестирование.

Практические

- работа с дополнительной литературой;

- составление таблиц, схем, плана прочитанного, ответа.

Индивидуальные

- дифференцированные задания.

Фронтальные

- работа над понятием, датами и др.

Групповые

урок сообщения новых знаний, урок формирования и

закрепления знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и оценки знаний, умений и навыков, комбинированный урок.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по литературе, пересказу или комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по литературе может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет постоянно следить за успешностью обучения своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость.

При оценке знаний, умений, навыков учащихся 5 класса необходимо учитывать следующее:

1) при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст произведения;

2) при оценке чтения учащегося – беглость, выразительность чтения; учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;

3) при оценке пересказа текста – правильность, последовательность, логичность пересказа; учащийся должен выполнить поставленную задачу (пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста, или кратко), речь учащегося должна быть ясной, выразительной, без речевых ошибок и слов-паразитов;

4) при оценке чтения наизусть – выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок; учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова, выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.

Возможно, в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3-4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка - мотивированной.

 

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение

оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений;

  • чтение всего текста без логических пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочёты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, чёткости произношения слов при чтении вслух;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения, выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя (в 8-9 классах лёгкие тексты - самостоятельно); называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно: твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова - по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделить основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста.

Особенности психофизического развития обучающихся

В данной рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости литературе, усвоенным знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по предмету, который доступен большинству учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В связи с тем, что обучающихся с умственной отсталостью легкой степени имеют разную глубину дефекта в развитии психических функций познавательной сферы, при обучении используется разноуровневый подход. Состав обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в классе делится на 4 группы:

Учащиеся I группы ( ) с достаточным уровнем развития. Они отличаются высокой работоспособностью, владеют связной речью, свободно выражают свои мысли, легко выполняют инструкции учителя. Задания выполняют самостоятельно, не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.

Учащиеся II группы ( ) – в ходе обучения испытывают некоторые затруднения. Они понимают объяснения учителя, запоминают изучаемый материал, но сделать элементарные выводы и обобщения затрудняются, поэтому им нужна помощь учителя и при самостоятельных заданий. Не всегда могут найти и исправить свои ошибки. Темп работы на уроке замедленный, чтение с не большим количеством ошибок, ответы на вопросы часто однословные (хотя и правильные).

Учащиеся III группы ( ) – усваивают программный материал слабо, темп работы на уроке снижен, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-логической), требуется дополнительное объяснение, меньший объём материала, во фронтальной работе почти не участвуют, читают с ошибками, допуская искажение текста, на вопросы отвечают с помощью учителя. Деятельность этой группы нужно постоянно организовывать и активизировать, повышать мотивацию к учению.

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой школы.

Ученики данной группы овладевают, в основном, первоначальными навыками чтения и письма. Испытывая большие трудности при звукобуквенном анализе, они допускают много ошибок. Особенно их затрудняет понимание читаемого. Школьники с трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно-следственными связями и отношениями, но и простые, с несложным сюжетом. Связная устная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.

Группы учащихся могут переходить из одной группы в другую по результатам успеваемости.

Межпредметные связи

Уроки литературы вступают во взаимодействие с такими учебными дисциплинами, как: русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство (дидактический материал при написании изложений и сочинений), музыка технология, история, география, биология, СБО (анализ ситуаций, связанных с социализацией).

Требования к уровню подготовки обучающихся. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение» 5 класс.

  • Личностные результаты

  • развитие нравственных чувств, регулирующие моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями

  • литературы;

  • понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность ее выполнять;

  • способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;

  • способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;

  • умение строить сообщения в устной форме;

  • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

  • умение формировать собственное мнение;

  • способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

  • умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;

  • умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;

  • умение соблюдать при чтении информационное оформление предложений

  • (тон, громкость чтения, логические ударения);

  • способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п. различные виды пересказов (полный выборочный, по ролям);

  • - способность выделять главную мысль произведения;

  • способность участвовать в беседе;

  • - умение делать текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;

  • способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их

  • поступкам;

  • способность заучивать стихотворения наизусть;

  • способность читать доступные детские книги из школьной (домашней)

  • библиотеки.

Основные требования к умениям обучающихся

 

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательное учреждение может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант D общеобразовательной программы.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

  • 1-й уровень (минимальный)

  • правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;

  • находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определёнными событиями;

  • отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя);

  • заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом учебных возможностей обучающихся;

  • - принимать участие в уроках внеклассного чтения.

  • 2-й уровень (достаточный)

  • правильно читать доступный текст целыми словами, в трудных случаях – по слогам;

  • читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;

  • отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно; - выражать своё отношение к поступкам героев и событиям;

  • выучить наизусть 8-10 стихотворений;

  • читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.

Изучение предмета «Чтение (Литературное чтение)» направлено на формирование базовых учебных действий: Личностные учебные действия:

  • испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия представлены умениями:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

  • Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Система оценки БУД. Система оценки БУД осуществляется по пятибалльной системе.

  • 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

  • 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

  • 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

  • 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)

Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:

  • литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.

  • присказка, зачин, диалог, произведение.

  • герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.

  • стихотворение, рифма, строка, строфа.

  • средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

  • элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.

Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.

Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).

Учебно-тематический план по чтению (литературному чтению).

5 класс

1 четверть (9 недель)

Устное народное творчество

24

 

Проверка навыков чтения

06.09.2021-10.09 2021

Картины родной природы. Лето

8

 

Проверка навыков чтения

18.10.2021 -29.10.2021

Картины родной природы. Осень

3

 

 

 

35

 

 

2 четверть (7 недель)

Картины родной природы. Осень.

4

 

 

О друзьях товарищах

11

 

 

Басни Крылова

4

 

 

Спешите делать добро

10

 

Проверка навыков чтения 13.12.2021- 24.12.2021

 

29

 

 

3 четверть (10 недель)

Спешите делать добро

4

 

 

Картины родной природы. Зима.

8

 

 

Картины родной природы. Весна

15

 

 

О животных

11

 

 

 

38

 

 

4 четверть (8 недель)

О животных

4

 

Проверка навыков чтения

16.05.2022 - 27.05.2022

Из пошлого нашего народа

15

 

 

Из произведений зарубежных писателей

15

 

 

 

34

 

 

 

136

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы по предмет

                             5 класс (136 часов) 

 

Устное народное творчество

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки. Сказки  

«Никита Кожемяка» (Русская сказка), «Как казаки медведя наказали» (Тофаларская сказка), «Золотые руки» (Башкирская сказка), «Морозко» (Русская сказка), «Два Мороза» (Русская сказка), «Три дочери» (Татарская сказка), «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». (Отрывки) А. С. Пушкин «Серая Шейка». По Д. Мамину-Сибиряку. 

Картины родной природы. Лето

Г. Скребицкий. «Июнь», И. Суриков «Ярко солнце светит...», А. Платонов «Июльская гроза», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату...». 

Картины родной природы. Осень  

Г. Скребицкий. «Сентябрь», И. Соколов-Микитов «Золотая осень», К. Бальмонт «Осень», Г. Скребицкий «Добро пожаловать!», В. Астафьев «Осенние грусти», И. Бунин «Первый снег». 

О друзьях-товарищах

Ю. Яковлев «Колючка», Ю. Яковлев «Рыцарь Вася», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», В. Медведев «Фосфорический» мальчик», Л. Воронкова «Дорогой подарок», Я. Аким «Твой друг». 

Басни И. Крылова  

«Ворони и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет». 

Спешите делать добро  

Н. Хмелик «Будущий олимпиец», О. Бондарчук «Слепой домик», В. Осеева «Бабка», А. Платонов «Сухой хлеб», В. Распутин «Люся» (отрывок из повести) «Последний срок», В. Брюсов «Труд», Р. Рождественский «Огромное небо». 

Картины родной природы. Зима 

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою...», Г. Скребицкий «Декабрь», К. Бальмонт «К зиме», Г. Скребицкий «Всяк по-своему», С. Есенин «Поёт зима-аукает...», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога». 

Картины родной природы. Весна

Г. Скребицкий «Март», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...», Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы», (отрывки: «Весна-красна», «Грачи прилетели», «Заветный кораблик», «В весеннем лесу», А. Толстой «Весенние ручьи», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...», А. Блок. «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Соколов-Микитов «Весна», И. Бунин. «Крупный дождь в лесу зелёном...», С. Есенин «Черёмуха», Я. Аким «Весна, весною, о весне». 

О животных  

Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» (отрывок из повести «Детство Темы), А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты»), К. Паустовский «Кот Ворюга», Б. Житков «Про обезьянку», Э. Асадов. «Дачники», Ф. Абрамов «Из рассказа Алёны Даниловны», С. Михалков «Будь человеком». 

 

Из прошлого нашего народа

О. Тихомиров «На поле Куликовом», С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года», Н. Некрасов «...И снится ей жаркое лето...» (отрывки из поэмы «Мороз, Красный нос»), А. Куприн «Белый пудель», Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью!», Ю. Коринец «У могилы Неизвестного Солдата». 

Из произведений зарубежных писателей

В. Гюго «Гаврош», М. Твен «Приключения Тома Сойера», С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», «Храбрый портняжка». (сказка) Братья Гримм., Х. К. Андерсен «Русалочка». 

Произведения для внеклассного чтения

П. Бажов «Серебряное копытце», Б. Житков «На льдине», М. Пришвин

«Лисичкин хлеб», К. Паустовский «Заячьи лапы» (сборник рассказов), А. Куприн «Белый

пудель (последняя глава), Б. Полевой «Сын полка», В. Осеева «Волшебное слово», А.

Гайдар Чук и Гек».

 

Произведения для заучивания наизусть

И. Сурков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт

«Осень», И. Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин

«Зимняя дорога», Е. Серова «Подснежник

 

 

Сведения о материально-техническом оснащении учебно-наглядными

пособиями и оборудование

Учебно-наглядные пособия и оборудование

Количество

шт.

Учебные программы и учебники:

 

Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1. 5-9 классы. Автор составитель: Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. - М.: Просвещение, 2021.

 

Чтение. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций,

реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Автор-составитель З. Ф. Малышева. -19-е издание. - М.: Просвещение, 2020.

 

Методические рекомендации (Чтение 5-9 классы.) Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.И. Шишкова М.: Просвещение, 2017г.

 

Учебник Г. М. Гусева, Т. И. Островская - 5 класс Гуманитарный издательский центр «Владос». 2008 г..

 

Пособие для учителей Н. Н. Бебешина Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы / М.: Просвещение, 1978г.

 

Пособие для учителей. В. Г. Петрова Обучение учащихся во вспомогательной школе / М.: Просвещение, 1982 г.

 

Пособие для учителя Н. М. Барская, Л. А. Нисневич Обучение русскому языку и чтению в 5-9 классах вспомогательной школы / М.: Просвещение, 1992 г.

 

Е. Д. Худенко Коррекционно-развивающие уроки / М.: Просвещение, 2005г

 

А. А. Стешиц Работа по обучению грамоте и развитию техники чтения / М.: Наука, 2004 г..

 

Т. А. Подколзина Чтение текста одновременно с учителем /М.: Просвещение, 2003 г..

 

Е. Н. Соловьёва Методика работы с детьми, у которых слабая память и внимание / М.: Знание, 1989 г..

 

Каменова А. В. Обучение грамоте / М.: Просвещение, 1969 г..

 

Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения / М.: Просвещение, 1991 г..

 

Родная речь. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. /Составитель М. В. Голованова и др. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2004 г..

 

8 Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»:

[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru

 

Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

 

Библиотека классической русской литературы: [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.klassika.ru

 

Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. «Крылатые слова» М.: Правда, 1986г.

 

Ильина С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников пятых – девятых классов. – СПб. - КАРО, 2005 (Серия «Коррекционная педагогика»).

 

Ильина С. Ю. Уроки чтения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида, 2006.

 

Печатные пособия: Комплект таблиц «Литература 5 класс» - 1

 

Портреты поэтов и писателей: И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. Бианки, Б. Житков, К. Паустовский, Д. Хармс, Г. Скребицкий

 

Художественная литература:

  1. Антонов С. П. Разорванный рубль.

  2. Блок А. Россия.

  3. Васильев И. Крестьянский сын.

  4. Гарин-Михайловский Н. Г. Тема и жучка.

  5. Житков Б. Про обезьянку.

  6. Иванова С. Русская советская проза.

  7. Казакевич Э. Г. Звезда.

  8. Калинин Ю. Куда не долетали снаряды.

  9. Куприн А. И. Чудесный доктор.

  10. Крылов И. А. Басни.

  11. Лебедев В. Маков цвет.

  12. Мамин-Сибиряк Д. Серая шейка.

  13. Маяковский В. В. Избранные произведения.

  14. Паустовский К. Созвездие гончих псов.

  15. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке.

  16. Попов В. Темная комната.

  17. Пришвин М. М. Лисичкин хлеб.

  18. Пушкин А. С. Зимняя дорога.

  19. Салтыков-Щедрин М. Е. Сказки.

  20. Толстой Л. Н. Белый. – 2шт.

  21. Толстой Л. Н. Война и мир.

  22. Толстой Л. Н. Кавказский пленник.

  23. Толстой Л. Н. Как гуси Рим спасли.

  24. Толстой Л. Н. После бала. – 3шт.

  25. Фадеев А. Метелица.

  26. Фадеев А. Сашко. – 2 шт.

  27. Фет А. А. Зреет рожь над жаркой нивой.

  28. Френсис Д. Ставка на проигрыш.

  29. Чехов А. П. Случай из практики.

  30. Чирков В. Саша Чекалин.

 

 

 

Материально-техническая база реализации адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к классу для осуществления образовательного и коррекционно- развивающего процесса.

Временной режим образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ РФ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами общеобразовательной организации.

Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации

учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. Учет особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся.

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают

необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (в старших ― иллюстративной и символической).

 

Календарно тематическое планирование.

 

 

1

1

Устное народное творчество. (24ч.) . Считалки, Заклички, Потешки.

Знакомство произведениями малых народных форм устного народного творчества. Выразительное чтение.

1

 

2

2

Пословицы и поговорки.

Выразительное чтение, заучивание наизусть.

1

 

3

3

Загадки.

Объяснительное чтение, работа над смысловым содержанием произведений.

1

 

4

4

Русская народная сказка «Никита Кожемяка».

Выборочное чтение, чтение по ролям.

1

 

5

5

Русская народная сказка «Никита Кожемяка».

Рассказывание сказки с использованием слов и выражений из текста.

1

 

6

6

Тофаларская сказка «Как наказали медведя».

Работа над выразительным чтением. Рассказывание сказки по опорным словам.

1

 

7

7

Башкирская сказка «Золотые руки."

Работа над смысловым значением названия сказки. Рисование словесного портрета героини сказки. Выборочное чтение, Чтение по ролям. Рассказывание сказки.

1

 

8

8

Русская народная сказка «Морозко».

Показ разнообразия народного творчества жителей страны. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков сказок. Работа с иллюстративным материалом к сказкам.

1

 

9

9

Русская народная сказка «Морозко».

Составление характеристики падчерицы и дочки. Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации, с использованием слов и выражений из текста. Работа над выразительным чтением, чтением по ролям.

1

 

10

10

Русская народная сказка " Два Мороза"

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Рассказывание сказки. Поиск народной мудрости в сказке.

1

 

11

11

Татарская сказка "Три дочери".

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Рассказывание сказки. Выяснение поучительного смысла сказки.

1

 

12

12

Внеклассное чтение. Чтение сказок Российской Федерации. Бажов «Серебряное копытце».

Показ разнообразного народного творчества жителей страны. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков сказок. Работа с иллюстративным материалом к сказкам, выставкой книг.

1

 

13

13

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». (отрывки)

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение.

 

 

14

14

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Характеристика внешности персонажей. Работа со сложными к пониманию словами.

1

 

15

15

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом.

1

 

16

16

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Заучивание отрывка наизусть.

1

 

17

17

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выяснение собственного отношения к событиям и героям сказки.

1

 

18

18

Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка». Объяснительное чтение 1 части сказки.

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом. Описание состояние природы в рассказе. Заучивание отрывка наизусть.

1

 

19

19

Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка». Чтение 2 части сказки.

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом.

1

 

20

20

Д. Мамину - Сибиряку «Серая Шейка». (3часть).

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение.

1

 

21

21

Д. Мамин- Сибиряк «Серая Шейка». Чтение и пересказ 4 части сказки .

Чтение и пересказ 4 части сказки. Работа по совершенствованию осмысленного навыка чтения. Словесное рисование.

1

 

22

22

Д. Мамин- Сибиряк «Серая Шейка». (5часть).

Работа над техникой чтения. Озаглавливание частей сказки, пересказ по частям. Показ красоты природы в сказке (словесное рисование). Работа над словами и словосочетаниями, сложными для понимания.

1

 

23

23

Обобщающий урок по теме: "Устное народное творчество".

Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с сюжетами прочитанных произведений. Работа с иллюстративным материалом.

1

 

24

24

Внеклассное чтение. Народные и авторские сказки, произведения устного народного творчества. Ненецкая сказка "Как медведь хвост потерял".(НРК)

Показ разнообразия народного творчества жителей страны. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков сказок. Работа с иллюстративным материалом.

1

 

25

25

Картины родной природы. Лето - 8 ч. Г. Скребицкий «Июнь».

Беседа о лете с опорой на текст рассказа. Приметы лета в рассказе. Работа с иллюстративным материалом. Словесное рисование с опорой на произведения искусства, музыку.

1

 

25

25

И. Суриков «Ярко светит солнце».

Работа с иллюстративным материалом, опыт, знания учащихся. Сравнение описания лета в стихотворении И. Сурикова и рассказе Г. Скребицкого "Июнь". Работа над пониманием текста (сравнения, непонятные слова и выражения) Разучивание стихотворения наизусть.

1

 

27

27

А. Платонов «Июльская гроза».

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом.

1

 

28

28

А. Платонов «Июльская гроза».

Выборочное чтение (обьяснение поведения детей во время грозы, проявление характера героев, выяснение личного отношения учащихся к содержанию рассказа, пересказ по плану.

1

 

29

29

А. Платонов «Июльская гроза».

Описание состояние природы в рассказе. Составление рассказа-описания о грозе. Составление рассказа рассуждения о девочке.

1

 

30

30

А. Прокофьев «Березка».

Беседа о красоте русской березы и природы с опорой на иллюстративный материал, опыт и знания учащихся. Работа над пониманием текста стихотворения, выразительным чтением. Заучивание стихотворения наизусть.

1

 

31

31

Ю. Горлиенко «Вот и клонится лето к закату».

Беседа об изменениях, происходящих в природе с приходом осени, с опорой на иллюстративный материал, опыт и знание учащихся. Работа над выразительным чтением.

1

 

32

32

Обобщающий урок по теме: «Лето в разделе «Картины родной природы». Внеклассное чтение. М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с сюжетами прочитанных произведений. Работа с иллюстративным материалом. Словесное рисование .Пересказ по плану.

1

 

33

33

Осень - 7 ч. Г. Скребицкий «Сентябрь».

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над техникой чтения, выборочное чтение.

1

 

34

34

И. Соколов-Микитов «Золотая осень».

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Словесное рисование. Пересказ по плану.

1

 

35

35

К. Бальмонт «Осень».

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над пониманием текста стихотворения, выразительным чтением. Разучивание наизусть стихотворения.

1

 

 

1 четверть 35 уроков.

36

1

Г. Скребицкий «Добро пожаловать!»

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Работа с иллюстративным материалом, опыт, знания учащихся. Озаглавливание частей рассказа. Работа над пересказом.

1

 

37

2

В. Астафьев «Осенние грусти…»

Работа над техникой чтения, над выразительным чтением. Выборочное чтение.

1

 

38

3

И.Бунин «Первый снег».

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением поздней осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над пониманием текста стихотворения, выразительным чтением. Разучивание наизусть стихотворения.

1

 

39

4

Обобщающий урок по теме: «Картины родной природы».

Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с сюжетами прочитанных произведений. Работа с иллюстративным материалом .Словесное рисование. Пересказ по плану. Составление рассказа описания по опорным словам. Чтение наизусть стихотворений.

1

 

40

5

О друзьях – товарищах - 11 ч. Чтение рассказа Ю. Яковлева «Колючка.»

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение. Чтение по ролям.

1

 

41

6

Ю. Яковлев «Колючка.»

Составление плана рассказа, пересказ по плану. Работа над характеристикой персонажей. Выяснение отношений школьников к перссонажам рассказа.

1

 

42

7

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася".

Работа над техникой чтения, над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям. Пересказ по плану. Выяснение собственного отношения к герою рассказа.

1

 

43

8

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». (отрывки)

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное чтение по ролям. Раскрытие понятий: "дружба", "стыд", "ябеда", "совесть".

1

 

44

9

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома.» (отрывки)

Работа над характеристикой персонажа, его поступков. Выяснение отношений школьников к герою рассказа.

1

 

45

10

В. Медведев «Фосфорический мальчик».

Работа над техникой чтения, над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям.

1

 

46

11

В. Медведев «Фосфорический мальчик».

Работа над характеристикой персонажей. Выяснение отношений школьников к перссонажам рассказа. Нравственная оценка действий персонажей.

1

 

47

12

Л. Воронкова «Дорогой подарок».

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное чтение по ролям. Выборочное чтение. Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них.

1

 

48

13

Л. Воронкова «Дорогой подарок».

Озаглавливание частей рассказа. Работа над полным пересказом. Выяснение отношений школьников к героям рассказа и их поступкам. Нравственная оценка действий персонажей.

1

 

49

14

Я. Аким «Твой друг».

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение. Обсуждение профессии учителя.

1

 

50

15

Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах».

Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с сюжетами прочитанных произведений. Работа с иллюстративным материалом. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков. Обсуждение понятий "дружба", "товарищество", "завистливость", "смелость", "благородство", "достоинство", "справедливость".

1

 

51

16

Басни И.А.Крылова-4 ч. Чтение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Понятие "басня" как литературный жанр. Работа над трудными для понимания словами и выражениями Сопоставление поведения и повадок животных с поступками и поведением людей. Выразительное чтение.

1

 

52

17

И.А. Крылов «Ворона и лисица».

Сравнительный анализ поступков персонажа. Выборочное чтение. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся, их отношением к пожилым людям.

1

 

53

18

И.А. Крылов «Щука и Кот».

Выразительное чтение по ролям басни. Работа над трудными для понимания словами и выражениями. Сопоставление поведения и повадок животных с поступками и поведением людей.

1

 

54

19

И.А. Крылов «Квартет».

Чтение по ролям. Работа над трудными для понимания словами и выражениями. Сопоставление поведения и повадок животных с поступками и поведением людей. Выразительное чтение. Работа над иллюстрированным материалом. Выяснение и обсуждение морали басни.

1

 

55

20

Спешите делать добро - 13 ч. Н. Хмелик «Будущий олимпиец».

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям. Пересказ текста по вопросам.

1

 

56

21

Н. Хмелик «Будущий олимпиец».

Сравнительный анализ поступков персонажа. Выборочное чтение. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся, их отношением к пожилым людям.

1

 

57

22

О. Бондарчук «Слепой домик».

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение. Выяснение и обсуждение таких нравственных понятий как "доброта", "чувство жалости", "сострадание", "помощь", "равнодушие". Составление характеристики персонажа. Выяснение отношений школьников к перссонажам рассказа. Чтение и пересказ рассказа.

1

 

58

23

В. Осеева «Бабка».(1часть).

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение.

1

 

59

24

В. Осеевой «Бабка». ( 2 часть)

Выяснение и обсуждение таких нравственных понятий как «уважение к старшим" "терпение", "жестокость", "грубость", "пренебрежение", "равнодушие". Выборочное чтение. Пересказ текста.

1

 

60

25

В. Осеева «Бабка». (3 часть).

Обсуждение темы отношения к старшим. Работа над техникой чтения: правильность, выразительность.

1

 

61

26

В. Осеева «Бабка». (4часть).

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся, их отношением к пожилым людям. Чтение и пересказ.

1

 

62

27

Л. Платонов «Сухой хлеб». (1 часть).

Работа над техникой чтения, над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ произведения по вопросам учителя. Обсуждение такого явления природы как засуха.

1

 

63

28

Л. Платонов "Сухой хлеб" .

Анализ поступков персонажа. Выборочное чтение. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся, их отношением к матери, тяжелого женского труда.

1

 

64

29

В. Распутин «Люся».

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное чтение. Выборочное чтение. Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них. Описание персонажей. Обсуждение тяжелой жизни людей в послевоенные годы. Деление рассказа на части, озаглавливание и пересказ.

1

 

 

2 четверть 29 часов.

65

1

В .Брюсов «Труд».

Выразительное чтение. Выборочное чтение. Обсуждения понятий: "труд", "труженик". Выяснение значений пословиц о труде.

1

 

66

2

Р .Рождественский «Огромное небо».

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Обсуждение истории, описанной автором. Обсуждение поступка, совершенного летчиками. Выяснение значения понятий "героизм", "подвиг".

1

 

67

3

Внеклассное чтение. В. А. Осеева «Волшебное слово».

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное чтение. Выборочное чтение. Работа в группах, парах. Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся.

1

 

68

4

Обобщающий урок по теме: «Спешите делать добро».

Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с сюжетами прочитанных произведений, поведением героев. Работа с иллюстративным материалом. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков.

1

 

69

5

Картины родной природы. Зима - 8 ч. Ф. Тютчев «Зима».

Беседа об изменениях, происходящих в природе с приходом зимы, с опорой на иллюстративный материал, опыт и знание учащихся. Работа над выразительным чтением. Совершенствование техники чтения. Разучивание наизусть стихотворение.

1

 

70

6

Г. Скребицкий «Декабрь».

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Работа над пересказом по плану. Беседа об изменениях, происходящих в природе с приходом зимы, с опорой на иллюстративный материал, опыт и знание учащихся.

1

 

71

7

К .Бальмонт «К зиме».

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением зимы, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над пониманием текста стихотворения, выразительным чтением. Словесное рисование. Разучивание наизусть стихотворения .

1

 

72

8

Г. Скребицкий «Всяк по-своему».

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Формирование природоведческих представлений о приспосабливании животных к сезонным изменениям в природе. Выборочное чтение. Формулировка школьников вопросов к тексту и ответы на них. Работа над рассказом от 3-го лица.

1

 

73

9

С. Есенин «Поёт зима - аукает».

Беседа по вопросам учителя. Работа над трудными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Выборочное чтение. Выразительное чтение стихотворения. Работа со сравнениями и выразительными средствами языка.

1

 

74

10

С. Есенин «Берёза».

Беседа по вопросам учителя. Работа над трудными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Выборочное чтение. Работа со сравнениями и выразительными средствами языка. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание наизусть стихотворения.

1

 

75

11

А. Пушкин «Зимняя дорога».

Беседа с опорой на иллюстрации школьников., произведений изобразительного искусства, музыки. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Выяснение незнакомых слов и выражений. Работа со сравнениями и выразительными средствами языка. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание наизусть стихотворения.

1

 

76

12

Обобщающий урок по теме «Зима». Внеклассное чтение: «Первый снег» по Г. Скребицкому.

Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Работа с иллюстративным материалом. Словесное рисование. Пересказ по плану. Составление рассказа описания по опорным словам. Чтение наизусть стихотворений.

1

 

77

13

Весна - 15 ч. Г. Скребицкий «Март».

Объяснительное чтение рассказа. Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение.

1

 

78

14

А .Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...».

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа со средствами художественной выразительности. Разучивание стихотворения наизусть.

1

 

79

15

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы».

Беседа о признаках ранней весны. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа со средствами художественной выразительности. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

1

 

80

16

Объяснительное чтение рассказа Г .Скребицкого «Весна - красна».

Беседа о признаках ранней весны. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа со средствами художественной выразительности. Сравнение описаний зимнего и весеннего неба. Пересказ сказки.

1

 

81

17

Г. Скребицкий «Грачи прилетели», «Заветный кораблик ».

Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны. Работа с иллюстрациями, рисунками школьников. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение. Рассказ от первого лица.

1

 

82

18

Г. Скребицкий «В весеннем лесу».

Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны. Работа с иллюстрациями, рисунками школьников. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

1

 

83

19

А. Толстой «Детство Никиты» - «Весенние ручьи».

Совершенствование техники чтения. Беседа о признаках весны с опорой на иллюстрации, знания и опыт учащихся. Рассказ по картине с с опорой на текст произведения.

1

 

84

20

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...».

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа с выразительными средствами языка. Словесное рисование.

1

 

84

21

А. Блок «Ворона».

Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Словесное рисование.

1

 

86

22

Е. Серова «Подснежник».

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа выразительными средствами языка. Словесное рисование. Разучивание наизусть стихотворения.

1

 

87

23

И. СоколовМикитов «Весна".

Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны. Работа с иллюстрациями, рисунками школьников. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

1

 

88

24

Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном...».

Выразительное чтение стихотворения. Работа с выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

1

 

89

25

С .Есенин «Черёмуха».

Работа с выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Словесное рисование. Разучивание наизусть стихотворения.

1

 

90

26

Я.Аким «Весна, весною, о весне».

Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Словесное рисование.

1

 

91

27

Обобщающий урок по теме «Весна». Внеклассное чтение. Б. Житков «На льдине».

Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку, знания и опыт школьников. Чтение выученных стихотворений наизусть. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических загадок. составление рассказов по плану.

1

 

92

28

О животных -15ч. Н. Гарин-Михайловский. "Тема и Жучка".

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Описание внешнего вида и характера героя.

1

 

93

29

Н. Гарин-Михайловский. "Тема и Жучка".

Деление текста на части., озаглавливание. Пересказ текста по плану. Оценка поведения героя, высказывание учащимся своего отношения к нему.

1

 

94

30

А. Толстой "Желтухин".

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Беседа по вопросам учителя. Работа над трудными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Работа над техникой чтения: правильность, выразительность.

1

95

31

А. Толстой "Желтухин".

Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа в группах, парах. Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся. Озаглавливание частей текста.

1

4.02.22.

96

32

А. Толстой "Желтухин."

Выяснение отношения героев произведения к птенцу. Описание внешнего вида птенца. Выяснение отношений школьников к перссонажам рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Работа над техникой чтения: правильность, выразительность.

1

9.03.22.

97

33

К. Паустовский "Кот Ворюга".

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Описание внешнего вида кота. Работа с иллюстративным материалом.

1

10.03.22.

98

34

К. Паустовский "Кот Ворюга".

Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа в группах, парах. Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся.

1

11.03.22.

99

35

Б. Житков "Про обезьянку".

Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное чтение. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом.

1

15.03.22.

100

36

Б. Житков "Про обезьянку".

Деление текста на части, озаглавливание частей. Пересказ текста.

1

16.03.22.

101

37

Б. Житков "Про обезьянку".

Выборочное чтение. Беседа по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Обсуждение изменения отношения мальчика к Яшке по ходу развития событий. Высказывание учащимися своей точки зрения по поводу сюжета.

1

17.03.22.

102

38

Э. Асадов "Дачники".

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Сравнение настроения, описания природы в первой и второй частях. Выявление нравственного аспекта поступков детей. Выявление личного отношения учащихся к событиям и поступкам, описанных в стихотворении. Обсуждение темы отношения и заботы о домашних питомцах.

1

18.03.22.

3 четверть 38 часов.

103

1

Ф. Абрамова «Из рассказов Олёны Даниловны».

Совершенствование техники чтения. Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Чтение по ролям. Описание внешности и характера Олены Даниловны. Беседа о заботливом отношении к животным.

1

29.03.22.

104

2

С. Михалков. "Будь человеком".

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Обьяснение приема сравнения, который использует автор в стихотворении. Оценка поступков персонажей. Выявление морально-нравственной стороны описанного автором случая в лесу. Выявление личного отношения к описанным событиям, чувств , которые они вызвали.

1

30.03.22.

105

3

Внеклассное чтение. Рассказы о животных. К. Паустовский «Заячьи лапы» (сборник рассказов)

Чтение и обсуждение рассказа. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах, группах. Работа с иллюстративным материалом.

1

31.03.22.

106

4

Обобщение по теме: «О животных".

Развитие навыка чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Отгадывание тематических загадок. Оценка и сравнение поступков персонажей, прочитанных произведений.

1

1.04.22.

107

5

Из прошлого нашего народа -15ч. О. Тихомиров " На поле Куликовом. " « Москва собирает войско.»

Работа над техникой чтения. Выразительное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны.

1

5.04.22.

108

6

О. Тихомиров « Куликовская битва ».

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Деление текста на части, озаглавливание частей. Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

1

6.04.22.

109

7

О. Тихомиров « Слава героям» .

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации. Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них. Выяснение личного отношения школьников к историческим событиям, описанным в рассказе.

1

7.04.22.

110

8

По С. Алексееву "Рассказы о войне 1812г." «Бородино».

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с описанием французской армии во время отступления.

1

8.04.22.

111

9

По С. Алексееву "Рассказы о войне 1812г. « Ключи », «Конец похода ».

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Соотнесение пословиц с текстом рассказа. Работа над кратким пересказом.

1

12.04.22.

112

10

Н. Некрасов « И снится ей жаркое лето » отрывок из поэмы "Мороз Красный нос").

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом. Работа с описанием времени года в отрывке. Обсуждение крестьянского труда, радости, которую приносит труд человеку. Обсуждение понятия "счастливая и дружная семья."

1

13.04.22.

113

11

А. Куприн "Белый пудель." (1 часть).

Работа над выразительным чтением. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям. Выборочное чтение.

1

14.04.22.

114

12

А. Куприн "Белый пудель." (2 часть).

Работа над выразительным чтением. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа над кратким пересказом.

1

15.04.22.

115

13

А. Куприн "Белый пудель." (3 часть).

Работа над характеристиками персонажей рассказа. Работа над сравнительной характеристикой Сергея и Трилли. Выяснение личного отношения учащихся к истории, описанной автором .

1

19.04.22.

116

14

А. Куприн "Белый пудель." (4 часть).

Работа с описанием персонажей рассказа. Озаглавливание частей рассказа. Пересказ по плану.

1

20.04.22.

117

15

Л. Жариков « Снега, поднимитесь метелью!».

Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением, чтение по ролям. Выборочное чтение. Выяснение личного отношения школьников к историческим событиям, описанным в рассказе.

1

21.04.22.

118

16

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью!».

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации. Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них. Выяснение личного отношения школьников к историческим событиям ВОВ, описанным в рассказе. Заучивание прозаического отрывка.

1

22.04.22.

119

17

Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».

Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Беседа о подвигах солдат во время ВОВ с опорой на иллюстрации, знания школьников.

1

26.04.22.

120

18

Внеклассное чтение произведений о героическом прошлом нашего народа. Б. Полевой «Сын полка».

Чтение и обсуждение рассказов о войне и подвигах народа. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах, группах.

1

27.04.22.

121

19

Обобщение по теме:" Из героического прошлого нашего народа".

Развитие навыка чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Отгадывание тематических загадок. Оценка и сравнение поступков персонажей, прочитанных произведений.

1

28.04.22.

122

20

Из произведений зарубежных писателей -15 ч. В. Гюго "Гаврош" (отрывки).

Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа над кратким пересказом.

1

29.04.22.

123

21

В. Гюго "Гаврош" (отрывки).

Чтение по ролям. Работа с иллюстративным материалом. Характеристика и описание внешнего вида Гавроша.

1

4.05.22.

124

22

В. Гюго "Гаврош" (отрывки).

Оценка поступков Гавроша. Рассказ о Гавроша по плану. Работа над кратким пересказом. Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанным в рассказе, и к героям рассказа.

1

5.05.22.

125

23

М. Твен. "Приключение Тома Сойера". (отрывок).

Выборочное чтение. Беседа по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом.

1

6.05.22.

126

24

М. Твен. "Приключение Тома Сойера". (отрывок).

Совершенствование навыка осмысленного чтения. Характеристика Тома. Оценка поведения и поступков героя.

1

11.05.22.

127

25

М. Твен. "Приключение Тома Сойера". (отрывок).

Анализ произведения по вопросам учителя. Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них. Выборочное чтение.

1

12.05.22.

128

26

М. Твен. "Приключение Тома Сойера". (отрывок).

Деление текста на части., озаглавливание. Пересказ текста по плану. Оценка поведения героя, высказывание учащимся своего отношения к нему.

1

13.05.22.

129

27

С. Лагерлеф. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".

Выборочное чтение. Беседа по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Рисование словесной картины наступления весны. Работа с иллюстративным материалом. Заучивание прозаического отрывка.

1

17.05.22.

130

28

С. Лагерлеф. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".

Совершенствование навыка осмысленного чтения. Характеристика Нильса. Оценка поведения и поступков героя. Работа с иллюстративным материалом.

1

18.05.22.

1231

29

С. Лагерлеф. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".

Выборочное чтение. Озаглавливание частей т екста. Работа над пересказом по плану. Выяснение личного отношения школьников к событиям описанных в сказке, и к героям сказки.

1

19.05.22.

132

30

Г.Х. Андерсен. "Русалочка".

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над сложными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Беседа по вопросам учителя.

1

20.05.22.

133

31

Г.Х. Андерсен. "Русалочка".

Чтение по ролям. Характеристика Русалочки и принца. Оценка поведения поступков героев.

1

24.05.22.

134

32

Г.Х. Андерсен. "Русалочка".

Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них. Работа над пересказом текста. Выяснение личного отношения школьников к событиям описанных в сказке, и к героям сказки.

1

25.05.22.

135

33

Обобщение по теме: "Из произведений зарубежных писателей".

Развитие навыка чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Отгадывание тематических загадок. Оценка и сравнение поступков персонажей, прочитанных произведений.

1

30.05.

136

34

Внеклассное чтение. А. Гайдар Чук и Гек».

Чтение и обсуждение рассказов зарубежных писателей. Выборочное чтение. Рассказывание отрывкой произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом.

1

31.05.

 

 

4 четверть 34 часа.

 

 

 

 

 

за год 136 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Которобай Ирина Анатольевна  Публикатор
31.01.2022 0 1497 132

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК