Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение"; 5 класс
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Минусинская школа № 8»
|
|
Утверждаю: Директор КГБОУ «Минусинская школа № 8» |
|
|
____________________ ______ августа 2021 г. |
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧТЕНИЕ
(литературное чтение)»
Образовательная область
«Язык и речевая практика»
5- класс
2021-20202 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета чтение (литературное чтение) для 5 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью. (Вариант ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1. соответствии с учебным планом школы.
Содержание программы по предмет
5 класс (136 часов)
Устное народное творчество |
Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки. Сказки «Никита Кожемяка» (Русская сказка), «Как казаки медведя наказали» (Тофаларская сказка), «Золотые руки» (Башкирская сказка), «Морозко» (Русская сказка), «Два Мороза» (Русская сказка), «Три дочери» (Татарская сказка), «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». (Отрывки) А. С. Пушкин «Серая Шейка». По Д. Мамину-Сибиряку. |
Картины родной природы. Лето |
Г. Скребицкий. «Июнь», И. Суриков «Ярко солнце светит...», А. Платонов «Июльская гроза», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату...». |
Картины родной природы. Осень |
Г. Скребицкий. «Сентябрь», И. Соколов-Микитов «Золотая осень», К. Бальмонт «Осень», Г. Скребицкий «Добро пожаловать!», В. Астафьев «Осенние грусти», И. Бунин «Первый снег». |
О друзьях-товарищах |
Ю. Яковлев «Колючка», Ю. Яковлев «Рыцарь Вася», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», В. Медведев «Фосфорический» мальчик», Л. Воронкова «Дорогой подарок», Я. Аким «Твой друг». |
Басни И. Крылова |
«Ворони и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет». |
Спешите делать добро |
Н. Хмелик «Будущий олимпиец», О. Бондарчук «Слепой домик», В. Осеева «Бабка», А. Платонов «Сухой хлеб», В. Распутин «Люся» (отрывок из повести) «Последний срок», В. Брюсов «Труд», Р. Рождественский «Огромное небо». |
Картины родной природы. Зима |
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою...», Г. Скребицкий «Декабрь», К. Бальмонт «К зиме», Г. Скребицкий «Всяк по-своему», С. Есенин «Поёт зима-аукает...», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога». |
Картины родной природы. Весна |
Г. Скребицкий «Март», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...», Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы», (отрывки: «Весна-красна», «Грачи прилетели», «Заветный кораблик», «В весеннем лесу», А. Толстой «Весенние ручьи», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...», А. Блок. «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Соколов-Микитов «Весна», И. Бунин. «Крупный дождь в лесу зелёном...», С. Есенин «Черёмуха», Я. Аким «Весна, весною, о весне». |
О животных |
Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» (отрывок из повести «Детство Темы), А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты»), К. Паустовский «Кот Ворюга», Б. Житков «Про обезьянку», Э. Асадов. «Дачники», Ф. Абрамов «Из рассказа Алёны Даниловны», С. Михалков «Будь человеком».
|
Из прошлого нашего народа |
О. Тихомиров «На поле Куликовом», С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года», Н. Некрасов «...И снится ей жаркое лето...» (отрывки из поэмы «Мороз, Красный нос»), А. Куприн «Белый пудель», Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью!», Ю. Коринец «У могилы Неизвестного Солдата». |
Из произведений зарубежных писателей |
В. Гюго «Гаврош», М. Твен «Приключения Тома Сойера», С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», «Храбрый портняжка». (сказка) Братья Гримм., Х. К. Андерсен «Русалочка». |
Произведения для внеклассного чтения П. Бажов «Серебряное копытце», Б. Житков «На льдине», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К. Паустовский «Заячьи лапы» (сборник рассказов), А. Куприн «Белый пудель (последняя глава), Б. Полевой «Сын полка», В. Осеева «Волшебное слово», А. Гайдар Чук и Гек».
|
Произведения для заучивания наизусть И. Сурков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень», И. Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Е. Серова «Подснежник |
Сведения о материально-техническом оснащении учебно-наглядными
пособиями и оборудование
Учебно-наглядные пособия и оборудование |
Количество шт. |
Учебные программы и учебники: |
|
Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1. 5-9 классы. Автор составитель: Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. - М.: Просвещение, 2021. |
|
Чтение. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Автор-составитель З. Ф. Малышева. -19-е издание. - М.: Просвещение, 2020. |
|
Методические рекомендации (Чтение 5-9 классы.) Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.И. Шишкова М.: Просвещение, 2017г. |
|
Учебник Г. М. Гусева, Т. И. Островская - 5 класс Гуманитарный издательский центр «Владос». 2008 г.. |
|
Пособие для учителей Н. Н. Бебешина Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы / М.: Просвещение, 1978г. |
|
Пособие для учителей. В. Г. Петрова Обучение учащихся во вспомогательной школе / М.: Просвещение, 1982 г. |
|
Пособие для учителя Н. М. Барская, Л. А. Нисневич Обучение русскому языку и чтению в 5-9 классах вспомогательной школы / М.: Просвещение, 1992 г. |
|
Е. Д. Худенко Коррекционно-развивающие уроки / М.: Просвещение, 2005г |
|
А. А. Стешиц Работа по обучению грамоте и развитию техники чтения / М.: Наука, 2004 г.. |
|
Т. А. Подколзина Чтение текста одновременно с учителем /М.: Просвещение, 2003 г.. |
|
Е. Н. Соловьёва Методика работы с детьми, у которых слабая память и внимание / М.: Знание, 1989 г.. |
|
Каменова А. В. Обучение грамоте / М.: Просвещение, 1969 г.. |
|
Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения / М.: Просвещение, 1991 г.. |
|
Родная речь. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. /Составитель М. В. Голованова и др. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2004 г.. |
|
8 Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru |
|
Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org |
|
Библиотека классической русской литературы: [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.klassika.ru |
|
Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. «Крылатые слова» М.: Правда, 1986г. |
|
Ильина С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников пятых – девятых классов. – СПб. - КАРО, 2005 (Серия «Коррекционная педагогика»). |
|
Ильина С. Ю. Уроки чтения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида, 2006. |
|
Печатные пособия: Комплект таблиц «Литература 5 класс» - 1 |
|
Портреты поэтов и писателей: И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. Бианки, Б. Житков, К. Паустовский, Д. Хармс, Г. Скребицкий |
|
Художественная литература:
|
|
Материально-техническая база реализации адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к классу для осуществления образовательного и коррекционно- развивающего процесса.
Временной режим образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ РФ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами общеобразовательной организации.
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации
учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. Учет особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают
необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (в старших ― иллюстративной и символической).
Календарно тематическое планирование.
1 |
1 |
Устное народное творчество. (24ч.) . Считалки, Заклички, Потешки. |
Знакомство произведениями малых народных форм устного народного творчества. Выразительное чтение. |
1 |
|
2 |
2 |
Пословицы и поговорки. |
Выразительное чтение, заучивание наизусть. |
1 |
|
3 |
3 |
Загадки. |
Объяснительное чтение, работа над смысловым содержанием произведений. |
1 |
|
4 |
4 |
Русская народная сказка «Никита Кожемяка». |
Выборочное чтение, чтение по ролям. |
1 |
|
5 |
5 |
Русская народная сказка «Никита Кожемяка». |
Рассказывание сказки с использованием слов и выражений из текста. |
1 |
|
6 |
6 |
Тофаларская сказка «Как наказали медведя». |
Работа над выразительным чтением. Рассказывание сказки по опорным словам. |
1 |
|
7 |
7 |
Башкирская сказка «Золотые руки." |
Работа над смысловым значением названия сказки. Рисование словесного портрета героини сказки. Выборочное чтение, Чтение по ролям. Рассказывание сказки. |
1 |
|
8 |
8 |
Русская народная сказка «Морозко». |
Показ разнообразия народного творчества жителей страны. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков сказок. Работа с иллюстративным материалом к сказкам. |
1 |
|
9 |
9 |
Русская народная сказка «Морозко». |
Составление характеристики падчерицы и дочки. Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации, с использованием слов и выражений из текста. Работа над выразительным чтением, чтением по ролям. |
1 |
|
10 |
10 |
Русская народная сказка " Два Мороза" |
Выборочное чтение. Чтение по ролям. Рассказывание сказки. Поиск народной мудрости в сказке. |
1 |
|
11 |
11 |
Татарская сказка "Три дочери". |
Выборочное чтение. Чтение по ролям. Рассказывание сказки. Выяснение поучительного смысла сказки. |
1 |
|
12 |
12 |
Внеклассное чтение. Чтение сказок Российской Федерации. Бажов «Серебряное копытце». |
Показ разнообразного народного творчества жителей страны. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков сказок. Работа с иллюстративным материалом к сказкам, выставкой книг. |
1 |
|
13 |
13 |
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». (отрывки) |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение. |
|
|
14 |
14 |
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». |
Характеристика внешности персонажей. Работа со сложными к пониманию словами. |
1 |
|
15 |
15 |
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом. |
1 |
|
16 |
16 |
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Заучивание отрывка наизусть. |
1 |
|
17 |
17 |
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выяснение собственного отношения к событиям и героям сказки. |
1 |
|
18 |
18 |
Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка». Объяснительное чтение 1 части сказки. |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом. Описание состояние природы в рассказе. Заучивание отрывка наизусть. |
1 |
|
19 |
19 |
Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка». Чтение 2 части сказки. |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом. |
1 |
|
20 |
20 |
Д. Мамину - Сибиряку «Серая Шейка». (3часть). |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение. |
1 |
|
21 |
21 |
Д. Мамин- Сибиряк «Серая Шейка». Чтение и пересказ 4 части сказки . |
Чтение и пересказ 4 части сказки. Работа по совершенствованию осмысленного навыка чтения. Словесное рисование. |
1 |
|
22 |
22 |
Д. Мамин- Сибиряк «Серая Шейка». (5часть). |
Работа над техникой чтения. Озаглавливание частей сказки, пересказ по частям. Показ красоты природы в сказке (словесное рисование). Работа над словами и словосочетаниями, сложными для понимания. |
1 |
|
23 |
23 |
Обобщающий урок по теме: "Устное народное творчество". |
Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с сюжетами прочитанных произведений. Работа с иллюстративным материалом. |
1 |
|
24 |
24 |
Внеклассное чтение. Народные и авторские сказки, произведения устного народного творчества. Ненецкая сказка "Как медведь хвост потерял".(НРК) |
Показ разнообразия народного творчества жителей страны. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков сказок. Работа с иллюстративным материалом. |
1 |
|
25 |
25 |
Картины родной природы. Лето - 8 ч. Г. Скребицкий «Июнь». |
Беседа о лете с опорой на текст рассказа. Приметы лета в рассказе. Работа с иллюстративным материалом. Словесное рисование с опорой на произведения искусства, музыку. |
1 |
|
25 |
25 |
И. Суриков «Ярко светит солнце». |
Работа с иллюстративным материалом, опыт, знания учащихся. Сравнение описания лета в стихотворении И. Сурикова и рассказе Г. Скребицкого "Июнь". Работа над пониманием текста (сравнения, непонятные слова и выражения) Разучивание стихотворения наизусть. |
1 |
|
27 |
27 |
А. Платонов «Июльская гроза». |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом. |
1 |
|
28 |
28 |
А. Платонов «Июльская гроза». |
Выборочное чтение (обьяснение поведения детей во время грозы, проявление характера героев, выяснение личного отношения учащихся к содержанию рассказа, пересказ по плану. |
1 |
|
29 |
29 |
А. Платонов «Июльская гроза». |
Описание состояние природы в рассказе. Составление рассказа-описания о грозе. Составление рассказа рассуждения о девочке. |
1 |
|
30 |
30 |
А. Прокофьев «Березка». |
Беседа о красоте русской березы и природы с опорой на иллюстративный материал, опыт и знания учащихся. Работа над пониманием текста стихотворения, выразительным чтением. Заучивание стихотворения наизусть. |
1 |
|
31 |
31 |
Ю. Горлиенко «Вот и клонится лето к закату». |
Беседа об изменениях, происходящих в природе с приходом осени, с опорой на иллюстративный материал, опыт и знание учащихся. Работа над выразительным чтением. |
1 |
|
32 |
32 |
Обобщающий урок по теме: «Лето в разделе «Картины родной природы». Внеклассное чтение. М. Пришвин «Лисичкин хлеб». |
Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с сюжетами прочитанных произведений. Работа с иллюстративным материалом. Словесное рисование .Пересказ по плану. |
1 |
|
33 |
33 |
Осень - 7 ч. Г. Скребицкий «Сентябрь». |
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над техникой чтения, выборочное чтение. |
1 |
|
34 |
34 |
И. Соколов-Микитов «Золотая осень». |
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Словесное рисование. Пересказ по плану. |
1 |
|
35 |
35 |
К. Бальмонт «Осень». |
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над пониманием текста стихотворения, выразительным чтением. Разучивание наизусть стихотворения. |
1 |
|
|
1 четверть 35 уроков. |
||||
36 |
1 |
Г. Скребицкий «Добро пожаловать!» |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Работа с иллюстративным материалом, опыт, знания учащихся. Озаглавливание частей рассказа. Работа над пересказом. |
1 |
|
37 |
2 |
В. Астафьев «Осенние грусти…» |
Работа над техникой чтения, над выразительным чтением. Выборочное чтение. |
1 |
|
38 |
3 |
И.Бунин «Первый снег». |
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением поздней осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над пониманием текста стихотворения, выразительным чтением. Разучивание наизусть стихотворения. |
1 |
|
39 |
4 |
Обобщающий урок по теме: «Картины родной природы». |
Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с сюжетами прочитанных произведений. Работа с иллюстративным материалом .Словесное рисование. Пересказ по плану. Составление рассказа описания по опорным словам. Чтение наизусть стихотворений. |
1 |
|
40 |
5 |
О друзьях – товарищах - 11 ч. Чтение рассказа Ю. Яковлева «Колючка.» |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
1 |
|
41 |
6 |
Ю. Яковлев «Колючка.» |
Составление плана рассказа, пересказ по плану. Работа над характеристикой персонажей. Выяснение отношений школьников к перссонажам рассказа. |
1 |
|
42 |
7 |
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася". |
Работа над техникой чтения, над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям. Пересказ по плану. Выяснение собственного отношения к герою рассказа. |
1 |
|
43 |
8 |
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». (отрывки) |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное чтение по ролям. Раскрытие понятий: "дружба", "стыд", "ябеда", "совесть". |
1 |
|
44 |
9 |
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома.» (отрывки) |
Работа над характеристикой персонажа, его поступков. Выяснение отношений школьников к герою рассказа. |
1 |
|
45 |
10 |
В. Медведев «Фосфорический мальчик». |
Работа над техникой чтения, над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям. |
1 |
|
46 |
11 |
В. Медведев «Фосфорический мальчик». |
Работа над характеристикой персонажей. Выяснение отношений школьников к перссонажам рассказа. Нравственная оценка действий персонажей. |
1 |
|
47 |
12 |
Л. Воронкова «Дорогой подарок». |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное чтение по ролям. Выборочное чтение. Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них. |
1 |
|
48 |
13 |
Л. Воронкова «Дорогой подарок». |
Озаглавливание частей рассказа. Работа над полным пересказом. Выяснение отношений школьников к героям рассказа и их поступкам. Нравственная оценка действий персонажей. |
1 |
|
49 |
14 |
Я. Аким «Твой друг». |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение. Обсуждение профессии учителя. |
1 |
|
50 |
15 |
Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах». |
Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с сюжетами прочитанных произведений. Работа с иллюстративным материалом. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков. Обсуждение понятий "дружба", "товарищество", "завистливость", "смелость", "благородство", "достоинство", "справедливость". |
1 |
|
51 |
16 |
Басни И.А.Крылова-4 ч. Чтение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица». |
Понятие "басня" как литературный жанр. Работа над трудными для понимания словами и выражениями Сопоставление поведения и повадок животных с поступками и поведением людей. Выразительное чтение. |
1 |
|
52 |
17 |
И.А. Крылов «Ворона и лисица». |
Сравнительный анализ поступков персонажа. Выборочное чтение. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся, их отношением к пожилым людям. |
1 |
|
53 |
18 |
И.А. Крылов «Щука и Кот». |
Выразительное чтение по ролям басни. Работа над трудными для понимания словами и выражениями. Сопоставление поведения и повадок животных с поступками и поведением людей. |
1 |
|
54 |
19 |
И.А. Крылов «Квартет». |
Чтение по ролям. Работа над трудными для понимания словами и выражениями. Сопоставление поведения и повадок животных с поступками и поведением людей. Выразительное чтение. Работа над иллюстрированным материалом. Выяснение и обсуждение морали басни. |
1 |
|
55 |
20 |
Спешите делать добро - 13 ч. Н. Хмелик «Будущий олимпиец». |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям. Пересказ текста по вопросам. |
1 |
|
56 |
21 |
Н. Хмелик «Будущий олимпиец». |
Сравнительный анализ поступков персонажа. Выборочное чтение. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся, их отношением к пожилым людям. |
1 |
|
57 |
22 |
О. Бондарчук «Слепой домик». |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Выборочное чтение. Выяснение и обсуждение таких нравственных понятий как "доброта", "чувство жалости", "сострадание", "помощь", "равнодушие". Составление характеристики персонажа. Выяснение отношений школьников к перссонажам рассказа. Чтение и пересказ рассказа. |
1 |
|
58 |
23 |
В. Осеева «Бабка».(1часть). |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. |
1 |
|
59 |
24 |
В. Осеевой «Бабка». ( 2 часть) |
Выяснение и обсуждение таких нравственных понятий как «уважение к старшим" "терпение", "жестокость", "грубость", "пренебрежение", "равнодушие". Выборочное чтение. Пересказ текста. |
1 |
|
60 |
25 |
В. Осеева «Бабка». (3 часть). |
Обсуждение темы отношения к старшим. Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. |
1 |
|
61 |
26 |
В. Осеева «Бабка». (4часть). |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся, их отношением к пожилым людям. Чтение и пересказ. |
1 |
|
62 |
27 |
Л. Платонов «Сухой хлеб». (1 часть). |
Работа над техникой чтения, над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ произведения по вопросам учителя. Обсуждение такого явления природы как засуха. |
1 |
|
63 |
28 |
Л. Платонов "Сухой хлеб" . |
Анализ поступков персонажа. Выборочное чтение. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся, их отношением к матери, тяжелого женского труда. |
1 |
|
64 |
29 |
В. Распутин «Люся». |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное чтение. Выборочное чтение. Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них. Описание персонажей. Обсуждение тяжелой жизни людей в послевоенные годы. Деление рассказа на части, озаглавливание и пересказ. |
1 |
|
|
2 четверть 29 часов. |
||||
65 |
1 |
В .Брюсов «Труд». |
Выразительное чтение. Выборочное чтение. Обсуждения понятий: "труд", "труженик". Выяснение значений пословиц о труде. |
1 |
|
66 |
2 |
Р .Рождественский «Огромное небо». |
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Обсуждение истории, описанной автором. Обсуждение поступка, совершенного летчиками. Выяснение значения понятий "героизм", "подвиг". |
1 |
|
67 |
3 |
Внеклассное чтение. В. А. Осеева «Волшебное слово». |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное чтение. Выборочное чтение. Работа в группах, парах. Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся. |
1 |
|
68 |
4 |
Обобщающий урок по теме: «Спешите делать добро». |
Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с сюжетами прочитанных произведений, поведением героев. Работа с иллюстративным материалом. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков. |
1 |
|
69 |
5 |
Картины родной природы. Зима - 8 ч. Ф. Тютчев «Зима». |
Беседа об изменениях, происходящих в природе с приходом зимы, с опорой на иллюстративный материал, опыт и знание учащихся. Работа над выразительным чтением. Совершенствование техники чтения. Разучивание наизусть стихотворение. |
1 |
|
70 |
6 |
Г. Скребицкий «Декабрь». |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Работа над пересказом по плану. Беседа об изменениях, происходящих в природе с приходом зимы, с опорой на иллюстративный материал, опыт и знание учащихся. |
1 |
|
71 |
7 |
К .Бальмонт «К зиме». |
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением зимы, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над пониманием текста стихотворения, выразительным чтением. Словесное рисование. Разучивание наизусть стихотворения . |
1 |
|
72 |
8 |
Г. Скребицкий «Всяк по-своему». |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Формирование природоведческих представлений о приспосабливании животных к сезонным изменениям в природе. Выборочное чтение. Формулировка школьников вопросов к тексту и ответы на них. Работа над рассказом от 3-го лица. |
1 |
|
73 |
9 |
С. Есенин «Поёт зима - аукает». |
Беседа по вопросам учителя. Работа над трудными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Выборочное чтение. Выразительное чтение стихотворения. Работа со сравнениями и выразительными средствами языка. |
1 |
|
74 |
10 |
С. Есенин «Берёза». |
Беседа по вопросам учителя. Работа над трудными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Выборочное чтение. Работа со сравнениями и выразительными средствами языка. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание наизусть стихотворения. |
1 |
|
75 |
11 |
А. Пушкин «Зимняя дорога». |
Беседа с опорой на иллюстрации школьников., произведений изобразительного искусства, музыки. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Выяснение незнакомых слов и выражений. Работа со сравнениями и выразительными средствами языка. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание наизусть стихотворения. |
1 |
|
76 |
12 |
Обобщающий урок по теме «Зима». Внеклассное чтение: «Первый снег» по Г. Скребицкому. |
Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Работа с иллюстративным материалом. Словесное рисование. Пересказ по плану. Составление рассказа описания по опорным словам. Чтение наизусть стихотворений. |
1 |
|
77 |
13 |
Весна - 15 ч. Г. Скребицкий «Март». |
Объяснительное чтение рассказа. Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. |
1 |
|
78 |
14 |
А .Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...». |
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа со средствами художественной выразительности. Разучивание стихотворения наизусть. |
1 |
|
79 |
15 |
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы». |
Беседа о признаках ранней весны. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа со средствами художественной выразительности. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. |
1 |
|
80 |
16 |
Объяснительное чтение рассказа Г .Скребицкого «Весна - красна». |
Беседа о признаках ранней весны. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа со средствами художественной выразительности. Сравнение описаний зимнего и весеннего неба. Пересказ сказки. |
1 |
|
81 |
17 |
Г. Скребицкий «Грачи прилетели», «Заветный кораблик ». |
Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны. Работа с иллюстрациями, рисунками школьников. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение. Рассказ от первого лица. |
1 |
|
82 |
18 |
Г. Скребицкий «В весеннем лесу». |
Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны. Работа с иллюстрациями, рисунками школьников. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. |
1 |
|
83 |
19 |
А. Толстой «Детство Никиты» - «Весенние ручьи». |
Совершенствование техники чтения. Беседа о признаках весны с опорой на иллюстрации, знания и опыт учащихся. Рассказ по картине с с опорой на текст произведения. |
1 |
|
84 |
20 |
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...». |
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа с выразительными средствами языка. Словесное рисование. |
1 |
|
84 |
21 |
А. Блок «Ворона». |
Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Словесное рисование. |
1 |
|
86 |
22 |
Е. Серова «Подснежник». |
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа выразительными средствами языка. Словесное рисование. Разучивание наизусть стихотворения. |
1 |
|
87 |
23 |
И. СоколовМикитов «Весна". |
Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны. Работа с иллюстрациями, рисунками школьников. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. |
1 |
|
88 |
24 |
Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном...». |
Выразительное чтение стихотворения. Работа с выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. |
1 |
|
89 |
25 |
С .Есенин «Черёмуха». |
Работа с выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Словесное рисование. Разучивание наизусть стихотворения. |
1 |
|
90 |
26 |
Я.Аким «Весна, весною, о весне». |
Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Словесное рисование. |
1 |
|
91 |
27 |
Обобщающий урок по теме «Весна». Внеклассное чтение. Б. Житков «На льдине». |
Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку, знания и опыт школьников. Чтение выученных стихотворений наизусть. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических загадок. составление рассказов по плану. |
1 |
|
92 |
28 |
О животных -15ч. Н. Гарин-Михайловский. "Тема и Жучка". |
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Описание внешнего вида и характера героя. |
1 |
|
93 |
29 |
Н. Гарин-Михайловский. "Тема и Жучка". |
Деление текста на части., озаглавливание. Пересказ текста по плану. Оценка поведения героя, высказывание учащимся своего отношения к нему. |
1 |
|
94 |
30 |
А. Толстой "Желтухин". |
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Беседа по вопросам учителя. Работа над трудными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. |
1 |
|
95 |
31 |
А. Толстой "Желтухин". |
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа в группах, парах. Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся. Озаглавливание частей текста. |
1 |
4.02.22. |
96 |
32 |
А. Толстой "Желтухин." |
Выяснение отношения героев произведения к птенцу. Описание внешнего вида птенца. Выяснение отношений школьников к перссонажам рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. |
1 |
9.03.22. |
97 |
33 |
К. Паустовский "Кот Ворюга". |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Описание внешнего вида кота. Работа с иллюстративным материалом. |
1 |
10.03.22. |
98 |
34 |
К. Паустовский "Кот Ворюга". |
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа в группах, парах. Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся. |
1 |
11.03.22. |
99 |
35 |
Б. Житков "Про обезьянку". |
Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное чтение. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом. |
1 |
15.03.22. |
100 |
36 |
Б. Житков "Про обезьянку". |
Деление текста на части, озаглавливание частей. Пересказ текста. |
1 |
16.03.22. |
101 |
37 |
Б. Житков "Про обезьянку". |
Выборочное чтение. Беседа по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Обсуждение изменения отношения мальчика к Яшке по ходу развития событий. Высказывание учащимися своей точки зрения по поводу сюжета. |
1 |
17.03.22. |
102 |
38 |
Э. Асадов "Дачники". |
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Сравнение настроения, описания природы в первой и второй частях. Выявление нравственного аспекта поступков детей. Выявление личного отношения учащихся к событиям и поступкам, описанных в стихотворении. Обсуждение темы отношения и заботы о домашних питомцах. |
1 |
18.03.22. |
3 четверть 38 часов. |
|||||
103 |
1 |
Ф. Абрамова «Из рассказов Олёны Даниловны». |
Совершенствование техники чтения. Работа над техникой чтения: правильность, выразительность. Чтение по ролям. Описание внешности и характера Олены Даниловны. Беседа о заботливом отношении к животным. |
1 |
29.03.22. |
104 |
2 |
С. Михалков. "Будь человеком". |
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Обьяснение приема сравнения, который использует автор в стихотворении. Оценка поступков персонажей. Выявление морально-нравственной стороны описанного автором случая в лесу. Выявление личного отношения к описанным событиям, чувств , которые они вызвали. |
1 |
30.03.22. |
105 |
3 |
Внеклассное чтение. Рассказы о животных. К. Паустовский «Заячьи лапы» (сборник рассказов) |
Чтение и обсуждение рассказа. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах, группах. Работа с иллюстративным материалом. |
1 |
31.03.22. |
106 |
4 |
Обобщение по теме: «О животных". |
Развитие навыка чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Отгадывание тематических загадок. Оценка и сравнение поступков персонажей, прочитанных произведений. |
1 |
1.04.22. |
107 |
5 |
Из прошлого нашего народа -15ч. О. Тихомиров " На поле Куликовом. " « Москва собирает войско.» |
Работа над техникой чтения. Выразительное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. |
1 |
5.04.22. |
108 |
6 |
О. Тихомиров « Куликовская битва ». |
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Деление текста на части, озаглавливание частей. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. |
1 |
6.04.22. |
109 |
7 |
О. Тихомиров « Слава героям» . |
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации. Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них. Выяснение личного отношения школьников к историческим событиям, описанным в рассказе. |
1 |
7.04.22. |
110 |
8 |
По С. Алексееву "Рассказы о войне 1812г." «Бородино». |
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с описанием французской армии во время отступления. |
1 |
8.04.22. |
111 |
9 |
По С. Алексееву "Рассказы о войне 1812г. « Ключи », «Конец похода ». |
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Соотнесение пословиц с текстом рассказа. Работа над кратким пересказом. |
1 |
12.04.22. |
112 |
10 |
Н. Некрасов « И снится ей жаркое лето » отрывок из поэмы "Мороз Красный нос"). |
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом. Работа с описанием времени года в отрывке. Обсуждение крестьянского труда, радости, которую приносит труд человеку. Обсуждение понятия "счастливая и дружная семья." |
1 |
13.04.22. |
113 |
11 |
А. Куприн "Белый пудель." (1 часть). |
Работа над выразительным чтением. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям. Выборочное чтение. |
1 |
14.04.22. |
114 |
12 |
А. Куприн "Белый пудель." (2 часть). |
Работа над выразительным чтением. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа над кратким пересказом. |
1 |
15.04.22. |
115 |
13 |
А. Куприн "Белый пудель." (3 часть). |
Работа над характеристиками персонажей рассказа. Работа над сравнительной характеристикой Сергея и Трилли. Выяснение личного отношения учащихся к истории, описанной автором . |
1 |
19.04.22. |
116 |
14 |
А. Куприн "Белый пудель." (4 часть). |
Работа с описанием персонажей рассказа. Озаглавливание частей рассказа. Пересказ по плану. |
1 |
20.04.22. |
117 |
15 |
Л. Жариков « Снега, поднимитесь метелью!». |
Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением, чтение по ролям. Выборочное чтение. Выяснение личного отношения школьников к историческим событиям, описанным в рассказе. |
1 |
21.04.22. |
118 |
16 |
Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью!». |
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации. Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них. Выяснение личного отношения школьников к историческим событиям ВОВ, описанным в рассказе. Заучивание прозаического отрывка. |
1 |
22.04.22. |
119 |
17 |
Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата». |
Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Беседа о подвигах солдат во время ВОВ с опорой на иллюстрации, знания школьников. |
1 |
26.04.22. |
120 |
18 |
Внеклассное чтение произведений о героическом прошлом нашего народа. Б. Полевой «Сын полка». |
Чтение и обсуждение рассказов о войне и подвигах народа. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах, группах. |
1 |
27.04.22. |
121 |
19 |
Обобщение по теме:" Из героического прошлого нашего народа". |
Развитие навыка чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Отгадывание тематических загадок. Оценка и сравнение поступков персонажей, прочитанных произведений. |
1 |
28.04.22. |
122 |
20 |
Из произведений зарубежных писателей -15 ч. В. Гюго "Гаврош" (отрывки). |
Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа над кратким пересказом. |
1 |
29.04.22. |
123 |
21 |
В. Гюго "Гаврош" (отрывки). |
Чтение по ролям. Работа с иллюстративным материалом. Характеристика и описание внешнего вида Гавроша. |
1 |
4.05.22. |
124 |
22 |
В. Гюго "Гаврош" (отрывки). |
Оценка поступков Гавроша. Рассказ о Гавроша по плану. Работа над кратким пересказом. Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанным в рассказе, и к героям рассказа. |
1 |
5.05.22. |
125 |
23 |
М. Твен. "Приключение Тома Сойера". (отрывок). |
Выборочное чтение. Беседа по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. |
1 |
6.05.22. |
126 |
24 |
М. Твен. "Приключение Тома Сойера". (отрывок). |
Совершенствование навыка осмысленного чтения. Характеристика Тома. Оценка поведения и поступков героя. |
1 |
11.05.22. |
127 |
25 |
М. Твен. "Приключение Тома Сойера". (отрывок). |
Анализ произведения по вопросам учителя. Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них. Выборочное чтение. |
1 |
12.05.22. |
128 |
26 |
М. Твен. "Приключение Тома Сойера". (отрывок). |
Деление текста на части., озаглавливание. Пересказ текста по плану. Оценка поведения героя, высказывание учащимся своего отношения к нему. |
1 |
13.05.22. |
129 |
27 |
С. Лагерлеф. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". |
Выборочное чтение. Беседа по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Рисование словесной картины наступления весны. Работа с иллюстративным материалом. Заучивание прозаического отрывка. |
1 |
17.05.22. |
130 |
28 |
С. Лагерлеф. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". |
Совершенствование навыка осмысленного чтения. Характеристика Нильса. Оценка поведения и поступков героя. Работа с иллюстративным материалом. |
1 |
18.05.22. |
1231 |
29 |
С. Лагерлеф. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". |
Выборочное чтение. Озаглавливание частей т екста. Работа над пересказом по плану. Выяснение личного отношения школьников к событиям описанных в сказке, и к героям сказки. |
1 |
19.05.22. |
132 |
30 |
Г.Х. Андерсен. "Русалочка". |
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над сложными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Беседа по вопросам учителя. |
1 |
20.05.22. |
133 |
31 |
Г.Х. Андерсен. "Русалочка". |
Чтение по ролям. Характеристика Русалочки и принца. Оценка поведения поступков героев. |
1 |
24.05.22. |
134 |
32 |
Г.Х. Андерсен. "Русалочка". |
Самостоятельное составление вопросов к тексту и ответы на них. Работа над пересказом текста. Выяснение личного отношения школьников к событиям описанных в сказке, и к героям сказки. |
1 |
25.05.22. |
135 |
33 |
Обобщение по теме: "Из произведений зарубежных писателей". |
Развитие навыка чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Отгадывание тематических загадок. Оценка и сравнение поступков персонажей, прочитанных произведений. |
1 |
30.05. |
136 |
34 |
Внеклассное чтение. А. Гайдар Чук и Гек». |
Чтение и обсуждение рассказов зарубежных писателей. Выборочное чтение. Рассказывание отрывкой произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом. |
1 |
31.05. |
|
|
4 четверть 34 часа. |
|
|
|
|
|
за год 136 часов. |
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Которобай Ирина Анатольевна
→ Публикатор 31.01.2022 0 1497 132 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.