Доклад "Связь уроков математики с уроками труда"


Государственное бюджетное

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

общеобразовательная школа № 59

Краснодарского края г. Краснодара





Доклад по теме:

« Связь уроков математики

с уроками труда

в коррекционной школе VIII вида »




Король Людмила Анатольевна,

учитель математики













г. Краснодар

Связь уроков математики с уроками труда.


Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач коррекционной школы. Курс математики должен дать учащимся такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.

Педагогические и психологические исследования показывают, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, даже обладая знаниями, не могут ими воспользоваться при решении трудовых задач. У них не возникает ассоциаций между определёнными математическими понятиями, закономерностями и теми жизненными явлениями, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения трудовых операций. На уроках математики надо создавать такие ситуации, в которых бы эти ассоциативные связи создавались.

Так на уроках математики я даю для решения задачи, которые возникают на уроках труда в мастерских, на промышленном предприятии, где учащиеся проходят производственную практику.

При изучении темы «Нахождение части числа» на уроках решаются задачи из практики работы в швейной мастерской.


1. Длина окружности шеи мальчика 36 см. Для построения чертежа выкройки необходимо узнать, чему равна полуокружность шеи мальчика?

Решение.

Читаем условие задачи, объясняем непонятные слова и указываем, зачем необходимы требуемые в задаче сведения. Затем следует решение.

1). Чему равна полуокружность шеи?

36см : 2 = 18см

Ответ: полуокружность шеи мальчика равна 18см.


2. Окружность груди девочки 96 см. Для построения чертежа выкройки необходимо найти, чему равна ¼ полуокружности груди?

Решение.

1). Чему равна полуокружность груди?

96 см : 2 = 48 см.


2).Чему равна ¼ полуокружности груди?

48 см : 4 = 12 см

Ответ: ¼ полуокружности груди девочки равна 12 см.


3. Ширина задней половины трусов на чертеже выкройки равна ½ полуокружности бёдер по мерке плюс 1см для всех размеров. Чему равна ширина задней половины трусов на чертеже выкройки, если длина окружности бёдер равна 1м 20см ?

Решение.

Ученики устанавливают, что такое ширина задней половины трусов на чертеже выкройки и приходят к решению:


1).Чему равна полуокружность бёдер?

1м 20см : 2 = 120 см : 2 = 60 см

2). Чему равна ½ полуокружности бёдер?

60 см : 2 = 30 см

3) Чему равна ширина задней половины трусов на чертеже выкройки?

30 см + 1 см = 31 см.

Ответ: ширина задней половины трусов на чертеже выкройки равна 31 см.


4. Ширина рукава с одним швом на чертеже выкройки равна 1/3 полуокружности груди по мерке плюс 3 см, и всё это умноженное на 2. Чему равна ширина одношовного рукава на чертеже выкройки, если длина окружности груди равна 96 см?

Решение.

Учитель объясняет ученикам, что такое окружность груди, ширина рукава на чертеже выкройки и т.д.

1) Чему равна полуокружность груди?

96 см : 2 = 48 см.

2) Чему равна 1/3 полуокружности груди?

48 см : 3 = 16 см

3) Чему равна ширина одношовного рукава на чертеже выкройки?

( 16 см + 3 см )х 2 = 19 см х 2 = 38 см

Ответ: ширина одношовного рукава на чертеже выкройки равна 38 см.


При изучении действий с именованными числами можно предложить учащимся задачи из практической работы в столярной и швейной мастерской. Например, такие задачи:

1. Крышка сиденья табурета имеет форму квадрата со стороной 34см 8 мм. Сколько таких сидений можно выпилить из листа фанеры, имеющего форму квадрата со стороной 1м 50см, если на пропил идёт 2 мм?

Решение.

Учитель восстанавливает в памяти учащихся понятия «квадрат», «сиденье», «пропил». Выполняется вместе с учениками чертёж.



Используя чертёж, ученики решают задачу следующим образом:

1) Чему равна длина стороны сиденья вместе с пропилом?

34 см 8 мм + 2 мм = 34 см 10 мм = 35 см

2) Сколько раз сторона сиденья вместе с пропилом уложится по краю листа фанеры?

150 см : 35 см = 4 (ост. 10 )

3) Сколько всего сидений можно вырезать из листа фанеры?

4 шт. х 4 шт. = 16 шт.

Ответ: из данного листа фанеры можно вырезать 16 сидений.


2. Сколько потребуется ступенек для лестницы длиной 2м34см, если ширина ступеньки 4 см, а расстояние между ступеньками и от концов лестницы до ступенек 3 дм?

Решение.

Анализируя условие задачи и сделав чертёж, учитель проставляет на нём размер длины лестницы ( 2 м 34 см ), затем от конца лестницы до ступеньки откладывает отрезок и проставляет размер 30 см, к отложенному отрезку присоединяет другой отрезок ,равный ширине ступеньки (4 см ). Для того ,чтобы ученики яснее представили себе расположение ступенек и расстояние между ними, а также от концов лестницы до ступенек, учитель к имеющимся ступенькам пририсовывает ещё несколько ступенек.




1) Чему равна длина лестницы без расстояния от конца её до первой ступеньки?

234 см – 30 см = 204 см

2) Чему равна длина промежутка между ступеньками вместе с шириной ступеньки?

30 см + 4 см = 34 см

3) Сколько необходимо иметь ступенек для лестницы?

204 см : 34 см = 6 ступ.

Ответ: для лестницы потребуется 6 ступенек.


3. На каком равном расстоянии друг от друга и от концов лестницы можно расположить 7 ступенек шириной 4 см на лестнице длиной 2 м 68 см?

Решение.

А
нализируя условие задачи ,учитель рисует на доске лестницу с 7 ступеньками и проставляет размеры, указанные в задаче. Пользуясь рисунком, приходим к следующему решению:

1) Сколько см будет занимать ширина всех ступенек?

4 см х 7 = 28 см

2) Сколько см идёт на расстояния от концов лестницы до ступенек и на промежутки между ступеньками?

2 м 68 см – 28 см = 2м 40 см.


Пользуясь рисунком, подсчитываем количество равных промежутков, находящихся между ступеньками и от крайних ступенек до концов лестницы. Их оказывается 8.

3) Какое расстояние должно быть между ступеньками и от ступеньки до конца лестницы?

2 м 40 см : 8 = 30 см

Ответ: расстояние от конца лестницы до первой ступеньки и между ступеньками должно быть 30 см.


4. В школьной мастерской ля работ на пришкольном участке надо изготовить 8 граблей. Длина колодки граблей 60 см, длина основания каждого зуба 1 см 5 мм, расстояние от основания крайнего зуба до конца колодки 3 см, расстояние между основаниями зубьев равно 6 см. Сколько зубьев необходимо изготовить для всех граблей?

Решение.


Р
ассматривая чертёж, убеждаемся в том, что сумма расстояний от двух крайних зубьев до концов колодки равна расстоянию между двумя зубьями.

Следовательно, зубьев должно быть столько, сколько раз длина основания одного зуба вместе с расстоянием между зубьями содержится в длине колодки.


1) Чему равна длина основания зуба вместе с промежутком между зубьями?

1 см 5 мм + 6 см = 7 см 5мм

2) Сколько зубьев необходимо для одних граблей?

60 см : 75 мм = 600 мм : 75 мм = 8 зубьев

3) Сколько зубьев необходимо для 8 граблей?

8 зуб. Х 8 = 64 зуб.

Ответ: для изготовления 8 граблей необходимо иметь 64 зуба.



5 . Сколько потребуется ткани шириной 80 см для того, чтобы сшить простыню шириной 1м 58см и длиной 2м 21см, если на закладку концов идёт по 2см, а на продольный шов по 1см от каждой полосы?


Решение.






Прочитав условие задачи, выполняем на доске чертёж простыни с раскладкой ткани, проставляя размеры, указанные в задаче.

Обращаю внимание учеников на продольный шов.










Ставим вопросы и решаем:

1) Чему равна ширина всей ткани, идущей на пошив простыни вместе с закладками на продольный шов?

1м 58см + 1см + 1см = 1м 60см


Сравнивая размеры ширины материала с шириной куска ткани, узнаем:

2) Сколько полос ткани шириной 80см уложатся в ширине всего изделия?

160см : 80см = 2 полосы


Рассматривая чертёж простыни, устанавливаем, что такое закладка концов простыни. После этого ставим вопрос:

3) Чему равна длина одной полосы простыни?

2см+2м 21см + 2см = 2м 25см.


Зная, что у нас должно быть две полосы, узнаем:

4) Сколько всего ткани пойдёт на простыню?

2м 25см х 2 = 4м 50см

Ответ: на простыню пойдёт 4м 50см ткани.


6. Сколько следует купить ткани шириной 1м для того, чтобы сшить наматрасник длиной 1м 98см и шириной 98см, если на боковые швы и на подшивку краёв по концам идёт по 2см?


Решение.

П
рочитав условие задачи, учащиеся под руководством учителя делают на доске чертёж, проставляя нужные размеры.


Разбираем, что такое подшивка края. Далее рассуждаем:


-- Если длина наматрасника 1м 98см, а на подшивку края требуется ещё 2см, то можно узнать, сколько пойдёт ткани на одну сторону наматрасника вместе с закладкой? Как?

1м 98см + 2см = 2м

-- Сколько сторон у наматрасника?

-- Две.

-- Если на подшивку одной стороны наматрасника требуется 2м, а сторон у него две, то можно узнать, сколько всего ткани пойдёт на наматрасник? Как?

2м х 2 = 4м

Ответ: для такого наматрасника надо иметь 4м ткани шириной 1метр.


Знания, полученные на уроках труда, а также трудовые навыки, использованные на уроках математики, повышают интерес учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению этого предмета, показывают жизненную необходимость математических знаний.


Полный текст материала Доклад "Связь уроков математики с уроками труда" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Король Людмила Анатольевна  Решка5841
23.07.2012 0 4957 865

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК