Статья "Устный счет как средство повышения эффективности урока математики"



 


 


 


 


 


 


 


 

Устный счет как средство повышения эффективности урока математики


 


 


 


 

Автор: Смирнова О.И., учитель математики

ГБОУ ЛО «Лужская школа-интернат», реализующая

адаптированные образовательные программы

обучения детей с интеллектуальными нарушениями»

 

 


 


 


 

«Устный счет как средство повышения эффективности

урока математики»

 

Ни для кого не секрет, что урок математики для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью является одним из труднейших, поэтому многие относятся к нему без особого интереса. И в связи с этим перед педагогом встает задача преодоления умственной инертности и равнодушия. Одним из средств повышения эффективности урока математики является правильная организация устного счета. Устные вычисления дают возможность быстро проверить уже имеющиеся навыки, понимание изучаемого материала, помогают формировать вычислительные навыки. Кроме того, система устных вычислений должна возбуждать интерес к математике, развивать внимание, сосредоточенность, наблюдательность. Устные упражнения способствуют формированию у учащихся математических понятий, выработке рациональных способов решения примеров и задач, восстановление в памяти пройденного материала, необходимого для усвоения нового.

Таким образом, целями проведения устного счета являются:

- выработка интереса к уроку математики;

- развитие памяти, внимания, мышления, воображения, творческой активности;

- коррекция недостатков познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся;

- развитие устной речи, расширение словарного запаса, знаний об окружающем мире;

- формирование у обучающихся доступных математических знаний и умений с целью их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других предметов.

Устный счет является неотъемлемой частью каждого урока математики. Если хорошо проведен устный счет, можно быть уверенным, что и весь урок пройдет успешно. Задания, подобранные с расчетом пробудить у обучающихся интерес, сыграют свою роль – подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных задач и упражнений. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счету, так и к уроку вообще. Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков и в тоже время не злоупотреблять трудолюбием ребят. Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес, такие, как:

  • Занимательные задания

  • Сведения, занимательного характера

  • Дидактические игры

  • Конкурсы, соревнования

  • Задачи-шутки

  • Старинные задачи

Различные формы проведения урока позволяют разнообразить учебный процесс. Дети охотно включаются в работу, ведь здесь нужно проявить знания, смекалку, творчество, они с удовольствием решают задачи, играя, соревнуясь. При этом необходимо использовать различные наглядные пособия: рисунки, схемы, таблицы, карточки, которые существенно облегчают процесс вычисления, т.к. здесь в работу включается зрительное и слуховое восприятие. Виды заданий могут быть самые разнообразные: задания на внимательность (исключить лишнее число, лишнюю геометрическую фигуру, назвать следующую геометрическую фигуру); математические цепочки; задания на нахождение ошибок в решенных примерах, на нахождение лишних числовых данных, на восстановление недостающих числовых данных; задания на смекалку. Можно использовать приемы устных вычислений без опоры на наглядность, т.е. обучающиеся должны воспринимать задания только на слух. Это различные математические диктанты; задания, в которых необходимо закончить предложенную учителем фразу, правило. Эти задания для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью более сложны в выполнении, но гораздо эффективнее в методическом плане.

Упражнений для устного счета можно придумать очень много. Важно, чтобы они соответствовали теме урока, были занимательными, пробуждали у обучающихся интерес к предмету и носили обучающий и познавательный характер, активизировали умственную деятельность. Если на уроке математики постоянно ставить перед обучающими те или иные вопросы, которые заставляют их размышлять, то вместе с отработкой вычислительных навыков дети научатся рассуждать и смогут полюбить математику, которую часто принимают в школе за скучный предмет.

Система устных упражнений на повышение познавательного интереса доказала свою эффективность – дети становятся более активными и заинтересованными на уроках математики. Обучающиеся, которые обычно пассивны на уроках, во время устного счета с удовольствием включаются в работу, активнее идут на контакт с учителем. Они соревнуются друг с другом в сообразительности и быстроте ума. С помощью устных упражнений легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа. Устные упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая и сохраняя положительное отношение к математическому заданию. А обучающиеся, имеющие сформированные навыки устного счета, лучше справляются со многими заданиями по математике, поскольку у них хорошо развиты память и внимание.

Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка, его интеллектуальных способностей.

Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель помогает ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждает у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала по предметам

 

Виды заданий для устных вычислений:

 

1. Целые числа.

Таблица с числами (в зависимости от возраста обучающихся):

321 450 700 55 955 401

К такому простому пособию можно предложить огромное количество заданий:

- прочитать числа;

- назвать лишнее число, объяснить почему;

- назвать самое большое, самое маленькое число;

- назвать числа в порядке возрастания, убывания;

- разложить число на разрядные слагаемые, разрядные единицы;

- назвать соседей самого большого, самого маленького числа;

- назвать число на единицу больше или меньше данного числа, на десяток, сотню больше или меньше данного числа;

- сравнить первое число с последним; второе число с третьим;

- к первому числу прибавить второе число; от большего числа отнять самое маленькое и т.д.

 

2. Числа, полученные при измерении.

5 м 47 см 8 р. 19 к. 7 т 42 кг 6 км 4 см 5 мм 4 ц 6 кг

- прочитать числа;

- назвать лишнее число; объяснить, почему;

- назвать числа, которые мы используем при измерении длины; массы;

- назвать число, которое мы используем при покупках;

- выразить числа в более мелких мерах;

- сравнить 1 и 2 числа (можно ли это сделать);

- показать на линейке 4 см 5 мм.

 

3. Обыкновенные дроби.

1. 2 4 9 2 3 2 15 4

5 10 3 8 9 9 4 5

- как называются эти числа;

- прочитать обыкновенные дроби;

- назвать числитель дроби, знаменатель дроби;

- назвать правильные дроби, неправильные дроби;

- назвать сократимые дроби, сократить их;

- назвать несократимые дроби;

- заменить неправильные дроби целым или смешанным числом;

- сравнить первую и последнюю дроби.

 

2. 2 9 3 15

10 5 9

- подобрать такой числитель или знаменатель, чтобы дробь стала правильной; неправильной;

- подобрать такой числитель или знаменатель, чтобы дробь стала сократимой; несократимой,

- была равна 1,

- числитель дроби был равен знаменателю.

3. 2 3 12,08 25 9 7 3

9 10 100 2 10

- назвать обыкновенные дроби, смешанное число,

- назвать десятичную дробь, почему она является десятичной,

- дробь 12,08. Назвать целую часть. Сколько сотых, десятых долей содержит эта дробь,

- есть ли среди обыкновенных дробей сократимые дроби, неправильные дроби? Назвать, выполнить преобразование.

 

 


 

4. Задания на внимание:

- Какая фигура следующая?

?

?

- Составить по схемам примеры и решить их.

 

2

50

 

 

 

 

 

5

Х =

 


 

 

 

 


 

 

 

1000

600

: =

 


 

 


 

 

 

 

 

 

- =

 

 


 

 

+ =


 


 

- на доске вывешивается таблица:


 


 

 

600

350

487


 

 

 

999

 

 


 


 

Задание: несколько секунд ребята запоминают числа и геометрические фигуры. Затем табличка убирается и обучающимся предлагается вспомнить:

- какие геометрические фигуры вы запомнили?

- какие числа вписаны в эти геометрические фигуры: в окружность, в треугольник, квадрат, пятиугольник?

- плакат вывешивается снова и ребятам предлагается назвать соседей чисел 600 и 350;

- в числах 487 и 999 назвать разрядные единицы;

- сравнить числа, записанные в треугольнике и окружности, в квадрате и пятиугольнике.

5. Цепочки.

 

  1. Цепочка (выбрать правильное направление для решения).


 

: 12 : 8 - 800

1 00 + 46 х 100 ?

: 10 : 6 - 600

2.

 

3.


 

3.


 

6. Примеры.

  1. Найти ошибку и исправить её.


 

12 х 4 = 84 360 : 4 = 9

70 х 6 = 42 68 : 2 = 43

300 х 2 = 662 300 : 3 = 900

2. Составить примеры и решить их.

 

 


 

6

 


Полный текст материала Статья "Устный счет как средство повышения эффективности урока математики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Ольга Ильинична  Публикатор
10.03.2023 0 512 44

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК