Статья "Некоторые приемы, используемые при обучении решению простых арифметических задач"


Некоторые приемы, используемые при обучении решению простых арифметических задач.

Составитель: О.И.Смирнов,

учитель ГБОУ ЛО «Лужская

школа-интернат, реализующая

адаптированные образовательные

программы»

 

Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. Это обусловлено их значительной коррекционно-развивающей, воспитательной ролью в развитии школьников с интеллектуальной недостаточностью. М.Н. Перова (доктор педагогических наук, профессор, специалист в области олигофренопедагогики и методики преподавания математики в специальной (коррекционной) образовательной школе) указывала, что «решение арифметических задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией». Решение задач способствует развитию мышления, творческой активности обучающихся, активизации речи, расширению словарного запаса, развитию наблюдательности, внимания. Поэтому, начиная урок с устного счёта, кроме заданий на совершенствование вычислительных навыков, необходимо предлагать ученикам несколько простых задач, что значительно оживляет работу при устном счёте. При решении задач можно использовать ряд методических приёмов, способствующих развитию логического мышления, побуждающих активность и включающих в работу практически всех обучающихся.

Такими приёмами являются:

  1. Выбор вопроса к краткой записи из нескольких предложенных вопросов;

  2. Составление условия задачи по краткой записи, чертежу, схеме;

  3. Изменение вопроса так, чтобы задача решалась другим действием;

  4. Выбор правильного решения к предложенному условию задачи и вопросу;

  5. Исправление «некрасиво» сформулированного вопроса;

  6. Сравнение текстов двух задач и выяснение, почему они решаются с использованием разных арифметических действий;

  7. Изменение вопроса таким образом, чтобы задача решалась в два действия;

  8. Составление задачи обратной данной;

  9. Анализ неправильно решенной задачи.

Такие задания способствуют формированию осознанного подхода к анализу задачи, осознанному выбору действия, повышению умственной активности обучающихся.

Кроме того можно предложить для решения задачи без числовых данных, без вопроса, с лишними числовыми данными, с вопросом, не имеющим отношения к условию задачи, задачи занимательного характера. Такие задания активизируют поиск способов их решения, мыслительную деятельность.

Для того, чтобы преодолеть сухость и формальность в преподавании математики, важно укреплять связь обучения с жизнью, с практикой, давать элементарные экономические знания. Всё это можно осуществить, прежде всего, через содержание задач, как помещённых в учебниках, так и тех которые составляет учитель и обучающиеся. Через решение задач обучающиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.

С целью расширения кругозора у обучающихся, для составления задач важно использовать данные из газет, журналов, справочников, энциклопедий, книги рекордов Гиннеса, литературных источников, с числовыми данными, с которыми обучающиеся знакомятся на уроках географии, биологии, трудового обучения.

Решение задач на уроках позволяет раскрыть смысл арифметических действий, конкретизировать их, связывать математические умения с разрешением разнообразных жизненных ситуаций. Нужно лишь правильно подбирать содержание задач, чтобы они были понятными, доступными для детей, не имели незнакомых понятий.

Доказано, что у ребёнка, овладевшего математическими представлениями и понятиями быстрее и успешнее происходит социализация в обществе.

 

Методические приемы, используемые при решении простых арифметических задач

1. Выбери правильный вопрос к задаче.

Для приготовления 4 порция салата требуется 240 г помидоров.

  • Сколько порций салата съели?

  • Сколько граммов помидоров нужно на одну порцию салата?

  • Сколько всего овощей требуется для приготовления салата?

  • Сколько стоит 1 кг помидоров?

2. Выбери правильное решение к задаче.

Маме – 30 лет, а сыну – 8 лет. На сколько лет мама старше сына?

  • 30 л + 8 л = 38 л

  • 30 л – 8 л = 22 г

  • 30 л х 8 л = 240 л

  • 30 л : 8 л =

3. Выбери правильное действие для решения задачи.

Буханка хлеба стоит 70 р. 30 к., а батон – 60 р. 50 к. Сколько стоит вся покупка?

  • +

  • -

  • х

4. Выбери правильный ответ.

Деду 72 года, а бабушке 60 лет. На сколько лет дед старше бабушки?

  • 12 лет

  • На 132 года

  • На 12 лет

5. Выбери правильное решение к задаче.

На пришкольном участке собрали 210 кг слив, а груш в 3 раза меньше. Сколько груш собрали на пришкольном участке?

  • 70 кг

  • 213 кг

  • 207 кг

  • 360 кг

6. Соедини стрелками.

  • Вес яблока 1800 р.

  • Длина класса 60 кг

  • Стоимость сапог 50 г

  • Вес человека 8 м

7. Соедини стрелками.

  • Рост человека 70 КГ

  • Высота дерева 15 Р.

  • Вес мальчика 38 М

  • Стоимость ручки 7 СМ

 

8. Соедини стрелками.

  • В 2004 г. г.Луге исполнилось 227 лет. В каком +

году был основан г.Луга?

  • От Луги до Санкт-Петербурга 139 км, а от Санкт- -

Петербурга до Москвы – 650 км. Чему равно

расстояние от Луги до Москвы?

  • У покупателя 6 купюр по 500 рублей. Сколько :

всего денег у покупателя?

  • У хозяйки 750 г масла. Пятую часть масла она х

использовала для приготовления крема.

Сколько масло пошло на приготовление крема?

9. К данному решению подбери условие задачи.

800 р. – 350 р. = 450 р.

  • За свитер заплатили 800 р., а за футболку заплатили 350 р. Сколько денег заплатили за всю покупку?

  • Свитер стоит 800 р., а футболка на 350 р. дороже. Сколько стоит футболка?

  • Свитер стоит 800 р., а футболка на 350 р. дешевле. Сколько стоит футболка?

  • Свитер стоит 800 р., а футболка стоит 350 р. На сколько футболка дешевле, чем свитер?

 

10. Соедини стрелками.

1. Для покраски 1 двери нужно 350 г краски. Сколько краски : потребуется, чтобы покрасить 5 дверей?

2. В 3 пакетах 750 г конфет. Сколько конфет в одном пакете? - 3. Купили 35 тетрадей, а затем еще 17 тетрадей. Сколько х всего тетрадей купили? 4. Маме 40 лет, а сыну 17 лет. На сколько лет мама старше сына? +

4

 


Полный текст материала Статья "Некоторые приемы, используемые при обучении решению простых арифметических задач" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Ольга Ильинична  Публикатор
21.04.2023 0 497 28

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК