Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках математики у обучающихся с нарушением слуха через решение текстовых задач"


«Формирование функциональной грамотности на уроках математики у обучающихся с нарушением слуха через решение текстовых задач»


Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.

Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Таким образом, функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

Важно регулярно задавать обучающимся с нарушением слуха вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», систематически включать в урок задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.

В курсе математики 6-7 классов при изучении тем «Арифметические действия с натуральными числами, арифметические действия с десятичными и обыкновенными дробями. Проценты. Единицы измерения стоимости, массы. 1 кг=1000 г.», при изучении и обобщающем повторении которых можно предложить школьникам практические задачи, связанные с повседневной жизнью. Для решения таких задач обучающимся необходимо знать свойства чисел и уметь их применять даже в нестандартных ситуациях.

Предлагаю обучающимся с нарушением слуха несколько задач:

 Задача № 1. Бабушке прописали лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,25 г. Сколько упаковок лекарства надо купить, чтобы хватило на весь курс лечения? Сколько рублей сдачи останется, если одна упаковка лекарства стоит 80 рублей?

Задача № 2. Персиковый сок стоит 15 рублей. А яблочный (акция 2 + 1) - 20 руб. Какое наибольшее число пакетиков сока можно купить на 100 рублей? (Хватит ли денег Вите, если он захочет купить сок себе и угостить пятерых друзей; если «да», то сколько денег у него останется? Сделайте выводы.)

Задача № 3. Папа с мамой решили к новогодним праздникам сделать себе подарок и купить матрас. (тем более, что у них были подарочные сертификаты: один на сумму 500 руб., и один на 5% скидку). Из предложенных вариантов выбрали матрас (учитывая семейный бюджет) стоимостью 40000 рублей. Если использовать подарочный сертификат, то цена будет меньше (воспользоваться можно только одним сертификатом). Если не использовать сертификат, то можно получить в подарок две подушки, стоимостью по 800 рублей каждая. Смогут ли родители уложиться в сумму 40000 рублей, если они захотели и подушки? Сделайте вывод. Решение:

Задача № 4.  Отец Наташи маме сообщил, что им необходимо установить водосточную трубу в дачном доме и он обратился за консультацией в строительный магазин «Стройтрест». Сотрудник магазина рассчитал, сколько им нужно м2 листов жести для 5 м водосточной трубы диаметром 10 см, добавив на отходы и швы еще 5%. Отец засомневался в правильности и решил перепроверить. Какому выводу мог прийти Наташин отец.

На каждом занятии, рассматривая ситуации из практической деятельности человека, и задачи, связанные с повседневной жизнью, обучающиеся делают вывод, что все эти вопросы можно решить с помощью математики. Важно внимательное, вдумчивое чтение текста и вопросов к нему, анализ приведенных данных и применение имеющихся математических знаний.

Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью. Подход к изучению математики с финансовой ситуацией в практических задачах позволит обучающимся обогатить свой опыт, сформировании навыков применения математических знаний в повседневной жизни.

Список литературы:

1. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (основное общее образование)

http://skiv.instrao.ru/content/board1/rabochie-materialy/programma-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti.php

2. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики

 http://kirov1968.minobr63.ru/wp-content/uploads/Сборник-заданий-по-формированию-функциональной-грамотности-учащихся-на-уроках-математики.pdf

3. Сборник материалов. Функциональная грамотность школьников: проблемы и эффективные практики, Краснодар, 2021г.

https://iro23.ru/sites/default/files/2020/sbornik_funkc.gramotnost_28.10.21.pdf








Полный текст материала Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках математики у обучающихся с нарушением слуха через решение текстовых задач" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кинякина Наиля Рашитовна  Публикатор
11.05.2023 0 493 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК