Статья "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики"



Активизация познавательной деятельности обучающихся

на уроках математики в школе, реализующей адаптированные образовательные программы



Практически всем учителям школы, работающей по адаптированной образовательной программе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, приходится искать ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья? Дети чрезмерно подвижны, не могут высидеть на уроке и пяти - десяти минут. Внимание неустойчиво, возникают трудности с дисциплиной. Так как же заставить ребёнка слушать? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Дети подвижны - значит надо дать выход их энергии. У ребят повышенная утомляемость - значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. У них неустойчивое внимание – надо подобрать более интересный материал, смелее вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда запомнят лучше то, что интересно. Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения по данному предмету. Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, убеждаешься, что такие дети нуждаются в особом подходе со стороны учителя. Характерными признаками учащегося, медленно читающего, долго думающего, со слабой памятью являются его неумение сосредоточиться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в суть его: что надо сделать и как. Нередко ребенок улавливает только суть или начало задания, детали же пропускает. А это значит, что он невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач. Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития. Внимание детей характеризуется неустойчивостью, завышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Работая с таковыми детьми, учителя обязаны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения необходимо не один раз повторять. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме условие задачи. Им свойственно быстрое забывание выученного. Поэтому, отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроках, учителю надо оценивать их с точки зрения возможности возбудить интерес учащихся к изучаемому материалу и поддержать его как можно дольше. Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыков хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счету, так и к уроку вообще. Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся и в тоже время не злоупотреблять трудолюбием ребят. Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес, такие, как:

  • Занимательные задания

  • Сведения, занимательного характера

  • Дидактические игры

  • Конкурсы, соревнования

  • Задачи-шутки

  • Старинные задачи

Различные формы проведения урока позволяют разнообразить учебный процесс. Дети охотно включаются в работу, ведь здесь нужно проявить знания, смекалку, творчество, они с удовольствием решают задачи, играя, соревнуясь. Эти виды работ удобнее всего использовать при проведении устного счета, который готовит учащихся к восприятию нового материал. При этом можно использовать два вида устного счета. Первый – тот, при котором учащиеся могут видеть предложенные задания с помощью наглядных пособий: таблиц, карточек, рисунков, схем или с помощью записи на доске. Здесь работает зрительное и слуховое восприятие учащихся, чем существенно облегчается процесс вычисления. Это различные задания на смекалку, задания на внимательность, когда нужно исключить лишнее число, геометрическую фигуру, лишние данные в задаче; различные математические цепочки, лабиринты, задания на нахождение ошибок в решенных примерах, на восстановление частично стертых данных. Ребятам нравится исправлять ошибки, допущенные учителем при решении примеров. В понимании детей педагог - это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они, обычно, слепо копируют его решения. А в данной ситуации они с восторгом находят ошибку учителя и все увлеченно решают пример еще раз самостоятельно. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке. Второй вид устного счета – это когда учащиеся воспринимают числа и действия над ними на слух. Этот вид устного счета сложнее первого, но эффективнее в методическом

смысле. Сюда можно отнести различные математические диктанты, которые помогают активизировать учащихся во время урока. Например, учитель читает: «Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно … »; «Дробь равняется 1, если …»; «Если ноль умножаем на любое число, всегда получается …»; и др. Учащиеся должны закончить предложенную фразу. Задания даются разной трудности: сначала предлагаются очень легкие, а затем все сложнее и сложнее. Тренировки такого рода заставляют учеников очень внимательно следить за ходом мысли учителя.

Одним из эффективных средств развития интереса также является дидактическая игра, так как дидактическая игра, игровые моменты делают процесс познания более продуктивным. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. Дидактическая игра может носить различные цели на уроке. Например, игра может быть контролирующей, обучающей и обобщающей. Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка. Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, они направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Участвуя в обучающей игре, дети приобретают новые знания. Игровая деятельность способствует созданию познавательного мотива, активизации мыслительной деятельности учащихся, усиливает их внимание к содержанию изучаемого материала, повышает работоспособность. Дидактическая игра способствует и общему развитию ребенка, расширению его кругозора, обогащению словаря, развитию речи, учит использовать математические знания в измененных условиях, в новой ситуации. Все это свидетельствует о большом развивающем значении дидактической игры.

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы, контролировать эти знания, развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Проверка знаний необходима на уроках, так как она выявляет наличие определенных умений и навыков, воспитывает работоспособность, внимание, дисциплинирует учащихся. В связи с этим в настоящее время все более актуальным становится применение тестовых технологий в образовательном процессе. На уроке математики тесты могут быть использованы как для закрепления пройденного материала, самоконтроля знаний, так и в качестве дополнительных заданий для отдельных учеников. Введение в практику обучения детей с нарушением интеллекта тестовых заданий преследует кроме желания оценить уровень знаний, умений и навыков учащихся еще и цель познакомить их с самими тестами. Учащиеся довольно быстро понимают суть тестовых заданий и с удовольствием их выполняют. Они составляются таким образом, что не требуют выполнения сложных письменных вычислений. Тесты могут быть:

- закрытого типа с выбором ответа – ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов (например, выбрать правильное решение или правильный вопрос к предложенному условию задачи. Выбрать к предложенному решению условие задачи или выбрать арифметический знак к данному условию задачи);

- на установление соответствия – определить соответствие элементов одного ряда другому (например, даны рост, вес, возраст человека. Нужно подобрать к ним правильную единицу измерения);

- на установление логической последовательности (запись чисел в порядке возрастания, убывания);

- открытого типа – задания с ответом, который ученик должен сконструировать;

- свободной формы – составление схем, выбор «лишних» данных (составление краткой записи к задаче; исключение лишних чисел из числового ряда);

- комбинированные.

Тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функции. Их включение в учебный процесс способствует повышению качества знаний. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, остаточным для этого. Таким образом, целью их использования является развитие интереса к предмету математики, повышение познавательной активности и познавательных возможностей обучающихся.





2




Полный текст материала Статья "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Ольга Ильинична  Публикатор
29.03.2024 0 278 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК