Статья "Реализация работы коррекционной направленности на уроках математики"


Математическое образование является важнейшим фактором формирования личности, развития интеллектуального и творческого потенциала.

Сурдопедагоги и сурдопсихологи считают, что формирование у глухих обучающихся словесной речи должно проходить совместно с развитием словесно-логического мышления. Многое в этом направлении могут сделать учителя математики.

Основными коррекционным задачами учителей- предметников при проведении общеобразовательных уроков является накопление словаря, развитие речи, формирование грамматического строя языка, контроль за реализацией произносительных возможностей учащихся, включение слухового восприятия в учебный процесс, повышение коммуникативной функции речи. Работа по развитию речи ведется на всех общеобразовательных уроках.

Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников.

Обучить ребёнка со слуховой депривацией устной и письменной речи – значит, прежде всего, вооружить его средством повседневного контакта с окружающими.

Вместе с тем хорошее, прочное усвоение и развитие речи позволяет неслышащему ребёнку опираться на неё в процессе мышления.

Специальная дидактика разработала специфические принципы обучения глухих детей. Они находятся в тесном взаимодействии и представляют собой систему руководящих положений, которые определяют процесс обучения глухих учащихся

Общеобразовательный урок является основной формой организации учебной деятельности в образовательных учреждениях, в ходе которого, предусматривается проведение работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Для успешного обучения детей с нарушениями слуха языку, развития его речи необходима совокупность условий, которые, с одной стороны, способствуют развитию желания пользоваться словесной речью, а с другой – обеспечивают: практику в ней, закрепление полученных в классе знаний и навыков .

В начале каждого урока проводится фонетическая зарядка. Материалом фонетических зарядок служат слоги, слова, словосочетания и фразы, которые используются на данном уроке.

Содержанием фонетической зарядки может быть любая сторона произношения:

- работа над речевым дыханием («Будем говорить на одном выдохе»)

- работа над голосом («Будем говорить тихо, громко).

- работа над звуками в слогах, словах, фразах.

Далее проводится речевая минутка. Основной задачей речевых минуток является закрепление в устной речи учащихся ранее усвоенных произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада, закрепление вновь приобретенных навыков

Основным способом восприятия устной речи является слухо-зрительный, однако планируется работа и по восприятию речи только на слух. С этой целью учитель использует экран, исключающий возможность считывания с губ. 

При отборе материала учитель берет:

- материал, повторяющийся из урока в урок, который знаком учащимся.

-фразы, связанные с организацией урока, типа:

-сообщение целевых установок.

На каждом уроке очень важен контроль за произношением учащихся. Все ошибки в произношении, которые допускаются учащимися на уроках, должны быть немедленно исправлены ( по ходу урока). В ходе урока даю ученику установку перед ответом:

«Говори хорошо. Старайся»,

«Говори правильно».

Подобные установки настраивают ученика, заставляют мобилизовать свои умения и навыки устной речи. Очень важно поддержать ребёнка, одобрить его, положительно оценить его успех:

«Молодец! Говорил хорошо»

Если ученик говорит хуже своих возможностей, небрежно, делаю ему соответствующее замечание

«Скажи правильно. Повтори»,

«Послушай как надо. Повтори»,

Безусловная необходимость коррекционной работы на уроках математики вызвана, в первую очередь, серьезными затруднениями в развитии счетно-вычислительных навыков у детей с нарушенной слуховой функцией.

Для активизации мыслительной деятельности в начале каждого урока целесообразно проводить устный счет.

Большое значение для детей с депривацией слуха приобретает зрительное восприятие речи. Наиболее доступная форма речи является – письменная. Огромное использование на уроках математики табличек со словами (название чисел, математических действий, геометрических фигур, и т.д.), фразами, текстами задач способствует компенсации недостаточной речевой практики, обогащается словарный запас.

Одним из основных видов работы по развитию речи учащихся с недостатками слуха является словарная работа.

На каждом уроке учитель, работающий с учащимися с нарушением слуха, должен проводит словарную работу, устный опрос. Словарную работу можно провести как работу над формированием произносительной стороны речи (материал для проведения вывешивается заранее на доске) и как работу по развитию слухового восприятия (математический диктант).

Дети с нарушениями слуха испытывают ощутимые трудности при анализе словесных текстов задач, часто не понимают значений входящих в них слов и отношений между ними. Им трудно соотнести смысловой фрагмент текста задачи с реальной событийной ситуацией. Особое внимание следует обратить на слова и словосочетания в задаче, которые несут математическую нагрузку («например», «поровну», «дали по...», «раздали каждому...», «больше на...», «меньше в...», «больше, чем...» и др.). Эти понятия достаточно сложны, поэтому лучше начать их отработку обучающимися заранее с помощью наглядно-действенных упражнений.

По методике новые слова в тексте задачи можно вводить перед чтением текста или в контексте при разборе задачи. Из практики работы рекомендую новые слова объяснять перед прочтением текста. Учащиеся, читая текст будут его понимать, а слово закрепиться в словосочетании. Плюсом будет то, что учащиеся будут знать, как его правильно произносить.

Внедрение информационных технологий в процесс обучения математике позволяет реализовать принцип наглядности, личностно-ориентированный подход, активизировать самостоятельную познавательную деятельность.

Использование анимации эффективно для демонстрации понятий, связанных с движением и пространственной ориентировкой. Этот момент особенно актуален для учащихся с нарушением слуха. Для них такая визуализация задачи показывает задачу в действии, что очень помогает понять, о чем говорится и что происходит в задаче, как развиваются события и в какой последовательности, анимация или видео помогают выбрать способ ее решения.

Только умелое сочетание традиционных и инновационных технологий, творческий подход учителя поможет поднять образовательный уровень учащихся с нарушениями слуха по математике.

Совершенствование системы обучения лиц с недостатками слуха предполагает повышение и качества их математического образования как основа для многих профессий и важного компонента общей культуры члена современного общества.

Таким образом, методика проведения учебных занятий по математике с детьми с нарушением слуха должна иметь следующие особенности, позволяющие снизить нагрузки на ребенка: представление информации с использованием наглядности и активизации мыслительной деятельности

­представление материала малыми дозами;

-комплексное использование устной, жестовой речи; немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов; неоднократное повторение.




Полный текст материала Статья "Реализация работы коррекционной направленности на уроках математики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кинякина Наиля Рашитовна  Публикатор
06.11.2024 0 27 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК