Статья "Прикладная направленность обучения математике детей с нарушением слуха"
«Прикладная направленность обучения математике детей
с нарушением слуха» (из опыта работы)
Учитель: Кинякина Н.Р.
Математическое образование является одним из важнейших факторов,
формирующих личность человека, его интеллект и творческий потенциал. В любой сфере человеческой деятельности, помимо специальных знаний, зачастую требуются:
умение логически мыслить, правильно и последовательно выстраивать аргументацию, ясно и отчётливо выражать свои мысли;
умение критически оценивать созданное ранее, анализировать ситуацию, отделять важное от несущественного, связывать внешне далёкие друг от друга предметы и обстоятельства;
способность наглядно изображать объекты на бумаге (доске, экране) или представлять их в пространстве.
Все эти и многие другие полезные качества могут быть привиты и воспитаны, прежде всего, в процессе изучения математики.
Одним из моментов в модернизации современного математического образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, то есть осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой.
Минимальные математические знания и навыки нужны каждому человеку в его повседневной жизни. Без них невозможно полноценно общаться с другими людьми и, тем более, осуществлять с ними какие-либо практические взаимодействия.
На протяжении всей истории человечества математика являлась средством познания окружающего мира, аппаратом, с помощью которого осуществляются расчёты и ведутся исследования практически во всех естественных науках и целом ряде гуманитарных наук.
Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические знания нужны каждому человеку.
Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего, конечно, в тех, что связаны с естественными науками, техникой и экономикой.
Задача системы образования учащихся с нарушениями слуха всегда состояла в формировании у подрастающего поколения знаний, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Главным направлением в деятельности учителя математики считаю формирование ключевых компетенций учащихся с нарушением слуха через математическое образование, при реализации социально - трудовой компетенции на уроках математики и во внеклассных мероприятиях, где учащийся выполняет роль гражданина, клиента, покупателя, т.е. подразумевается овладение теми знаниями и умениями, которые он будет использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности.
Ведущая идея в моей педагогической практике – максимально раскрыть перед учащимися спектр приложений математических знаний; основная задача – передать свою увлеченность предметом ученикам. Я предлагаю несколько приемов по реализации прикладной направленности, которые используются мной на уроках:
- разнообразные формы устных заданий: традиционные (вычислить, сравнить, упростить) и нетрадиционные: математическая лестница, задача – загадка, задача в стихах, работа по блок-схеме, вычисление цепочкой, задачи экономического, экологического содержания, задачи со сказочными героями, задачи логического характера.
- Использование в устной работе нематематической информации, направленной на воспитание у учащихся любознательности, стремления познавать новое, расширение кругозора.
- Использование так называемых “числовых”, “цифровых”, “буквенных” диктантов позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, дает возможность научить школьников составлять нетрадиционные, творческие задания.
- Составление задач по моделям(типа: у = х, у = 5х; у = 2х – 3).
При изучении темы “Геометрическая прогрессия” можно выстроить урок “Геометрическая прогрессия и ее приложения в экономике” и рассмотреть вопрос: “Как банки дают кредиты?”. Учащиеся видят, что такие, на первый взгляд, бесполезные вопросы, как сумма членов геометрической прогрессии, бесконечно убывающая прогрессия и ее сумма, имеют глубокий экономический смысл. Применяемые в школьной практике задачи с экологическим содержанием показывают, что школьники лучше начинают ориентироваться в нестандартных ситуациях, прививается у детей любовь к малой родине. Прикладной характер математики можно показать, рассказывая о задачах планирования народного хозяйства. Например, известно, что прирост объема древесины в лесном массиве происходит по законам геометрической прогрессии. Ребята с интересом узнают, что составление прогноза погоды – сложная математическая задача. Для обработки данных в метеоцентрах ежедневно выполняются почти 300 млн. вычислений. Задачи прикладного характера позволяют расширить понятия о здоровом образе жизни, о вреде табакокурения.
В повседневной работе стараюсь обнаруживать и укреплять связь тех трудовых и умственных умений и навыков, которые вырабатываются в процессе занятий математикой, с навыками, необходимыми в различных профессиях. Хорошим резервом служит проведение внеклассной работы по предмету.
Ставлю три основные задачи:
повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся;
способствовать возникновению и развитию интереса к математике у большинства учеников, привлечению некоторых из них в ряды ее “любителей”;
организовать внеурочную деятельность учащихся.
Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача. Предлагаю следующие виды:
На доске рядом с примерами предлагаю ответы, закодированные буквами. Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву-код, соответствующую верному ответу. По окончании счета у ребят появляется новое слово, об этом слове дается интересная историческая справка или готовится дополнительный материал
Ответы закрыты карточками. Ребята дают ответ, открывают его, перевернув карточку, прикрепляют ее рядом с ответом.
Математическое лото.
Ребусы, кроссворды, магические квадраты.
На факультативных занятиях стараюсь брать задачи практического содержания:
подсчитать затраты за электроэнергию, квартплату, подсчитать показания приборов учета воды, кредит в банке.
Глубокое усвоение программного материала во многом зависит от интереса учащихся к предмету.
В своей работе для активизации познавательной деятельности я использую:
Работу в парах.
Различные формы работы с книгой.
Использование различных поощрений: жетоны, дифференцированные домашние задания.
Самостоятельные работы с использованием аналогий, сравнений.
Использование на уроках элементов историзма, занимательности
Использование проблемных ситуаций.
Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами, самостоятельность в получении знаний, выборе метода решения задачи, связь науки с практикой, анкетирование, тестирование.
Наблюдение за речью, рецензирование ответа.
Для того чтобы сделать математику доступной и увлекательной, нужно вызвать восхищение и удивление ребят, предложить им такой материал, который незаметно вовлечет их в полезную целенаправленную деятельность.
Систематическое проведение различных форм внеклассной работы по предмету позволяет каждому школьнику найти занятие по интересам и склонностям.
В каждой области нашей жизни, когда мы совершаем какие-либо действия, происходит накопление положительных результатов и негативных последствий. Уметь продемонстрировать своим учащимся пользу, которая принесёт знание этой темы и её практическое применение. Также указать им и негативные последствия, которые у них могут возникнуть из-за незнания данной темы, и посоветовать избегать таковых. Понимание пользы от знания и вреда из-за отсутствия такового должно послужить превосходным стимулом.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кинякина Наиля Рашитовна
→ nailyakinyakina 06.12.2024 0 46 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.