Логопедический
тренажер
«Научи
Смешариков различать звуки с-ш»
Адресат:
учащиеся 3-4-х классов коррекционной
школы VIII вида, имеющие нарушения
письменной речи, обусловленные
недоразвитием фонематического восприятия.
Цели:
автоматизация
умения дифференцировать звуки и буквы
с-ш
в словах, проверка уровня
сформированности фонематического
восприятия, повышение мотивации,
познавательной активности и
самостоятельности учащихся.
Вид: выполнен
в программе Microsoft
Office PowerPoint 2007
Техническое
оснащение:
компьютеры (ноутбуки) по количеству
учащихся или компьютер, мультимедиа -
проектор и экран.
Применение:
индивидуальная и групповая работа на
логопедических занятиях, самостоятельное
выполнение учащимися в виде домашнего
задания. Во всех игровых заданиях создано
достаточно широкое поле для клика мышкой
по картинкам и словам, что позволяет
использовать данный тренажер детям с
ДЦП, гиперкинетическими расстройствами
поведения.
Актуальность:
тренажер может быть использован школьными
логопедами в работе по устранению
акустической дисграфии, учителями
начальных классов на уроках
русского языка с целью индивидуализации
коррекционно - образовательного процесса.
Формы
работы:
Индивидуальная
работа: ребёнок работает за компьютером,
контроль правильности выполнения
заданий осуществляется автоматически,
результаты (правильные и ошибочные
ответы) сохраняются в течение игры.
Групповая
работа (с использованием компьютера,
проектора и экрана): учащиеся поочередно
выходят к компьютеру, выполняют задание
для 1-3 слов, остальные комментируют
правильность выполнение, при необходимости
оказывают помощь.
Инструкция
по использованию тренажера:
Слайд
1. Титульный
Звучит
отрывок «Песенки про Смешариков»,
создающей благоприятный эмоциональный
фон (файл в папке).
По
кнопке ИГРАТЬ
осуществляется
переход на слайд
2 «Меню»,
по кнопке ИСТОЧНИКИ
на слайд с источниками иллюстраций.
Слайд
2. «Меню».
Разделы:
«Лосяш», «Кар-Карыч», «Бараш», «Нюша»,
«Копатыч». Выбор задания осуществляется
кликом мышки по соответствующей картинке.
Во всех разделах используются гиперссылки,
триггеры, управляющие кнопки, анимация
и звуковые эффекты. Звуки, слова и реплики
встроены в презентацию.
Работа
с тренажером заканчивается по гиперссылке
ВЫХОД.
Раздел
«Лосяш».
Игровая
ситуация:
«Помоги
Лосяшу рассадить пассажиров в вагончики».
Ребенок по инструкции кликает на вагончик
с буквой С или Ш.
Помощь:
при клике мышкой по картинке с животным
интонировано произносится его название.
Правильный
ответ: животное оказывается в вагончике
(звук - колокольчики).
Ошибка:
животное остается на месте, появляется
знак СТОП
(звук).
Время
выполнения не ограничено. Переход к
следующему «пассажиру» осуществляется
по кнопке СТРЕЛКА.
Итог:
поезд отправляется.
По
кнопке МЕНЮ
осуществляется переход на 2
слайд
для выбора следующего задания (аналогично
во всех разделах).
Раздел
«Кар-Карыч».
Игровая
ситуация: «Помоги Кар-Карычу доплыть
до острова».
Описание:
появляется волна со словом, если в слове
пропущена буква Ш – ребенок кликает по
ней мышкой, если в слове пропущена буква
С – пропускает.
Правильный
ответ: кораблик плывет вперед (шум волн),
на игровом поле появляется флажок. Если
ребенок пропускает правильный ответ,
флажок не появляется, но затем при
правильном ответе кораблик продвигается
вперед.
Ошибка:
кораблик остается на месте (звук),
появляется акула.
Выполнение
заданий ограничено временными рамками.
Волны появляются и исчезают автоматически.
Итог:
кораблик доплывает до острова, Кар-Карыч
получает сундук с сокровищами (возглас
- ура).
Проверка
осуществляется кликом по кнопке
СПАСАТЕЛЬНЫЙ
КРУГ.
Раздел
«Бараш».
Игровая
ситуация: «Помоги Барашу подписать его
рисунки».
Ребенок
по инструкции кликает мышкой по букве,
пропущенной в слове (С или Ш).
Помощь:
при клике мышкой по картинке интонировано
произносится ее название.
Правильный
ответ: буква вставляется в слово (звук
- колокольчики).
Ошибка:
буква не вставляется, меняет цвет на
красный, рядом с рисунком появляется
клякса (звук – стук).
Время
выполнения не ограничено. Переход к
следующему рисунку осуществляется по
кнопке СТРЕЛКА.
Итог:
спасибо за помощь (звук – колокольчики).
Раздел
«Нюша».
Игровая
ситуация: «Помоги Нюше навести порядок
в доме».
Плакат
с заданием и кнопкой ИГРАТЬ
исчезает при клике на нем мышкой. Затем
ребенок кликает по предметам, в названии
которых есть звук ш. Правильный ответ:
предмет оказывается на месте (звук -
колокольчики).
Ошибка:
предмет остается на месте (звук).
Время
выполнения не ограничено.
Переход
по гиперссылке ПРОВЕРКА
на соответствующий слайд.
Раздел
«Копатыч».
Игровая
ситуация: «Помоги Копатычу собрать
урожай».
При
появлении яблока со словом, в котором
пропущена буква С, ребенок
кликает
по нему мышкой. При появлении слова с
буквой Ш – пропускает.
Правильный
ответ: яблоко оказывается в корзинке
(звук – колокольчики).
Ошибка:
под яблоней появляется яблочко с
червячком (звук ошибки).
Выполнение
заданий ограничено временными рамками.
Яблоки появляются и исчезают автоматически.
Итог:
яблоки в корзинке.
Примечание:
Все
функции в тренажере доступны для
редактирования. Возможна замена картинок
и слов с пропущенными буквами, увеличение
времени на выполнение заданий «Кар-Карыч»,
«Копатыч». Это позволяет регулировать
уровень сложности тренажера, способствует
индивидуализации коррекционной работы.
Как
это сделать?
Замена
рисунков: кликом ПКМ по рисунку выбираем
заменить
рисунок.
Замена
слов: клик по надписи,
печатаем другое слово.
Изменение
времени на выполнение в задании
«Кар-Карыч»:
В
настройке
анимации
(слайд 17) находим группу 52 с эффектом
выцветание
после предыдущего
(без триггера), зайти в параметры
эффектов,
время,
задержка,
увеличить или сократить время (секунды).
Аналогично
для групп 25, 29, 38, 55, 70 с эффектом выцветание
после предыдущего (без
триггера).
Изменение
времени на выполнение в задании «Копатыч»:
В
настройке
анимации
(слайд 19) находим группу 40 с эффектом
исчезновение
после предыдущего
(без триггера), зайти в параметры
эффектов,
время,
задержка,
увеличить или сократить время (секунды).
Аналогично
для групп 43, 52, 55, 78, 81 с эффектом
исчезновение
после предыдущего (без
триггера).