Рабочая программа по географии, 6-9 класс СКОУ 8 вида


ГЕОГРАФИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Основная задача современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, СБО, рисованием, черчением и другими предметами. Также он предусматривает опору на знания, полученные детьми в начальных классах. Обучение географии рассчитано на четыре – с 6 по 9 классы по 2 урока в неделю.
Программа и методика преподавания предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объёме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
Учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс «Начальный курс физической географии», 7 класс – «География России», 8 класс – «География материков и океанов», 9 класс – «География Евразии. Наш край».
Нормативным основанием для составления учебной программы являются следующие документы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2. Закон «Об образовании в Свердловской области;
3. Закон Свердловской области «О защите прав ребенка»;
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
5. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.;
6. Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:
1. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.;
2. Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.;
3. Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 2971г.;
4. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.;
5. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990г.;
7. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. №288);
8. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов». Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26.12.2000г.);
9. Устав Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат», 2011 г;
10. Образовательная программа ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» на 2008-2012 г.г.;
11. Учебный план ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» на 2012 – 2013 учебный год;
12. Учебный годовой календарный план – график ГКОУ СО «Буткинская СКОШИ» на 2012 – 2013 учебный год;
13. Расписание уроков на 2012 – 2013 учебный год.

При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.
Кроме этого при проведении уроков используется дидактический материал:
• таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы,
• план местности для нач. кл. массовой школы,
• географические карты (физическая, политико – административная и карта природных зон.
На уроках осуществляется мониторинг сформированности знаний, умений, навыков обучающихся с использованием информационно-коммуникативных технологий (составлены интерактивные тесты, проверочные и контрольные работы).

6 класс
Курс географии является для учащихся 6 класса новым учебным предметом, хотя в 5 классе они изучили учебный курс «Природоведение», на котором получили общее представление об основных географических понятиях (формы поверхности, географическая карта, стороны горизонта, осадки, полезные ископаемые и т.д.).
Основной целью изучения географии в 6 классе является формирование у учащихся с ОВЗ элементарных географических понятий и представлений, входящих в систему географических знаний.
Исходя из цели вытекает ряд задач:
• Сформировать понятие о «географии», как науке, изучающей природу земли, население и его хозяйственную деятельность;
• Сформировать понятия: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, ориентирование, формы поверхности земли, виды водоемов, масштаб, план, условные знаки плана местности, географическая карта, условные цвета и знаки географической карты, суша, материки, океаны, Солнце, звезда, планеты, Земля, климат, климатические пояса и др.;
• Сформировать основные географические представления о рельефе Земли, Солнечной системе, распределении суши и воды на Земле, материках и океанах, распределении света и тепла на земном шаре;
• Сформировать умения: определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам; выявлять на месте особенности рельефа; читать планы местности; ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать географическую карту; составлять описания географических объектов с опорой на карту; показывать на карте географические объекты;
• Развивать устную речь, внимание, память, наблюдательность, мышление, зрительное восприятие средствами предмета «География»;
• Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, эстетические и патриотические чувства.
• Активизировать познавательную деятельность учащихся.

В 6 классе обучается 12 учащихся. Учащиеся разделены на группы по уровню обучаемости и обученности.
1 группа:
2 группа:
3 группа:
Дети второй и третьей групп испытывают затруднения при ответах на вопросы. Ответы неполные, поэтому необходима индивидуальная помощь и работа над развитием речи. Пономарев Артем не активен, медлителен, поэтому необходимо работать над активизацией и осуществлять постоянный контроль.
Детям этих групп на разных этапах урока предлагается дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Учащимся 3 группы при работе с учебником оказывается индивидуальная помощь. При выполнении практических и самостоятельных работ для детей 3 группы сокращается количество и объём заданий и упражнений.
Национально-региональный компонент базисного учебного плана реализуется на уроках естествознания при ознакомлении учащихся с природными условиями своей местности. В соответствии с учебным планом ГКОУ СО «Буткинская СКОШИ» на 2012 - 2013 учебный год в содержание уроков географии включен учебный материал по предмету «Культура безопасности жизнедеятельности».
По решению педагогического совета в сентябре и в мае вводится социально – адаптированный курс в виде экскурсий, практикумов и т. д.
Учебные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете естествознания, практические работы - на учебно-опытном участке, экскурсии проводятся в природных местах.
Ожидаемый результат
К концу учебного года учащиеся должны:
1. знать;
• что изучает география;
• горизонт, линию и стороны горизонта;
• основные формы земной поверхности;
• виды водоемов, их различия;
• меры по охране воды от загрязнений;
• правила поведения в природе;
• отличие плана от рисунка и географической карты;
• масштаб, его обозначение;
• основные направления на плане, географической карте;
• условные цвета и знаки географической карты;
• распределение суши и воды на Земле;
• материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
• Солнце, как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
• Кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
• Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;
• Различия в нагревании и освещении Солнцем земной поверхности;
• Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
• Основные типы климатов;
• Географическое положение нашей страны на земном шаре.
2. уметь;
• определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
• выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
• делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
• читать планы местности (для начальных классов массовой школы);
• ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;
• читать географическую карту;
• составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
• показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;
• выполнять задания, предложенные учителем;

7 класс
В 7 классе обучающиеся получают элементарные сведения о географии России
Целью обучения предмету в 7 классе является: формирование у учащихся представлений о географическом положении, природе, населении, хозяйстве, административном делении, экологических проблемах своей страны для успешной дальнейшей социализации и интеграции их в обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо ряд задач:
• Познакомить учащихся с основными вопросами физической, элементами экономической и социальной географии России;
• Сформировать основные представления об экологических проблемах России, причинах обострения экологических ситуаций в районах южных морей, Волго – Каспийского бассейна, Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера;
• Сформировать представление об административном делении России на 6 федеральных округов;
• Развивать устную речь, внимание, память, наблюдательность, мышление, пространственное представление, воображение, ручную моторику средствами предмета «География»;
• Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, эстетические, экологические и патриотические чувства.
• Активизировать познавательную деятельность учащихся
Национально-региональный компонент базисного учебного плана реализуется на уроках естествознания при ознакомлении учащихся с природными условиями своей местности. В соответствии с учебным планом ГКОУ СО «Буткинская СКОШИ» на 2012 - 2013 учебный год в содержание уроков географии включен учебный материал по предмету «Культура безопасности жизнедеятельности».
По решению педагогического совета в сентябре и в мае вводится социально – адаптированный курс в виде экскурсий, практикумов и т. д.
Учебные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете естествознания, практические работы - на учебно-опытном участке, экскурсии проводятся в природных местах.
В 7 классе обучается 12 учащихся. Учащиеся разделены на группы по уровню обучаемости и обученности.
1 группа:
2 группа:
3 группа:
Дети второй и третьей групп испытывают затруднения при ответах на вопросы. Ответы неполные, поэтому необходима индивидуальная помощь и работа над развитием речи. Алёша Глебов не активен, медлителен, поэтому необходимо работать над активизацией и осуществлять постоянный контроль. Детям этих групп на разных этапах урока предлагается дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Учащимся 3 группы при работе с учебником оказывается индивидуальная помощь. При выполнении практических и самостоятельных работ для детей 3 группы сокращается количество и объём заданий и упражнений.
Ожидаемый результат
К концу изучения курса географии в 7 классе учащиеся должны:
1. знать
• Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
• Пояса освещенности, в которых расположена Россия;
• Природные зоны России, зависимость их изменения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
• Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
• Типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
• Хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
• Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы России;
• Правила поведения в природе;
• Расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
2. уметь
• показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
• показывать по картам (физической и природных зон) географические объекты, указанные в программе, наносить их на контурную карту;
• устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
• выполнять задания, предложенные учителем;
• делать несложные макеты изучаемых природных зон;
• принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе
8 класс
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Основные курса географии в 8 классе: дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве материков и океанов, стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
Цель обучения предмету в 8 классе: Формирование у учащихся представлений о материках и океанах.
Исходя из цели вытекают следующие задачи:
- формирование у учащихся представлений о мировом океане;
- познакомить учащихся с географическим положением, природой, населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами различных континентов;
- дать общий обзор природных условий материка, на котором мы живём; - развивать речь, память, зрительное восприятие, внимание, мышление средствами предмета «География»;
- дать знания о правилах поведения в природе.
В 8 классе обучается 12 учащихся. Учащиеся разделены на группы по уровню обучаемости и обученности.
1 группа:,
2 группа:
3 группа:
Дети второй и третьей групп испытывают затруднения при ответах на вопросы. Ответы неполные, поэтому необходима индивидуальная помощь и работа над развитием речи. Алексей Глебов не активен, медлителен, поэтому необходимо работать над активизацией и осуществлять постоянный контроль. Детям этих групп на разных этапах урока предлагается дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Учащимся 3 группы при работе с учебником оказывается индивидуальная помощь. При выполнении практических и самостоятельных работ для детей 3 группы сокращается количество и объём заданий и упражнений.
Национально-региональный компонент базисного учебного плана реализуется на уроках естествознания при ознакомлении учащихся с природными условиями своей местности. В соответствии с учебным планом ГКОУ СО «Буткинская СКОШИ» на 2012 - 2013 учебный год в содержание уроков географии включен учебный материал по предмету «Культура безопасности жизнедеятельности».
По решению педагогического совета в сентябре и в мае вводится социально – адаптированный курс в виде экскурсий, практикумов и т. д.
Учебные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете естествознания, практические работы - на учебно-опытном участке, экскурсии проводятся в природных местах.
Ожидаемый результат.
Учащиеся должны знать:
- Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;
- особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения.
Учащиеся должны уметь:
- показать на географической карте океаны, давать им характеристику;
- определять на карте полушарий географическое положение и очертание берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.
9 класс
Учебный материал курса географии расположен по годам обучения: 6 класс «Начальный курс физической географии», 7 класс – «География России», 8 класс – «География материков и океанов», 9 класс – «География Евразии. Наш край».
Курс «Географии материков и океанов» рассчитан на 2 года обучения. В I, II, III четверти 8 класса дети изучили географическое положение и природу Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной Америки, Южной Америки; получили представление о населении, особенностях хозяйственной деятельности, быте, культуре людей и отдельных государствах. В IV четверти учащиеся получили представление о природных условиях материка, на котором мы живем. В 9 класса изучение курса «Географии материков и океанов» продолжается. В I, II, III четверти 9 класса учащиеся знакомятся с крупными государствами материка Евразия, а в IV четверти курс географии заканчивается региональным образом, т. е. идет ознакомление со своей местностью (республикой, краем, областью, районом, городом, селом). В программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида, под ред. В. В. Воронковой учителю предлагается самому определить территорию для изучения с учащимися. В 9 классе обучаются дети из двух районов Свердловской области. Катамнестические данные показывают, что выпускники нашей школы проживают на всей территории Свердловской области, во всех районах. Поэтому считаю, что для успешной социализации и интеграции детей в обществе, им необходимо дать представление о всей Свердловской области, а значит, в IV четверти в программе планируется познакомить учащихся с географией Свердловской области. На этих уроках учащиеся не только систематизируют свои знания о природе родного края, но и познакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос. Выпускники нашей школы познакомятся с местными достопримечательностями, социальными, экологическими и культурологическими аспектами.
В 9 классе учащиеся изучают учебный предмет «география» четвертый год. Обучение осуществляется по учебникам Лифановой Т. М. и Соломиной Е. Н. «География материков и океанов. Государства Евразии. 9 класс», выпущенными в Москве издательством «Просвещение» в 2005 году. При изучении географии Свердловской области используется учебное пособие Капустина В. Г. и Корнеева И. Н. для учащихся старших классов массовой школы по курсу «География Свердловской области», выпущенное в Екатеринбурге издательством «У – Фактория» в 2005 году, т. к. специальных учебников нет. На уроках используются современные географические карты (физическая, политико – административная и карта природных зон).
Целью изучения географии в 9 классе является формирование представлений о крупных государствах Евразии; систематизация знаний по географии Свердловской области.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• Сформировать у учащихся представление о географическом положении, столицах, природе, населении и его хозяйственной деятельности, экологических и экономических проблемах, культуре государств Евразии;
• Систематизировать знания о нашем государстве;
• Систематизировать представления о географическом положении, природе, населении, хозяйстве, экономических и экологических проблемах, культуре Свердловской области;
• Автоматизировать навык работы с разными географическими картами;
• Корректировать развитие наблюдательности, внимания, воображения, памяти, мышления, представлений, устной речи;
• Закрепить навыки правильного поведения в природе;
• Способствовать воспитанию у учащихся патриотических и экологических чувств;
• Повышать интерес к изучаемому предмету.

Национально-региональный компонент базисного учебного плана реализуется на уроках естествознания при ознакомлении учащихся с природными условиями своей местности. В соответствии с учебным планом ГКОУ СО «Буткинская СКОШИ» на 2012 - 2013 учебный год в содержание уроков географии включен учебный материал по предмету «Культура безопасности жизнедеятельности».
По решению педагогического совета в сентябре и в мае вводится социально – адаптированный курс в виде экскурсий, практикумов и т. д.
Учебные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете естествознания, практические работы - на учебно-опытном участке, экскурсии проводятся в природных местах.
природных местах.
В 9 классе обучается 12 учащихся. Учащиеся разделены на группы по уровню обучаемости и обученности.
1 группа
2 группа –
3 группа –
Детям этих групп на разных этапах урока предлагаются дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Дети 2 и 3 групп испытывают затруднения при ответах на вопросы, поэтому им оказывается индивидуальная помощь, проводится работа над развитием речи. Глухов Женя не активен, медлителен, поэтому необходимо работать над активизацией его деятельности и осуществлять постоянный контроль. На каждом уроке при работе с учебником Жене оказывается индивидуальная помощь, даются дополнительные объяснения. С Поповым Колей проводится индивидуальная работа по развитию коммуникативной функции речи.
У учащихся 2-ой группы недостаточно сформирована устная речь, они отвечают на вопросы неполно, одним словом, поэтому на уроках, при устных ответах, им необходимо оказывать индивидуальную помощь. Глухов Женя на уроках не активен, рассеян, медлителен, поэтому необходимо работать над активизацией его деятельности и осуществлять постоянный контроль. Детям этих групп на различных этапах урока предлагаются дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Жене и Коле на каждом уроке при работе с географическими картами и планом местности, оказывается индивидуальная помощь, даются дополнительные объяснения, увеличивается время для выполнения закрепляющих и обобщающих заданий. При выполнении практических и самостоятельных работ для них сокращается количество и объем заданий и упражнений.
Ожидаемый результат

К концу изучения курса «Географии» учащиеся должны:
1. знать:
• географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;
• границы, государственный строй и символику России;
• особенности географического положения Свердловской области, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
• медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
2. уметь:
• находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
• по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии;
• показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
• находить Свердловскую область на карте России (политико – административной, физической и карте природных зон);
• давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом Свердловской области;
• называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
• правильно вести себя в природе.

Литература.
1.Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида В.В.Воронкова;
2. Книга Пороцкой Т.И. «Обучение географии во вспомогательной школе», 1977 г.;
3. Книга Н.А. Григорьянс «Методика обучения географии», 1976 г.
4. Учебники Лифановой Т. М. и Соломиной Е. Н. «География России. 7 класс», выпущенные в Москве издательством «Просвещение» в 2004 году. Атласы для 5 и 6 класса общеобразовательной школы»
5. Школьная география в вопросах и ответах. – М.:АРКТИ, 2001. – 160 с. Сиротин В.И., Сиротин И.В.;
6. По родной стране: Книга для чтения для учащихся 7 класса. / Сост. А.А.Шибанова. – М.: Просвещение, 1986.;
7. Знаешь ли ты географию? Программированные задания для проверки знаний по начальному курсу физической географии учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2002. - Лифанова Т.М., Пшеничная Н.Б.;
8. Атлас Мира. – М.: Мир книги, 2004.;
9. Рабочая тетрадь по «Физической географии России» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2005. – Лифанова Т.М.
10. Чудесница. – Саратов: ИИЦ АО «Заволжье», 1993. – Леденцов Н.И.
11. 100 великих загадок природы. – М.: ВЕЧЕ, 2005. – Непомнящий Н.Н.
12. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». 1 класс. – М.: ВАКО, 2003. – Фефилова Е.А., Поторочина Е.П.
13. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». 2 класс. – М.:ВАКО, 2003. – Казакова О.В., Сбоева Н.А.
14. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3класс. – М.: ВАКО, 2004. – Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В.
15. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – Дмитриева О.И., Мокрушина О.А.
Полный текст материала Рабочая программа по географии, 6-9 класс СКОУ 8 вида смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мокринская Марина Михайловна  Учитель7380
16.01.2013 0 25372 2321

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0