Урок в 9 классе "Таджикистан" для коррекционной школы VIII вида


НИКИТИНА ЯНА ЮРЬЕВНА

Учитель географии

ГБОУ Белебеевская коррекционная школа VIII вида
















































Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232




































9 класс

Урок 29

Тема: Таджикистан (РЕСПУБЛИКИА ТАДЖИКИСТАН)

Цели и задачи урока:

  • Изучить ЭГП Таджикистана.

  • Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук, память, мышление.

  • Воспитывать у детей нравственные качества.

Оборудование: Политическая карта Азии, атласы, учебники, презентация «Таджикистан».

Словарные слова: Сейсмоопасная зона, чайхан, кишлак.

ХОД УРОКА:

  1. Организационно – подготовительный этап

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.

Содержание этапа:

☺ по звонку найти своё место;

☺ взаимное приветствие;

☺ запись числа;

☺ настрой учащихся на работу;

☺ проверка готовности к уроку (рабочее место, поза, внешний вид);

☺ сообщение темы и цели урока.

  1. Проверка домашнего задания:

Беседа по вопросам.

  1. Государственный язык Киргизии?

  2. Дать характеристику ФГП Киргизии?

  3. Самое большое озеро?

  4. Самый крупный заповедник?

  5. Полезные ископаемые страны?

  6. Основные отрасли промышленности страны?

  7. Чем занимается животноводство и растениеводство страны?

  8. Основное население страны?

  9. Чем издревне занимались киргизы?

  10. Традиционная еда?

  11. Национальный головной убор?

  12. Столица Киргизии?

  13. Политическое устройство?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

На прошлом уроке мы познакомились с Киргизией, Сегодня уроке мы изучим республику Таджикистан и выявим особенности физико-географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности. Познакомимся с достопримечательностями городов страны.

IV. Изучение нового материала.


План

  1. Физико-географическое положение страны.

  2. Особенности рельефа.

  3. Внутренние воды.

  4. Климат.

  5. Растительный и животный мир.

  6. Полезные ископаемые.

  7. Сельское хозяйство.

  8. Промышленность.

  9. Народы, населяющие страну, их основные занятия.

  10. Путешествие по крупным городам Таджикистана.

ФИЗМИНУТКА для мелкой моторики

Овощи

Хозяйка однажды с базара пришла,

«Шагать» пальчиками по столу.

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку,

Капусту,

Морковку, Горох,

Петрушку и свеклу.

Загибать по одному пальцу на одной или обеих руках на каждую строчку, начиная с большого.

Ох!..

Хлопок.

  1. Физико-географическое положение страны.

Учитель: Столица: Душанбе.

Государственный язык: таджикский.

Работа обучающихся с картой.

Учитель: Ребята, кто выйдет к карте и даст характеристику ФГП, т. е. необходимо показать страну на политической карте мира, назвать столицу и соседей.

Обучающийся: Таджикистан лежит на юго-востоке Центральной Азии. Граничит с Узбекистаном, Киргизией, Китаем и Афганистаном.

Учитель: Таджикистан – многонациональное государство. После создания в 1991 г. СНГ в Таджикистане стали возникать конфликты между людми разных национальностей. Большинство русских уехали в Россию. Борьба между политическими партиями переросла в гражданскую войну. Перемирие было достигнуто лишь в 1997 г. Сейчас Таджикистан – одна из беднейших стран Центральной Азии.

  1. Особенности рельефа.

Таджикистан-типично горная страна. Почти всю его территорию занимают горы Памир. Между величественными горными хребтами раскинулись долины. В горах берут свое начало многие реки Центральной Азии (рис. 118).

  1. Внутренние воды.

По территории страны несут свои воды многие быстрые реки, но крупных среди них немного. На северо-востоке страны протекает Сырдарья, а на юго-западе Амурдарья. В горах много минеральных источников.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ:

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

  1. Климат жаркий, сухой. Здесь круглый год сияет солнце, осадков выпадает мало. В высокогорьях холоднее, чем на равнинах. Дороги в горах большую часть года перекрыты снежными завалами.

  2. Растительный и животный мир.

Учитель : Ребята, давайте с вами откроем приложение к учебнику на стр. 16 и посмотрим какие же животные обитают в Таджикистане? (…………………..)

Межгорные равнины страны занимают пустыни и полупустыни. Там водятся джейраны, лисицы, волки и многочисленные грызуны. Вдоль рек обитают кабаны и шакалы, а в горах – горные кабаны, винторогие козлы, леопарды, бурые медведи, снежные барсы.

Учитель: А как вы думаете в Таджикистане ведется ли охрана животного и растительного мира? (ДА).

Учитель: А как же охраняется растительный и животный мир? Что для этого создается? (создаются заповедники)

Учитель: В стране находится крупный заповедник Тигровая балка.

Учитель: Давайте откроем учебники на стр. 124 и прочитайте какой растительный и животный мир обитает и произрастает в заповеднике Тигровая Балка. (Тугайный тополь- приземистый и густоветвистый родственник нашего тополя, джиду - колючее дерево с серебристыми листочками и мучнистыми плодами, другие растения и кустарники, травы. Водятся шалы, дикобразы, камышовые коты, кабаны, зайцы, фазаны, зимородки. Обитает редкое животное – ХАНГУЛ или ТУГАЙНЫЙ ОЛЕНЬ. Он похож на обычного оленя, только более изящный).

  1. Полезные ископаемые.

Учитель: Давайте посмотрим на карту полезных ископаемых мира и скажем какие же полезные ископаемые здесь встречаются? (Месторождения полиметаллических руды, нефти, газа, угля, свинца, ртути, поваренной соли, драгоценных камней, строительных материалов и др. полезных ископаемых).

ВЫВОД: страна богата полезными ископаемыми.

  1. Сельское хозяйство

Учитель: несмотря на то, что в стране мало районов, пригодных для земледелия, главная отрасль экономики – сельское хозяйство. Для орошения земель построены водохранилища и арыки (см. словарь стр. 203 – оросительный канал в Средней Азии)

Учитель: Какие отрасли сельского хозяйства вы знаете? (растениеводство и животноводство).

А как вы думаете какая отрасль сельского хозяйства развита в стране? (растениеводство и животноводство).

Учитель: Верно. Растениеводство больше развито в речных долинах, на орошаемых землях и оазисах, где выращивают кунжут, ячмень, хлопчатник. В садах растут абрикосы, персики, яблоки, груши, алыча, хурма, лимоны, гранаты, инжир, миндаль.

А в горных районах развито животноводство, так как здесь наиболее благоприятные условия для развития овец, приспособившихся к местным условиям, это овцы мясной породы

В южных районах разводят каракульских овец, высоко в горах – яков они обеспечивают местных жителей мясом, молоком, шерстью. Во всех районах занимаются шелководством.

  1. Промышленность здесь добывают и перерабатывают руды цветных металлов и редких металлов.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Ветер

Осторожно ветер

За калитку вышел,

(руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко,

(постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше,

(перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько

Ветками черемух,

(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых.

(погрозить пальчиком)

И, расправив гордо

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперемешку с пылью.

(махи руками)

  1. Народы, населяющие страну, их основные занятия.

Учитель: откройте учебники на стр. 124 и прочитайте о населении. Опишите национальные особенности страны? (Таджики живут в селах – кишлаки. Во дворе они готовят пищу, пекут хлеб, едят, пьют чай, общаются с соседями.) Любимое блюдо таджиков? (плов из баранины). Как называется печь, где они пекут хлеб? (ТАНДЫР).

Из чего они пьют чай? (Из пиал-широкие чашки без ручки). Что такое ЧАЙХАНЫ? (место, где можно выпить чай и попробовать традиционные национальные блюда.) Кто собирается в чайханах? (мужики). В чем ходят мужчины, женщины? (Мужчины носят халат и тюбетейку, женщины- длинное платье, платок на голове рис. 122.)

Так кто же населяет страну? (таджики, узбеки, русские, киргизы и др.)

  1. Путешествие по крупным городам Таджикистана.

Учитель: Ребята, мне хочется рассказать вам о достопримечательностях, обычаях этой страны. Мы совершим заочное путешествие по отдельным городам Таджикистана.

Свое путешествие мы начнем со столицы – Душанбе. Это самый крупный город страны. Расположен в долине на западе страны, со всех сторон его окружают горы. Еще в 20 веке здесь стоял кишлак, а сейчас современный город. Вдоль улиц растут тополя, плакучие ивы, акации. На окраинах города стоят одноэтажные дома, окруженные садами. Таджикистан находится в сейсмоопасной зоне – территория с частыми землетресениями, поэтому здесь нет высоких домов, все они сейсмоустойчивы.

Один из самых древних городов – Худжанд расположен на севере страны. Ему 1500 лет.

V. Итог урока.

Итак, ребята, наше заочное путешествие по Таджикистану подошло к концу. Мы познакомились с вами с природой страны, населением, их основными занятиями, достопримечательностями городов.

VI. Закрепление новой темы:

Закончи предложение:

Столица Таджикистана…

Самое крупные реки страны…

Заповедник самый крупный…

Одна из наиболее развитых отраслей сельского хозяйства…

Главный город страны…

VII. Домашнее задание:

Составить экскурсию по городу Душанбе.

VIII. Рефлексия.

IХ. Подведение итогов.




Полный текст материала Урок в 9 классе "Таджикистан" для коррекционной школы VIII вида смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: никитина яна юрьевна  yananikitina
27.08.2013 0 9092 983

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК