Урок в 9 классе "Таджикистан" для коррекционной школы VIII вида
НИКИТИНА ЯНА ЮРЬЕВНА
Учитель географии
ГБОУ Белебеевская коррекционная школа VIII вида
Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232
9 класс
Урок 29
Тема: Таджикистан (РЕСПУБЛИКИА ТАДЖИКИСТАН)
Цели и задачи урока:
Изучить ЭГП Таджикистана.
Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук, память, мышление.
Воспитывать у детей нравственные качества.
Оборудование: Политическая карта Азии, атласы, учебники, презентация «Таджикистан».
Словарные слова: Сейсмоопасная зона, чайхан, кишлак.
ХОД УРОКА:
Организационно – подготовительный этап
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.
Содержание этапа:
☺ по звонку найти своё место;
☺ взаимное приветствие;
☺ запись числа;
☺ настрой учащихся на работу;
☺ проверка готовности к уроку (рабочее место, поза, внешний вид);
☺ сообщение темы и цели урока.
Проверка домашнего задания:
Беседа по вопросам.
Государственный язык Киргизии?
Дать характеристику ФГП Киргизии?
Самое большое озеро?
Самый крупный заповедник?
Полезные ископаемые страны?
Основные отрасли промышленности страны?
Чем занимается животноводство и растениеводство страны?
Основное население страны?
Чем издревне занимались киргизы?
Традиционная еда?
Национальный головной убор?
Столица Киргизии?
Политическое устройство?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
На прошлом уроке мы познакомились с Киргизией, Сегодня уроке мы изучим республику Таджикистан и выявим особенности физико-географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности. Познакомимся с достопримечательностями городов страны.
IV. Изучение нового материала.
План
Физико-географическое положение страны.
Особенности рельефа.
Внутренние воды.
Климат.
Растительный и животный мир.
Полезные ископаемые.
Сельское хозяйство.
Промышленность.
Народы, населяющие страну, их основные занятия.
Путешествие по крупным городам Таджикистана.
ФИЗМИНУТКА для мелкой моторики
Овощи
Хозяйка однажды с базара пришла,
«Шагать» пальчиками по столу.
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку,
Капусту,
Морковку, Горох,
Петрушку и свеклу.
Загибать по одному пальцу на одной или обеих руках на каждую строчку, начиная с большого.
Ох!..
Хлопок.
Физико-географическое положение страны.
Учитель: Столица: Душанбе.
Государственный язык: таджикский.
Работа обучающихся с картой.
Учитель: Ребята, кто выйдет к карте и даст характеристику ФГП, т. е. необходимо показать страну на политической карте мира, назвать столицу и соседей.
Обучающийся: Таджикистан лежит на юго-востоке Центральной Азии. Граничит с Узбекистаном, Киргизией, Китаем и Афганистаном.
Учитель: Таджикистан – многонациональное государство. После создания в 1991 г. СНГ в Таджикистане стали возникать конфликты между людми разных национальностей. Большинство русских уехали в Россию. Борьба между политическими партиями переросла в гражданскую войну. Перемирие было достигнуто лишь в 1997 г. Сейчас Таджикистан – одна из беднейших стран Центральной Азии.
Особенности рельефа.
Таджикистан-типично горная страна. Почти всю его территорию занимают горы Памир. Между величественными горными хребтами раскинулись долины. В горах берут свое начало многие реки Центральной Азии (рис. 118).
Внутренние воды.
По территории страны несут свои воды многие быстрые реки, но крупных среди них немного. На северо-востоке страны протекает Сырдарья, а на юго-западе Амурдарья. В горах много минеральных источников.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ:
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я
ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где
окно, а где кино.
Обведу я ими
круг,
Погляжу на мир вокруг.
Климат жаркий, сухой. Здесь круглый год сияет солнце, осадков выпадает мало. В высокогорьях холоднее, чем на равнинах. Дороги в горах большую часть года перекрыты снежными завалами.
Растительный и животный мир.
Учитель : Ребята, давайте с вами откроем приложение к учебнику на стр. 16 и посмотрим какие же животные обитают в Таджикистане? (…………………..)
Межгорные равнины страны занимают пустыни и полупустыни. Там водятся джейраны, лисицы, волки и многочисленные грызуны. Вдоль рек обитают кабаны и шакалы, а в горах – горные кабаны, винторогие козлы, леопарды, бурые медведи, снежные барсы.
Учитель: А как вы думаете в Таджикистане ведется ли охрана животного и растительного мира? (ДА).
Учитель: А как же охраняется растительный и животный мир? Что для этого создается? (создаются заповедники)
Учитель: В стране находится крупный заповедник Тигровая балка.
Учитель: Давайте откроем учебники на стр. 124 и прочитайте какой растительный и животный мир обитает и произрастает в заповеднике Тигровая Балка. (Тугайный тополь- приземистый и густоветвистый родственник нашего тополя, джиду - колючее дерево с серебристыми листочками и мучнистыми плодами, другие растения и кустарники, травы. Водятся шалы, дикобразы, камышовые коты, кабаны, зайцы, фазаны, зимородки. Обитает редкое животное – ХАНГУЛ или ТУГАЙНЫЙ ОЛЕНЬ. Он похож на обычного оленя, только более изящный).
Полезные ископаемые.
Учитель: Давайте посмотрим на карту полезных ископаемых мира и скажем какие же полезные ископаемые здесь встречаются? (Месторождения полиметаллических руды, нефти, газа, угля, свинца, ртути, поваренной соли, драгоценных камней, строительных материалов и др. полезных ископаемых).
ВЫВОД: страна богата полезными ископаемыми.
Сельское хозяйство
Учитель: несмотря на то, что в стране мало районов, пригодных для земледелия, главная отрасль экономики – сельское хозяйство. Для орошения земель построены водохранилища и арыки (см. словарь стр. 203 – оросительный канал в Средней Азии)
Учитель: Какие отрасли сельского хозяйства вы знаете? (растениеводство и животноводство).
А как вы думаете какая отрасль сельского хозяйства развита в стране? (растениеводство и животноводство).
Учитель: Верно. Растениеводство больше развито в речных долинах, на орошаемых землях и оазисах, где выращивают кунжут, ячмень, хлопчатник. В садах растут абрикосы, персики, яблоки, груши, алыча, хурма, лимоны, гранаты, инжир, миндаль.
А в горных районах развито животноводство, так как здесь наиболее благоприятные условия для развития овец, приспособившихся к местным условиям, это овцы мясной породы
В южных районах разводят каракульских овец, высоко в горах – яков они обеспечивают местных жителей мясом, молоком, шерстью. Во всех районах занимаются шелководством.
Промышленность здесь добывают и перерабатывают руды цветных металлов и редких металлов.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Ветер
Осторожно ветер
За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько
Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.
(махи руками)
Народы, населяющие страну, их основные занятия.
Учитель: откройте учебники на стр. 124 и прочитайте о населении. Опишите национальные особенности страны? (Таджики живут в селах – кишлаки. Во дворе они готовят пищу, пекут хлеб, едят, пьют чай, общаются с соседями.) Любимое блюдо таджиков? (плов из баранины). Как называется печь, где они пекут хлеб? (ТАНДЫР).
Из чего они пьют чай? (Из пиал-широкие чашки без ручки). Что такое ЧАЙХАНЫ? (место, где можно выпить чай и попробовать традиционные национальные блюда.) Кто собирается в чайханах? (мужики). В чем ходят мужчины, женщины? (Мужчины носят халат и тюбетейку, женщины- длинное платье, платок на голове рис. 122.)
Так кто же населяет страну? (таджики, узбеки, русские, киргизы и др.)
Путешествие по крупным городам Таджикистана.
Учитель: Ребята, мне хочется рассказать вам о достопримечательностях, обычаях этой страны. Мы совершим заочное путешествие по отдельным городам Таджикистана.
Свое путешествие мы начнем со столицы – Душанбе. Это самый крупный город страны. Расположен в долине на западе страны, со всех сторон его окружают горы. Еще в 20 веке здесь стоял кишлак, а сейчас современный город. Вдоль улиц растут тополя, плакучие ивы, акации. На окраинах города стоят одноэтажные дома, окруженные садами. Таджикистан находится в сейсмоопасной зоне – территория с частыми землетресениями, поэтому здесь нет высоких домов, все они сейсмоустойчивы.
Один из самых древних городов – Худжанд расположен на севере страны. Ему 1500 лет.
V. Итог урока.
Итак, ребята, наше заочное путешествие по Таджикистану подошло к концу. Мы познакомились с вами с природой страны, населением, их основными занятиями, достопримечательностями городов.
VI. Закрепление новой темы:
Закончи предложение:
Столица Таджикистана…
Самое крупные реки страны…
Заповедник самый крупный…
Одна из наиболее развитых отраслей сельского хозяйства…
Главный город страны…
VII. Домашнее задание:
Составить экскурсию по городу Душанбе.
VIII. Рефлексия.
IХ. Подведение итогов.
На странице приведен фрагмент.
Автор: никитина яна юрьевна
→ yananikitina 27.08.2013 0 9100 983 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.