Метод проектов - от души выполняемый замысел
ЗАХАРОВА Марина Валентиновна,
учитель трудового обучения высшей категории
ОГК ОУ школы-интерната
№ 18 VIII вида г. Ульяновска
Метод проектов - от души выполняемый замысел
(опыт работы в школе VIII вида)
«От души выполняемый замысел», так определил в 1918 г. в статье «Метод проектов» суть этого метода американский педагог и психолог Килпатрик Уильям Херд (1871-1965).
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта (Википедия — свободная энциклопедия).
Творческий проект - это учебно-трудовое задание, которое активизирует интерес и побуждает к самостоятельной деятельность учащихся по созданию полезного продукта или для себя, или общественно значимого. Только тогда, когда ребенок проникнется интересом и привлекательностью отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе, возможно воспитание любви к труду.
Учебные проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
У.Х. Килпатрик стал основоположником метода проектов. Он придавал ведущее место в обучении проектной деятельности.
Проектирование также направлено на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей.
Применение метода проектов в коррекционной школе VIII вида способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, со взрослыми, при которых для достижения цели побуждаются творческие возможности личности. Успешность в достижении запланированного результата, создаёт условия для развития внутреннего мира растущего человека.
Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе Обучение для будущего.
Воспитание при выполнении творческого проекта нацелено на осознание нравственной ценности трудового начала в жизни. Для этого необходимо направить все усилия на формирование способности человека испытать радость, удовлетворение от процесса и результата труда.
Основными этапами проектной деятельности являются:
• Определение темы проекта, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Обоснование проекта: его необходимость, материальные и технические возможности.
• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта;
• Защита проекта.
Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются:
Вовлечение в проект всех учащихся.
Все участники проекта должны получать удовольствие от общения друг с другом.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
Привлечение к технологическим операциям в соответствии со способностями.
Метод проектов относится к активным формам обучения. Именно они побуждают интерес и повышают мотивацию к обучению, открывают возможности для коррекции и развития детей с отклонениями, позволяют обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, поэтому являются актуальными и перспективными и для современной специальной (коррекционной) школы VIII вида. Метод проекта в школе VIII вида имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность.
Учителю коррекционной школы в проекте отводится, как правило, большинство ролей: носитель идеи и разработчик деталей проекта, идейный вдохновитель. При работе над проектом учитель должен выстроить работу обучающихся так, чтобы они смогли максимально самостоятельно выполнять необходимые операции. Надо умело побуждать и поддерживать малейшую инициативу ребёнка. Оказывать помощь, создавать условия для достижения положительного результата.
Необходимо понять, что ребенку с нарушением интеллекта необходимо научиться общению в трудовом процессе: учиться формулировать свои желания и потребности, попросить о помощи, слушать и слышать говорящих с ним людей, адекватно реагировать на замечания и похвалу – всё это поможет его социализации. С помощью приобретённых навыков он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.
Предлагаю групповой творческий проект
«Подарок для швейной мастерской»
|
Авторы-исполнители: учитель швейного дела и ученицы-выпускницы 9 класса ОГК ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18 VIII вида" г. Ульяновска, 2009. |
Обоснование проекта: из своих фартуков мы уже выросли, а на экзамене хочется выглядеть современно и в соответствии с требования техники безопасности, и чтобы недорого. Для этого использовались наиболее подходящие и менее изношенные части джинсовой одежды (юбок, брюк, комбинезона).
Техническая документация: при пошиве применялись швы: вподгибку с открытым срезом для обработки краёв; накладной шов с открытым срезом для соединения деталей из-за значительной толщины ткани; накладной шов с двумя закрытыми срезами для обработки завязок.
Способ организации пошива – пооперационное
разделение труда.
Рекламный проспект проекта: « Новую жизнь –
старым вещам! »
Экономический расчёт: расходы на нитки и машинные иглы, так как из-за
значительной толщины ткани они гнулись и ломались
чаще обычного. Использовалась дополнительная
фурнитура - пряжки «из старых запасов».
Оценка качества: строчки не везде получились ровные из-за толщины швов.
Сшили семь фартуков разных фасонов, но в одном стиле.
Они долговечны и оригинальны.
Защита проекта на уроке в швейной мастерской, 14 мая 2009 года
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ http://narod.ru/disk/57713011001.zip.html
Литература
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Организация проектной деятельности учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Аттестационная работа/ Е.В.Дорофеева, - Челябинск: ГОУ ДПО Челябинский ИППК РО кафедра специального (коррекционного) образования, гр. № 235, 2011.
Ссылки
Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования http://distant.ioso.ru/project/meth project/metod pro.htm
Килпатрик Уильям Херд – Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E8%EB%EF%E0%F2%F0%E8%EA,_%D3%E8%EB%FC%FF%EC_%D5%E5%F0%E4
Метод проектов - Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4_%EF%F0%EE%E5%EA%F2%EE%E2
Основные этапы работы над проектом. http://m-proektov.narod.ru/data/main-5/page04.html
Полат Е. С. Метод проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования». http://vio.fio.ru/vio_01/Article_0_1.htm
Проектная деятельность в начальной школе. http://www.nachalka.com/book/export/html/326
Сайт программы «Обучение для будущего» http://www.iteach.ru/
Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» http://bg-prestige.narod.ru/proekt/
Июль 2012 г.
Обоснование проекта
Из своих фартуков мы уже выросли,
а на экзамене хочется выглядеть современно
и в соответствии с требованиями
техники безопасности,
и чтобы недорого.
Для этого использовались наиболее подходящие
и менее изношенные части джинсовой одежды (юбок, брюк, комбинезона).
Оценка качества
Строчки не везде получились ровные из-за толщины швов.
Сшили семь фартуков разных фасонов,
но в одном стиле.
Они долговечны и оригинальны.
Рекламный проспект проекта |
« Новую жизнь -
старым вещам!»
Техническая документация |
При пошиве применялись два шва:
вподгибку с открытым срезом
и накладной шов с открытым срезом
из-за значительной толщины ткани.
Использовались наиболее подходящие
и менее изношенные части джинсовой одежды
(юбок, брюк, комбинезона).
Способ организации пошива –
пооперационное разделение труда.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Захарова Марина Валентиновна
→ МарВалЗахар 26.07.2012 0 6100 1502 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.