Статья "Формирование жизненных компетенций обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках профильного труда"


Формирование жизненных компетенций обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках профильного труда

 

Цель специальной (коррекционной) школы – социальная адаптация и последующая интеграция в общество детей с интеллектуальными нарушениями. Большое внимание отводится урокам профильного труда.

Учебный предмет «Профильный труд» является важной частью образовательной области «Технологии». Его направленность на формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах, формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия, приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи, является необходимым условием освоения обучающимися жизненных компетенций

Углубленное трудовое обучение обусловлено потенциальными возможностями в деле исправления отдельных недостатков учащихся с нарушением интеллекта. Наличие таких возможностей подтверждается не только школьной практикой и психолого-педагогическими работами, но и физиологическими исследованиями (И.С. Гуревич, Н.М. Трофимов), в которых экспериментально установлено функциональное улучшение корковых нервных процессов под влиянием трудовой деятельности. А.Н. Граборов отмечал, что труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития умственно отсталого школьника.

Работая учителем профильного труда в данном учреждении, пришёл к выводам, что необходимо создать такие условия, при которых дети будут с удовольствием ходить на уроки трудового обучения и в полном объёме выполнять программные требования.

Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта, стремлюсь разнообразить виды и формы деятельности на уроках трудового обучения. Считаю необходимым ввести в уроки столярного дела в отдельные разделы программы геометрическую резьбу по дереву. Это развивает у учеников эстетический вкус, усидчивость, прилежание, терпение, мелкую моторику рук, что приводит к развитию процессов головного мозга. Часы в программе на данный раздел предусмотрены только в 6 и 7 классах до 20 часов в год при 8 часах в неделю в 6-ых классах и 10 часах в неделю в 7-ых классах, а 8, 9 классах отсутствуют. Разработанная программа «Геометрическая резьба по дереву» позволила скорректировать программу уроков столярного дела и почти в каждый раздел включить геометрическую резьбу по дереву за счёт интенсификации учебного процесса.

В процессе обучения детей геометрической резьбе выделяются следующие этапы:

1 этап: вводный.

Цель его: заинтересовать детей геометрической резьбой по дереву, так как резьба по дереву увлекательное и полезное занятие.

Формирование познавательного интереса у детей с нарушением интеллекта происходит на основе субъективного опыта ребёнка за счет показа фотографий, рисунков изделий, украшенных геометрической резьбой, показа ученикам наиболее интересных изделий, которые изготовили ребята старших классов. Тем самым удаётся нацелить детей на то, что их изделия могут быть ещё лучше, но надо проявить терпение, выдержку, усидчивость, старание.

2 этап: знакомство с инструментами и правилами безопасной работы.

Цель: научить правильному и безопасному обращению с инструментами для резьбы по дереву; производить правку и доводку инструмента.

3 этап: знакомство с материалами, с которыми будет работать ученик.

Цель: познакомить с видами и свойствами древесины.

Основной материал, с которым мы работаем на уроках – это древесина, поэтому каждый ученик, взявший в руки ре­зак, должен иметь понятия о строении древесины, ее свой­ствах.

4 этап: нанесение разметки на изделие.

Цель: научить правильно и аккуратно производить разметку; знать приёмы её нанесения.

Для правильной разметки рез­ного орнамента на поверх­ности изделия необходимо делать чертеж или рисунок, который выполняем острозаточенным мягким карандашом. Точно нанесенная разметка - залог чистого и красивого орнамента резьбы. Учитывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта, осуществляю на своих уроках индивидуально - дифференцированный подход. Более слабые дети наносят разметку на заготовку с помощью кальки, другие дети – накалыванием рисунка на изделие. А самая сильная группа детей выполняет разметку самостоятельно. Усвоив основные элементы, дети начинают вырезать сложные узоры, состоящие из простых элементов. Потом составляют композиции на основе готовых узоров, а затем придумывают их сами.

5 этап: знакомство с основными элементами геометрической резьбы.

Цель: научить выполнять основные элементы геометрической резьбы: куличики, ромбы, простые витейки, чешуйки, четырехконечные звездочки, треугольники, сложные витейки, змейки, елочки, ромбы, цепочки, четырехугольные звездочки, восьмиугольные звездочки, сколышки, различного вида сияния.

Все вышеперечисленные элементы отрабатываются детьми на заготовках мягких пород древесины: липы, осины, ольхи. Эти упражнения позволяют учащимся освоить технику выполнения геометрической резьбы, переходя от простых элементов к сложным.

6 этап: нанесение и выполнение резьбы на изделие.

Цель: дальнейшее формирование навыков нанесения разметки и выполнения геометрической резьбы на изделие.

В столярной мастерской ученики самостоятельно изготовляют наборы деревянной кухонной утвари, полки, шкафы, рамки, шкатулки, карнизы, предметы интерьера и многое другое.

Любой этап может изменяться, совершенствоваться во времени, по содержанию, и лаконично вплетаться в урок по столярному делу.

На каждом уроке с учащимися в ходе беседы обязательно обсуждаем характеристики изделий, продумываем план предстоя­щей работы, оцениваем выполненные изделия. Фор­мирование этих умений и навыков явля­ется обязательным условием коррекционной направленности уроков профессионально трудового обучения в учрежде­ниях VIII вида. В процессе изготовления изделий у учащихся развиваются устой­чивый интерес к труду, творческие возможности, эстетический вкус при отделке поделок геометричес­кой резьбой, что способствует физичес­кому и умственно­му развитию ребят с ограниченными возможностями.

Данная система работы позволяет говорить о достигнутых результатах, о социализации учащихся. Выполненные изделия представлены на школьные, городские, областные выставки декоративно-прикладного творчества. Многие дети становятся победителями и дипломантами этих выставок и конкурсов. Раз в два года проходит городская выставка декоративно – прикладного творчества, где учащиеся нашей школы в номинации «Художественная обработка древесины» занимают призовые места. Также учащиеся являются победителями Всероссийских и международных конкурсов декоративно-прикладного творчества. Ученики школы регулярно становятся призёрами областного конкурса «Лучший по профессии», регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Большинство детей после окончания школы поступают в училища начального профессионального образования по специальности «столяр – плотник», а по окончании училища устраиваются работать на мебельные фабрики, деревообрабатывающие предприятия своего родного города.

Такой подход в обучении столярному делу позволяет в комплексе решать задачи коррекционно-развивающего обучения, готовить выпускников школы к самостоятельной жизни, способствовать успешной реабилитации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

 

  1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Бабанский Ю. К. – Ростов н/Д, 1972.

  2. Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе [Текст] / Дульнев Г.М.. – М., 1969.

  3. Мирский, С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе [Текст] / Мирский, С.Л.. – М. 1980.

  4. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся во вспомогательной школе. – Минск, 1990.

  5. Котомин , В.П. Геометрическая резьба по дереву [Текст] / Котомин В.П // - «Дефектология» - № 2 - 2002.

 


Полный текст материала Статья "Формирование жизненных компетенций обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках профильного труда" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зыкин Алексей Анатолиевич  Публикатор
23.02.2022 0 907 132

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК