Статья "Формирование познавательной активности на уроках профильного труда через игровую деятельность"


 

 

ГБОУ АО «Вельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат»


 

Л. Б. Хромова, учитель трудового

обучения, высшей кв. категории

«Формирование познавательной активности на

уроках профильного труда, через игровую деятельность».

 Работающий в специальной (коррекционной) школе учитель стремиться, чтобы его уроки были увлекательными, интересными и запоминающимися. Вследствие этого, на мой взгляд, я взяла самую увлекательную и интересную тему по самообразованию «Формирование познавательной активности на уроках профильного труда через игровую деятельность». Предмет «Профессионально-трудового обучения» - особенный. Он формирует у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) широту интересов, помогает сориентироваться в мире профессий, дает им возможность еще в школе приобщиться к труду, а в дальнейшем эффективно реализовываться в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Моя педагогическая деятельность направлена на достижение главной цели: подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Данную цель на своих уроках осуществляю через следующие задачи:

- формирование прочных навыков при выполнении простейших швейных работ;

-формирование умений, которые можно использовать в самостоятельной трудовой деятельности;

- развитие коммуникативных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья при трудовом взаимодействии;

- воспитание культуры труда,  духовного и эмоционального мира школьника.

Пробуждая интерес к своему предмету, стараюсь укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Развивая творческие возможности у слабых обучающихся, при этом не даю остановиться в своем развитии более способным детям, воспитывая силу воли, целеустремленность при решении сложных заданий. На мой взгляд, это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.

Но для создания более глубокого интереса обучающихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества.

Как же сделать так, чтобы обучающиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений?

Выход я вижу в использовании на своих уроках методов развития познавательного интереса, через игровую деятельность.

Данная группа методов предполагает большое количество приемов:

- использование игр и игровых приемов на уроках;  

- выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета;

- стимулирование занимательным сюжетом;

- создание ситуации выполнения соревновательного задания и др.    

 Активизируя, мыслительную деятельность на уроках «Профессионально – трудового обучения» с применением игровых технологий у обучающихся появляются дополнительные возможности для осмысленного восприятия материала, вероятность в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины.

На уроках вовлекая, девочек в игровой процесс они экспериментируют, обучаются. Стараюсь, как можно чаще использовать игровые моменты, при условии, что это не просто развлечение, а обучающая, развивающая форма работы, которая непосредственно связана с темой урока.

Одной из главных задач считаю добиться, чтобы у детей не пропал интерес к предмету, чтобы предлагаемый материал был доступен по трудности.

Большую помощь в решении данных вопросов как раз и оказывает игра. Ее использование дает замечательные результаты, повышает интерес детей к уроку, позволяет сконцентрировать внимание на самом главном.

Одни подростки принимают активное участие в играх на уроках, чтобы реализовать свои возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности.

Другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы.

Возможность вовлечь на уроке   каждого в активную работу, возрастает, так как игровая деятельность эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся.

Зная, что обучающиеся энергичны и подвижны «тихо посидеть» в течение всего урока является большая сложность для несовершеннолетних, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поэтому всю неисчерпаемую энергию направляем в нужное русло, совместив полезное с приятным.

Считаю, что уроки технологии с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игра на уроке «Профессионально - трудового обучения» является активной формой учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация.

Есть мнение учителей, что игра требует больших усилий и подготовки, что дети после игры долго не могут «придти в себя». Лично я так не считаю.

Вот несколько правил, которых я придерживаюсь при проведении игр:

-учитываю возрастные особенности;

-стараюсь вовлечь в игру всех детей без исключения;

-не провожу специальной подготовки, репетиций, не требую от детей заучивания текста.

Кроме уроков в игровой форме, я использую отдельные игровые элементы на занятиях. В каждом уроке должна быть своя «изюминка». Важно заинтересовать, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Я стараюсь поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.

Кроме того, учебный материал нашего предмета позволяет использовать на занятиях легенды, мифы, притчи, приводить исторические сведения, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки и ребусы, различные виды кроссвордов.

В результате выше описанных подходов в изучении предмета удалось: повысить качество знаний у обучающихся, раскрыть всесторонние способности, научить их использовать полученные знания в жизненных ситуациях, способствовать быть более уверенными в себе, использовать  знания, умения, навыки, полученные в процессе обучения,  в практической деятельности.


 


 


 


Полный текст материала Статья "Формирование познавательной активности на уроках профильного труда через игровую деятельность" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хромова Любовь Борисовна  Публикатор
07.07.2022 0 695 90

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК