АООП в соответствии с ФГОС ООО ОВЗ вариант 2.2 по технологии (девочки); 5 класс






  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Программа составлена с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха, получающих образование на основе АООП ООО (вариант 2.2). Данный курс является одним из ведущих учебных предметов, интегрирующих в своём содержании знания и умения по другим дисциплинам учебного плана. Благодаря курсу «Технология» обучающиеся с нарушением слуха получают возможность не только осознать сущность современных материальных, информационных и социальных технологий, перспектив их развития; осваивать технологический подход как универсальный алгоритм преобразующей и созидательной деятельности; знакомиться с технологической культурой, но и приобретать широкий круг житейских понятий, владение которыми обеспечивает повышение качества учебной деятельности в целом.

Уроки технологии обладают значительным коррекционно-развивающим потенциалом. За счёт различных видов деятельности, использования разнообразных материалов и инструментов создаются условия для полноценного психического развития обучающихся с нарушением слуха. В частности, происходит постепенное развитие наглядного и абстрактного мышления параллельно с совершенствованием словесной речи, а также других неречевых психических процессов. Изготавливая либо анализируя различные объекты, обучающиеся учатся выделять, сопоставлять, называть, характеризовать их качества, свойства и др., что содействует обогащению словарного запаса, овладению способностью использовать усвоенную лексику и фразеологию в составе синтаксических конструкций для решения коммуникативных задач, удовлетворения потребности в общении.

При адекватной организации уроков технологии у обучающихся с нарушением слуха развиваются социальные компетенции. Происходит воспитание психологической и практической готовности к труду, трудолюбия, настойчивости в достижении поставленной цели; возникает чувство ответственности за общее дело, формируются общественные мотивы труда. На уроках технологии постоянно возникает необходимость выполнения совместной деятельности, в ходе которой обучающиеся учатся сотрудничеству, взаимопомощи, установлению деловых отношений, приобретая опыт нравственного поведения.

Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор обучающихся, но и раскрыть их индивидуальные способности, что оказывает благотворное влияние на дальнейшее обучение. На этапе освоения ООО у обучающихся с нарушением слуха закладываются предпосылки и происходит последующее развитие технического и художественного мышления, творческих способностей, экологического мировоззрения.

Также в результате освоения материалов по дисциплине «Технология» обучающиеся овладевают безопасными приёмами работы с оборудованием, инструментами, электробытовыми приборами, что является важным для приобретения самостоятельности, совершенствования социально-бытовых навыков.

Уроки технологии позволяют планомерно знакомить обучающихся с нарушением слуха с многообразием мира профессий, ориентируя на работу в той или иной сфере материального производства, а также в непроизводственной сфере.

На этой основе возникает преемственность перехода от общего образования к профессиональному и к последующей самостоятельной трудовой деятельности.


Рабочая программа «Технология ведения дома» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся/ М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2017.

  • УМК « Технология. Технология ведения дома» под редакцией Н.В. Синица, В.Д.Симоненко, Москва, «Вента-Граф», 2014

  • «Авторской программы по Технологии для 5 – 8(9) классов», Тищенко А.Т, Синица Н.В, Издательство: «Вентана-Граф», 2012, по направлению «Технология ведения дома».

  • авторской программы О.А. Кожиной. Программа основного общего образования

«Технология. Обслуживающий труд» ООО «Дрофа»,2013г.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника:

«Технология. Технологии ведения дома» 5 класс, Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./Н.В.Синица. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2015 год.

Программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.




  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ АООП ПО ТЕХНОЛОГИИ

Целью изучения дисциплины «Технология» является развитие у обучающихся технико-технологической грамотности, технологической компетентности, культуры труда и деловых межличностных отношений.

Курс технологии ориентирован на приобретение обучающихся с нарушением слуха умений в прикладной творческой деятельности, а также на социально- трудовую адаптацию и реабилитацию в непрерывном процессе профессионального самоопределения.

Основными задачами изучения учебного предмета «Технология» являются:

  • воспитание аккуратности, трудолюбия, предприимчивости, потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе, бережливости, целеустремлённости, ответственности за результаты своей и коллективной деятельности;

  • развитие необходимых в повседневной жизни базовых безопасных приёмов использования материалов, инструментов, приборов;

  • развитие трудовых умений, а также начальных технических, технологических и начальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, созидательном труде;

  • обучение использованию в трудовой деятельности знаний основ наук;

  • расширение и углубление политехнического кругозора, ознакомление их с общими научными основами и базовыми организационно-экономическими принципами современного производства; ознакомление с отраслями народного хозяйства и популярными профессиями;

  • развитие информационной основы и персонального опыта для сознательного выбора профессии, определения возможных вариантов своего последующего образования;

  • подготовка к выполнению необходимых и доступных видов технологического и бытового труда;

  • развитие коммуникативных умений;

  • коррекция недостатков развития познавательной и речевой деятельности в процессе труда.

На решении этих задач строится содержательная часть программы. В отношении ориентировочных действий содержание программы состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых инструментов, материалов, наглядных пособий).

Универсальные учебные действия (УУД) в АООП определяются в соответствии с программой развития УУД, разрабатываемой образовательной организацией.




  1. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

В основу реализации программы положены деятельностный и дифференцированный подходы, что предполагает:

  • признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с нарушенным слухом, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально- личностного отношения к окружающему социальному и природному миру) в качестве основного средства достижения цели образования;

  • признание того, что развитие личности обучающегося с нарушенным слухом зависит от характера организации доступной учебной деятельности;

  • признание того, что развитие личности обучающихся с нарушенным слухом в соответствии с требованиями современного общества обеспечивает возможность их успешной социализации и адаптации в современном социокультурном пространстве;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент, где общекультурное и личностное развитие обучающегося составляет цель и основной результат получения знаний;

  • реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и

развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно- нравственными и социокультурными ценностями;

  • разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с нарушенным слухом, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

В основу программы положены общепедагогические и специальные

принципы.

Принцип обеспечения доступности учебного материала достигается характером изложения научных знаний, количеством вводимых понятий, оптимальным объёмом учебного материала, снабжением текстов необходимыми иллюстрациями и пр. Принцип систематичности в обучении технологии реализуется при распределении и подаче учебного материала, в том числе внутри его модулей. Это осуществляется с учётом возрастных и познавательных возможностей обучающихся. Принцип преемственности в обучении технологии реализуется от темы к теме в каждом модуле, особое внимание уделяется преемственности в развитии трудовых понятий и умений, технических и технологических знаний. С учётом принципа наглядности в обучении технологии используются разнообразные объекты, предметная наглядность. Регулярное (на каждом уроке) использование средств наглядности обеспечивает воздействие на все органы чувств обучающихся, позволяет формировать конкретные и полные представления, яркие впечатления об изучаемых объектах и явлениях, содействует повышению познавательного интереса.

Кроме того, изучение курса «Технология» базируется на ряде специальных принципов, ориентированных на развитие речи и преодоление вторичных нарушений обучающихся с нарушением слуха1.

Принцип коммуникативной направленности в обучении предусматривает создание на уроках ситуаций, побуждающих обучающихся к речевому общению. Данный принцип предполагает такую организацию обучения, при которой работа над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц) требует включения слова в контекст. Введение нового термина, новой лексической единицы проводится на основе объяснения учителя (в том числе с использованием дактилологии как вспомогательного средства обучения) с привлечением конкретных фактов, иллюстраций, видеофрагментов и сообщением слова-термина. Каждое новое слово включается в контекст и закрепляется в речевой практике обучающихся.

Принцип создания условий для формирования у обучающихся языковых обобщений (на материале курса технологии). Изучение технологии, как и иных учебных дисциплин, предусматривает не только оперирование лексикой обиходно- разговорного характера, но и языком науки, в частности, специальными терминами



1 См. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб пособие. 2-е изд., испр. М.: ООО «Издательский до «ОНИКС 21 век», 2005. 223 с.

и понятиями. В обучении технологии используется специфический понятийный аппарат. Он является элементом содержания обучения технологии, средством коммуникации по поводу технологического содержания, а также средством осознания практических вопросов и текстов. Формирование языковых обобщений (на программном материале дисциплины), базовых понятий курса технологии становится возможным при условии регулярно организуемой на уроках практики речевого общения, за счёт развития навыков восприятия, понимания и продуцирования высказываний во взаимодействии с процессом познавательной деятельности. В этой связи в структуру уроков технологии необходимо включать задания, требующие анализа содержания практических задач, выбора необходимого термина, формулировки выводов, изложения последовательности выполнения трудовых действий и др.

Принцип формирования и коррекции речи в связи с развитием других психических функций. На каждом уроке предусматривается целенаправленная работа по развитию словесной речи устной и письменной формах), в том числе, слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, произносительной стороны речи (прежде всего, тематической и терминологической лексики учебной дисциплины и лексики по организации учебной деятельности)2. В процессе уроков технологии требуется одновременно с развитием словесной речи обеспечивать развитие у обучающихся неречевых психических процессов. Предусматривается руководство вниманием обучающихся через постановку и анализ учебных задач, а также сосредоточение и поддержание внимания за счёт привлечения средств наглядности, видеоматериалов, доступных по структуре и содержанию словесных инструкций. Тренировка памяти обеспечивается посредством составления несложных схем, анализа содержания таблиц, технологических карт. Развитие мышления и его операций обеспечивается посредством установления последовательности выполнения трудовых действий и операций, выявления и обоснования причинно-следственных связей. Акцент в коррекционно- образовательной работе следует сделать на развитии у обучающихся словесно- логического мышления, без чего невозможно полноценно рассуждать, делать выводы. В данной связи программный материал должен излагаться учителем ясно, последовательно, с включением системы аргументов и полным охватом темы. Важная роль в развитии у обучающихся словесно-логического мышления принадлежит обсуждению последовательности трудовых действий, прогнозированию результатов труда и др.

Учебный предмет «Технология» носит практический характер, предусматривает активное и творческое участие в общественно-полезном труде. Во время практической работы закрепляются полученные знания, обучающиеся осваивают приемы обработки различных материалов, происходит формирование





2 Работа по развитию восприятия и воспроизведения устной речи не должна нарушать естественного хода урока, проводится на этапах закрепления и повторения учебного материала; в ходе урока обеспечивается контроль за произношением обучающихся, побуждение к внятной и естественной речи с использованием принятых методических приемов работы, на каждом уроке предусматривается фонетическая зарядка, которая проводятся не более 3 -5 минут.

общетрудовых умений (планирование, организация, контроль труда), воспитывается культура труда.

Обучающиеся с нарушением слуха обладают значительным потенциалом в овладении техническими, технологическими, экономическими и иными знаниями, в связи с чем могут быть ориентированы на работу в различных сферах материального производства (промышленность, строительство, сельское хозяйство, сбыт в сфере материального производства и др.), а также в непроизводственной сфере (искусство и культура, жилищно-коммунальное хозяйство и др.).



Полный текст материала АООП в соответствии с ФГОС ООО ОВЗ вариант 2.2 по технологии (девочки); 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Осипова Марина Валерьевна  Публикатор
03.08.2022 0 800 5

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК