Экономические задания к воспитательским заданиям; средний возрастной уровень
Переосмысление основ специального (коррекционного) образования под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, нового понимания прав ребенка, новой законодательной базы, позволили в настоящее время лицам с отклонениями в умственном развитии получить право на обучение и воспитание на равных возможностях с субъектами образования, участия в производственной и общественной деятельности. Эти права гарантируются международным сообществом и закреплены рядом нормативных документов: «Декларация прав ребенка» (1969), «Конвенция о правах ребенка» (1989), «Декларация социального прогресса и ращзвития» (1969), «Декларация прав инвалидов» (1975), «Конвенция профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983), Закон РФ «Об образовании» (1996) и другие.
Экономико–бытовая ориентировка умственно отсталых лиц сильно затруднена в силу неполноценности познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых проходит в значительной мере спонтанно и непроизвольно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.
Почему нужно вести экономическое воспитание детей с младшего школьного возраста? Потому, что все дети – это разные дети. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Он узнает что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни воспитанник с отклонениями в умственном развитии должен ориентироваться в экономико – бытовых вопросах: иметь представление о деньгах, доходах, бюджете, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его на месяц, рационально использовать деньги и т.п.
Не все семьи имеют возможность систематически заниматься воспитанием детей. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по экономическому воспитанию.
Для этого была изучена методическая литература, но в ней недостаточно освещен вопрос по экономическому воспитанию.
После проведения индивидуальных бесед, наблюдений я столкнулась с такими проблемами: недостаточное умение делать обоснованный выбор продовольственных товаров в соответствии с конкретной целью их приобретения, производить необходимые покупки, осуществлять счетные операции. Они затрудняются объяснять выполняемые действия, обосновывать принятые решения. В связи с этим я сделала вывод о необходимости пристального внимания к этим занятиям и поставила целью проводить работу по формированию социально-экономических навыков.
В сентябре 2008 года мною была проведена диагностика «Оценка сформированности социально-экономических знаний, умений и навыков» с воспитанниками среднего возрастного уровня.
Диагностический материал был разработан совместно с психологом (Приложение №1 ).
Данные диагностики показывают, что на низком уровне – 56% детей; на уровне ниже среднего – 44%; на среднем уровне – 0% (Приложение №2).
Для этого, опираясь на работы Е.А.Курака «Экономическое воспитание дошкольников», Т.Н.Стариченко «Экономическое воспитание младших школьников в специальных (коррекционных) школах-интернатах» я разработала и адаптировала курс занятий по экономическому воспитанию. Курс занятий рассчитан на четыре месяца: одно занятие раз в неделю.
Занятия по экономическому воспитанию носят интегрированный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной связи с занятиями по математике (решение задач экономического содержания), развитию речи (коррекционно-развивающие игры, работа с пословицами), изобразительной деятельности и т.д. Именно интегрированный характер занятий и заданий способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к самостоятельной жизни. На занятиях используются различные формы работы:
Коррекционно-развивающие игры:
• «Назови четвертый лишний предмет»;
• «Проделки Бабы- Яги»;
• «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь»;
• «Путаница;
• «Бартер»;
• «Где это можно купить»;
• «Цепочка экономических слов».
Оздоровительные минутки:
• «Солнышко»;
• «Сотвори солнце в себе»;
• «Гимнастика для глаз»;
• «Деревце»;
• «Этюд души».
Работа с пословицами, скороговорками, загадками:
• «Давши слово – держись, а, не давши – крепись»,
• «Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь».
• «Время – деньги»
• «Долг платежом красен»
• «Копейка рубль бережет»
• «Не сиди, сложа руки, и не будет скуки».
Решение задач, кроссвордов экономического содержания:
• «В теремке живут лягушка, мышка, петух, ежик. Лягушка испекла 6 пирожков с капустой. Хватит ли пирожков всем, если к ним в гости придут волк, лиса и медведь?»
Особое внимание на занятиях по экономическому воспитанию уделяется индивидуальной работе с воспитанниками. Организация индивидуальной работы возможна при наличии разнообразных заданий, которые можно раздать каждому ребенку. В связи с эти были подобраны и разработаны задания по экономическому воспитанию, которые направлены на развитие творческих способностей, воображения, логического мышления, восприятия.
Ко всем заданиям подобраны соответствующие цветные картинки т.к. многие дети не умеют читать. Все задания разделены на два варианта: первый вариант - для не читающих детей, второй вариант - для читающих детей.
После проведения всех занятий было необходимо выяснить результативность проведения данной работы. С воспитанниками была проведена диагностика, которая показала следующие результаты. (Приложение №3).
Положительный результат по формированию экономико-бытовых умений и навыков детей с отклонениями в умственном развитии в условиях школы-интерната во внеурочное время имеет место, так как воспитанники могут решать задачи экономического содержания; делать рекламу какому-либо товару; различать функции денег в конкретных примерах; моделировать ситуации на покупку товаров и услуг. Делать простейший выбор, определять, правильно ли он сделан и какова его цена.
Данную продукцию могут использовать воспитатели, а так же учителя начальных классов.
Обучать основам экономической культуры необходимо уже в младшем школьном возрасте, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребенка, чтобы помочь ему вырасти человеком, ведущим ответственный, активный и открытый образ жизни. Будущее будет отличаться от настоящего времени, но уже сегодня нужно закладывать те основы экономических знаний, которыми можно будет воспользоваться в будущем.
Экономико–бытовая ориентировка умственно отсталых лиц сильно затруднена в силу неполноценности познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых проходит в значительной мере спонтанно и непроизвольно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.
Почему нужно вести экономическое воспитание детей с младшего школьного возраста? Потому, что все дети – это разные дети. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Он узнает что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни воспитанник с отклонениями в умственном развитии должен ориентироваться в экономико – бытовых вопросах: иметь представление о деньгах, доходах, бюджете, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его на месяц, рационально использовать деньги и т.п.
Не все семьи имеют возможность систематически заниматься воспитанием детей. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по экономическому воспитанию.
Для этого была изучена методическая литература, но в ней недостаточно освещен вопрос по экономическому воспитанию.
После проведения индивидуальных бесед, наблюдений я столкнулась с такими проблемами: недостаточное умение делать обоснованный выбор продовольственных товаров в соответствии с конкретной целью их приобретения, производить необходимые покупки, осуществлять счетные операции. Они затрудняются объяснять выполняемые действия, обосновывать принятые решения. В связи с этим я сделала вывод о необходимости пристального внимания к этим занятиям и поставила целью проводить работу по формированию социально-экономических навыков.
В сентябре 2008 года мною была проведена диагностика «Оценка сформированности социально-экономических знаний, умений и навыков» с воспитанниками среднего возрастного уровня.
Диагностический материал был разработан совместно с психологом (Приложение №1 ).
Данные диагностики показывают, что на низком уровне – 56% детей; на уровне ниже среднего – 44%; на среднем уровне – 0% (Приложение №2).
Для этого, опираясь на работы Е.А.Курака «Экономическое воспитание дошкольников», Т.Н.Стариченко «Экономическое воспитание младших школьников в специальных (коррекционных) школах-интернатах» я разработала и адаптировала курс занятий по экономическому воспитанию. Курс занятий рассчитан на четыре месяца: одно занятие раз в неделю.
Занятия по экономическому воспитанию носят интегрированный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной связи с занятиями по математике (решение задач экономического содержания), развитию речи (коррекционно-развивающие игры, работа с пословицами), изобразительной деятельности и т.д. Именно интегрированный характер занятий и заданий способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к самостоятельной жизни. На занятиях используются различные формы работы:
Коррекционно-развивающие игры:
• «Назови четвертый лишний предмет»;
• «Проделки Бабы- Яги»;
• «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь»;
• «Путаница;
• «Бартер»;
• «Где это можно купить»;
• «Цепочка экономических слов».
Оздоровительные минутки:
• «Солнышко»;
• «Сотвори солнце в себе»;
• «Гимнастика для глаз»;
• «Деревце»;
• «Этюд души».
Работа с пословицами, скороговорками, загадками:
• «Давши слово – держись, а, не давши – крепись»,
• «Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь».
• «Время – деньги»
• «Долг платежом красен»
• «Копейка рубль бережет»
• «Не сиди, сложа руки, и не будет скуки».
Решение задач, кроссвордов экономического содержания:
• «В теремке живут лягушка, мышка, петух, ежик. Лягушка испекла 6 пирожков с капустой. Хватит ли пирожков всем, если к ним в гости придут волк, лиса и медведь?»
Особое внимание на занятиях по экономическому воспитанию уделяется индивидуальной работе с воспитанниками. Организация индивидуальной работы возможна при наличии разнообразных заданий, которые можно раздать каждому ребенку. В связи с эти были подобраны и разработаны задания по экономическому воспитанию, которые направлены на развитие творческих способностей, воображения, логического мышления, восприятия.
Ко всем заданиям подобраны соответствующие цветные картинки т.к. многие дети не умеют читать. Все задания разделены на два варианта: первый вариант - для не читающих детей, второй вариант - для читающих детей.
После проведения всех занятий было необходимо выяснить результативность проведения данной работы. С воспитанниками была проведена диагностика, которая показала следующие результаты. (Приложение №3).
Положительный результат по формированию экономико-бытовых умений и навыков детей с отклонениями в умственном развитии в условиях школы-интерната во внеурочное время имеет место, так как воспитанники могут решать задачи экономического содержания; делать рекламу какому-либо товару; различать функции денег в конкретных примерах; моделировать ситуации на покупку товаров и услуг. Делать простейший выбор, определять, правильно ли он сделан и какова его цена.
Данную продукцию могут использовать воспитатели, а так же учителя начальных классов.
Обучать основам экономической культуры необходимо уже в младшем школьном возрасте, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребенка, чтобы помочь ему вырасти человеком, ведущим ответственный, активный и открытый образ жизни. Будущее будет отличаться от настоящего времени, но уже сегодня нужно закладывать те основы экономических знаний, которыми можно будет воспользоваться в будущем.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хатькова Тамара Егоровна
→ maklin 05.11.2011 2 7993 1349 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК