Влияние нарушений слуха на развитие ребенка, формирование речи. Значение развития слухового восприятия устной речи у лиц с нарушением слуха.
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей»
Д о к л а д
Тема: «Влияние нарушений слуха на развитие ребенка, формирование речи. Значение развития слухового восприятия устной речи у лиц с нарушением слуха.»
Выполнила: учитель по СБО
ГСК(к)ОУ школы интерната
для глухих детей
Дарчиева Любовь Григорьевна
Владикавказ 2012г.
Вступление.
1)Слух. Значение слуха для развития человека.
2)Этиология нарушений слуха.
3)Классификация нарушений слуха у детей.
4)Психическое развитие с нарушением слуха.
5)Роль слуха в развитии речи у детей.
6)Особенности формирование слухового восприятия, стадии развития слухового восприятия.
7)Роль слухового восприятия.
8)Современный подходы и методы к реабилитации людей с нарушением слуха.
Введение.
Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей-психиатров приблизительно в середине XIX в. В начале XX в. появляются первые собственно психологические исследования. К их числу относится опубликованная в 1911 г. в России работа А. Н. Поросятникова, посвященная изучению особенностей памяти глухонемых школьников. В 20-е г. систематическая разработка проблем специальной психологии (и сурдопсихологии, в частности) проходила под руководством Л.С. Выготского и под влиянием его идей. Его ученики Л.В. Занков и И.М. Соловьев с сотрудниками проводят исследования развития восприятия, памяти, мышления и речи детей с нарушениями слуха. Результаты этих исследований были обобщены в первой монографии по сурдопсихологии «Очерки психологии глухонемого ребенка», вышедшей в 1940 г. В дальнейшем исследования в области сурдопсихологии продолжались под руководством И. М. Соловьева. На разных этапах становления сурдопсихологии большой вклад в ее развитие внесли такие ученые, как А.П. Гозова, Г.Л. Выгодская, Н.Г. Морозова, М.М. Нудельман, В.Г.Петрова, Т.В.Розанова, Л.И. Тигранова, Ж.И. Шиф и другие.
Разработка сурдопсихологических проблем осуществлялась многими исследователями стран Европы и США (Р. Конрад, X. Фурт, Е.Левин, Р.Линдер, Х. Майклбаст, П. Олерон, Дж.Снайдерс, Н.Снайдерс Оомен, М.Темплин, В. Терворт и др.). При этом исследователи разных стран имели возможность изучать не только завершенные и опубликованные труды, но и исследовательские работы в процессе их осуществления благодаря встречам на международных съездах, симпозиумах и конференциях, а также при непосредственном общении в исследовательских лабораториях.
Слух — отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека (живого организма) воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха или звукового анализатора — сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздражения. Слуховой анализатор включает периферический, или рецепторный, отдел (наружное, среднее и внутреннее ухо), средний, или проводниковый, отдел (слуховой нерв) и центральный, или корковый, отдел, расположенный в височных долях больших полушарий мозга.
Силу, или интенсивность, звука измеряют в децибелах (дБ): например, речь средней громкости соответствует 60—70 дБ.
Слух имеет огромное значение для развития человека. Познание окружающей действительности, явлений природы и общественной жизни крайне затруднено у ребенка, лишенного слуха. В определяющей степени зависит от слуха и овладение речью — одной из центральных, важнейших психических функций. Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов, не может контролировать собственное произношение. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, поэтому ее отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность. Глубокие нарушения слуха и речи способствуют социальной изоляции аномальных детей. Таким образом, глубокое и стойкое нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на психическое, физическое и личностное развитие ребенка.
Этиология нарушений слуха у детей. Глубокие и стойкие нарушения слуховой функции могут быть врожденными (примерно у 25% детей с недостатками слуха) и приобретенными. Наследственностью можно объяснить врожденную неполноценность слухового органа, которая определяет предрасположенность к тяжелым нарушениям слуха, вызванным сравнительно слабыми вредными воздействиями. Врожденное нарушение слуха возникает как следствие воздействия на развивающийся плод различных вредных факторов (вирусные инфекции — корь, грипп, краснуха, особенно в первые три месяца беременности; несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови; интоксикации химическими, лекарственными веществами, алкоголем; травмы плода).
Среди причин, вызывающих приобретенные недостатки слуха, основное место занимают инфекционные заболевания — менингит, корь, скарлатина, паротит, пневмония. Воспаление в области среднего уха (отит) вызывает менее тяжкие последствия для слуха, чем поражение внутреннего уха или слухового нерва. Поражения центрального отдела слухового анализатора и проводящих путей могут возникнуть при кровоизлияниях, опухолях, энцефалитах. Иногда поражение органов слуха происходит по причине заболеваний, объединенных в группу, получившую название невритов слухового нерва. Эти заболевания слухового нерва и нервных клеток, отличающихся особой чувствительностью к интоксикации, приводят к полному или частичному выпадению слуховой функции.
Недостатки слуха в раннем возрасте могут появиться вследствие заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоидные разращения и др.), которые могут вызвать непроходимость органов среднего уха, евстахиевой трубы.
Стойкие нарушения слуха вызывают некоторые химические вещества, токсически действующие на слуховой анализатор (лекарственные препараты — хинин, стрептомицин; промышленные яды — мышьяк, ртуть, свинец).
Слуховые нарушения иногда развиваются вследствие длительного воздействия очень сильного шума и вибраций, при которых появляется ощущение давления или боли в ухе.
Характер нарушения слуховой функции зависит от времени возникновения патологического процесса, приведшего к нарушению слуха, степени нарушения, периода развития ребенка.
Классификация нарушений слуха у детей. Выделяют три категории детей с недостатками слуха: неслышащие (глухие), поздноог- лохшие, слабослышащие. Не только дефект слуха, но и вторично возникшая недостаточность речи затрудняет обучение этих детей и определяет его особенности.
Неслышащие (глухие) дети — это дети с тотальным (полным) выпадением слуха, который не может быть самостоятельно использован ими для накопления речевого запаса. Абсолютная глухота встречается очень редко, обычно сохраняются остатки слуха, однако разборчивое восприятие речи невозможно. Среди неслышащих детей различают: а) неслышащих без речи (ранооглохших, с двусторонним стойким и глубоким нарушением слуха, врожденным или приобретенным в раннем детстве, до начала формирования речи); б) неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь, ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты (в дошкольном или школьном возрасте) — позднооглохших.
Слабослышащие (тугоухие) — дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. К слабослышащим относятся дети с понижением слуха от 20—75 дБ.
Среди слабослышащих детей различают: а) детей, обладающих к моменту поступления в школу крайне ограниченной или глубоко недоразвитой речью; б) детей, владеющих развернутой речью с небольшими недостатками в ее грамматическом построении и ошибками в произношении и письме.
По глубине нарушения слуха при тугоухости можно примерно выделить четыре степени: легкую, умеренную, значительную, тяжелую. К легкой степени тугоухости относят восприятие шепотной речи на расстоянии 3—6 м, а разговорной — 6—8 м. При тяжелой степени тугоухости различение шепотной речи возможно на расстоянии не далее 0,5 м от уха, а разговорной — не более 2 м.
Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха отличается рядом характерных особенностей. В первые месяцы жизни у них отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, который в норме проявляется во вздрагивании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок не замолкает на голос взрослого, в дальнейшем не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы.
При отсутствии специальных занятий у детей с нарушениями слуха обычно наблюдается отставание в психическом развитии, у них задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного внимания. Многие дети с нарушениями слуха отличаются повышенной психической истощаемостью, эмоциональной возбудимостью, склонностью к негативизму, двигательной растор- моженностью или, наоборот, замкнутостью, недостаточной контактностью.
При оценке психического развития детей с нарушениями слуха важное значение имеет комплексный клинико-психолого-педагогиче- ский анализ с учетом этиологии, патогенеза, объективной оценки слуха, данных психолого-педагогического, неврологического и психопатологического обследований. В настоящее время более 40% детей с нарушениями слуха имеют сложную структуру дефекта за счет различных психоневрологических расстройств. Особенности психического развития ребенка с нарушением слуха проявляются в формировании и отдельных психических процессов, и личности в целом. В частности, в связи с нарушением слуховых ощущений у детей особую роль приобретают зрительные и двигатель¬ные ощущения, развиваются и обостряются тактильно-вибрационные ощущения, которые у слышащих не играют существенной роли. Проявляются специфические особенности и в формировании таких психических процессов, как память, мышление, речь.
Наиболее своеобразно, по-особому и специфично идет у детей с нарушениями слуха процесс формирования речи. Речь у неслышащих детей не может развиваться спонтанно, они не могут овладеть ею самостоятельно. В связи с отсутствием звуковой речи у детей развиваются такие своеобразные формы общения, как мимика, дактилология, чтение с губ.
В настоящее время многие авторы придерживаются точки зрения о необходимости использования метода тотальной коммуникации при воспитании и обучении детей с нарушениями слуха. Лечебно-педаго-гическая работа с этой категорией детей должна быть предельно ранней, комплексной, дифференцированной в зависимости от тяжести и характера слухового дефекта, состояния речи и интеллекта детей.
Ранняя глухота резко ограничивает возможность овладеть словесной речью и приводит к глухонемоте. Первичный дефект слуха вызывает своеобразное аномальное развитие, характеризующееся не только отсутствием речи, но и интеллектуальным недоразвитием, заметными затруднениями в обучении. Однако обучение в специально организованных условиях, стимулирующих компенсаторные процессы глухонемых, постепенно сглаживает и выправляет дефекты психического развития, преодолевает немоту. Сохранные анализаторы используются глухими детьми для познания окружающей действительности, ориентировки в быту. Неслышащий ребенок обращается к вынужденной форме общения — мимико-жестикуляторной речи, основанной на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение. Своеобразие и примитивизм такой речи очевидны, она не заменяет словесной речи в качестве основы мышления, исключается общение неслышащих детей со слышащими.
Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. Центральной и наиболее трудной задачей специального обучения неслышащих детей является формирование у них словесной речи и речевого мышления. Устная речь воспринимается слышащими на слух. Неслышащие используют для этой цели зрение, так называемое чтение с губ, т. е. зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов. Воспроизведение произносительной стороны устной речи опирается на сохранные зрительный, кожный и двигательный анализаторы при использовании остатков слуха. Всевозможные специальные и технические средства, пособия, предназначенные для использования сохранных анализаторов, способствуют развитию устной речи (виброскоп, вибратор и др.). Звучащая речь неслышаще-го ребенка отличается нечеткостью, смазанностью, нарушениями голоса, что корригируется в процессе работы по развитию устной речи таких детей.
В процессе обучения неслышащих детей формируются и другие виды речи — письменная и дактильная. Дактильная речь, играющая роль основного средства общения на начальном этапе обучения, в дальнейшем переходит в разряд вспомогательных средств.
На степень сохранности речи позднооглохших детей влияет ряд факторов: время наступления глухоты, условия роста и развития ребенка, уровень остаточного слуха, качество работы по развитию речи ребенка. Задачей специально организованного обучения и воспитания является сохранение и развитие устной речи, познание действительности на уровне словесно-логического мышления. Коррекционная работа с детьми включает специальные упражнения на выработку полноценного произношения, наращивание словарного запаса, обучение грамоте и грамматике.
Слабослышащие дети составляют значительную часть детей с нарушениями слуха. В отличие от неслышащих детей они обладают остаточным слухом, который могут достаточно эффективно использовать в процессе обучения, для общения с окружающими и познания действительности. Однако устная речь у слабослышащих детей може успешно развиваться только в условиях специального обучения. При тугоухости у детей особенно важно учитывать не только степень снижения слуха, но и время, когда наступило это снижение. Слуховой дефект должен быть своевременно обнаружен. Речь окружающих должна отличаться четкостью, громкостью, образцовой дикцией.
Относительная бедность словарного запаса сочетается у слабослышащих детей с неправильным усвоением и употреблением понятий, со смазанностью артикуляции и невыразительностью интонации, с нарушениями грамматического строя речи. Характерные отклонения в устной речи детей отражаются в их письменной речи замещением букв, многочисленными ошибками в письменных работах, затрудненным пониманием читаемого текста.
Только слабослышащие дети с легкой степенью тугоухости, обладающие развитой речью, могут обучаться в массовой школе при условии дополнительных занятий с логопедом. В некоторых случаях слабослышащие дети, не успевающие в массовой школе, ошибочно направляются в специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи или даже в школы для умственно отсталых. Но и в таких условиях ребенок остается неуспевающим, потому что лишен необходимой для него помощи, специального обучения и воспитания, рассчитанного на коррекцию и компенсацию дефектов слуха.
Исследование слуха можно проводить с помощью шепотной и громкой речи для каждого уха отдельно в обстановке относительной тишины. Показателем степени остроты слуха является наибольшее расстояние, на котором различаются те или иные элементы доступной ребенку речи. Более точные данные о состоянии слуха получают при помощи камертонов, определяющих объем и остроту слуха по воздушной и костной проводимости, и аудиометров — электроакустических устройств, составляющих графическое изображение данных исследования слуха (аудиограмма).
У слабослышащих детей различают три степени тугоухости: 1-я степень — понижение слуха не превышает 50 дБ (возможно восприятие речи на расстоянии более 1 м); 2-я степень — понижение слуха от 50 до 70 дБ (речь разговорной громкости воспринимается на расстоянии менее 1 м); 3-я степень — понижение слуха превышает 70 дБ (речь разговорной громкости плохо различается даже у самого уха).
Роль слуха в развитии речи детей
Для развития речи ребенка очень важно наличие полноценного слуха. Ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха ребенок воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.
Даже небольшое снижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи (когда нарушается произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй).
У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них развивается так же, как и у нормально слышащих детей, но не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не развивается.
В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь, не замечают своего неправильного произношения. Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. В норме ребенок к четырем годам овладевает умением различать на слух фонемы родного языка.
Обучение детей с нарушениями слуха речи, чтению и письму предпринималось начиная с 16—17 столетий. Уже тогда отмечалось, что, несмотря на тяжелое нарушение слуха, интеллект неслышащих детей может оставаться сохранным, более того, иметь весьма высокий уровень развития.
Возраст, в котором возникло снижение слуха |
Нарушения речи |
1,5—2 Года
|
Дети теряют зачатки речи за 2—3 месяца и становятся безречевыми. |
2—4—5 лет
|
Речь сохраняется в течение 1 года, но затем распадается. |
5—6 лет 7—9 лет
|
Речь не теряется, но голос приобретает неестественный характер, нарушается интонация, ударение. Ограничивается пассивный запас слов, «не хватает» слов активного словаря. Оглушаются все согласные звуки ([ц-ч, д-т, з-ж] и др.). |
10—15 лет |
Речь сохраняется, но теряет звонкость, интонацию и внятность. Встречаются нарушения письма и чтения |
Таким образом, в сложной структуре развития ребенка с нарушенным слухом основным вторичным отклонением является неспособность самостоятельного обретения языкового опыта и овладения речью, что препятствует нормальному общению ребенка с окружающими, тормозит развитие понятийного опыта.
Для нормального развития неслышащего и слабослышащего ребенка ведущее значение имеет раннее начало коррекционной работы, направленной на стимуляцию и развитие слухового восприятия, с использованием сурдологической техники в сочетании с развитием речи. В процессе обучения используется как стимуляция дефектного слухового анализатора, так и максимальное использование сохранных анализаторов: зрительного, тактильного, двигательного. Особое значение придается раннему включению речи в общение с окружающими, что открывает перед ребенком возможности участия в различных видах коллективной деятельности, положительные перспективы его социализации.
В начальном периоде обучения с ребенком, имеющим нарушение слуха, важно непродолжительно, но часто разговаривать, оречевлять
свои действия и действия ребенка, при этом желательно использовать небольшой лексический запас с однозначными словами. Процессы слышания и слушания стимулируют упражнения по развитию слухового восприятия.
В условиях целенаправленной и систематической работы слуховое восприятие детей проходит через несколько стадий, начиная с ощущения речевых звучаний, слухового различения речевых и неречевых звучаний и заканчивая восприятием на слух незнакомого речевого материала.
Логопедическое воздействие может эффективно использоваться в работе со слабослышащими (тугоухими) детьми, имеющими частичное снижение слуха.
При тугоухости у детей отмечается понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но речевое общение с помощью слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях (усиление голоса, приближение говорящего непосредственно к уху, использование звукоусиливающих приборов и т. д.), все же возможно. Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к расстройству экспрессивной речи, которое зависит от степени снижения слуха (чем тяжелее степень, тем хуже речь), времени наступления снижения слуха, условий развития ребенка (принятие специальных мер по сохранению и развитию речи обеспечивает сравнительно лучшее ее состояние).
Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Оно охватывает все ее стороны. Однако у слабослышащих детей могут наблюдаться и такие формы речевой патологии, которые не связаны непосредственно с состоянием слуха: заикание, нарушения темпа речи, ринолалия, оптическая дисграфия и дислексия, дизартрия, механическая дислалия, алалия и др.
Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех звуков речи и правильность их произношения. Обе эти стороны в случаях рано приобретенного снижения слуха не могут формироваться нормально.
Слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает прежде всего из-за ограничения диапазона воспринимаемых ими звуковых частот. Помимо этого, у детей наблюдается вторичное недоразвитие аналитико-синтетической деятельности в центральном отделе ре- чеслухового анализатора, вызванное «некачественностью» поступающих с периферии слуховых раздражений.
Дети с I степенью тугоухости различают на слух не более 75% согласных, произнесенных голосом разговорной громкости около самого уха. На расстоянии 0,5 м от уха возможность различения согласных звуков снижается до 60%, а на расстоянии 2 м — до 40%. Дети с одинаковой степенью тугоухости, но с. разным уровнем речевого развития распознают звуки речи по-разному. Даже в I отделении школы слабослышащих свыше 78% учащихся старших классов не различают на слух пары согласных звуков, особые затруднения вызывает дифференциация свистящих звуков. Для слабослышащих учащихся II отделения наибольшую трудность представляет восприятие и различение свистящих и шипящих звуков, что значительно затрудняет усвоение детьми полноценного звукопроизношения, а в дальнейшем и письма.
Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен осуществлять «ведущую» роль в отношении речедвигательного анализатора. Ребенок не может самостоятельно овладеть правильной артикуляцией звука, так как затруднено восприятие звука на слух. Помимо того, у слабослышащих детей могут быть нарушения в строении и функционировании речедвигательного анализатора, что также может обусловить дефектное звукопроизношение. У слабослышащих детей можно выделить три основные формы нарушения звукопроизношения:
1) при неполноценной деятельности слухового анализатора характерны замены одних звуков речи другими. Реже наблюдается искаженное произношение звуков, связанное с нечеткой звуковой дифференциацией или с полной невозможностью восприятия звуков на слух из-за парциального выпадения соответствующих звуковых частот. Звуковые замены устной речи обычно переносятся и на письмо в виде соответствующих буквенных замен;
искаженное звучание звуков вследствие недостаточности моторного отдела речевого аппарата, т. е. отклонений от нормы в строении или функционировании артикуляторных органов (картавое р, межзубное или боковое с и др.);
смешанные формы нарушения звукопроизношения, обусловленные одновременно и сенсорной и моторной недостаточностью, являющиеся самыми распространенными у слабослышащих детей.
Нарушения лексического и грамматического строя речи
При сильно выраженном и рано наступившем снижении слуха у детей развитие словарного запаса настолько отстает от нормы, что многие из них приходят в школу, владея лишь несколькими ле- петными словами. Однако и при менее тяжелом снижении слуха лексическая сторона речи у слабослышащих обычно оказывается нарушенной.
В основе недоразвития словарного запаса лежит невозможность дифференцированного восприятия на слух близких по звучанию слов и нечеткость или невозможность восприятия на слух безударных частей слова (окончаний, суффиксов, приставок). В результате слабослышащий ребенок нередко способен более или менее отчетливо воспринять на слух лишь ударную (чаще корневую) часть слова, что приводит к «усеченности» и недостаточной устойчивости слуховых образов и препятствует формированию лексической стороны речи.
По данным Р. М. Боскис, лишь 27,7% слабослышащих школьников дают свыше 80% правильных ответов при назывании обиходных предметов и действий. Дети с трудом усваивают названия признаков предметов из-за безударности окончаний прилагательных в русском языке. Особую сложность для слабослышащих детей представляет усвоение слов с отвлеченным значением и служебных слов, особенно состоящих из одного согласного звука.
Ограниченность словарного запаса приводит к неточности употребления слов, к расширению их значений. Неточность употребления слов чаще всего выражается в замене одних слов другими, основанной на их семантической общности: при употреблении в речи названия характерного признака предмета вместо всего предмета («борода» вместо дедушка)-, при назывании другого предмета, ситуационно связанного с данным («клей» вместо кисточка)-, при назывании общей ситуации вместо предмета; при назывании предмета, сходного по назначению или внешне сходного с данным; при назывании действия, которое может быть связано с данным предметом и др.
Для слабослышащих детей характерны грубые искажения звуко- слогового состава слов, что объясняется недифференцированностью их восприятия на слух («табира» вместо собирает и др.). Особенно часто опускаются окончания слов или сохраняется лишь ударная часть слова («ко» вместо молоко).
Отмечается у слабослышащих детей и несформированность грамматического строя речи (аграмматизм). Многие слабослышащие дети долгое время не овладевают фразовой речью, их речь состоит из не связанных между собою слов. Они неправильно согласовывают слова, употребляют падежные окончания, добавляют лишние предлоги. Структура сложных предложений с трудом усваивается даже учащимися старших классов.
Письменная речь слабослышащих во многом отражает недостатки устной речи. В письменной речи отмечаются:
грубый аграмматизм, выражающийся в неправильном согласовании и употреблении предлогов, в пропусках членов предложения и т. п.;
наличие дисграфий, связанных с грубым фонетико-фонемати- ческим недоразвитием.
сновная специфика обследования заключается в самом характере его проведения с необходимостью учета неполноценности слуховой функции ребенка. В ходе всего обследования приходится постоянно обращать внимание на то, как слышит ребенок предлагаемый ему речевой материал. В противном случае некоторые задания могут остаться просто им непонятыми, что приведет к ошибочной диагностике.
Для обеспечения лучшей слышимости используются: усиление громкости голоса, сокращение расстояния до уха ребенка, звукоусиливающая аппаратура (чаще всего слуховые аппараты индивидуального пользования). При сильном снижении слуха средства комбинируются.
При различении ребенком звуков на слух логопеду следует закрыть лицо экраном, чтобы исключить возможность зрительного восприятия. Исключение зрительного восприятия необходимо и при проведении слуховых диктантов. В слуховые диктанты обязательно должны включаться незнакомые детям слова, содержащие звуки, не различаемые слабослышащими.
Устранение у слабослышащих нарушений речи, не связанных с состоянием слуха, ведется обычными, принятыми в логопедии методами. Специфика сводится к учету имеющейся слуховой недостаточности и к обеспечению индивидуального подхода.
При ознакомлении слабослышащего ребенка с новым словом важно обеспечить возможность его полноценного восприятия. Это достигается за счет достаточно громкого произнесения слова, особенно безударной его части, за счет одновременного предъявления написанного слова и привлечения внимания ребенка к артикуляции говорящего.
Различение звуков речи на слух дается детям с большим трудом, поэтому особенно тщательно проводится заключительный этап работы по коррекции дефектов звукопроизношения — дифференциация смешиваемых звуков. Устранение звуковых замен в устной речи и буквенных замен на письме может быть достигнуто иногда лишь за счет использования компенсаторных приемов: опору на зрительное представление артикуляции звука и на чувство положения артикуляторных органов, т. е. на кинестетическое чувство. Для исправления ошибок на письме применяют обходные методы, заключающиеся в запоминании детьми основных корневых слов и в овладении правилами словоизменения и словообразования [53].
13-4350
При обучении грамоте слабослышащих детей используются следующие принципы построения работы:
каждый урок грамоты должен строиться на специально отобранном материале звуков, букв, слогов, слов, фраз;
овладение навыками чтения и письма должно происходить одновременно и во взаимосвязи с формированием устной речи и развитием отвлеченного мышления;
особое внимание на уроках грамоты должно уделяться работе, направленной на овладение звукобуквенным составом, слоговой структурой слова;
учитель должен стремиться к комплексному использованию анализаторов, участвующих в речи;
обучение грамоте должно протекать в условиях сознательного выполнения детьми тренировочных аналитико-синтетических операций и действий, составляющих структуру навыков чтения и письма;
необходимо использовать глобальное чтение (узнавание и воспроизведение слов и предложений) и аналитико-синтетическое чтение;
тесная взаимосвязь занятий по уточнению звукового состава слов, совершенствованию произношения, формированию навыков чтения и письма.
В большинстве своем у детей с нарушениями слуха есть остатки слуха. Сохранный слух слабослышащих детей позволяет им под влиянием обучения с помощью электроакустической аппаратуры научиться слышать: понимать на слух с аппаратом речь и в диалоге, и из речевого потока окружающих. Остатки слуха детей с нарушениями слуха становятся базой формирования их речи, позволяют им свободно воспринимать речь окружающих с помощью двух каналов — зрительного и слухового, т. е. путем чтения речи с лица говорящего и одновременного слушания с помощью слухового аппарата. Индивидуальный слуховой аппарат должен быть обязательной принадлежностью, «частью тела» ребенка с нарушенным слухом — и неслышаще- го, и слабослышащего.
Если дети не попадают в систему слухового воспитания, то их возможности для развития слухового восприятия, речевого слуха остаются нереализованными, и мы имеем дело с прогрессирующей функциональной глухотой. К развитию слухового восприятия детей подходят по-разному, и от этого зависит дальнейшее социальное самосознание человека и его положение в обществе. Два подхода являются бесперспективными и дискредитирующими саму идею о возможности и необходимости развития речевого слуха. Это, во-первых, распространенное мнение, что достаточно «надеть» на ребенка слуховой аппарат, и его развитие пойдет естественным путем. Во-вторых, развитие слухового восприятия отождествляется с механической тренировкой — повторением наговариваемого взрослым речевого материала без систематической работы над пониманием услышанного.
Слуховое восприятие детей с нарушениями слуха должно стать предметом специальной заботы взрослых. Условия для его развития должны создаваться в семье с того момента, когда у ребенка обнаруживается нарушение слуха. Чем раньше установлен факт нарушения, чем раньше начинается воздействие на всю слухоречевую систему, тем эффективнее оказывается результат воспитания и обучения ребенка, возможности его социальной адаптации. Оптимальным условием психического и слухоречевого развития детей является обеспечение бина- урального (обоими ушами) восприятия, что достигается наличием двух слуховых аппаратов (заушных, карманных) или одного карманного аппарата с двумя микрофонами для каждого уха.
Независимо от возраста, в котором начинается обучение каждого ребенка, он должен пройти те стадии доречевого развития устной речи, через которые проходит слышащий ребенок. Известно, что вокализации младенцев сопровождают те или иные движения — ножек, ручек, тела. Эта же модель применяется при формировании речи у детей с нарушениями слуха с первых дней их обучения и на протяжении многих лет. Взрослые начинают создавать новый для глухих и неговорящих слабослышащих детей комплекс связей — макродвижений тела, микродвижений речеголосового аппарата и глаз, слуховых ощущений. Находясь перед глазами ребенка, имеющего слуховой аппарат, взрослый сам энергично приводит в ритмичные движения руки или ноги малыша синхронно своему говорению. Детей более старшего возраста наряду с этими приемами учат самих подражать движениям и речи взрослых (фонетическая ритмика). Такие «разговоры» с детьми должны быть очень непродолжительными, но частыми — в течение дня их можно повторять не менее трех-четырех раз.
С детьми следует много говорить, причем тон взрослых должен быть неизменно доброжелательным, мягким, разнообразно интонированным. Родителям и близким ребенка нужно сопровождать речью, оречевлять для детей те действия, которые взрослые проводят с ребенком или которые проводит сам ребенок в данный момент. Многочасовое пребывание ребенка в атмосфере звучащей речи ведет к постепенному увеличению объема речевого дыхания детей, т. к. под влиянием общения ребенка с взрослым работа дыхательной системы ребенка подстраивается к работе дыхательной системы взрослого. Родителям надо петь детям — напевать простые мелодии с ритмично повторяющимися частями, колыбельные, песенки. Этот начальный период обучения имеет принципиальное значение для дальнейшего речевого развития детей, способствует возникновению у детей «комплекса речевого оживления».
В условиях целенаправленной и систематической работы слуховое восприятие детей проходит через несколько стадий, начиная с ощущения речевых звучаний, различения материала и кончая восприятием на слух незнакомого речевого материала. Сначала дети должны привыкать по неречевому сигналу, воспринятому только на слух, прерывать свою деятельность и переходить к выполнению других действий. В качестве неречевых звуковых раздражителей можно использовать крышки от кастрюль, ложки, музыкальные инструменты.
Затем взрослые переходят к речевым сигналам: многократным произнесениям слогов, словосочетаний. Сначала дети воспринимают сигналы слухо-зрительно, а позже только на слух, затем дети прослушивают разные слова и ощущают их звучания на разном расстоянии, которое регулярно фиксируется для контроля динамики развития слухового ощущения речи.
На следующей стадии — слухового различения речевых и неречевых звучаний дети должны на слух отличить звучание одного комплекса звуков от звучания другого и соотнести каждый комплекс с объектом, им обозначаемым. Очень важно, чтобы дети сами смогли пройти сложный индивидуальный путь проб и ошибок, открыть ориентиры, которые помогают им идентифицировать услышанное и сказанное. Если эти ориентиры даются детям «сверху», представляя собой правила узнавания слов на слух, путь развития слухового восприятия является формальным. Искусственное произнесение слов несвойственно нормальному общению людей, поэтому таким способом дети не научатся понимать естественную речь ни на слух, ни слухо- зрительно. Необходимо из речевого потока, речевого шума, в котором уже живут дети, пользующиеся слуховыми аппаратами, отобрать отдельные слова, звучания которых дети учатся слушать, легкие для устного воспроизведения, но интересные и значимые для детей (ав- ав, мяу, Ляля и др.) Взрослые должны вести «слуховые словари», куда заносится любое слово, фраза, текст, прослушиваемые на занятиях.
Слуховое восприятие обеспечивается работой речевого аппарата. Чтобы сформировать слухоречевые связи, необходимо воспитывать у детей умение сразу после прослушивания реагировать голосом, речевым образом на любой речевой сигнал, стимулируя повторение сказанного. Таким образом, на занятиях по развитию слухового восприятия и речевого слуха действия ребенка имеют такую последовательность: услышал — повторил — проявил свое понимание услышанного и сказанного. Восприятие речи неразрывно связано с проблемой понимания речи, поэтому необходимо формировать у детей с нарушенным слухом образ слова, умение проявлять понимание его значения.
Следующей стадией слухового восприятия является стадия опознавания. Переход от различения слов на слух к их опознанию происходит незаметно для детей в привычных видах работы. Для того чтобы дети как можно раньше начинали ориентироваться на слуховое восприятие речи в быту, в практической деятельности, нужно раньше и чаще давать им новые слова через слуховое восприятие (слабослышащим детям — на втором году обучения, глухим — на третьем-чет- вертом году обучения). У детей не должно быть страха перед произнесением новых, не существующих в их словаре слов. Задача взрослого — создавать условия, благоприятствующие развитию речевого слуха, но не форсирующие его Развитие слухового восприятия способствует формированию у детей произношения, понимания речи окружающих (говорящих детей, педагогов, родителей), расширения представлений об окружающей действительности и, в конечном итоге, адаптации и социализации. Возможность восприятия речи детьми с недостатками слуха значительно увеличивается за счет звукоусиливающей аппаратуры, современных компьютерных технологий, инновационных образовательных программ, способствующих развитию высших психических функций и мыслительных процессов, таких как анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование и прогнозирование.
Подходов к реабилитации людей с нарушенным слухом очень много:
- верботональная система
- аудиовербальная
и другие методики Прогресс техники, медицины, достижения науки и применение новейших технологий за последние десятилетия позволили разработать новый способ оказания помощи глухим детям – метод многоканальной кохлеарной имплантации (В.И. Пудов, Г.А. Таварткиладзе, и др.). Кохлеарная имплантация – система мероприятий, направленных на улучшение слуха глухих людей. Аппарат КИ, как устройство для слушания, впервые внедрен в использование в 1980-ых годах для глухих людей, которым не помогают самые мощные слуховые аппараты .Как считают ведущие ученые Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования (Т.Г. Гвелесиани, С.Я. Косяков, Т.А. Таварткиладзе): в настоящее время единственным способом реабилитации детей с глухотой является кохлеарная имплантация. В мире насчитывается уже более 20 000 человек, использующих вживленные кохлеарные протезы. Кохлеарная имплантация успешно проводится во всем мире уже более тридцати лет, в России операции по проведению КИ реализуются с 1991 году. С 2003 года программа кохлеарной имплантации нашла поддержку в России на государственном уровне – в федеральную программу "Дети - инвалиды" включена статья по обеспечению нуждающихся детей в кохлеарной имплантации.
. При этом кохлеарный имплант обычно обеспечивает восстановление порогов слухового восприятия до 30-40 дБ по отношению к порогам слышимости, т.е. обеспечивает возможности практически нормального восприятия речи во всем частотном диапазоне.
. Зарубежные ученые полагают, что остатки слуха для детей после кохлеарной имплантации играют важную роль для развития их слухового восприятия и речи: важен слуховой опыт детей и возможность использования слухового аппарата на ухе без КИ. Как отмечают ученые, коррекционно-педагогическая помощь детям после КИ включает: адекватную настройку речевого процессора, развитие восприятия окружающих звуков и речи, формирование и развитие устной речи. Что чем быстрее у детей после КИ развивается слуховое восприятие, тем более быстро и легко они овладеют устной речью. При этом, уровень слухового восприятия речевого развития детей после КИ выше, чем у детей с обычными слуховыми аппаратами. Это обуславливается улучшенным слуховым восприятием детей после КИ и интенсивной программой психолого-педагогической слухоречевой реабилитации, так как КИ обеспечивают ценную обратную связь, необходимую для становления речи.
В связи с этим, основным подходом в оказании коррекционно-педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации в России и за рубежом является слухоречевой подход к ее проведению. Цель слухоречевого подхода – свободное восприятие глухим ребенком окружающих звуков и речи. Основа слухоречевого подхода состоит в том, чтобы язык и речь изучались ребенком через развитие слухового восприятия. Данный подход базируется на том, чтобы научить ребенка воспринимать звуки окружающей среды, приводя к естественному развитию речи и языка, а слухоречевая практика требует, чтобы с ребенком взаимодействовали через разговорный язык и создали слухоречевую В отечественной сурдопедагогике создана эффективная система непрерывного образования лиц с нарушениями слуха, содействующая сглаживанию последствий основного нарушения и получению равного со слышащими уровня образования, что является важнейшим условием их социальной адаптации и интеграции.среду.
Литература.
1.Александровская М. А. Проблема организации выявления и учета детей с нарушениями слуха. – Дефектология, 1990, №2, с. 6-12.
. - 3.Бельтюков В. И. Пути исследования механизма развития речи. – Дефектология, 1979, №3, С. 35-39.
6.Боскис Р. М. глухие и слабослышащие дети. – М., 1963.
7.Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха.- М., 1975.
8.Гловацкая Е. И., Кайтокова Г. Т. Усвоение глухими учащимися речевого материала, предлагаемого на слух.- В кн.: Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха. – М.: Просвещение, 1986, с. 30-32.
9..Королева И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб.: КАРО, 2005.
10. Королевская Т. К. К вопросу о восприятии устной речи глухими дошкольниками. – Дефектология 1985, №5, с. 51-53.
11.Кузьмичева Е. П. Развитие речевого слуха у глухих. – М.: Педагогика, 1983.
12.Кузьмичева Е. П. Развитие остаточного слуха глухих учащихся. – В кн.: Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха. – М.: Просвещение,1986, с. 5-10.
13.Кузьмичева Е. П. Оценка развития речевого слуха глухих школьников. - Дефектология, 1989, №4, с.17-21.
.
14.Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия у глухих учащихся. – М., 1991.
.
15.Рау Ф. Ф., Нейман Л. В., Бельтюков В. И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. – М., 1961.
16.Рау Ф. Ф. Методика обучения глухих устной речи.- М.: Просвещение, 1976.
17.Рау Ф. Ф. Психоло1. Королева И.В. Диагностика и реабилитация слуховой функции у детей раннего возраста. -СПб.: Изд-во КАРО, 2005с.
18.Королева И.В. Реабилитация глухих детей с кохлеарными
имплантами. 4-е изд. Дополн. - СПб.:СПб НИИ уха, горла, носа
и речи. 2006.- 102 с. гические вопросы использования остаточного слуха для формирования произношения у глухих детей. – Дефектология, 1976,
.
.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дарчиева Любовь Григорьевна
→ ldarchieva 14.01.2014 0 3969 793 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.