Конспект урока по социально-бытовому ориентированию "Первичная обработка рыбы"


Дата: 27.11.20

Основной педагог: Ковалева А.В. Заменяющий педагог:

Учебная дисциплина/курс: СБО Класс: 9

Тема: Первичная обработка рыбы

Тип: комбинированный урок.

Цель: создание условий для формирования знаний о пищевой ценности рыбы, её видах и способах приготовления.

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить учащихся со способами первичной обработки продуктов, выполнением санитарно – гигиенических требований

  • Показать связь изучаемой темы с жизнью.

Развивающие:

  • Коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание.

  • Способствовать адаптации к самостоятельной жизни через привитие практических навыков.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру.

Формируемая компетенция: информационная.

Оборудование: дополнительная литература, таблица, карточки с заданием.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

(продукт деятельности)

1.

Организационный момент.

Цель этапа: психологическая установка на доброжелательную работу.

 

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.

 

Обучающиеся приветствуют учителя, принимают правильное положение за партой.

Обучающиеся определяют свое эмоциональное состояние на начало урока, сигнализируя карточкой.

2

Актуализация опорных знаний.

Цель этапа: Выявить уровень знаний по теме, повторить пройденный материал.

Учитель проверяет домашнее задание обучающихся

Обучающиеся отвечают полным ответом на вопросы учителя.

3

Постановка целей и задач урока - через упражнение «Расшифруй».

Цель этапа: подведение к пониманию основной задачи урока.

Расшифруй.

1 2 3 4 5 6 7

В О С П И Т А Н И Е

Что получилось? (Питание)

Обучающиеся слушают учителя и выполняют упражнение «Расшифруй».

 

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

 

4

Объяснение нового материала.

Цель этапа: сообщение новых знаний по теме урока.

4.1 Вводная беседа с презентацией.

4.2 Игра «Составь пословицу».

4.3 Работа с учебником стр-

Правила приготовления рыбы.

4.4 Физминутка снятие общей утомляемости.

Цель:

4.5 Работа в тетради.

4.6 Изучение технологической карты «Рыба жареная»

 

-. Ребята, мы продолжаем изучать раздел ПИТАНИЕ.

Чтобы понять, о чём мы будем говорить сегодня на уроке вы должны вспомнить сказку А.С. Пушкина по отрывку.

Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —

(Сказка о рыбаке и рыбке).

-Тема нашего урока «Первичная и тепловая обработка рыбы». Сегодня на уроке мы с вами поговорим о первичной и тепловой обработке рыбы и научимся.

1. Учитель рассказывает о важном месте рыбы в питании человека. Слайды № 1-2

2. Игра «Составь пословицу».

- Рыбак рыбака видит издалека.

- Без труда не вытащить и рыбки из пруда.

- Задание: пословицы рассыпались. Кто быстрее составит пословицы из предложенных слов.

3. Работа с учебником стр-

Ответы на вопросы по ходу изучения материала.

4. физминутка.

5. Работа в тетради. Записать процессы первичной обработки.

6. Технологическая карта Приложение №1

Обучающиеся отгадывают тему урока.

 

 

 

 

 

Обучающиеся слушают педагога и просматривают презентацию.

 

 

Обучающиеся собирают пословицы и пытаются объяснить её смысл.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Обучающиеся выполняют физические упражнения.

Обучающиеся работают в тетради.

5

Закрепление и повторение изученного материала – закрепить полученные знания на уроке.

Тестирование. Приложение №2

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

 

6

Подведение итогов урока и оценка знаний. Подведение итогов урока и оценка.

Цель этапа: подведение итогов работы на уроке.

Совместное оценивание деятельности на уроке.

Анализируют работу на уроке, оценивают собственную деятельность.

7

Задание на дом.

 

Обучающиеся записывают задание на дом

8

Рефлексия - выяснить мнение обучающихся об уроке.

Учитель проводит рефлексию деятельности на уроке. -сегодня мы узнали…….

-было интересно…….

-было трудно…….

-я попробую…….

-мне понравилось……

Благодарит за урок. Прощается.

Обучающиеся выполняют рефлексию своей деятельности, взаимодействия с учителем на уроке.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест.

1 Сколько в среднем каждый человек съедает рыбы в течение всей жизни

а) 2 тонны б) 10 тонн в) 4 тонны.

2 Какие витамины больше всего содержаться в рыбе?
а) А и Д, б) А и В в) Д и С

3 Во время поста разрешалось есть:
а) молоко б) рыбу , в) мясо.

Технологическая карта. Рыба жареная.

Инвентарь: нож, разделочная доска, сковорода.

Продукты:

- рыба свежемороженая – 2 шт,

- растительное масло – 100 гр,

- мука или панировочные сухари – 100 гр, соль - 1ч.л.

Ход работы:

    1. Почистить рыбу. Отрезать плавники, хвост, голову, вынуть внутренности.

    2. Промыть холодной водой, разрезать на куски.

    3. Посолить, перемешать. Обвалять в муке или панировочных сухарях.

    4. Обжарить на растительном масле с одной стороны до образования корочки.

    5. Перевернуть и обжаривать до готовности на медленном огне, накрыв крышкой.

Тест.

1 Сколько в среднем каждый человек съедает рыбы в течение всей жизни

а) 2 тонны б) 10 тонн в) 4 тонны.

2 Какие витамины больше всего содержаться в рыбе?
а) А и Д, б) А и В в) Д и С

3 Во время поста разрешалось есть:
а) молоко б) рыбу , в) мясо.

Тест.

1 Сколько в среднем каждый человек съедает рыбы в течение всей жизни

а) 2 тонны б) 10 тонн в) 4 тонны.

2 Какие витамины больше всего содержаться в рыбе?
а) А и Д, б) А и В в) Д и С

3 Во время поста разрешалось есть:
а) молоко б) рыбу , в) мясо.

Тест.

1 Сколько в среднем каждый человек съедает рыбы в течение всей жизни

а) 2 тонны б) 10 тонн в) 4 тонны.

2 Какие витамины больше всего содержаться в рыбе?
а) А и Д, б) А и В в) Д и С

3 Во время поста разрешалось есть:
а) молоко б) рыбу , в) мясо.

Тест.

1 Сколько в среднем каждый человек съедает рыбы в течение всей жизни

а) 2 тонны б) 10 тонн в) 4 тонны.

2 Какие витамины больше всего содержаться в рыбе?
а) А и Д, б) А и В в) Д и С

3 Во время поста разрешалось есть:
а) молоко б) рыбу , в) мясо.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дополнительный материал по теме урока:

Рыба занимает важное место в питании человека. Подсчитано, что в среднем каждый человек съедает ее в течение всей жизни до 4 тонн, что вдвое больше мяса. Рыбные блюда очень полезны. Они содержат много йода, фосфора, калия, магния, богаты жирами и белками. В рыбе содержатся витамины А  и  Д, которые особенно необходимы детям. Их недостаток может привести к развитию рахита, ухудшению зрения, понижению сопротивляемости организма болезням.

По питательности и вкусовым качествам рыба не уступает мясу, а по усвояемости превосходит его.
Вкус рыбы, ее кулинарные качества в основном зависят от количества содержащегося в ней жира (0,2 -30%). Так самыми вкусными считаются осетровые, лососевые виды рыб, угорь, палтус, скумбрия, некоторые виды сельди, в которых содержится более 8% жира.
В водах нашей страны обитает более 1 тысячи рыб. Многие из них являются промысловыми, т.е. их добывают организованным порядком и продают в магазинах.

К речной рыбе относятся – щука, ерш, пескарь, налим, лещ, карп, сом.

К морским – треска, камбала, зубатка, ставрида, сельдь, хек, салака.  

Рыба служила людям одним из главных продуктов питания с незапамятных времен.
Раскапывая стоянки первобытного человека  археологи находят этому красноречивые свидетельства. Им попадаются костяные рыболовные крючки, гарпуны, и даже куски сетей из бересты. Выходит, что уже в каменном веке люди ловили рыбу.

В древности на Руси ели в основном речную рыбу. Это обуславливалось тем, что славянские племена селились по берегам многочисленных рек и речушек.   Это и определило широкое распространение рыбных блюд в  нашей национальной кухне. Широкому употреблению рыбы способствовали и традиционные посты. Рыбу разрешалось,  есть в периоды многих постов и блюда из нее назывались полупостными. Было запрещено во время постов употребление мясной и молочной пищи и тогда рыбные блюда приобретали особое значение.
Морская рыба стала постепенно появляться на русском столе лишь в 18 веке. Особенно,  после того как в 1721 году Петр 1 повелел  «для умножения торговли отдать северные рыбные промыслы в свободное пользование купечеству и другим людям».
Рыбные блюда традиционно были украшением праздничного стола. Так на царский стол подавали вареных и жареных осетров по 2-3 пуда весом каждый. Их украшали овощами, фруктами, цветами, превращая блюда в произведение искусства. 

С каждым столетием рыболовный опыт человечества становился все солиднее и прочнее, и уловы росли. В 1800 году на  Земле было выловлено 1,2 миллиона тонн рыбы, по полтора килограмма на каждого жителя планеты, то в1980 году 71 миллион тонн, в среднем по 16  килограммов на человека.

Первичная обработка рыбы включает следующие процессы:

- оттаивание замороженной рыбы

- освобождение ее от загрязнений и несъедобных частей

- очистка от чешуи

отделение от рыбы частей, имеющих пониженную пищевую ценность (голова, плавники, хвост)

- потрошение

- пластование или придание рыбе размеров и формы, соответствующей виду кулинарного изделия.

Работа в тетрадях. Записать процессы первичной обработки.

Задача первичной (холодной) обработки рыбы - подготовить рыбу так, чтобы с меньшими потерями можно было разрезать ее на порционные куски.

Рыбу прежде всего оттаивают. Ведь рыбу вылавливают порой очень далеко от родных берегов, и в пути она находится нередко до 50 суток. Вот почему рыба поступает в продажу замороженной.

На судах ее морозят, и в таком виде, не теряя основных качеств, она поступает в магазин. Многие виды рыб доставляются с промысла обработанными: потрошенными, с удаленной головой. Хозяйке остается только оттаять рыбу. Но замороженную рыбу надо оттаивать так, чтобы не снизилась ее питательная ценность. Нельзя оттаивать рыбу в теплой воде, так как при этом происходит разрушение белка, и питательная ценность рыбы теряется. Размороженную рыбу не рекомендуется вновь замораживать, так как при этом происходит потеря сока, к тому же резко снижаются ее вкусовые качества. По этой же причине не рекомендуется оттаявшую рыбу подвергать сильным механическим воздействиям: отбивать, сдавливать и т.п.

После оттаивания ( лучше всего оттаивать не до конца – в полуоттаявшем виде рыбу легче подвергать обработке, кроме того, сохраняется сочность ее мяса) и промывания рыбу чистят от чешуи. После снятия чешуи рыбу промывают и разделывают. Прежде всего следует удалить плавники, голову и хвост. Затем производят потрошение, если рыба не потрошёная , промывают и разрезают на порционные куски. Разделанную рыбу долго не хранят. Поэтому разделывать и солить ее лучше перед самым приготовлением, тогда блюдо будет нежнее и вкуснее.


 


 


Полный текст материала Конспект урока по социально-бытовому ориентированию "Первичная обработка рыбы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ковалева Альбина Владимировна  Публикатор
20.03.2021 0 1716 271

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК