Конспект урока по социально-бытовому ориентированию "Первичная обработка рыбы"
Дата: 27.11.20 |
Основной педагог: Ковалева А.В. Заменяющий педагог: |
Учебная дисциплина/курс: СБО Класс: 9 |
Тема: Первичная обработка рыбы |
Тип: комбинированный урок. |
Цель: создание условий для формирования знаний о пищевой ценности рыбы, её видах и способах приготовления. |
Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Формируемая компетенция: информационная. |
Оборудование: дополнительная литература, таблица, карточки с заданием. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся (продукт деятельности) |
||
1. |
Организационный момент. Цель этапа: психологическая установка на доброжелательную работу.
|
Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. -Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.
|
Обучающиеся приветствуют учителя, принимают правильное положение за партой. Обучающиеся определяют свое эмоциональное состояние на начало урока, сигнализируя карточкой. |
||
2 |
Актуализация опорных знаний. Цель этапа: Выявить уровень знаний по теме, повторить пройденный материал. |
Учитель проверяет домашнее задание обучающихся |
Обучающиеся отвечают полным ответом на вопросы учителя. |
||
3 |
Постановка целей и задач урока - через упражнение «Расшифруй». Цель этапа: подведение к пониманию основной задачи урока. |
Расшифруй.
Что получилось? (Питание) |
Обучающиеся слушают учителя и выполняют упражнение «Расшифруй».
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
|
||
4 |
Объяснение нового материала. Цель этапа: сообщение новых знаний по теме урока. 4.1 Вводная беседа с презентацией. 4.2 Игра «Составь пословицу». 4.3 Работа с учебником стр- Правила приготовления рыбы. 4.4 Физминутка – снятие общей утомляемости. Цель: 4.5 Работа в тетради. 4.6 Изучение технологической карты «Рыба жареная»
|
-. Ребята, мы продолжаем изучать раздел ПИТАНИЕ. Чтобы понять, о чём мы будем говорить сегодня на уроке вы должны вспомнить сказку А.С. Пушкина по отрывку. Раз он в море закинул невод, — (Сказка о рыбаке и рыбке).-Тема нашего урока «Первичная и тепловая обработка рыбы». Сегодня на уроке мы с вами поговорим о первичной и тепловой обработке рыбы и научимся. 1. Учитель рассказывает о важном месте рыбы в питании человека. Слайды № 1-2 2. Игра «Составь пословицу». - Рыбак рыбака видит издалека. - Без труда не вытащить и рыбки из пруда. - Задание: пословицы рассыпались. Кто быстрее составит пословицы из предложенных слов. 3. Работа с учебником стр- Ответы на вопросы по ходу изучения материала. 4. физминутка. 5. Работа в тетради. Записать процессы первичной обработки. 6. Технологическая карта Приложение №1 |
Обучающиеся отгадывают тему урока.
Обучающиеся слушают педагога и просматривают презентацию.
Обучающиеся собирают пословицы и пытаются объяснить её смысл. Обучающиеся отвечают на вопросы. Обучающиеся выполняют физические упражнения. Обучающиеся работают в тетради. |
||
5 |
Закрепление и повторение изученного материала – закрепить полученные знания на уроке. |
Тестирование. Приложение №2 |
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
|
||
6 |
Подведение итогов урока и оценка знаний. Подведение итогов урока и оценка. Цель этапа: подведение итогов работы на уроке. |
Совместное оценивание деятельности на уроке. |
Анализируют работу на уроке, оценивают собственную деятельность. |
||
7 |
Задание на дом. |
|
Обучающиеся записывают задание на дом |
||
8 |
Рефлексия - выяснить мнение обучающихся об уроке. |
Учитель проводит рефлексию деятельности на уроке. -сегодня мы узнали……. -было интересно……. -было трудно……. -я попробую……. -мне понравилось…… Благодарит за урок. Прощается. |
Обучающиеся выполняют рефлексию своей деятельности, взаимодействия с учителем на уроке.
|
Тест. 1 Сколько в среднем каждый человек съедает рыбы в течение всей жизни а) 2 тонны б) 10 тонн в) 4 тонны. |
Технологическая карта. Рыба жареная. Инвентарь: нож, разделочная доска, сковорода. Продукты: - рыба свежемороженая – 2 шт, - растительное масло – 100 гр, - мука или панировочные сухари – 100 гр, соль - 1ч.л. Ход работы:
|
Тест. 1 Сколько в среднем каждый человек съедает рыбы в течение всей жизни а) 2 тонны б) 10 тонн в) 4 тонны. |
Тест. 1 Сколько в среднем каждый человек съедает рыбы в течение всей жизни а) 2 тонны б) 10 тонн в) 4 тонны. |
Тест. 1 Сколько в среднем каждый человек съедает рыбы в течение всей жизни а) 2 тонны б) 10 тонн в) 4 тонны. |
Тест. 1 Сколько в среднем каждый человек съедает рыбы в течение всей жизни а) 2 тонны б) 10 тонн в) 4 тонны. |
Дополнительный материал по теме урока:
Рыба занимает важное место в питании человека. Подсчитано, что в среднем каждый человек съедает ее в течение всей жизни до 4 тонн, что вдвое больше мяса. Рыбные блюда очень полезны. Они содержат много йода, фосфора, калия, магния, богаты жирами и белками. В рыбе содержатся витамины А и Д, которые особенно необходимы детям. Их недостаток может привести к развитию рахита, ухудшению зрения, понижению сопротивляемости организма болезням.
По питательности и вкусовым качествам рыба не уступает мясу, а по усвояемости превосходит его.
Вкус рыбы, ее кулинарные качества в основном зависят от количества содержащегося в ней жира (0,2 -30%). Так самыми вкусными считаются осетровые, лососевые виды рыб, угорь, палтус, скумбрия, некоторые виды сельди, в которых содержится более 8% жира.
В водах нашей страны обитает более 1 тысячи рыб. Многие из них являются промысловыми, т.е. их добывают организованным порядком и продают в магазинах.
К речной рыбе относятся – щука, ерш, пескарь, налим, лещ, карп, сом.
К морским – треска, камбала, зубатка, ставрида, сельдь, хек, салака.
Рыба служила людям одним из главных продуктов питания с незапамятных времен.
Раскапывая стоянки первобытного человека археологи находят этому красноречивые свидетельства. Им попадаются костяные рыболовные крючки, гарпуны, и даже куски сетей из бересты. Выходит, что уже в каменном веке люди ловили рыбу.
В древности на Руси ели в основном речную рыбу. Это обуславливалось тем, что славянские племена селились по берегам многочисленных рек и речушек. Это и определило широкое распространение рыбных блюд в нашей национальной кухне. Широкому употреблению рыбы способствовали и традиционные посты. Рыбу разрешалось, есть в периоды многих постов и блюда из нее назывались полупостными. Было запрещено во время постов употребление мясной и молочной пищи и тогда рыбные блюда приобретали особое значение.
Морская рыба стала постепенно появляться на русском столе лишь в 18 веке. Особенно, после того как в 1721 году Петр 1 повелел «для умножения торговли отдать северные рыбные промыслы в свободное пользование купечеству и другим людям».
Рыбные блюда традиционно были украшением праздничного стола. Так на царский стол подавали вареных и жареных осетров по 2-3 пуда весом каждый. Их украшали овощами, фруктами, цветами, превращая блюда в произведение искусства.
С каждым столетием рыболовный опыт человечества становился все солиднее и прочнее, и уловы росли. В 1800 году на Земле было выловлено 1,2 миллиона тонн рыбы, по полтора килограмма на каждого жителя планеты, то в1980 году 71 миллион тонн, в среднем по 16 килограммов на человека.
Первичная обработка рыбы включает следующие процессы:
- оттаивание замороженной рыбы
- освобождение ее от загрязнений и несъедобных частей
- очистка от чешуи
отделение от рыбы частей, имеющих пониженную пищевую ценность (голова, плавники, хвост)
- потрошение
- пластование или придание рыбе размеров и формы, соответствующей виду кулинарного изделия.
Работа в тетрадях. Записать процессы первичной обработки.
Задача первичной (холодной) обработки рыбы - подготовить рыбу так, чтобы с меньшими потерями можно было разрезать ее на порционные куски.
Рыбу прежде всего оттаивают. Ведь рыбу вылавливают порой очень далеко от родных берегов, и в пути она находится нередко до 50 суток. Вот почему рыба поступает в продажу замороженной.
На судах ее морозят, и в таком виде, не теряя основных качеств, она поступает в магазин. Многие виды рыб доставляются с промысла обработанными: потрошенными, с удаленной головой. Хозяйке остается только оттаять рыбу. Но замороженную рыбу надо оттаивать так, чтобы не снизилась ее питательная ценность. Нельзя оттаивать рыбу в теплой воде, так как при этом происходит разрушение белка, и питательная ценность рыбы теряется. Размороженную рыбу не рекомендуется вновь замораживать, так как при этом происходит потеря сока, к тому же резко снижаются ее вкусовые качества. По этой же причине не рекомендуется оттаявшую рыбу подвергать сильным механическим воздействиям: отбивать, сдавливать и т.п.
После оттаивания ( лучше всего оттаивать не до конца – в полуоттаявшем виде рыбу легче подвергать обработке, кроме того, сохраняется сочность ее мяса) и промывания рыбу чистят от чешуи. После снятия чешуи рыбу промывают и разделывают. Прежде всего следует удалить плавники, голову и хвост. Затем производят потрошение, если рыба не потрошёная , промывают и разрезают на порционные куски. Разделанную рыбу долго не хранят. Поэтому разделывать и солить ее лучше перед самым приготовлением, тогда блюдо будет нежнее и вкуснее.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ковалева Альбина Владимировна
→ Публикатор 20.03.2021 0 1692 267 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.